Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Православие для "чайников"Покаяние (о заповедях блаженств)Итак, заповеди блаженств.
Оговорюсь сразу, что разбирать Заповеди блаженств подробно, как я это делала с заповедями Ветхого Завета, не буду. Для тех, кто хочет вчитаться в каждую из них, могу посоветовать, "Закон Божий", например вот отсюда. Те, кто регулярно читают мою рассылку, заметили, как я замешкалась с этим выпуском. Честно говоря, я просто не знала, как в человеческие слова можно облечь смысл этих заповедей. И что еще, кроме простого анализа слов и перевода с церковнославянского можно сказать о них. А сейчас поняла, что основная проблема этих заповедей в абсолютной их невозможности. Для того, чтобы их понять уже нужно стать другим человеком. Вот возьмем самую первую заповедь. Что означает "нищие духом"? Можно потратить тысячи слов, чтобы попытаться это объяснить. А потом, еще тысячи, чтобы попытаться осознать это ощущение внутри себя. Конечно, стержень фразы будет в том, что те кто ощущают постоянный и неутоляемый голод души, её бесприютность и вечные поиски Бога могут претендовать на это звание. Но самое главное будет состоять, в том, что тот, кто ощутит в себе это состояние, уже будет "блажен". А вот как неустанная работа души, её томление, и неустроенность сочетается с довольно "стабильным" по нашему человеческому мнению состоянием "блаженства" - нигде не сказано. Можно решить, что на самом деле награда будет заключаться в том, чтобы такие люди попадут в "царствие небесное". Но тогда Рай - это довольно странное место, ведь его будут занимать не те, кто познали Бога, а те, кто его ИЩУТ. Те, кто состоит в бесконечном поиске. Ведь "душевная нищета" подразумевает собой невозможность оставить "про запас" сокровища души или накопить что-либо в сердце или уме. Нельзя накопить знания, доброту, любовь - их нужно всегда раздавать. Причем не "делиться" знаниями, любовью и душевное теплотой - ведь нищета подразумевает, что у тебя, их просто нет. А именно - терять все накопленное, раздавая тем, кто в этом нуждается. И получается, что Рай это не то место, где можно будет отдохнуть, раз отбор идет по таким критериям. И ценность Рая уже оказывается несоизмерима с человеческими представлениями о нем. А вторая заповедь? Неужели Богу угодно, чтобы мы всегда сокрушались и плакали? Неужели основная наша цель вечно ходить понурыми, и угрюмо думать о том, что нам недоступно - о полном избавлении от грехов. И тогда мы утешимся. Но смысл утешаться, если блаженны то "плачущие"? А идеальное отсутствие грехов - явление практически недостижимое. Особенно для тех, кто живет в миру. И опять мы оказывается в состоянии, когда радость должна быть недоступна настоящему христианину, который живет по заповедям, ведь мы должны всегда плакать... Или не так? Мы блаженны, любим Богом и священны Его благодатью, даже когда плачем, потому что ничто не вечно в этом мире и благодаря Его воле мы утешимся, как бы ни были велики страдания. И нет вечных страданий на этой земле. И те, кто забывают об этом - грешат против заповеди. Даже грехи наши не повод для страданий - они повод для работы над собой. И какое из этих двух толкований правильное? Честно - я не знаю. Может только Бог знает или те, кто действительно посвятил свою жизнь служению Ему, может сказать, где истина. А мы, отказывая себе в праве на окончательность суждений, пытаемся соблюсти первую исповедь... Картина, которая получается после подобных рассуждений - довольно абсурдная. Но в том то и дело, что эти заповеди, отличаются от рассудительных (хотя бы внешне), предельно лаконичных и "земных" заповедей Ветхого завета. Заповеди блаженств должны "познаваться" сердцем. Это только внешне в них соблюдена форма: "состояние человека" и "обещание, которое исполнится после достижения этого состояния". А по сути - даже переход в это состояние невозможен без Божественного вмешательства. И так можно строить занимательные логические ловушки по каждой из заповедей, пока не поймем со всей очевидностью, что Бог любит нас и хочет от нас только одного. Чтобы мы любили друг друга, так как Он нас любит. Именно это новая и главнейшая из всех заповедей должна быть компасом, когда мы начинаем плутать в дебрях богословия. Мы до конца жизни можем искать сокровенный смысл заповедей, но если не соблюдем Его призыв "возлюби врага своего", то все оправдания в непонимании заповедей будут тщетными. В заключении хочу посоветовать вам прочесть статью Андрея Кураева "Христос церковного предания" в ней есть несколько важных мыслей именно о том, в чем отличие Заповедей Блаженств от Заповедей Ветхого завета и так сказать о "роли Христа в христианства". И не могу не привести здесь текст одной из проповедей Митрополита Сурожского Антония именно о том, что должно быть основным двигателем для исполнения заповедей Божьих. Митрополит Сурожский АнтонийО ЛЮБВИВо имя Отца и Сына и Святого Духа. В сегодняшнем Евангелии мы слышали слова такие простые и такие очевидные: Если кто Меня любит, тот сохранит Мои заповеди... В жизни, в нашей обычной человеческой жизни, это так очевидно и так просто: если мы кого-нибудь любим, то как мы заботимся о том, чтобы узнать его вкусы, что ему дорого и что ему ненавистно; и как старательно, когда у нас в сердце любовь жива, мы стремимся ничем любимого не огорчить. В таком смысле можно и слова Христовы понять; заповедь Господня - это не приказ, не принуждение со стороны Бога; Он открыто, чистосердечно нам говорит: вот что Мне дорого, а вот что Мне ненавистно; вот то, ради чего Я пришел на землю, а вот то, что на земле привело к Моей горькой и жестокой смерти... И вопрос стоит совершенно ясно и просто: если нам не дорого то, что Ему дорого, если нам остается близким то, что было причиной Его распятия и смерти, то о какой же любви мы можем говорить? Разве так мы говорим о любви к родным, к друзьям, к тем, которые нам действительно близки? Конечно нет!... И вот задумаемся над этими простыми словами Христа, и над этой простой, человеческой, земной правдой; если нам не дорога заповедь Господня, то, значит, Он нам не дорог, и тогда не надо говорить, что мы Его любим, не надо Ему говорить о том, что Он - наш Господь. Лучше, честнее было бы сказать: где-то краешком души я Тебя люблю, но себя люблю больше, мир люблю больше, многое люблю больше, чем Тебя... И тогда, может быть, нам стало бы стыдно, представив себе Его любовь к нам, и то, как Он к нам относится. А если бы стало стыдно, то, может быть, что-нибудь живое и дрогнуло бы у нас в душе; может быть, тогда мы начали бы иметь правдивые, честные отношения с Богом, и когда-нибудь и к Нему отнеслись бы те живые чувства, которые мы имеем друг ко другу. Подумаем об этом очень серьезно, потому что кто не хранит заповедь Господню - не как закон, не как приказ, не из страха, а просто потому, что Он нам дорог - тот не может сказать: Люблю Тебя, Господи... Возлюбим друг друга, возлюбим Господа серьезным, творческим, взрослым образом и будем строить на этом жизнь. Аминь! Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес KatyBaryshnikova@list.ru |
В избранное | ||