Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие для "чайников"

  Все выпуски  

Православие для "чайников" [39] - Покаяние (о заповедях блаженств)


Православие для "чайников"

Покаяние (о заповедях блаженств)

Итак, заповеди блаженств.

  1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.
  2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
  3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
  4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
  5. Блажени милостивии яко тии помиловани будут.
  6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
  7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
  8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.
  9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Оговорюсь сразу, что разбирать Заповеди блаженств подробно, как я это делала с заповедями Ветхого Завета, не буду. Для тех, кто хочет вчитаться в каждую из них, могу посоветовать, "Закон Божий", например вот отсюда. Те, кто регулярно читают мою рассылку, заметили, как я замешкалась с этим выпуском. Честно говоря, я просто не знала, как в человеческие слова можно облечь смысл этих заповедей. И что еще, кроме простого анализа слов и перевода с церковнославянского можно сказать о них. А сейчас поняла, что основная проблема этих заповедей в абсолютной их невозможности. Для того, чтобы их понять уже нужно стать другим человеком.

Вот возьмем самую первую заповедь. Что означает "нищие духом"? Можно потратить тысячи слов, чтобы попытаться это объяснить. А потом, еще тысячи, чтобы попытаться осознать это ощущение внутри себя. Конечно, стержень фразы будет в том, что те кто ощущают постоянный и неутоляемый голод души, её бесприютность и вечные поиски Бога могут претендовать на это звание. Но самое главное будет состоять, в том, что тот, кто ощутит в себе это состояние, уже будет "блажен". А вот как неустанная работа души, её томление, и неустроенность сочетается с довольно "стабильным" по нашему человеческому мнению состоянием "блаженства" - нигде не сказано.

Можно решить, что на самом деле награда будет заключаться в том, чтобы такие люди попадут в "царствие небесное". Но тогда Рай - это довольно странное место, ведь его будут занимать не те, кто познали Бога, а те, кто его ИЩУТ. Те, кто состоит в бесконечном поиске. Ведь "душевная нищета" подразумевает собой невозможность оставить "про запас" сокровища души или накопить что-либо в сердце или уме. Нельзя накопить знания, доброту, любовь - их нужно всегда раздавать. Причем не "делиться" знаниями, любовью и душевное теплотой - ведь нищета подразумевает, что у тебя, их просто нет. А именно - терять все накопленное, раздавая тем, кто в этом нуждается. И получается, что Рай это не то место, где можно будет отдохнуть, раз отбор идет по таким критериям. И ценность Рая уже оказывается несоизмерима с человеческими представлениями о нем.

А вторая заповедь? Неужели Богу угодно, чтобы мы всегда сокрушались и плакали? Неужели основная наша цель вечно ходить понурыми, и угрюмо думать о том, что нам недоступно - о полном избавлении от грехов. И тогда мы утешимся. Но смысл утешаться, если блаженны то "плачущие"? А идеальное отсутствие грехов - явление практически недостижимое. Особенно для тех, кто живет в миру. И опять мы оказывается в состоянии, когда радость должна быть недоступна настоящему христианину, который живет по заповедям, ведь мы должны всегда плакать... Или не так? Мы блаженны, любим Богом и священны Его благодатью, даже когда плачем, потому что ничто не вечно в этом мире и благодаря Его воле мы утешимся, как бы ни были велики страдания. И нет вечных страданий на этой земле. И те, кто забывают об этом - грешат против заповеди. Даже грехи наши не повод для страданий - они повод для работы над собой. И какое из этих двух толкований правильное? Честно - я не знаю. Может только Бог знает или те, кто действительно посвятил свою жизнь служению Ему, может сказать, где истина. А мы, отказывая себе в праве на окончательность суждений, пытаемся соблюсти первую исповедь...

Картина, которая получается после подобных рассуждений - довольно абсурдная. Но в том то и дело, что эти заповеди, отличаются от рассудительных (хотя бы внешне), предельно лаконичных и "земных" заповедей Ветхого завета. Заповеди блаженств должны "познаваться" сердцем. Это только внешне в них соблюдена форма: "состояние человека" и "обещание, которое исполнится после достижения этого состояния". А по сути - даже переход в это состояние невозможен без Божественного вмешательства.

И так можно строить занимательные логические ловушки по каждой из заповедей, пока не поймем со всей очевидностью, что Бог любит нас и хочет от нас только одного. Чтобы мы любили друг друга, так как Он нас любит. Именно это новая и главнейшая из всех заповедей должна быть компасом, когда мы начинаем плутать в дебрях богословия. Мы до конца жизни можем искать сокровенный смысл заповедей, но если не соблюдем Его призыв "возлюби врага своего", то все оправдания в непонимании заповедей будут тщетными.


В заключении хочу посоветовать вам прочесть статью Андрея Кураева "Христос церковного предания" в ней есть несколько важных мыслей именно о том, в чем отличие Заповедей Блаженств от Заповедей Ветхого завета и так сказать о "роли Христа в христианства". И не могу не привести здесь текст одной из проповедей Митрополита Сурожского Антония именно о том, что должно быть основным двигателем для исполнения заповедей Божьих.


Митрополит Сурожский Антоний

О ЛЮБВИ


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


В сегодняшнем Евангелии мы слышали слова такие простые и такие очевидные: Если кто Меня любит, тот сохранит Мои заповеди... В жизни, в нашей обычной человеческой жизни, это так очевидно и так просто: если мы кого-нибудь любим, то как мы заботимся о том, чтобы узнать его вкусы, что ему дорого и что ему ненавистно; и как старательно, когда у нас в сердце любовь жива, мы стремимся ничем любимого не огорчить.

В таком смысле можно и слова Христовы понять; заповедь Господня - это не приказ, не принуждение со стороны Бога; Он открыто, чистосердечно нам говорит: вот что Мне дорого, а вот что Мне ненавистно; вот то, ради чего Я пришел на землю, а вот то, что на земле привело к Моей горькой и жестокой смерти... И вопрос стоит совершенно ясно и просто: если нам не дорого то, что Ему дорого, если нам остается близким то, что было причиной Его распятия и смерти, то о какой же любви мы можем говорить? Разве так мы говорим о любви к родным, к друзьям, к тем, которые нам действительно близки? Конечно нет!...

И вот задумаемся над этими простыми словами Христа, и над этой простой, человеческой, земной правдой; если нам не дорога заповедь Господня, то, значит, Он нам не дорог, и тогда не надо говорить, что мы Его любим, не надо Ему говорить о том, что Он - наш Господь. Лучше, честнее было бы сказать: где-то краешком души я Тебя люблю, но себя люблю больше, мир люблю больше, многое люблю больше, чем Тебя... И тогда, может быть, нам стало бы стыдно, представив себе Его любовь к нам, и то, как Он к нам относится. А если бы стало стыдно, то, может быть, что-нибудь живое и дрогнуло бы у нас в душе; может быть, тогда мы начали бы иметь правдивые, честные отношения с Богом, и когда-нибудь и к Нему отнеслись бы те живые чувства, которые мы имеем друг ко другу.

Подумаем об этом очень серьезно, потому что кто не хранит заповедь Господню - не как закон, не как приказ, не из страха, а просто потому, что Он нам дорог - тот не может сказать: Люблю Тебя, Господи...

Возлюбим друг друга, возлюбим Господа серьезным, творческим, взрослым образом и будем строить на этом жизнь. Аминь!



Сайт ведущей рассылки - www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес KatyBaryshnikova@list.ru


В избранное