Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Житие Преподобного Сергия Радонежского


Информационный Канал Subscribe.Ru





ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Выпуск 9. Явление Богоматери и Куликовская битва

О битве на Куликовом поле, наверное, знает каждый из вас. И, уверен, всем известно о роли преподобного Сергия в этом событии. Сергий, пользовавшийся несомненным авторитетом среди знати и простолюдинов, монахов и мирян, благословил приехавшего к нему великого князя Дмитрия Иоанновича Донского и дал двух монахов для «боевой поддержки», но скорее как видимое свидетельство благословения Троицкой обители. Кроме того, совсем незадолго до битвы, он прислал князю грамоты с благословением, которые были зачитаны перед войском. Вместе с молитвенной поддержкой преподобный подарил русским воинам, да и всем остальным, воодушевление и веру в победу.

Отечественный историк Николай Борисов указывает на один важный факт. Преподобный Сергий, отправляя на битву монахов (напомю, их звали Александр Пересвет и Андрей Ослябя), нарушил постановление IV Вселенского собора в Халкидоне, согласно которому монах не может участвовать в военных действиях. Нарушение этого постановления грозило отлучением от Церкви. Конечно, ситуация требовала обращения к духу закона, а не к его букве; однако, мы можем предположить, что Сергию и участвовавшим в совете старцам это решение далось нелегко.

Вообще, к Куликовской битве Русь подошла на волне религиозного подъема. Великий князь примирился с литовским митрополитом Киприаном. В честь победы над татаро-монголами на Воже был основан Успенский монастырь (он находился к юго-востоку от Троицкой обители и был также основна Сергием по просьбе князя). С именем Пресвятой Богородицы в эти дни было связано множество радостных событий в стране. И кульминацией благодатного участия Богоматери стало Ее явление преподобному Сергию Радонежскому.

Для русского человека образ Богородицы связан с защитой от супостата, всевозможной помощью в трудном положении, если можно так сказать, всесторонней поддержки. Поэтому весть о чудесном видении, бывшем Сергию, с огромной быстротой разлетелось по всем углам нашего Отечества. Стоит ли говорить, что весть эта вселила веру даже в самые отчаявшиеся сердца?

В житии упоминается лишь о том, что Богородица пообещала процветание Троицкой обители, но ряд исследователей утверждают, что Божья Матерь говорила не только о судьбе монастыря, однако, по правилам составления житий, из Ее слов было зафиксировано лишь то, что имело историческое, вневременное значение, вто время как какие-то конкретные моменты были опущены.

Я не буду останавливаться на том, как проходила Куликовская битва, но хочу указать на два спорных моментах, обсуждаемых в наше время.

Первый касается степени влияния преп. Сергия на Куликовскую битву. некоторые исследователи предлагают трактовку, согласно которой святой ограничился лишь отправкой грамот князью, а приезд Дмитрия иоанновича — вымысел, добавленный к историческим событиям позднее. Также предполагается, что Александр Пересвет и Андрей Ослябя не участвовали в сражении или же не были монахами, или же отпраивлись на бой не по воли Сергия, а по просьбе великого князя. Сторонники таких мнений приводят вполне конкретные текстологические аргументы. Но путаница в этих вопросах связана в основном с датировкой различных событий (в частности, приезда митроплита Киприана в Москву), а также уже указанной неоднозначностью Сергиева решения относительно отправки иноков на битву (в ряде источников принадлежность их к монашеству не указано; в житии Епифания Премудрого об этом случае вообще не сказано). Если вам интересны более подробные доказательства этих спорных вопросов, вы найдете их в книге Н.Бориосва (выходные данные в конце рассылки).

Еще один момент касается понятий «монголо-татары» и«татары». Известны не так давно имевшие место предложение представиелей республики Татарстан об отмене празднования победы на Куликовом поле в связи с тем, что такой праздник оскорбляет татарскую нацию. Не имея достаточной компетенции для участия в споре, приведу цитату из уже упоминавшейся книги Н.Борисова о значении слова «татары» в отношении войска Мамая: «под этим термином русских летописей скрываются главным образом потомки половцев и приведенных Батыем разноязыких кочевников Азии». Кроме того, в сражении на стороне Орды выступали наемники из генуэзцев и армян. Учитывая эти данные, наиболее логичным будет решение не об отмене празднований знаменательных событий, а о повышении культурного уровня граждан Российской Федерации и уменьшении существующей у нас псевдопатритизма и межнациональной розни.

В заключение упомяну о том, что Куликовская битва не избавила Русь от ига, но стала символом освобождения, источником возрождения надежды, веры, а вскоре — полной убежденности в неибежность конца ордынского владычества.

В этом выпуске рассылки использованы следующие материалы:

Для удобства чтения цитаты приводятся на современном русском языке. Цитаты из Священного Писания даны по Синодальному переводу.


Пишите мне на электронный адрес
Вы можете прислать информацию о своем сайте или рассылке, и она будет опубликована здесь.

    Храни Вас Бог!


        Наши друзья:

http://www.reshma.com.ru/  – сайт издательства «Свет Православия». Очень интересные на мой взгляд материалы, толковые книжки, семинары. Кроме того, если вы можете как-либо помочь благому начинанию, вам будут очень благодарны.



«Светильник земли Русской» — Каталог ресурсов о преподобном Сергии Радонежском.
Служба поддержки — Михаил Павлов


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное