В
ролях: Олег Меньшиков ("Утомлённые
солнцем", "Сибирский цирюльник", "Восток-Запад"),
Никита Михалков, Константин Хабенский ("Ночной
дозор"), Мария Миронова ("Свадьба"),
Эмилия Спивак, Оксана Фандера, Михаил
Ефремов ("Граница", "Антикиллер"),
Фёдор Бондарчук ("Даун Хаус", "180 и
выше"), Олег Табаков, Владимир Машков ("Вор",
"Русский бунт", "Папа").
СЮЖЕТ
Начало
века, Россия. В поезде, следующем из
Петербурга в Москву, убивают некоего
генерала. При этом убийца представился
статским советником Фандориным и оставил
на месте преступления кинжал с буквами "БГ",
указывающий на принадлежность к
революционно-террористической группировке
"Боевая Группа".
Московские
детективы во главе с Фандориным начинают
расследование, стремясь при этом не столько
найти убийцу, сколько уничтожить "Боевую
Группу" и обнаружить предателя в
собственных рядах. Дело в том, что о
приставлении Фандорина к прибывающему
генералу в качестве ответственного за
охрану знал лишь ограниченный круг "своих"
людей, в то время как убийца свободно
оперировал этой информацией...
Между
тем, из столичного Петербурга, в помощь
провинциальным московским сыщикам едет
граф Пожарский, которого в случае успеха
прочат на место московского генерал-губернатора.
Москвичам есть повод взяться за
расследование с удвоенной силой!
И
перед Фандориным встаёт дилемма – либо
озаботиться судьбой России и объединить
усилия с Пожарским, либо всё-таки начать
собственное расследование и спасти тем
самым честь московских сыщиков... Меж тем,
дело постепенно заходит во всё большие
дебри, и вскоре перед Фандориным встают
гораздо более серьёзные вопросы...
ВЕРДИКТ
Фильм
вызывает странные впечатления. Сразу после
просмотра хочется оголтело ругаться и
корчить кислую рожу (с каковыми рожами и
выходит из зала большинство приобщившихся),
зато уже на следующий день возникает
нездоровое желание пересмотреть ещё раз и
купить на ДВД. Что это, Бэрримор?
Хотя,
на самом деле всё довольно понятно.
Пересмотреть хочется исключительно из-за
интриги. Уж не знаю, кто больше молодец по
части сюжета – авторы фильма или лично
Борис Акунин, но за сюжет хочется вознести
отдельную хвалу. Очень нелегко наплести
таких интриг, чтобы при этом зритель не
запутался. А если бы и запутался, то был бы
заинтересован происходящим настолько, что
сел бы рисовать блок-схемки в стиле "этот
убил этого, а этот использовал того".
Сюжет натурально держит в напряжении, не
отпускает. Двухчасовой фильм пролетает на
одном дыхании, и это при том, что экшена в
нём немного – всё больше разговоров! Думаю,
именно за это авторов "Статского
Советника" хвалят многие кинокритики.
Действительно, дело нелёгкое, и работа
проведена немалая.
Из
прочих плюсов самый главный, как ни странно
– Никита Михалков. Которого я, как и многие
другие, не особо жалую за его чрезмерную
пафосность, но который в "Статском
Советнике" сыграл великолепно, переиграв
абсолютно всех прочих! Такой типаж
получился, такая яркая личность! Харизма!
Впрочем,
и прочие артисты, пусть и были переиграны
Михалковым, всё равно выглядели весьма
достойно. Хабенский – замечательный
угрюмый революционер – не плакатный, а
именно что живой (хотя периодически при
просмотре я обнаруживал у себя
подсознательные ожидания, что вот сейчас он
крикнет "Всем выйти из сумрака!" или
достанет световую саблю; не сумел, вишь,
Хабенский изменить свой образ, в отличие от
того же Завулона, которого я в "Турецком
Гамбите", помнится, и вовсе не узнал).
Михаил Ефремов – настоящий такой начальник
шпиков, буквально его роль (в отличие,
скажем, от роли банкира в "Антикиллере")!
Оксана Фандера – до чего же замечательно
преобразилась для роли Иглы и какой яркий и
живой создала образ! Вроде бы, злыдня, но
вызывающая сочувствие... Доселе неизвестный
мне Алексей Горбунов чудо как убедителен в
роли циничного и уверенного в себе Рахмета!
Маша Миронова – такая кокетливая, яркая,
солнечная, одновременно расчётливая и
бесхитростная... Эмилия Спивак –
натуральный секс-символ (настоящее счастье,
что судьба в последний момент отбросила
планировавшуюся изначально на эту роль
Ахонькову!) Даже Табаков, Бондарчук и Машков,
сыгравшие практически эпизодические роли
– все хороши!
Но,
увы, на этом фоне потерялся Меньшиков-Фандорин.
У меня он, впрочем, не вызвал, таких уж
отрицательных эмоций, как у многих ("весь
фильм только и делает, что ходит с каменной
рожей и пучит глаза"), но и особых
симпатий не вызвал. Ему как раз харизмы не
хватило... И это спустя несколько дней после
просмотра это всё-таки вызывает досаду –
что это за главный положительный персонаж,
которому не хочется подражать, и который
мерзкими тонкими усиками и чрезмерной
холодностью вызывает порой даже
раздражение? Всё-таки от главного героя
хочется большего – желания подражать
хочется, как минимум...
Да
и пафос, неизбежный, как кажется, в любом
проекте с участием Михалкова... Особенно
в самом начале фильма, когда сюжет ещё не
успел как следует раскрутиться, зато герои
уже по нескольку раз признались в своей
любви Отчизне и разве что только гимн не
спели. И музыка временами была
соответствующая. Как Фандорин догонял
Рахмета, под какую пронзительную и
тревожную мелодию! Ах! Тьфу! Нельзя же так
перетягивать всё внимание на музыку! Хотя, я
понимаю, в тот момент предположение, что
холодный как рыба и худенький Меньшиков
может испугать и обратить в бегство такого
матёрого волка, как Рахмет, вызывало только
недоумение... Вот авторы и попытались
перетянуть внимание на музыку, подставить
зрителю костыли.
Кстати!
Главный минус "Советника", враз
скостивший для меня оценку фильма на пару
баллов (потом я, впрочем, поостыл и вернул на
место),– это финальная песня. Мало того, что
финальная сцена с проходом на фоне Собора
вообще получилась пресловуто пафосной.
Мало того, что Стриженов в роли принца
неубедителен и некрасив. Так ещё и песню под
титры пустили такую, что я едва не умер от
стыда тут же на месте. Клавишные пиликанья в
духе советской попсы конца 80-х, шансонная
гармония, завывающий голос и пафосные слова
о том, что, мол, "были люди в наше время"...
"Белого орла", что ли, пригласили для
озвучки? В общем, не знаю, как кто, а лично я
счёл этот момент без преувеличения
отвратительным.
Впрочем,
в итоге фильм всё равно вспоминается как
достойный. Хотя, "Статский Советник", и
правда, – кино совершенно иного рода,
нежели "Турецкий Гамбит". Это не "новый
путь российского кино" и не "ответ
Голливуду". Это школа Михалкова, стиль
"Сибирского Цирюльника". При том, что
"Цирюльнику" этот фильм, по большому
счёту, проигрывает – своим не всегда
уместным пафосом и отсутствием "духа
эпохи". Вот не чувствуется в "Советнике"
дыхания истории! Да и мысли заложены менее
глубокие... При том, что "Цирюльник" в
своё время тоже преподносился со слоганами
типа "Он русский, и это всё объясняет" (я
же говорю, у Михалкова пафос – главная беда).
Но "Цирюльник" в итоге оказался
фильмом о большой любви и о выборе, что и
позволило забыть про все эти глупые
рекламные хитрости. В "Советнике" же
пафос не рекламен, он – часть авторского
замысла, и это несколько отвращает.
Впрочем...
Великолепная актёрская игра. Закрученный
детективный сюжет. Желание пересмотреть.
Наличие немалого числа действительно
глубоких мыслей. Одна только пронзительная
сцена вывоза тел убитых после нападения на
карету с деньгами – настоящий бриллиант! Из-за
всего этого я даже готов закрыть глаза (уши)
на финальную песню. Да, мне непонятны буйные
восторги отдельных рецензентов, и я не
считаю этот фильм какой-то совсем уж
неслыханной вершиной. Не идеал. Но кино, по
большому счёту, хорошее.
Которое,
впрочем, не так уж и важно посмотреть именно
в кинотеатре. Я же говорю – не "ответ".
Спецэффекты, взрывы, экшен – забудьте.
Старая школа, разговоры и актёрская игра –
вот что это такое. Тоже, впрочем, надо. Но –
домой, на телевизор, на ДВД – так оно
гармоничнее...