Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе Обузданное поведение


"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."   89 Обузданное поведение 2010-06-21 01:32 

   Добрый день, друзья - со-путники!         Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/.

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

 

В данном выпуске даны продолжение работы Александра Берзина «Посвящение в Калачакру» (глава восьмая «Обузданное поведение и тесно связывающие нас практики») и записей одной из последних на сегодняшний день книг «Родник Жизни» Константина Устинова (Владимира Павлюшина), автора серии книг «Знаки Света», написанных в стиле «Граней Агни Йоги» Бориса Абрамова и содержащих много полезных знаний и Сердечного Огня. В новостях смотрите ссылки, читайте вопросы и ответы с Геше Лхакдором /материалы сайта «Спасите Тибет!»/ и объявление о визите в Украину Его Преосвященства Аянга Тулку Ринпоче. Желаю Вам Просветления на Пути к Себе и вокруг себя. ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

 

Александр Берзин: Принятие посвящения Калачакры

Восьмая глава

Обузданное поведение и тесно связывающие нас практики

Модели обузданного  поведения

Другое обязательство при посвящении Калачакры состоит в том, чтобы сохранять двадцать пять моделей обузданного поведения. В соответствии с Цонкапой, это обещание не требуется для других систем ануттарайога тантры, в то время как Нгари Панчен утверждал, что оно общее для всех высших систем тантры, включая дзогчен. В любом случае обузданное поведение – это воздержание от намеренного совершения двадцати пяти негативных действий, когда они вызваны страстным желанием, гневом или тупым заблуждением относительно реальности или еще причины-следствия в поведении. Недостаток чувства чести  или «лица» также должен сопровождать такие действия.

Данные действия подразделяются на  пять групп из пяти. Первая группа – та же, что в обетах мирянина, которая иногда называется «пять заповедей». Здесь те действия, которых надо избегать, это:

1. Отнятие жизни. Поскольку воздержание от убийства всех типов одушевленных существ специально уточняется ниже в списке обузданных моделей  поведения, то здесь отнятие  жизни относится к причинению физического вреда любому человеку или животному. Психологическое истязание других тоже включается сюда.

2. Высказывание лжи. Особенно серьезный проступок - обучение чему-то неистинному, что сами выдумали. Ложь также включает обжуливание в делах бизнеса, например назначение нечестных цен. Если другие извлекут недолжную выгоду из нашей честности при заключении контракта, тогда, однако, не будет ошибкой жёстко торговаться, если только нашей мотивацией не является алчность. Состязательность не обязательно является омрачающим подходом.

3. Взятие неданного. Это воровство чего-либо, вне зависимости от ценности, и оно включает неуплату сборов или выплату долгов. Даже использование чьего-либо компьютера без разрешения  - это форма взятия неданного.

4. Неправильное сексуальное поведение. Определенные моменты времени, места и части тела не годятся для сексуального контакта, поскольку обращение к ним обычно возникает из чрезмерной страсти и нежелания применять хоть какое-то воздержание в сексуальной сфере. Однако наиболее неправильная форма сексуального поведения состоит в том, чтобы иметь отношения с чьим-либо супругом (супругой).

1.      Питье алкоголя. В строгой интерпретации это значит не принимать даже капли. Подобный же запрет распространяется на наркотики и экстатические препараты. Вне зависимости от мотивации, употребление алкоголя или наркотиков затуманивает нашу способность к суждению, ослабляет самоконтроль и часто ведет к деструктивным поведению, словам или мыслям.

Существуют некоторые ситуации, в которых алкоголь можно принимать, когда это вызывается не омрачающей эмоцией. Например, не будет ошибкой вкусить алкоголь во время цога – в действительности, отказываться от символического вкушения – это коренное тантрическое падение. Алкоголь также, бывает, применяется в ануттарайога тантре, чтобы усилить блаженное осознавание пустоты, при тех же ограничениях, что и в сходном случае с сексуальным союзом. Винопитие никогда не расценивается как духовное действо и не рассматривается как путь к Освобождению или Пробуждению, и алкоголь применяется на пути, только когда этому сопутствуют йогическое овладение энергетическими ветрами, предотвращающее опьянение, и полное сохранение блаженного осознавания пустоты. В этом состоит значение утверждения мастера Римэ девятнадцатого века Конгтрула, что поддержание этой модели обузданного поведения не запрещает принятие алкоголя во время цога или использование его для усиления своего духовного пути, если только мы не делаемся пьяны. Он не санкционировал контролируемое или умеренное употребление алкоголя.

Некоторые люди, размышляющие о принятии посвящения Калачакры, готовы к тому, чтобы соблюдать другие обязательства, но считают трудным для себя  обещать никогда не принимать алкоголь. Они задаются вопросом, значит ли это, что они не смогут получить посвящение как полноправные участники. Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем поискать руководящие идеи среди обетов и практик бодхисаттв. Многие из вторичных обетов бодхисаттвы имеют условием, если мы не можем пока еще перестать совершать какое-то негативное действие из-за сильных омрачающих эмоций, тогда мы избежим серьезной ошибки, если уменьшим это действие и серьезно поработаем над собой, чтобы избегать его в будущем. Поэтому некоторые учители советуют потенциальным кандидатам на посвящение, которые сталкиваются с подобной проблемой: если их привязанность настолько захватывает их, что они не могут еще отказаться от алкоголя, тогда, принимая этот обет, им надо хотя бы ограничить и затем последовательно уменьшать свое потребление и не сопровождать свое питье четырьмя сопутствующими факторами. Однако важно не рационализировать интерес к алкоголю. Даже в странах, где большинство людей потребляют вино или пиво вместе с едой, почти всегда есть вежливый и дипломатичный способ отказаться от выпивки, никого не обижая.

Вторая из пяти групп состоит из пяти дополнительных деструктивных действий.

6. Азартные игры. Это включает игру в кости, карты, игры на доске и так далее, с целью выиграть деньги, провести время или из соревновательности. Такая деятельность по времяпрепровождению отвлекает нашу созидательную энергию. Однако нет ошибки в том, чтобы играть в игры с образовательными целями или в качестве способа установить контакт с детьми или неконтактными людьми.

7. Поедание неподобающего мяса. Это не обет стать вегетарианцем, хотя такая диета считается наилучшей, если позволяют здоровье и условия. Скорее, это обещание избегать поедания мяса животного, относительно которого мы подозреваем или знаем, что оно было убито специально для нашего потребления. Такое мясо называется "неподобающим". Так же, как в случае с алкоголем и сексуальным союзом, практики ануттарайога тантры иногда употребляют мясо, если только оно не «неподобающее», чтобы усилить блаженное осознавание пустоты путем активизации своих энергий. Однако мясоедение не рассматривается как путь к Освобождению или Пробуждению и используется, только когда мы достигли некоторого уровня блаженного осознавания пустоты и овладения своими энергетическими потоками до той степени, что они не делаются тяжелыми из-за мяса. Далее, когда мы едим мясо в таком контексте, важно возносить молитвы за животного, чья жизнь была пожертвована, и не терять из вида тот факт, что это мясо было телом живого существа. Подобно нам самим, это существо тоже хотело и заслуживало освобождения от страданий.

8.      Чтение низких слов. Это относится к чтению книг, статей или, в современном контексте, к рассматриванию фото или смотрению видеоматериалов, которые пробуждают гнев или страсть, когда у нас нет контроля над этими омрачающими эмоциями. Такие формы деятельности просто усиливают наши  иллюзии. Например, если мы читаем о негодяе, мы начинаем ненавидеть этого человека и радуемся, когда герой его убивает. Другая формулировка этого негативного действия заключается в том, чтобы говорить что угодно, что только приходит нам на ум, особенно это относится к историям или рассказам на темы, которые вызывают гнев или усиливают страсть.

9.      Совершение подношений в связи с почитанием предков. Это не относится к зажиганию светильника или помещению цветов на могилу в знак уважительной памяти об утраченном родственнике, но скорее относится к почитанию духов. Любая форма почитания духов подрывает основы нашей практики. Она создает причины для того, чтобы мы выпустили из виду карму и представили, что освобождение от страданий и обретение счастья могут произойти из умилостивления природных духов или духов умерших. Единственно возможные ситуации, в которых совершение подношений духам уместно, это те, которые вызваны состраданием, чтобы помочь облегчить их страдание или умиротворить их, если мы их обидели. Однако важно понимать, что совершение подношений и молитв о сверхъестественной помощи никогда не заменит конструктивное действие по постижению пустоты и принесению блага другим.

10.  Следование экстремистским практикам, таким как жертвоприношение животных. Хотя такие типы ритуалов в наши дни редки, полезно проверить, не приносим ли мы в жертву благо других ради того, чтобы вырваться вперед.

Третья группа заключает в себе пять типов убийства.

11.  Убийство скота (что относится к животным вообще). Люди могут считать довольно легким делом перестать охотиться и ловить рыбу, но намного труднее перестать убивать насекомых. Если наша автоматическая реакция на букашку состоит в том, чтобы прихлопнуть ее, мы закладываем привычку обращаться со всяким раздражением в жизни посредством жестоких методов. Часто существуют альтернативные способы устранить насекомых из дома или с полей. И если нет никаких альтернатив и мы должны уничтожить назойливых паразитов ради здоровья или по хозяйственным причинам, важно не действовать из гнева или ненависти.

12.  Убийство детей. В комментариях не объясняется, почему дети здесь обособлены в отдельную категорию. Это может иметь отношение к детоубийству девочек в тех странах, где отпрыски мужского рода были в предпочтении. Или, поскольку десять стадий жизни, описанные в учениях внутренней Калачакры, начинаются с зародыша, здесь могут также подразумеваться аборты. Для аборта могут иметься определенные узаконенные причины, такие как здоровье, но это тонкий вопрос и он зависит от индивидуальных обстоятельств. Однако часто причиной является омрачающая эмоция или подход, такой как привязанность к своему удобству, гнев, если беременность явилась результатом изнасилования, или глупая тупость - видение в аборте средства  контроля за рождаемостью. Вне зависимости от мотивации, однако, аборт после определенной стадии в развитии зародыша все же является отнятием жизни. Если нет никакого способа избежать отнятия этой жизни, тогда наилучшим вариантом будет постараться улучшить результаты – и непосредственно следующие за этим психологические следствия, и долгосрочные кармические результаты – посредством зарождения любви и сострадания к этому нерожденному ребенку. Например, может быть полезно признать эту жизнь, дав этому ребенку имя и почтив его или ее надлежащей погребальной церемонией.

13.  Убийство женщин.

14.  Убийство мужчин. Это негативное действие ставит вопрос об эвтаназии как относительно людей, так и относительно домашних животных. Есть очень большая разница между тем, чтобы предоставить кому-то смертельный укол, и тем, чтобы лишить  медицинской поддержки, искусственно продлевающей жизнь, не способную уже сохраняться. С кармической точки зрения, последний выбор – допустить естественную смерть – более предпочтителен, при условии, что человеку или животному будет доставлен максимально возможный комфорт при помощи болеутоляющих средств.

15.  Разрушение предметов, представляющих пробужденное тело, речь или дух Будды – таких, как изображения, тексты или сооружения-святилища (ступы), или убийство тех, кто занимается высшей нравственной самодисциплиной, сосредоточением или различающим осознаванием. Если на нужно избавиться от религиозных текстов по какой-либо причине, обычная традиция состоит в том, чтобы с почтением сжигать их.

Четвертая группа состоит из пяти типов презрения.

16.  Ненависть к друзьям, которые в общем приносят пользу Дхарме или миру. Если мы обнаруживаем, что методы, которые применяют люди, чтобы помогать другим, не очень искусны, и делаемся эмоционально подавлены, мы скоро начнём отрицать любую пользу, которую приносят эти люди и эти методы. Такое надменное отношение легко направляет нас к эгоистическим мыслям, что только мы знаем, как надо наилучшим образом приносить благо другим. Такой подход серьезно мешает нашей способности помогать кому бы то ни было.

17.  Ненависть к лидерам или старшим, достойным уважения. Мы можем не любить личность каждого, но, когда наши личные предпочтения затуманивают наше различение, кто достоин уважения, а кто – нет, тогда мы скоро потеряем свою способность различать реальность.

18.  Ненависть к духовным мастерам или Буддам. Объекты включают здесь не только  наших собственных духовных учителей, но распространяются на других духовных учителей, даже если они и не квалифицированы должным образом. Распознание ошибок и недостатков в учителях – это не то же самое, что ненависть к ним как к личностям. В некоторых случаях это негативное действие состоит в выказывании неуважения к Буддам или Дхарме.

19.  Ненависть к членам Сангхи, то есть великореализованному духовному сообществу. Хотя главные объекты для этого негативного действия – это те, кто имеет прямое неконцептуальное постижение пустоты, Сангха условно представлена монашеской общиной. Некоторые люди могут стать монахами или монахинями не с духовными целями, и все же, поскольку их одежды представляют общину, не годится выказывать им презрение. В западных кругах слово "сангха" получило значение членов буддийского Центра. Враждебность в рамках таких сообществ подвергает духовный рост серьезной опасности.

20.  Обман тех, кто нам верит. Это негативное действие включает в себя разочаровывание тех, кто зависит от нашей помощи, равно как и оскорбление власти.

Последний комплект - это пять вожделений, которые заключаются в том, чтобы увлекаться приятными:

21 видами,

22 звуками,

23 запахами,

24 вкусами и

25 осязательными или физическими ощущениями. Такие увлечения отвлекают нашу направленность к достижению неизменного блаженного осознавания пустоты. Это не обет аскетизма, но скорее обет сохранять разумные границы и практиковать самоконтроль, например за обеденным столом.

 

Обзор тесно связывающих практик

В дополнение к принятию обетов, в случае с Калачакрой, обещая сохранять обузданное поведение, мы также обязуемся как активные участники в посвящении ануттарайоги сохранять определенные практики или подходы, которые тесно cвязывают нас с тантрой. Они называются в санскрите самая и (дамциг по-тибетски) и иногда переводятся как "заповеди" или "обязательства".  Принятие обета ведет к обещанию воздерживаться  и от естественно деструктивных действий, таких как убийство, и от форм нейтрального поведения, вредных для духовного продвижения, - например, не-проделывания длительных медитацией о пустоте. Привыкание к тесно связывающей нас практике, с другой стороны, включает в себя обещание включаться в конструктивное или этически нейтральное действие, пригодное для прогресса, такое как щедрость или поддержание целомудренного поведения.

Посвящение Калачакры призывает нас к принятию набора дополнительных тесно связывающих практик, общих для всех систем ануттарайоги, и также набора, специфичного для материнской тантры, – то есть тех тантр ануттарайоги, в которых делают акцент на практиках по достижению сознания ясного света. Общие заповеди – это переформулировки или расширенные изложения нескольких коренных тантрических обетов и моделей обузданного поведения, указывающих, скорее,  поведение, которое здесь надо принять, нежели действия, которых надо избегать. Заповеди, специфичные для материнской тантры, помогают нам оставаться в русле достижения блаженного осознавания пустоты с помощью сознания ясного света. Нет необходимости изучать их детали до получения посвящения.

Также для посвящения требуются обязательства осваивать и поддерживать определенные практики, которые создают тесные связи с индивидуальными особенностями "семейств Будд". Эти особенности относятся к аспектам природы Будды – в особенности к аспектам сознания ясного света как нашей основы тантры– то есть тому, что дает нам возможность достичь Пробуждения. Так же, как в случае с совокупностями, каждый из них представлен в чистой форме образом Будды. Так же, как в коренных тантрических обетах, они имеют две версии этих тесно связывающих практик – одна общая для всех систем ануттарайога тантры, а другая – специфичная для Калачакры. Давайте сначала рассмотрим общие практики, как они объясняются в традиции Гелуг Цонкапой. В других трех тибетских традициях они объясняются подобным образом, с небольшими отличиями.

 

Общие практики для тесной связи с особенностями семейств Будды

Существуют девятнадцать общих практик, которые могут тесно увязывать нас с пятью особенностями семейств Будды. Чтобы создать тесные связи с глубоким осознаванием, подобным зеркалу, представленным образом Будды Вайрочаной, мы принимаем надежную ориентацию в

1        Буддах,

2        Дхарме и

3        Сангхе.

Также мы практикуем три типа нравственной само-дисциплины, состоящей в

4        воздержании от деструктивных действий,

5        включении в конструктивную деятельность и

6        работе на благо других.

Многие из традиций Кагью учат, что эти практики, связанные с Вайрочаной, создают связь с глубоким осознаванием сферы реальности. В традиции Ньингма первые три заменяет развитие вдохновенной и деятельной бодхичитты. Принятие надежной ориентации, практика нравственной самодисциплины и развитие бодхичитты приносят еще более возрастающую зеркальную ясность относительно сферы реальности и Пробуждения и той причинно-следственной линии поведения, которая к нему приводит.

Следующие четыре  практики создают тесные узы с семейной особенностью, представленной Ратнасамбхавой, - глубоким осознаванием равенства вещей. Это щедрость четырех видов: даяние или постоянное желание дать

7 материальные объекты или богатство;

8 учения или наставление Дхармы;

9 защиту от страха, прежде всего путем равностности и открытости по отношению  к другим, в результате чего у людей не будет страха оказаться захваченными, отвергнутыми или проигнорированными нами; и

10 любовь, пожелание другим быть счастливыми и иметь причины для счастья. Совершая щедрое даяние, мы обретаем еще более обширное постижение равенства себя и других.

Три практики создают тесные  связи с глубоким осознаванием индивидуальности вещей, представленным Амитабхой. Это следование учениям:

11 трех колесниц сутры;

12 внешних колесниц низших классов тантры и

13 тайных колесниц  высших классов тантры.

Следование всем учениям Будды приносит еще более глубокую оценку индивидуального блеска и искусности каждой методики. 

Две практики создают тесные связи с глубоким осознаванием для осуществления вещей – Амогхасиддхи. Это:

14 сохранение своих обетов и

15 совершение подношений.

В традиции Ньингма вместо сохранения обетов ставят такую деятельность,  как успокоение страданий и стимулирование благих качеств других. Также в Ньингма совершение подношений подразделяют на две практики: подношения в общем и подношение торма, то есть лепных хлебцев из ячменной муки и масла. Действие в согласии с обетами, занятия подобными практиками Будды и совершение подношений приносят все возрастающую мудрость и искусность в осуществлении всех  целей.

И, наконец, четыре практики создают тесные связи с Акшобхьей и семейной особенностью глубокого осознавания сферы реальности. Многое из систем Кагью замещают его глубоким осознаванием, подобным зеркалу. Эти четыре практики следующие:

16 неразлучность с ваджрой и блаженным осознаванием, которое ваджра символизирует, как наш метод;

17 неразлучность с колоколом и различающим осознаванием пустоты, которую он представляет, как наша мудрость;

18 поддержание мудры, то есть печати мысленного представления себя как парного образа Будды,  представляющего нераздельный союз метода и мудрости;

19 вверение себя должным образом тантрическому мастеру. Поддержание уровня осознавания, которое одновременно является и блаженством, и различением пустоты, и следование наставлениям полностью квалифицированного мастера приносят все более полное постижение сферы реальности, такое ясное, как в зеркале.

 

Практики, специфичные для Калачакры, по созданию тесной связи с особенностями семейств Будды

Принятие посвящения Калачакры в качестве полноправного участника также приводит к дополнительному обещанию поддерживать шесть практик, которые создают тесные связи с шестью особенностями семейств Будды. Так же как в случае девятнадцати общих обязательств, первые пять практик создают тесные связи с пятью типами глубокого осознавания, представленными образами Будды Акшобхьей, Амогхасиддхи, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Вайрочаной. Это, соответственно, отнятие жизни, произнесение неистинных слов, кража чужого имущества, присваивание чужих супругов и принятие алкоголя и мяса. Система Гухьясамаджи и высшие классы тантр Ньингма также включают в себя эти пять заповедей. Однако исключением для Калачакры является представление шестой особенности– самого сознания ясного света, представленного образом Ваджрасаттвы. Не-осмеяние сексуальных органов женщин создает тесную связь с этой особенностью.  Калачакра также представляет уникальным образом два уровня значения для каждого из шести связывающих действий.

На интерпретируемом уровне

1.      Отнятие жизни означает - убить приносящее вред существо, например бешеную собаку, которая кусает людей, когда нашей мотивацией является единственно сострадание и нет никаких других способов прекратить тот вред, который она причиняет. Это подобно одному из вторичных обетов бодхисаттвы – не колебаться в совершении деструктивного действия, когда нас призывают к нему любовь и сострадание. Этот тип убийства требует от нас глубокого осознавания сферы реальности, чтобы различать между тем, что должно быть принято, и тем, что нужно отвергнуть, так же как и глубокого осознавания, подобного зеркалу, чтобы отражать полный охват всей ситуации. Также требуется самозабвенная храбрость, как у развивающегося бодхисаттвы, чтобы принять какие бы то ни было болезненные последствия, которые могут последовать из этого нашего действия. 

2.      Произнесение неистинных слов означает - объяснять, как вещи являются, что не согласуется с тем, как они существуют. Например, чтобы помочь кому-то принять трудное решение, как, например, при покупке дома, мы упрощаем варианты, которые нужно принимать в расчет, хотя, в действительности, вопрос гораздо более сложен. Чтобы говорить обманчивые слова, подобные этим, требуется глубокое осознавание того, как осуществить различные цели.

3.      Кража чужого имущества означает - забирать вещи у тех людей, которые проявляют скаредность относительно них, с целью помочь этим людям преодолеть скупость, и чтобы дать эти объекты другим, у которых есть в них нужда.  Пример – обложение богатых налогом на предметы роскоши и использование их денег, чтобы прокормить бедных. Взятие того, что не отдают с готовностью, происходит из глубокого осознавания равностности нуждающихся.

4.      Присваивание  супругов других означает - забирать при особенных обстоятельствах жен или мужей у тех людей, которые чрезмерно привязаны к ним, чтобы помочь этим людям преодолеть их зависимость. Эта тесно увязывающая нас практика не означает конкретно любовного приключения. Даже  присваивание себе на несколько дней чьего-то мужа, чтобы помочь переехать из одного дома в другой, может способствовать, чтобы его цепляющаяся жена  стала более полагаться на саму себя. Кража чужих супругов основана на глубоком осознавании индивидуальности, которое выделяет конкретную личность.

5.      Принятие алкоголя и мяса означает - использовать их для специальных целей без привязанности. В определенных лекарствах имеется алкогольная основа, и некоторые болезни, например гепатит, требуют такой диеты, которая включает в себя мясо. Чтобы восстановить здоровье и укрепить тело для занятий медитативной практикой и служения другим, нам могут требоваться эти субстанции, даже если мы обычно их избегаем. Принятие алкоголя и мяса в таких обстоятельствах требует от нас глубокого осознавания, которое подобно зеркалу, чтобы ясно отражать нашу ситуацию, и глубокого осознавания сферы реальности, чтобы действовать в соответствии с фактами.

6.      Не-осмеяние половых органов женщин равносильно четырнадцатому коренному тантрическому обету – не осмеивать женщин. Блаженство соития, которое возникает в половых органах женщин, может усилить блаженное осознавание пустоты и привести наш ум к более тонким уровням – так, что это блаженное осознавание будет пребывать вместе с сознанием ясного света.

На высшем уровне шесть практик - отнятие жизни и так далее – это особенные методики, культивируемые в йогических практиках стадии завершения Калачакры и применяемые в центральном энергетическом канале на месте шести главных чакр. Эти практики помогают растворить тонкие энергетические ветры в этих чакрах и достичь неизменного блаженного осознавания пустоты при помощи сознания ясного света. Например, «отнимать жизнь» означает - связать белые тонкие творящие капли в чакре на макушке головы так, что при этом отнимается жизнь энергетических потоков оргазма. Поскольку шесть чакр представлены шестью образами Будд, эти практики создают тесные связи с каждым из них.

В системах Гухьясамаджи и Ньингма значение первых пяти тесно связывающих практик не отнятия жизни и так далее соответствует окончательному значению их в Калачакре. Они объясняются как методики, специфичные для стадии завершения Гухьясамаджи или для дзогчена.

 

Йога шести занятий

Если мы получаем посвящение Калачакры или любой другой ануттарайога тантры в традиции Гелуг в качестве полноправного участника, мы посвящаем  себя  ежедневной практике, называемой йогой шести занятий. Йога означает "соединяющая практика", и в йоге шести занятий мы повторяем серию стихов и практик шесть раз в день с целью соединить свою жизнь с девятнадцатью практиками, которые закладывают тесные связи с пятью особенностями семейства Будды. Йога шести занятий – не то же самое, что садхана. Садханы содержат в себе все те практики, которые действуют как причины для того, чтобы быть способным дойти до стадии завершения, в то время как йога шести занятий не настолько обширна.

Первый текст йоги шести занятий был составлен в семнадцатом веке Первым Панчен-ламой[1]. Ее наиболее полная версия содержит в себе перечни обетов бодхисаттвы и тантры, так же как и достойные модели обузданного поведения и тесно увязывающих практик. Начитывание также содержит стихи, которые помогают выполнять обеты принятия Прибежища, развития обязующегося состояния вдохновенной бодхичитты и следования наставлению о правильном поведении в отношении тантрического мастера, которое мы находим в Пятидесяти стихах о почитании Учителя – тексте конца первого тысячелетия индийского Учителя Ашвагхоши II[2]. Таким образом, йога шести занятий обеспечивает обширную базу для практики ануттарайога тантры. Мы обещаем поддерживать ее всю свою жизнь.

Хотя не-гелугпинские традиции тибетского буддизма не имеют эквивалента йоге шести занятий, на посвящениях Ньингма в тантры уровня ануттарайоги и выше, мастера этих традиций передавали все те обеты и тесно связующие практики, памятование которых помогает нам поддерживать эта йога. Однако охранение обетов  не просто зачитывание их списка. Вне зависимости от того, какую линию преемственности посвящения мы получили, нашей главной ответственностью является - формировать свою жизнь в соответствии со своими обетами и тесно связующими практиками.

Есть несколько разновидностей длины йоги шести периодов – краткая, полная и расширенная версия, специфичная для Калачакры. Существует даже версия в одном четверостишии для использования при крайней необходимости. Вне зависимости от того, какую версию мы используем, мы начитываем ее три раза в течение каждого дня и три раза каждую ночь, в то же время зарождая надлежащие визуализации, мысли и чувства. Мы можем начитывать этот текст вслух или молча, на тибетском, или на родном языке. Однако начитывание текста на тибетском без понимания навряд ли полезно. Нет необходимости начитывать каждый раз одну и ту же версию или следовать одному и тому же заведенному порядку. Далее, если мы получили несколько посвящений ануттарайоги в традиции Гелуг, тогда начитывание одного цикла текстов йоги шесть раз ежедневно осуществляет обязательства для всех них. Таким образом, после посвящения Калачакры нам нет нужды начитывать расширенную версию Калачакры ежедневно и нет необходимости добавлять вторую практику шести  занятий, если мы уже делаем одну ежедневно.

Мы можем начитывать йогу шести занятий в шесть приёмов на протяжении дня и вечера, но большинство людей начитывают одну из ее версий три раза подряд каждое утро перед тем, как начать свой день, и три раза подряд каждый вечер перед тем, как отойти ко сну. Если мы выполняем или полную или калачакринскую версию таким образом, тогда только некоторые стихи нужно повторять во втором и третьем прочтении, а не весь текст.

Если мы уснули, начитывая свой вечерний набор, можно добавить то число раз, которое мы не сделали, в практику следующего дня. Не доводя себя до того, чтобы уснуть, прежде чем начать, мы минимизируем эту опасность. Если мы ужасно спешим утром, можно даже начитать один из текстов шесть раз вечером, но лучше избегать этого. Конечно, если мы очень больны и не можем начитывать ничего, нет ошибки в том, чтобы пропустить свою практику шести занятий. Однако, если мы в целом способны, надо стараться поддерживать импульс этой практики без перерыва. Это помогает нам на пути к Пробуждению. Таким образом, в зависимости от нашего расписания, мы можем выбрать - начитывать полную версию каждое утро и сокращенную версию каждый вечер или наоборот и иногда расширенную версию Калачакры по выходным, когда у нас бывает больше времени.

Поскольку повторение четырехстрочной версии три раза занимает не больше чем минуту или две, обещание проделывать по крайней мере ее дважды в день – это не ужасное обязательство или наложенное на нашу жизнь бремя ответственности. Если у нас есть время чистить зубы каждое утро и каждый вечер, как бы мы ни были заняты, у нас найдется  время для ежедневной практики шести занятий. В действительности, ее намного легче встроить в наше расписание, чем всё остальное, поскольку в неотложном случае мы можем начитывать ее даже в своей машине, останавливаясь на красный свет, или когда ждем перехода на улице. Нет нужды быть фанатичными в плане требования специальной комнаты для медитации, тишины и воскурений, чтобы напоминать самим себе о своих обязательствах каждый день и каждую ночь в процессе практики йоги шести занятий.



[1]        См. русск. пер. в кн.:.Лобсан Чойки Гьялцэн. Ритуал почитания Учителя. Шестиразовая йога. Пер. с тиб. А. Терентьева. СПб.: Нартанг, 2002. -  Прим. ред.

[2]        См. русск. пер. в кн.: Ашвагхоша. Пятьдесят строф благочестивого почитания учителя. Пер. с англ. А. Бреславца. СПб.: Ясный Свет, 1995- Прим. ред.

 (продолжение следует)

 

Константин Устинов – Родник Жизни

Сатья-Юга не может приблизиться без огненных знаков.
Мир Огненный. Ч. 2.

(Продолжение)

134. Посылающий злую волю мысли вредит Сердцу Мира. Сеть зла сплетена так туго, что превратилась в полотно, затмевающее сознание людское. Земле оставьте все грехи свои и будьте перед небом чисты в таинственный и ясный час ухода.

Священную книгу в руки возьму, чтоб знак идущих событий прочесть. Кипение чувств, вручая уму, найду для людей великую весть. Пылая сердцем, останусь в тени, в святом неведении для людей. Чтобы узнали опять они, что их озаренье - вращенье идей. Пропитан воздух светом иным. Меняемся мы, меняется мир. Банально мечтать быть чисто святым, не соприкасаясь сердцем с людьми.

У колеса Фортуны есть много положений, но каждое из них указывает на движение мысли по великому пути мировой спирали. Счастьем озарен путь, и часто мы принимаем за несчастье лишь неосвещенную сторону лестницы восхождения. Обычай человеческий не связан с делами Господними. Когда дерево растет на камнях, оно причудливо вьется под напором горного ветра, но корни, врываясь в породу скал, удерживают его от падения.

Сухими сучьями усыпана тропа. Путник рад, что они пригодятся для ночного костра, чтобы отогнать темноту, холод и нападение диких зверей. Учимся преимуществам любви на примере жизни. Отступаем в тень, чтобы не заслонить тропу вперед стремящемуся. Храним тайну как секретное оружие духа. В пламени ночного костра видим отблеск сияния Огненного Мира. Шорох тайги вбирает звучание звезд, и в падении капель росы сердце услышит музыку дальних миров. Зимняя сирень подобна старости: в ней обнажена вся суть. Цветы и листья дают пышность тонким стеблям, но семена видны лишь после того, как опадут листья.

Обжигаясь напитком жизни, многие пьют из мутного болота. Изменчивые облики лишь перемена настроения. Но в Вечном живет око Истины. Нельзя называть опережение сознания спешкой. Иначе дети будущего останутся без руководителей.

135. Память ушедшего наполняет отраду восхождения. В напряжении подъема чувствуем биение невидимых крыл и мощь притяжения материи. Одолевая путь вверх, постигаем закон совершенства духа. Ни ветер, ударивший в лицо ледяным порывом, ни камень, пролетевший мимо, ни снежная лавина, ломающая стволы вековых деревьев, не остановят полет устремления.

Бережливость хороша, но опасности не для нас. Луч Господа крепче брони крепчайшей. Такая броня закалена в огне Величайшей Любви. Она скована напряжением благих дел и словами молитв сердца. Закалка стрел мыслей и меча духа производится в мастерской огненного сердца. Доспех силы выковываем сами. Некого упрекать в небрежении, если стрела пробила его. Залатанная пластина еще мощнее прежней. Наслоение силы дает уплотнение и кристаллизацию энергий. Обновление подразумевает изменение и укрепление энергий действующих.

136. Вслушайтесь в пение вашей души. В чарующей мелодии, связующей небо и землю, нет ли главной ноты, основной темы, пронизывающей всю жизнь вашего сознания? Рев ли труб, грохот литавр и звучание колоколов создают ткань бессмертия? И в этом огненном водовороте мысли не звенят ли деньги громче всего, заглушая фальшивым звоном повседневности великолепие священной музыки? Но и в падении вниз можно услышать пение ветра и гул струящейся воды. А ты, погружаясь в бездну плотных жизней, не слышал ли вибрации пролетающего пространства? И, слушая во сне чудесную музыку, вдумайся, не дает ли она тебе вспомнить голос великой огненной Родины, тайну, из которой ты вышел и куда уйдешь, одолев последний камень своего земного пути? Не позволяй дешевому пению наслаждений мгновенных властвовать над твоей душой.

137. Дверь в преисподнюю, которую закрывала Ак-Кадын, до сих пор остается открытой. Негативная энергия, хлынувшая наружу из низших миров, спровоцировала не только природные катаклизмы, землетрясения и цунами, но и человеческие конфликты, катализаторами которых стали тюркские народы, начиная с Кавказской Албании. Кровь жертв льется до сих пор, но идея "Ак-Кадын", подхваченная националистами и пантюркистами, при нагнетении негативного определения себя как избранного народа вызывает потрясение мира и усугубляет тенденции "Врат Преисподней". На плоскогорье Укок существует не одно святилище и не один великий город, но целая священная страна, пласты которой покоятся в неведении не две-три тысячи лет, а сотни тысяч и миллионы земных лет. Поэтому останавливать внимание на каком-то одном очень коротком отрезке времени, связанном лишь с Великим Тураном, будет не совсем правильно. Алтайская цивилизация достаточно молода, и приватизировать Укок как идею пантюркизма значит забыть о великих цивилизациях, ей предшествовавших. Великий Египет и Великая Индия, а до них империя ариев и атлантов, имели свои города и на Алтае. Очы-Бала была скорее чудской богатыршей, чем алтайской.

Эхо цивилизации доносится до ушей сказителя в виде слабых сигналов, которые они снимают, подобно сейсмическому датчику. Ареал названий несет на себе следы таких наслоений. Если есть Ак-Каир, или Белый Каир, то есть и Ак-Кем, или Белый Египет. Интереснейшие параллели и с чудскими корнями. Есть Кемь на Севере, и Кемерово - в Сибири, и Ак-Кем - у Твердыни Белой. А река Ка-туу-нь не несет ли египетские составляющие: "ка" - душа, "туу" - гора, горы? Душа Гор течет через земли Верхнего, или Белого, Египта. И мотивы египетского систрума напоминают звучание комуса.

Шаги племен оставили такие яркие следы, что даже на поверхности видны их очертания. Ведь геоглифы Укока куда древнее и сакральнее рисунков Наска. И множество забытых городов небесной страны хранит неведомые письмена и знания. Одно можно сказать, что Укок являлся мистическим центром обучения верховных жрецов и волхвов всей планеты.

Древняя память засыпана пылью привычности. Но Ак-Кадын, белая госпожа, так же будет воплощаться в земных женщинах, охраняя вход в царство тьмы, чтобы прошлое не вернулось и не принесло никому ни бед, ни страданий.

Драконы невежества питаются предрассудками людей. Тьма выживает, когда находит в душах хотя бы один укромный уголок для своих порождений. Разбудившие темных богов будут преданы суду времени, но живущих с чистой душой и помыслами не страшит забвение.

Богохульство - выставлять напоказ обнаженную мумию верховной жрицы Единого Бога и возить ее по странам и весям, преследуя собственные амбиции. Проклятие фараонов не досужий вымысел. То же самое обстоит и с проклятием мумии Ак-Кадын. Сорванные врата с охранительными знаками были закрыты мощью чистого сердца. Великий Страж Белого Алтая покинул свое исконное место. Хан Алтай не оставит детей своих без защиты. Как воплощение Ак-Эне укокская жрица хранила плоть земную, которая должна была когда-нибудь подняться ото сна, как спящая красавица - в хрустальном гробу, от жгучих поцелуев великого Бога.

Святыми Горами именовался Алтай задолго до прихода тюркских племен. И Владыка Святогор знает о тайнах времени мира и отдельного человека. На руке Его держится мощь мира.

138. Трудом открывается путь. Великую плату назначаю за труд ваш. Невзгодами жизни застуженный и осыпанный пеплом поношений, разбивший ноги о камни дорог, испытавший голод и холод мира впущен будет во Врата Сокровенные! Но внешне Врата похожи на огромный плоский камень, прислоненный к горной стене, и лишь обессиленный и упавший от усталости найдет уступ, врата открывающий. Свет хлынет в глаза. Лес каменных деревьев из самоцветов и драгоценных камней будет причудливо преломлять Луч Великого Владыки, но Пирамида Судьбы заискрится навстречу прикосновением сердца Родины.

Сухие листья превратятся в прах. Огонь времени превратит в пепел слова и чувства. Но огненная стрела мысли все так же будет лететь, одолевая неведомое пространство, к одной-единственной, ведомой лишь ей цели. Слова сгорают вместе с бумагой, но мысль, выраженная словами, бессмертна. Она превращается в облако света, в звезду высокой идеи, которая когда-нибудь осенит чье-то молодое сердце и даст направление благородное силе совершенных чувств. Вдохновляя человечество, не ищите утешения в благодарности. Милосердие и мудрость существуют анонимно. Даже зайчихи кормят всех зайчат безо всякого различения. Но Высшая Сила Жизни куда разумнее. Во имя общего блага солнце согревает и целебные растения, и полные яда, ибо знает целесообразность начал. Капля яда может убить существо, но тысячная доля вылечит от тяжкой болезни. Лишь мера определяет уровень пользы.

139. Пирамиды на Алтае - еще одно подтверждение влияния и принадлежности этой земли к египетской цивилизации. Если японцы называют Алтай "Арта", то это созвучно как "орде", так и "Арьяварте", как именовали свою страну жители Арктиды. Если предположить, что Северный полюс находился в районе Белой Горы, то и Арктида могла быть здесь, на Алтае. Значит, древность городов Укока можно отнести далеко в глубь веков - на один или даже два миллиона лет назад.

140. Спираль времени вновь замыкает круг. Времена нынешние можно сравнить с правлением Александра II, но в ином, несколько улучшенном качестве. Освобождение от крепостного права соответствует закону о свободе вероисповедания и свободному выезду за границу, укрупнение регионов является продолжением реформы вертикали власти. Параллели можно найти во многих проявлениях и тем определить или даже предугадать некоторые надвигающиеся события. Слияние малых республик произойдет неизбежно. Ни одна из них, даже Казахстан, не сможет существовать самостоятельно без великого щита России. Заявления некоторых политиков о скором распаде России на удельные княжества лишь озвучивание желания некоторых могущественных стран урвать жирный кусок нефтяного и газового пирога. К источнику энергии стремятся планетарные вампиры. Чистым сущностям хватает своей. Нефтегазовая энергетика лишь отражение силы духа в плотном мире. Без России мир падет в бездну дьявольского разгула.

141. Страх разрушает ткань нервов. Страх разрушает энергию удачи. Мысль формирует будущее. Радость и уверенность в лучшем - это путь к удаче.

142. Распятие Владыки Христа - это принесение в жертву невинного человека, чистого и безгрешного. Кровавые человеческие жертвы служили актом избавления народа от наростов дьявольских деяний. Древность знала козлов отпущения, которых каждая семья отпускала на растерзание демону пустыни. Но убийство невинного назарея, во всех отношениях великого существа, избавляло целую планету от тяжести астральной коры.

Постижение степеней света зависит от вашей устремленности, собирающей напряжение высоких чувств в кристалл одухотворенности. Каждый из Великих Владык побывал в теле Владыки Христа во время распятия. Для Каиафы и Израиля это был акт черной магии. Для Владык - добровольная жертва.

143. Последние врата нужно миновать для рождения Бога в нас. Мистерия Рождества происходит в сердце каждого человека и будет происходить до тех пор, пока каждая душа не достигнет уровня Владыки Христа, пройдя через реку забвения.

144. Вселенная после протомысли Бога обрела форму Мирового Древа. Питаясь тьмой тамаса, оно преобразовывало энергию хаоса в силу духа, олицетворяя два полюса мировых энергий. Мировое Древо как основа всех основ почитаемо во всех мирах и цивилизациях вселенной. И храмы, устремленные ввысь, являются напоминанием о древнейшей истине и о неразрывной связи всех миров, о великом круговороте жизней, стихий и энергий во всех вселенных. В каждом существе огненная струна, ставшая позвоночником, тоже символ Мирового Древа, вбирающего в себя Огонь Мира.

145. Цепь солнечных затмений сжигает оболочку лунных привычек. Человечество шаг за шагом войдет в Новый Мир. Каждое затмение, начиная с 29 марта 2006 года, будет смещать пространственно-временной континуум в сторону прояснения сознания и рождения человечества в обновленный мир. Путь к уплотненному астралу укажет год Огненной Собаки как домашнего охранителя и поводыря человечества.

Но Рыбы еще пятьсот лет будут находиться в Водолее, вернее, нижняя из рыб, избравшая путь бездны порока. Но упряжь Инь-Ян будет так же незыблема, как день и ночь мира.

Скакуны силы будут наиболее резвы в год Огненной Лошади.

146. Цветок сахасрары раскрывается от поцелуя Бога. В глубь материи нисходит серебряная нить, раскаляя копье силы. Сияние ауры касается Миров Огненных. Мысль Бога воплощается в каждом сердце человеческом. И каждое слово сердца вкладывается в книгу мудрости Единого Мира, как каждая белая нить входит в ткань Великого Пространства.

Удары, наносимые близкими, указывают на готовность духа к светлому действию. Как же можно подойти тьме и обессилить, если не через родных? Изворотливы духи зла, и прячутся они за спинами даже добрых людей.

Для кого-то сон - камень тяжелого забытья, но для нас - продолжение труда сознания. В кузнице сна мысль заостряется, и расплавляется оперение сил ее. Невежество упрекает и наставляет сознание, одолевшее путь в далекое будущее. Невежество, как хвост, болтается между ног и мешает идти свободно. Такие вдохновения отбивают всякую охоту творить, ибо отбирается тончайшая составляющая часть жизненной силы.

147. "Бесстрашие перед нескончаемостью работы особенно важно". Но от осознания нескончаемых возможностей человеку делается легко. Радость труда формирует вдохновение мгновений, но нельзя дождаться законченности и совершенства. Ведь спустя некоторое время знание пополняется новыми исследованиями, а энергии обретают новые качества, окрашенные тональностью времени. Словно лоток для промывания песка сознание человеческое. Пустая порода смывается ветром мгновений, и лишь самое ценное остается. Душа существований и вещей собирает жемчуг бесценных накоплений, как Белая Гора - начертания многих религий. Во внешне неизменной форме происходят структурные изменения. Как в куске угля существуют все зачатки алмаза и нужен только взрыв внутрь для его образования, так и сознанию человеческому для перехода на новый уровень нужно потрясение озарения, взрывающее унылое восприятие будничности и превращающее его в поток неповторимых и нескончаемых возможностей.

148. - Брат мой! Почему ты сидишь на холодном камне под дождем и снегом?
- Я жду, когда последние Врата откроются предо мною.
- Но ты напрасно ждешь. Майя обманула глаза твои. Врата силы сокрыты на вершинах твоего сияющего духа. И нельзя ждать часа сужденного, боясь проспать его. Лишения закалили тебя и не сделали озлобленным. Ступай назад. Ведь великий миг посвящения может застать тебя в пути или за напряжением труда твоего.
- Преуспев в терпении, я дождусь их открытия.
- Неотступность и дерзость ожидания рождают преданность устремления. Хвала упорству для обретения святости. Но сосуд не может долго хранить воду свежей.
- Поток мыслей вымывает муть низших чувств. Я останусь стражем Врат, пока не дождусь.

У Белой Горы, под самой северной стеной, люди видят камень, похожий на сидящего человека, который по ночам шепчет молитвы и продолжает беседу с Богом, не замечая, что окаменел. Даже ночная тьма не может загасить свет, рожденный его ожиданием. Сердце его срослось с тайною времени. В напряжении ожидания своего он стал Вестником Приближения Света.

149. Тяжка участь открывающих врата зла. В черном потоке может утонуть и сам привратник. Но время, как рачительный земледелец, даже навоз делает лучшим удобрением. Не озлобимся, не опечалимся от непредсказуемых ужимок людского невежества. Не станем проматывать силы своей жизни на пустые предсказания, но отдадим дню пришедшему должную меру труда и усердия.

Если ученик оставляет занятия саморазвития духа, происходит возврат уровня сознания, в котором он пребывал до этого времени. Требуется ежедневный труд преображения сознания, иначе оно скатывается назад, незаметно инволюционируя.

150. Психотронная подкладка в электронике очевидна. Как и все инструменты двойного назначения, ЭВМ может оказать помощь, но взамен забирает силу и время. Многие технологии нового времени не изучены на предмет экологии, начиная с электричества и кончая атомной энергией и токами высокой частоты. За внешним преимуществом и пользой очевидной может стоять тень тайных влияний, которые, внедряясь в сознание, постепенно вносят мутирующие факторы. Облучение приносит изменение крови и искажения аурического кокона.

151. Год Собаки оккультно связан с Сотис, или Сириусом, имеющим влияние на весь религиозный космос мира. Как поводырь слепого человечества и как охранитель души Сотис почитался и почитается слезой Изиды и связан с великим богом Тотом - Гермесом, который отвечает за тайные знания и за их выдачу человечеству.

 (Продолжение следует)

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ЗНАКИ СВЕТА - http://znakisveta.ru/index.html

Вас приветствует сайт культурного фонда "Анк" http://ankh.org.ua/

Анк - это древний символ, знак жизни, египетский крест

 /Библиотека теософской литературы / Теософское движение сегодня/

 

Все видео о Далай-ламе
Офис Его Святейшества Далай-ламы в Японии приглашает на учения в Йокогаму
Определены темы учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России - 2010
Паломнические группы для поездки на учения Далай-ламы в Венгрии будут формироваться в Калмыкии

Геше Лхакдор: вопросы и ответы

14 июня 2010. Разместил: Savetibet

Внимание! С 3 по 9 декабря в Дхарамсале, Индия, геше Лхакдор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов, даст разъяснительные комментарии по тексту Гьялсэ Тогме Сангпо «З7 практик Бодхисаттвы» и тантрической практике Гухьясамаджи в рамках учений Его Святейшества Далай-ламы XIV для буддистов России Подробнее...
- Не могли бы вы объяснить смысл принятия Прибежища? Какие обязательства налагаются на человека, который принимает Прибежище?
Мне кажется, что здесь уже все буддисты, или нет? Если кто-нибудь спросит вас: «Вы буддисты?», скажите: «Да, мы буддисты!» Почему? Если ответите: «Потому что я калмык, или потому что я родился в буддийской стране, или потому что родители - буддисты», то все это будут неправильные ответы. Теперь вы должны узнать правильный ответ на этот вопрос. Он звучит следующим образом: потому что я принимаю Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Вот эту фразу вы должны быть способны произнести. Сначала нам нужно ее произнести, ну а потом понадобятся более обстоятельные беседы. Например, вам нужно будет ответить на вопрос, что значит принимать Прибежище и так далее.
Мы, тибетцы, стали беженцами, проживающими в Индии. Почему? Потому что у нас на родине возникли проблемы, на нашу родину пришли незваные гости, и мы обратились за прибежищем в Индию. Итак, человеческая природа такова, что мы постоянно ищем прибежища в том или ином, когда нам плохо. В этом смысле буддизм дает рекомендации, полностью отвечающие человеческой природе. Когда мы проголодались, то ищем прибежища в еде; когда хотим пить, то принимаем прибежище в воде; когда пошел дождик, то наше прибежище - зонтик.
Вы спросите: «Ну, это все понятно, но по какой причине мы ищем Прибежище именно в Будде, Дхарме и Сангхе?» Это Прибежище мы принимаем в основном по причинам ментального характера. «Хорошо, - скажете вы, - но почему у нас три объекта Прибежища? Может быть, лучше больше [объектов Прибежища] или, наоборот, достаточно одного? Почему три?»
Здесь я вам приведу такой пример: когда вы заболеваете, а в особенности, если вы заболели очень тяжело, то вам нужен доктор, но одного доктора недостаточно, нужно, чтобы он еще вам выписал лекарство. Лекарств и снадобий тоже недостаточно, ведь вы очень больны и не можете сами о себе позаботиться, значит вам нужен помощник: родственник, друг или медсестра - тот кто будет подавать вам еду и лекарство. Если ваше тело разбито болезнью, то вам необходимы эти три компонента. Сейчас же мы больны ментально: очень часто злимся, а когда злимся, моментально заболеваем. Все эти негативные эмоции заставляют нас страдать, гнев разрушает нашу семью, уничтожает счастье. Убийства, происходящие по всему миру, возникают из-за гнева. Подобным образом действует и привязанность - она тоже влечет за собой много проблем. Из-за привязанности к противоположному полу возникают разводы, ссоры внутри семьи, и опять же рождаются ненависть, ревность, зависть, нетерпение, гордыня. Из-за этих негативных эмоций вы можете заболеть, но вы не хотите болеть, вы хотите исцеления для своего ума. И тот хороший, опытный доктор, который вам поможет, - это Будда. Это полностью просветленное существо, без изъянов, существо сострадательное ко всем. Но одного Будды недостаточно: если вы не примите его лекарство, то не сможете поправиться. Подобным образом, если вы не понимаете его учение, не практикуете его учение, то болезнь вашего ума не уйдет. Но если я, допустим, единственный во всей стране буддист, и у меня нет никакой поддержки, нет команды, то откуда же взяться вдохновению, чтобы вступить на на путь? Без Сангхи трудно практиковать, люди, которые практикуют то же учение, что и вы, необходимы.
Молитву Прибежища вы должны повторять каждое утро, как можно чаще. В традиции буддизма никакой лама не сможет превратить вас в буддиста. Вам нужны знания, и затем, если вы осознаете, что вам действительно нужны Будда, Дхарма и Сангха и принимаете решение быть буддистом, то вы становитесь настоящим буддистом. В основе лежат знания. Внешняя сила не может превратить вас в буддиста. Конечно, большинство из вас просто по рождению, по месту проживания считают себя буддистами, и в этом плане у вас очень хорошая окружающая среда, хорошие условия для развития. У вас хорошо развита преданность и вера.
- Есть ли доказательства существования прошлой и будущей жизни?
Конечно, доказательства есть. Многие люди помнят свои прошлые жизни. Один американский ученый, который не является буддистом, на протяжении 30-ти лет проводил исследования процесса реинкарнации. Сначала его эксперименты проводились в азиатских странах, затем - на Западе. Он записал рассказы о прошлой жизни тысячи двухсот человек и выяснил, что более яркие воспоминания сохраняются у детей в возрасте 3-4-х лет. Свои прошлые жизни помнят также люди, умершие не естественной, а насильственной смертью или же погибшие в результате аварии. Когда он анализировал все эти истории, то пришел к выводу, что в основном все их воспоминания одинаковы, в том смысле, что имеют одну тенденцию: из прошлого в новое рождение переходят либо привычки, либо внешние признаки. Один человек очень хорошо помнил, что его убили в прошлой жизни: пуля вошла в затылок и вышла через лоб, и, что интересно, у него в нынешнем рождении осталось два больших вздутия на затылке и на лбу. Я советую вам прочесть эту книгу...
И, конечно же, в буддийских учениях есть множество историй, служащих подтверждениями реинкарнации. Вы, наверное, замечаете, что ночью вам часто снится то, чем вы занимались днем - ваши переживания всплывают в сновидениях. Такой же принцип лежит в основе череды наших перерождений. Днем мы не успеваем задуматься о происходящем, потому что очень заняты. Когда же закрываем глаза, наши органы чувств перестают функционировать; пробуждается ментальное сознание и начинает показывать разные картинки.
- Что будет после того, как мы достигнем Просветления, станем Буддами?
Ничего особенного: мы просто продолжим работать на благо других существ. Это задача остается главной. Но для того чтобы помогать окружающим, незачем ждать Пробуждения: если мы ставим такую задачу, то можем взяться за ее воплощение уже сейчас.
- Как любовь и сострадание рассматриваются в учении Будды?
Очень легко понять, что такое любовь, если вспомнить о том, как мать любит своего ребенка. Это, конечно, не любовь в ее совершенной форме, потому что основой этой любви служит не понимание, что ребенок желает счастья и не желает страдать, но привязанность по большей части. Но эта любовь гораздо более чистая, чем любовь между мужем и женой. Разумеется, бывают исключения.
- Есть ли параллели между психотерапией и буддийской философией?
На самом деле, все, о чем я сейчас говорю, можно назвать психотерапией. Например, когда мы обсуждаем вред гнева и объясняем, что злость приводит к страданиям. Это и зовется буддийской психотерапией. Вы сами можете стать буддийским психотерапевтом, сказав другому: «Не стоит злиться - твоё лицо становится некрасивым, и ты ведешь себя как сумасшедший. Разрушается твое здоровье. Если будешь гневаться, посеешь ссоры в семье или можешь совсем ее потерять». В этом отношении у буддистов большой опыт. Мы очень хорошо медитируем о гневе. Когда мы осознаем, что гнев обладает разрушающей силой, то постепенно начинаем работать с этой эмоцией, заменять ее любящей добротой. Это терапия.
- Что делать, если на первом этапе не получается медитировать, если визуализация очень слабая?
Получается или нет - все равно будьте счастливы. Главное не заставлять свой ум: можете принуждать своё тело, но ум принуждать не нужно. Китайцы посадили в тюрьмы многих тибетцев, однако только на физическом уровне - ум тибетцев в тюрьму они посадить так и не смогли. Особенно на начальных этапах не насилуйте свой ум: он может поменяться только в том случае, если вы объясните ему причину. Поначалу добейтесь краткой концентрации очень хорошего уровня. И еще: если не можете что-то запомнить - забудьте! Когда пытаешься что-то забыть, наоборот запоминаешь.
- Что вы думаете о феномене Хамбо-ламы Итигелова?
Подобные истории есть и в Индии. В целом все возможно. Тело Ламы Цонкапы - автора текста, который мы сегодня с вами рассматриваем, было забальзамировано и хранилось в Потале. Тело одно великого ламы хранится в маленьком храме тибетского поселения в Индии, откуда я родом. Он умер очень давно. Все это произошло на моих глазах. Он скончался в Непале, и его тело решили перевезти в Индию, в разных частях которой индийское правительство выдало тибетцам места под поселения. Предстоял довольно долгий путь. Индийцы говорили, что тело непременно начнет разлагаться в условиях жары. К тому моменту уже миновало какое-то количество дней после смерти учителя, но тело не разлагалось. И когда индийцы по предложению тибетцев взяли у покойного анализ, обнаружилось, что его кровь живая. Люди рассказывали мне, что иногда у него растут волосы, и их приходится стричь. Но самое удивительное, когда в эту деревню приходит какая-либо эпидемия, на теле этого святого также выступают прыщи или покраснения. И как только у него появляются признаки болезни, эпидемия в деревне прекращается.
Такие случаи были и в Дхарамсале: учителя умирали, врачи фиксировали смерть, но на самом деле ламы продолжали находиться в медитации. Например, учитель Его Святейшества Далай-ламы на протяжении тридцати дней [после смерти] находился в состоянии глубокой медитации. Примерно 3 года назад в результате сложной болезни скончался один из держателей трона монастыря Ганден. Это случилось в индийской больнице. Я его очень хорошо знал. Ученики наставника повезли тело в монастырь и посадили на трон, так как он был в медитации и оставался в ней около девятнадцати дней.
Это не выдуманные истории. Многие люди получали доступ к этому телу - не только тибетцы, но и индийцы, европейцы. Когда тонкий ум находится в медитации, то даже когда тело становится мертвым, оно не разлагается. Когда же ум окончательно покидает тело, то тогда из носа идет кровь и человек умирает.
- В последнее время буддизм стремительно развивается в мире, и вместе с этим происходит незаметный отток традиционных буддистов во псевдохристианские, псевдобуддийские организации, которые можно назвать сектами. В связи с этим не кажется ли вам, что для российских, как и для казахских, украинских и других буддистов следует перевести Учение Будды на русский язык и это поможет детям и взрослым буддистам понять суть настоящего учения?
Это очень хороший вопрос. Конечно, мы должны переводить Учение Будды, и сегодня это было предметом нашего обсуждения с Шаджин-ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и также другими представителями Центрального хурула. Но очень важно понимать, что буддисты не стараются обратить христиан или представителей каких-то других религий в буддизм, и одновременно христиане также не должны стараться обратить в христианство буддистов. Однако судя по тем данным, которые я получил от людей, с которыми общался здесь, такие процессы в вашей республике не имеют больших масштабов.
Мы считаем, что разные религии можно сравнить с разными яствами, блюдам на праздничном столе. Я могу сказать, что мне нравится рис, а мой друг скажет, что он любит хлеб. Я не могу заставлять своего друга есть рис вместе со мной, потому что эта еда нравится мне. Для калмыков буддизм является подходящей религией, но многим нашим русским друзьям больше подходит христианство, поэтому живите в согласии, ведь обедая за одним столом, мы же не ссоримся из-за наших кулинарных предпочтений. Это глупо. Ссориться из-за того, чья религия лучше, тоже неправильно. Я всегда говорю своим братьям буддистам в разных странах мира, что буддизм не сводится к одним только размышлениям. Это образ жизни, поэтому мы не должны ограничиваться молитвами, но должны работать в обществе, основывать школы, создавать больницы, публиковать красивые книги, получать хорошее образование - не только буддийское, но и современное. Буддизм - не просто слова, его нужно применять на практике, это очень важно, особенно сегодня, когда древние способы буддийской практики не всегда нам подходят.
- Буддизм в России стремительно развивается. Совсем недавно в Элисту приезжал известный американский буддолог профессор Берзин. Он сказал, что следующим Далай-ламой вполне может стать и гражданин России и в том числе и житель Калмыкии. А что вы думаете по этому поводу?
Вот это я предсказать не могу, но Его Святейшество Далай-лама совершенно отчетливо сказал, что его следующее воплощение будет найдено в свободной стране. Ведь китайское руководство хотело бы противоположного: как можно быстрее найти какого-нибудь ребенка и назвать его новым Далай-ламой. Вы знаете, что именно так они поступили с Панчен-ламой, но это просто шутка, а не Панчен-лама. Коммунистическое правительство, которое никак не опирается на основы религии, вдруг выбирает религиозного лидера. Это смешно. Сейчас все молимся о том, чтобы жизнь Его Святейшества была очень и очень долгой.
Из бесед с учениками в Калмыкии
Текст подготовили: Юлия Багонова, Нарн Шалхаков


Буддизм в Калмыкии
Геше (доктор буддийской философии) Лхакдор, чей голос хорошо известен тем, кто посещает учения Его Святейшества Далай-ламы в Индии, выступит с лекциями в Калмыкии, Москве и Санкт-Петербурге.
Достопочтимый геше Лхакдор родился в Якре, на западе Тибета. В 1959 году, после захвата страны Китаем, он покинул Тибет и ушел в изгнание в Индию. Вскоре он принял обеты монаха-послушника и поступил на обучение в Центральную школу для тибетцев в Далхаузи (Индия). Высшее философское образование он получил в Институте буддийской философии и диалектики в Дхарамсале, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы.
В августе 1989 года геше Лхакдор поступил на работу в Канцелярию Его Святейшества Далай-ламы в качестве советника по религиозным вопросам и личного переводчика духовного лидера буддистов. Он работал на этом посту в течение 16 лет, сопровождая Далай-ламу в его поездках по более чем тридцати странам Южной и Северной Америки, Европы, Австралии, Африки и Азии. В составе делегации Его Святейшества Далай-ламы он посещал Россию в 90-х годах и 2004 году во время краткого визита духовного лидера в Калмыкию.
С 2005 года геше Лхакдор возглавляет Библиотеку тибетских трудов и архивов – крупнейший научный и исследовательский центр по сохранению буддийского наследия Тибета в Дхарамсале (Индия).
Геше Лхакдору присвоен целый ряд почетных званий. Он - советник Института мудрости и сострадания в Лебралинге, Франция; почетный профессор кафедры психологии Делийского университета; почетный профессор Университета Британской Колумбии, Канада; попечитель Фонда всеобщей ответственности, основанного Его Святейшеством Далай-ламой.
Геше Лхакдор принимал участие в переводе и подготовке к изданию многих книг Его Святейшества Далай-ламы. При его непосредственном участии выпущены книги «Путь к свободе», «Искусство жить и умирать в мире», «Пробуждение ума и просветление сердца» и «Ступени медитации». Он - автор и переводчик множества статей, интервью и других публикаций о Тибете и буддийской культуре. Готовятся к изданию его переводы книг: Далай-лама Пятый. «Слово Манджушри»; Дагпо Нгаванг Дагпа «Сущность совершенных учений».


http://phowa.org.ua/action.php?action=index

Дорогие друзья!

Этот сайт посвящен визиту Его Преосвященства Аянга Тулку Ринпоче в Украину.

Мы счастливы сообщить вам, что Его Преосвященство Владыка Дхармы Аянг Тулку Ринпоче летом этого года впервые посетит Киев и дарует Учение Пховы. Ретрит состоится с 25 июня по 3 июля в пансионате <Победа>, расположенном в тихом и живописном месте под Киевом. Для регистрации участия в ретрите посетите, пожалуйста, раздел Информация, там вы сможете найти информацию по предоплате и проживанию. В связи с организационными моментами мы очень просим вас регистрироваться заранее.

За дополнительной информацией обращайтесь по телефонам: +38 095 54-54-209 (Киев, Галя) и +38 068 124 23 34 (Киев, Руслана), либо же оставьте свое сообщение в разделе Контакты

Расписание курса смотрите в разделе Расписание

Добро пожаловать на ретрит!

На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru

Всего Вам самого светлого и Удачи!

С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев.


В избранное