Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 315 6 августа 2011г

WWW.ERMANOK.NET

К читателю


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!


Раиса Слободчикова
"Не родись красивой... или..."


Дети А.С.Пушкина


Мария Александровна Пушкина (1832-1919 гг.) – первая дочь великого поэта.


Машу Пушкину назвали так в честь покойной бабки поэта – Марии Алексеевны Ганнибал. Отец за три дня до крестин не без гордости писал Вере Вяземской: "Представь себе, что жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы". Пушкин нежно любил свою "Машку", свою маленькую " беззубую Пускину".

Маше шел пятый год, когда погиб Пушкин. Она хорошо помнила отца, его голос и смех. Говорят, и сама она смеялась по-пушкински звонко. Он звал ее Машка, Маша, Машенька. В письмах к жене часто упоминал ее имя. В младенчестве она не отличалась крепким здоровьем и часто болела. Это беспокоило его. "А Маша-то! Что ее золотуха и что Спасский?" (домашний врач Пушкиных) " – с беспокойством спрашивал он жену. "Говорит ли Маша? Ходит ли? Что зубки?" "Что моя беззубая Пускина?" – весело подшучивал в поздних письмах, и тут же добавлял – "Уж эти мне зубы!"

Влияние матери, Наталии Николаевны, было основополагающим. Ранние годы детства Мария провела на Полотняном Заводе, в деревенском приволье – ведь ее увезли из Петербурга, когда ей было всего то пять лет. Много времени она проводила в играх на свежем воздухе, брат маменьки, Дмитрий Николаевич Гончаров, учил маленькую Мари сидеть в седле , брать лошадь в поводья. У нее на всю жизнь, до глубокой старости, сохранилась прямая и гордая осанка. Но не меньше времени отнимали и серьезные занятия: игра на фортепьяно, вышивание, чтение, уроки грамматики. Наталия Николаевна считала, что дети ее должны хорошо владеть русской грамотой и разбираться в литературе. Сначала занятия ми Марии руководила она сама или ее сестра, тетушка Александрина.

По словам Бартенева, "выросши, она заняла красоты у своей красавицы матери, а от сходства с отцом сохранила тот искренний задушевный смех, о котором А.С. Хомяков говаривал, что смех Пушкина был так же увлекателен, как его стихи". Были и еще отзывы о красоте Марии Александровны: в ней "соединялись красота матери с оригинальным экзотизмом отца"; "она была видная, стройная, очень эффектная женщина; при этом была умна", но "отличалась своевольным характером", чем "напоминала мать Пушкина Надежду Осиповну".

Видя в дочерях эту порывистость, страстность, их свободолюбие, так знакомое ей по пушкинскому характеру, Наталья Николаевна часто обсуждала их будущее, их замужество со вторым мужем Ланским, которому, возможно, казалось, что они несколько легкомысленны. Мать, конечно, переживала за дочерей, много размышляла и много разговаривала с ними об этом.

Маша обладала незаурядными музыкальными способностями, хорошо играла на фортепиано и рисовала, страстно любила русскую литературу, но всегда помнила слова, которые, по семейному преданию, сказал жене Пушкин после рождения дочери: "Вот тебе мой зарок: если когда-нибудь нашей Маше придет фантазия хоть один стих написать, первым делом выпори ее хорошенько, чтобы от этой дури и следа не осталось!"

Мать была сторонницей того, чтобы подольше не отпускать от себя детей, уже в 9 лет Маша свободно говорила по-немецки и по-французски, читала на четырех языках. Затем она училась в Екатерининском институте. После его окончания в 1852 году она была принята ко двору фрейлиной императрицы Марии Александровны жены императора Александра II. Посещала вечера, балы и приемы.

На дочь Пушкина обращали внимание многие, жаждали быть представленными ей, но замуж Мария Александровна вышла поздно, двадцати восьми лет. В несколько минут могла увлечь понравившегося ей человека огнем и живостью ума, непринужденной беседой, красотой улыбки, редким чувством юмора, но в отличие от других блестящих светских красавиц не обладала слишком большим приданым.

Свои взгляды на замужество дочерей Наталья Николаевна излагает в письме ко второму мужу Ланскому: "Что касается того, чтобы дочерей пристроить, то уверяю тебя, мы все в этом отношении более рассудительны, чем ты думаешь; я всецело полагаюсь на волю Божию, но не считаю преступлением иногда помечтать об их счастье. Можно быть счастливой, не будучи замужем, конечно, но что бы ни говорили – это значило бы пройти мимо своего призвания. Я не решусь им это сказать потому, что еще на днях мы об этом много разговаривали. Иногда даже против своего убеждения, для их же блага говорила им многое из того, о чем ты мне пишешь в своем письме, подготавливала их к мысли, что на замужество нельзя смотреть как на забаву и связывать его с мыслью о свободе. Говорила им, что это серьезная обязанность и что надо делать свой выбор в высшей степени рассудительно... Союз двух сердец – величайшее счастье на земле, а вы (Ланской и Фризенгоф) хотите, чтобы молодые девушки не мечтали об этом, значит, вы никогда не были молоды, никогда не любили. Надо быть снисходительными к молодежи, беда всех родителей в том, что они забывают, что они сами чувствовали, и не прощают детям, если последние думают иначе, чем они. Не следует доводить до крайности эту манию о замужестве, до того, чтобы забывать всякое достоинство и приличия, я держусь такого мнения, но предоставить им невинную надежду на приличную партию – это никому не принесет вреда", – писала Наталья Николаевна в 1851 году. В апреле 1860 года Мария Александровна вышла замуж за поручика лейб-гвардии конного полка Леонида Николаевича Гартунга. Он дослужился до генерал-майора и был назначен членом совета Главного управления государственного коннозаводства, за 25 лет безукоризненной военной карьеры он стал кавалером пяти орденов.

Наталья Николаевна всей душой желала дочери счастливой семейной жизни, полагая ее залогом внутреннего спокойствия души женщины: "Маша очень мила, послав вам сердечное письмо; должна отдать ей справедливость – она очень изменилась к лучшему. Дай Бог ей счастливой семейной жизни. Жизнь при дворе, при всем ее блеске, в конце концов, надоедает, а скромный семейный очаг принимается этими молодыми девушками с благодарностью, потому что в нем есть очарование своего домашнего очага и независимости, чего они совершенно лишены при дворе". Вероятно, Леонид Гартунг и Мария Пушкина познакомились в доме, где всегда было много народу, среди них не только писатели и художники, но и военные. Наталия Николаевна и не думала препятствовать замужеству Маши, ей понравился задумчивый и внимательный человек с грустными глазами. У Леонида Николаевича было имение под Тулой (с. Прилепы), туда и уехали жить Гартунги вскоре после венчания в апреле 1861 года.

Их гостеприимный, щедрый дом, где часто устраивались музыкальные вечера и "чайные балы", становится известен в округе, чета Гартунгов окружена всеобщим вниманием и уважением.

На одном из губернских балов в 1861 году в Туле знакомится с Марией Александровной граф и писатель Лев Николаевич Толстой.

Мария Александровна привлекла его внимание сразу, едва только вошла в бальную залу. Когда на его вопрос, кто такая эта женщина ему ответили, он сказал восхищенно: "Да, теперь я понимаю, откуда у нее эти породистые завитки на затылке!" Лев Николаевич пожелал быть немедленно представленным дочери Поэта. Они оживленно беседовали весь вечер. Мария Александровна, по его просьбе, рассказывала об отце (вероятно, со слов матери), делилась своими впечатлениями о литературе и искусстве. Дочь поэта настолько поразила творческое воображение Толстого, что он отобразил ее внешние черты в облике любимой героини своего знаменитого "семейного романа" – Анне Карениной.

Судьба и жизнь Марии Александровны в дальнейшем складывалась не менее трагично, чем у героини Толстого.

В 1877 году семью Гартунгов постигла трагедия. Человек доверчивый, добрый и неопытный, Л.Н. Гартунг имел неосторожность взять на себя обязанности душеприказчика ростовщика В. Занфтлебена, который умер, а его родственники оклеветали генерала, опутали интригами и отдали под суд, обвинив в воровстве. После вынесения ему несправедливого приговора Гартунг застрелился из заранее приготовленного пистолета.

Мария Александровна писала родственникам: "Ужасная смерть моего мужа была страшным ударом для меня. Когда я приехала в Окружной суд, надеясь еще увидеть его живым, и когда я увидела только бездыханное тело, я забыла все наши ссоры. Я помнила только хорошие дни, потому что они у нас были, как и у всех других, и в тот момент я отдала бы все, чтобы его снова воскресить, хотя бы на одно мгновение. Вся эта печальная история была только отвратительными подлыми кознями; Моносеинов и Муравьев дадут отчет Богу в несчастье, которое они причинили. Я была с самого начала процесса убеждена в невиновности в тех ужасах, в которых обвиняли моего мужа. Я прожила с ним более 17 лет и знала все его недостатки; у него их было много, но он всегда был безупречной честности и с добрейшим сердцем. Умирая, он простил своих врагов, но я, я им не прощаю".

После смерти Гартунга Мария Александровна, оставшись без средств к существованию, вела скитальческий образ жизни, так и не выйдя больше замуж. Она жила то у родственников, то у овдовевшего брата Александра и помогала ему воспитывать детей, с которым у нее на всю жизнь сохранилась добрая дружба, то у других своих родственников, внуков и сестер по линии Ланского О красоте ее говорят все родственники: "Надо сказать, что лицом Мария Александровна была вылитый дед – Сергей Львович Пушкин. До глубокой старости она очень внимательно относилась к своей внешности: изящно одевалась, следила за красотой рук... Тетя Маша обладала какой-то торжественной красотой. У нее были звонкий, молодой голос, легкая походка, маленькие руки".

Очень крепкая физически Мария Александровна, по воспоминаниям, на восьмом десятке переплывала туда и обратно без отдыха большой пруд. Это "была величавая и очень моложавая седая дама, жизнерадостная, приветливая... Она располагала к себе молодежь".

После революции она сначала жила в Петербурге, а затем переехала в Москву, где чуть ли не ежедневно приходила на Тверской бульвар к памятнику отца.

Некоторые прохожие, увидев ее, замедляли шаги или оборачивались. Им было не понятно, почему эта высокая стройная женщина, с ног до головы одетая в черную одежду, закутанная в вуаль, в любую погоду посещает памятник Пушкина.

Шел 1918 год, все, кто только мог, бежал из холодной и голодной Москвы на окраины России. Те, кто оставался, стараясь сидеть по домам, сохраняя скудное тепло очагов и стараясь ложиться пораньше спать – авось уляжется чувство голода.

А она приходила и просиживала на скамье около памятника по нескольку часов, в любую погоду. В руках у нее были то зеленая веточка, то маленький букетик цветов, которые она потом оставляла на сером граните памятника. Она приходила на свидания со своим отцом, которого почти не помнила, и который стал для нее легендой. Она не воспринимала его как памятник. Сидела у ног, и ей казалось, что слышит за спиною теплоту дыхания, звучный веселый голос, заразительный смех. Она не могла ничего помнить, но какое-то смутное видение все равно преследовало ее: ласковый, невысокий человек, смуглый лицом, с живыми блестящими глазами, протягивает к ней руки и поднимает ее высоко над собой. У нее замирает сердечко, она повизгивает от страха и удовольствия, а человек смеется: "Что, Машка, разбойница? Чай, куда рада вволю воевать?!" (Цитата из письма Пушкина от 1834 г). Она приходила к нему каждый день в надежде вспомнить что-то еще и погрузиться в блаженство этих воспоминаний.

Перестала приходить, только когда смертельно заболела. Это случилось в феврале 1919 года. Седьмого марта ее не стало. Свидания дочери с отцом закончились.

Перед смертью в конце трудного и особенно голодного 1918 года Луначарский отдал распоряжение, чтобы дочери великого поэта оказали материальную поддержку, "учтя заслуги поэта Пушкина перед русской художественной литературой", назначил ей пенсию, но первая пенсия пошла уже на похороны дочери поэта.

Могила Марии Александровны находится на кладбище Донского монастыря. На могиле всегда живая ветка или букетик цветов, может быть похожих на те, которые когда-то она приносила к памятнику отца. Потомства не оставила.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!

2. Мастер-класс и Видеоуроки Живописи.24 минутное Видео Мастер Класс Игоря Жданова". Это видео раскроет Вам таинство создания на чистом холсте живописного произведения. Всего за 24 минуты, мазок за мазком, прямо на ваших глазах! А также Вы сможете бесплатно получать Авторскую Рассылку "Видео Уроки Живописи", в которой шаг за шагом, мазок за мазком, Игорь Жданов проведет Вас по пути создания Вашей первой живописной работы. И Вы не только увидите, насколько это легко, Вы будете поражены своими результатами!


WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное