Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова Новый роман Пелевина.


Новый роман Пелевина.

 

 

Виктор Пелевин выпустил свою долго ожидаемую книгу Empire V. Она вызвала определенную критику. Грозный литературовед Топоров указал на его сходство со «Священной книгой оборотня» (там оборотни, тут вампиры). Иным бросился в глаза смысловой повтор по отношению к “Generation P” . “Generation P” заточен против доставшей всех деятельности рекламщиков, а Empire V проникнута любовью Пелевина к отечественному гламуру.

Я, признаться, когда начинал читать «Империю», слегка разочаровался этими вещами. Однако когда дошел до любовной истории главного героя – был, как неисправимый романтик тронут.

Два слова о содержании.

Само название отсылает к пропагандируемой кругом главного редактора газеты «Завтра» Александра Проханова «пятой империи» (первая – Рим, вторая – Византия, третья – Русь, четвертая – США). «Пятая», по мысли Проханова, вынашивается в глубоко законспирированных головах некоторых работников КГБ и должна послужить нашему прорыву в светлое постиндустриальное будущее (с опорой на экспорт углеводородов). Не смешно.

Но «Пятая империя», действительно складывается у нас на глазах – это империя глобализма (где спецслужбистам, конечно, находится достойное место – см. «Искушение глобализмом» А. Панарина). Пелевин и трактует ее как невидимую империю вампиров, поклоняющихся своей Великой Мыши (она же – Иштар из «Поколения пепси»).

То есть, не вдаваясь в детали – людей заставляют безостановочно крутиться, «зарабатывая деньги», а выделяемой при этом энергией питаются вампиры (приготовляя наркотическое вещество «баблос». Что почти соответствует описанию «сверхэлиты» в статьях политолога Гейдара Джемаля.

А чтобы человечество лучше крутилось, перед ним вешают морковку под названием «гламур». Лошадка бежит к этой морковке (никогда не достигая ее) и при этом – катит телегу.

«Гламур - это идеология режима».

Вообще, в романе, как и всегда у Пелевина, масса остроумных афоризмов:

«…единственный реальный результат, который дает нейролингвистическое программирование - это зарплата ведущего курсы нейролингвистического программирования».

 «…Метросексуал» - и я пережил легкое потрясение, когда выяснилось, что это вовсе не человек, любящий секс в метро».

 «Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты. «Бездуховность» - это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т.е. беспонтовее) младшего менеджера».

«Стать вампиром можно только тогда, когда всосешь все лучшее, что выработано мыслящим человечеством».

 «Современный художник - это анальная проститутка с нарисованной жопой и зашитым ртом. А галерист - это человек, который ухитряется состоять при ней сутенером духа несмотря на абсолютную бездуховность происходящего».

«Жизнь устроена таким образом, что человек умрет с голоду, если станет стремиться к чему-то кроме денег».

Непосредственное руководство гражданами в «Empire V» осуществляется кастой халдеев (чиновники, олигархи, депутаты, попзвезды, шоумены и т.д.), а над последними возвышается невидимая империя вампиров. Контролируют халдеев вампиры посредством нескольких методик, в частности, их укус позволяет считывать информацию с психической матрицы человека.

Вот, а главный герой – Роман, молодой парень, который не поступил в институт и пошел работать грузчиком, но и там не прижился (слишком честен). Родители его также достали, и в этот жизненный момент он оказывается пленен и завербован вампирами.

Дело в том, что у последних практикуются дуэли, и, проигравший сейчас должен умереть, но предварительно – передать свой язык (который, собственно, и является подлинным вампиром, в то время как человек – лишь его носителем).

Так наш герой (ему присваивают имя Рама Второй) приобщается к элите, для чего необходимо пройти образовательный курс (главными дисциплинами которого яляются дискурс и гламур). Однако ему не очень везет и здесь (проклятый нонконформизм – «левые понты»). Фактически молодой вампир назначен в ритуальную жертву, необходимую при смене «земной личности Иштар». К тому же, никак не клеится любовь к девушке – такой же новообращенной вампирше.

Девушка эта (кодовое имя Гера Восьмая) – умнее и сильнее героя. Ситуация напоминает коллизию в «Священной книге оборотня» и продиктована фемининным дискурсом современной цивилизации (не думаю, впрочем, что подобные коллизии часто встречаются в реальности).

А на нее положил глаз некий фатоватый вампир, «Митра Шестой», молодой, но гораздо более опытный (в том числе и по женским делам). Поэтому он и начинает обставлять Романа («Раму») по всем статьям.

Роман вызывает удачливого соперника на дуэль, смысл которой состоит в написании стихов на заданную тему, и проигрывает. «Гера» уходит с «Митрой», а несчастный «Рама» должен понести наказание. Впрочем, оно достаточно гуманно – в связанном виде лицезреть сцену любовного свидания девушки со счастливым соперником.

Однако финал неожидан. У Геры – собственная игра. Коварный соблазнитель превращен в жертву для создания новой земной личности Иштар – Великой Мыши. Ей становится Гера. При этом девушке отрезают голову (а точнее – тело пониже шеи), которая и становится заменителем богини (типа «Голова профессора Доуэля). Новая Иштар призывает к себе Романа, делая его своим ближайшим сподвижником. Нонконформист превращается в представителя истеблишмента (еще одна мифологема развитого постмодернизма).

«Раньше я вел себя очень глупо, Локи был прав. Но с тех пор я поумнел и многое понял. Понял про жизнь, про себя, про датского принца и про Ганса Ульриха Руделя. И сделал свой выбор.

Я люблю наш ампир. Люблю его выстраданный в нищете гламур и выкованный в боях дискурс. Люблю его людей. Не за бонусы и преференции, а просто за то, что мы одной красной жидкости - хоть, конечно, и под разным углом. Смотрю на державные вышки, сосущие черную жидкость из сосудов планеты - и понимаю, что нашел свое место в строю.

Превед, комарищ!

Только строй держать надо будет крепко: впереди у нас непростые дни. Потому что ни красной, ни черной жидкости в мире не хватит на всех. И значит, скоро к нам в гости придут другие вампиры - пудрить нашему Ваньке ум «Б», кося хитрым глазом и соображая, как бы половчее отсосать наш баблос. И тогда линия фронта вновь пройдет через каждый двор и каждое сердце.

Но о том, как сохранить нашу уникальную объединительную цивилизацию с ее высокой сверхэтнической миссией, мы будем думать позже. А сейчас вокруг покойно и просторно, и навстречу несутся большие, как бабочки, звезды снега. И с каждым взмахом крыл я все ближе к своей странной подруге - и, чего греха таить, баблосу тоже. Который теперь весь наш».

Весьма оптимистично, и хорошо выражает современную психологию части нашей отечественной элиты. Но вот последние слова героя:

«Когда-то звезды в небе казались мне другими мирами, к которым полетят космические корабли из Солнечного города. Теперь я знаю, что их острые точки - это дырочки в броне, закрывающей нас от океана безжалостного света. На вершине Фудзи чувствуешь, с какой силой давит этот свет на наш мир. И в голову отчего-то приходят мысли о древних.

«Что делаешь, делай быстрее...»

Какой смысл этих слов? Да самый простой, друзья. Спешите жить. Ибо придет день, когда небо лопнет по швам, и свет, ярости которого мы даже не можем себе представить, ворвется в наш тихий дом и забудет нас навсегда.

Писал Рама Второй, друг Иштар, начальник гламура и дискурса, комаринский мужик и бог денег с дубовыми крыльями.

 Вершина Фудзи, время зима».

(Виктор Пелевин, Empire V).

 

Вот оно как.

Алексей Фанталов,

fantalov@mail.ru

МИФОПОЛИТОЛОГИЯ.


В избранное