Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ильявости

  Все выпуски  

Ильявости Выпуск от 07/07/2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

                                               ... еще одним важнейшим
                                               элементом    купальских
                                               празднеств были девичьи
                                               гадания,  приуроченные,
                                               как  и  в  декабре,   к
                                               периоду  солнцестояния,
                                               когда  с  точки  зрения
                                               древних    определяются
                                               судьбы      мира     на
                                               ближайшие полгода.

Привет!

7  июля  -  Рождество  Святого  Пророка Предтечи и Крестителя Господня
Иоанна,  в народном обиходе - Иван Купала, Купайло и т.п. Ночь на этот
праздник - одна из самых интересных и загадочных в году. По украинским
данным,  "в ночь на Ивана Купайла деревья переходят с места на место и
разговаривают  между собою посредством шелеста листьев; животные и все
растения  тоже  беседуют  между собою. Различным травам, собираемым на
Купала,  приписывают  особенную  силу; знахари и ведьмы запасаются ими
для своего ремесла"
                                                      (П.П.Чубинский).

Купальская  ночь - общеевропейское время шабашей ведьм, которые у нас,
по  преданию, происходили на Лысой горе под Киевом.

"В Ивановскую ночь расцветает красно-огненный цвет папоротника, он еще
называется  "кочедыжником". Народ верит, что тот, кто подстережет этот
цвет  и  достанет  его,  будет  знать  все,  что  делается на свете, и
приобретет  силу  отворять замки одним прикосновением; с помощью этого
цвета легко взять клад, хотя бы он был и "заклятый".

Клады  бывают  "заклятые"  и  "незаклятые".  Последним  может овладеть
каждый,  кто  его найдет но заклятым овладеть не так легко. Место, где
он  находится  -  известно,  потому что над ним ночами горит свеча, но
незная  заклятий,  никаким образом нельзя овладеть им: начнете рыть то
место,  где  горит  свеча, где зарыт клад, - он будет глубже входить в
землю. Имея же цветок папоротника, можно добыть клад."
                                                       (Н.А.Маркевич).

"Трудно достать этот цветок, потому что нечистая сила старается отнять
его  у  людей.  Кто  хочет  иметь  цвет  папоротника, должен поступать
следующим  образом:  отправиться  ночью в лес на такое расстояние, "де
курячий   голос   не   заходить".   Найдя  папоротник  еще  перед  его
расцветанием,  нужно  очертить  освященным мелом круг и самому сесть в
середине  на  разостланном рушнике, держа в руках крест и нож, чтобы в
минуту  расцветания папоротника подрезать кожу на мизинце левой руки и
вложить туда цвет. Во время срезывания папоротника тьма всяких чертей,
вовкулак, ведьм, домовых, мертвецов, русалок, - поднимают хохот, крик,
завыванья.  Все  это  делают черти с целью напугать смельчака. Но если
он,  несмотря  на  все  эти  ужасы, спрячет цвет папоротника под кожу,
тогда уже может спокойно сидеть в кругу до вторых петухов"
                                                      (П.П.Чубинский).

Купальская  ночь  -  благоприятное время и для разного рода магических
ритуалов,  в частности, связанных с приготовлением приворотных зелий и
инструментов.  Вот  один  из  способов.  "Если в Ивановскую ночь взять
"кажана",  то  есть  летучую  мышь,  отнести  ее  в  лес  и  зарыть  в
муравейник,  то  в  следующий  четверг  в  муравейнике  вместо  кажана
окажутся маленькие вилы и грабли, те и другие могут быть очень полезны
для  парубков.  Если  граблями  дотронуться до "дiвчини", то она очень
полюбит парубка; а если вилами - то разлюбит".
                                                  (Волынь, Чубинский).

Но  особо  известен купальский праздник благодаря украинским обрядам с
ритуальными  чучелом,  символизировавшим,  вероятно, древнее языческое
божество.   Купалой   (Купайлом)   в  народе  называли  тряпичную  или
соломенную куклу (чучело), сжигаемую (потопляемую) во время купальских
праздников. Кукла могла иметь и женский облик, называясь Купалой, а на
Харьковщине,  по сведениям знаменитого украинского языковеда, философа
и этнографа А.А.Потебни, еще Мареной. Интересен вариант обряда с двумя
куклами, описанный И.Нечуем-Левицким:

"На Купайла дiвчата й хлопцi роблять куклу з вiнкiв, з соломи, кропиви
й шипшини, а найчастiше з чорнокленка, ii вбирают в квiтки, в стрiчки,
в вiнок i ставлять над водою. Та кукла зветься Мареною.
Потiм роблять другу куклу з соломи, вбирают у вiнок, в сорочку, плахту
й намисто i ставлять разом з Мареною. Друга кукла зветься Купайло.
Часто  беруть гiльце з чорнокленка, обвiшують його вiнками, стрiчками,
i те гiльце звуть Мареною.
Пiд  тим  гiльцем  ставлять  куклу  Купайла.  Перед Мареною й Купайлом
ставлять  стiл  з  горiлкою  й закускою, розкладають огонь i дiвчата й
хлопцi, побравшись за руки, скакають через огонь i спiвають купальских
пiсень.  Тим часом хлопцi закрадаються, однiмають Марену, розривають i
розкидають  ii  або топлять у водi. Дiвчата не сердяться на них i знов
роблять  другу  Марену,  докоряючи  парубкам,  що  вони вкрали не любу
Марену,  а  ту,  що дiвчата навмисне виставили, щоб пiддурити хлопцiв.
Пiсля  того  дiвчата  розламують  Марену,  беруть по гiллячцi додому i
кидають  на  грядку  в  огiрки,  бо  кажуть,  що од того лучче ростуть
огiрки.
Пicля  всього  Марену  кидають  у воду, а з нею часом топлять у водi й
Купайла".

Само слово Купала, родственное глаголам "купать" и "кипеть", связывают
с  латинским  мифологическим  именем  Купидон  (божок  любви,  чье имя
означает  "стремление", "сильная страсть") и возводят к древнему корню
со  значением  "кипеть",  "вскипать",  "страстно желать", - мы видим в
значениях  этих  слов  присутствие  любви,  воды  и огня. В купальских
обрядах,   кстати,  использовались  огненные  колеса,  символизирующие
"огонь  небесный",  солнце.  Вода  же  предстает  в образе ритуального
купания,   связывавшегося   с   водным  крещением  библейского  Иоанна
Передтечи (Крестителя).

Огонь  и  вода  символизируют  здесь,  возможно мифологических брата и
сестру,  Купалу  и  Марену,  Ивана да Марью русского фольклора, давших
название известному цветку. В древнейшем мифе, востановленном учеными,
они  -  близнецы,  вступившие  в кровосмесительный брак, причем сестра
выступала в роли соблазнительницы, а брат отомстил ей потом.

Перед смертью она просит посадить цветы на ее могиле.

Все эти мотивы широко распространены в купальском фольклоре. "На Ивана
Купала  брат  сестру  сгубить хочет", - поется в русской песне; "ой то
брат сестру зарубать хоче", - в украинской. А сестра просит его:

"Посiчи мене на дрiбен мак
Да посiй мене на трьох грядочках.
Ай уродиться да трой-зiллячко:
Що перве зiлля - тож василечки,
А друге зiлля - то ж барвiночок,
А третэ зiлля - то ж любисточок".

Эротический  смысл  просматривается  и  в  юго-западной  русской песне
(приводим без повторов):

"Марья Ивана в жито звала:
"И пойдем-ка, Иван, в наше жито!"
В нашем жите сам бог ходит, жито родит,
ядро в ведро, колос с бревно".

Все  -  от  первой  строки  до  финальных  мотивов  "ядер"  и "бревна"
указывает  здесь на любовное содержание. Но те же песни донесли до нас
еще один существенный мотив - изгнание ведьмы с поля.

Вот еще один сокращенный текст песенки:

"Марья Ивана на улицу звала:
пойдем, Иван, на улицу, будем глядеть
- ведьма идет в наше жито.
Ня йди, ведьма, в наше жито
- у нашем жите сам Бог сидит с боженятами:
бог Илюшка, сын Петрушка".

Мотив  ведьмы част в этих песнях, предназначенных для избавления от ее
вредоносных  козней.  Ведьма,  как известно, могла сделать на поле так
называемый  "залом" - вещь весьма неприятную и опасную. Как пишет Т.А.
Новичкова,  "кто  сожнет  залом  - иссохнет и умрет, кто съест хлеб, в
котором  будет  содержаться  мука  из  зерен колосьев залома, - умрет,
пустит  солому  на  подстилку  -  скот  околеет.  Заломы делали только
ведьмы,  мужчины-колдуны  не  могли.  Ведьма выходила на залом в одной
рубахе  без  пояса  около  полуночи,  приступая к залому, сбрасывала и
рубаху.  Если  кто-нибудь увидит ведьму идущей на залом, колдовство не
выйдет,  возвращающейся  с  поля  -  умрет  тот,  кого  она  встретит.
Избавиться от смерти можно было только убив ведьму...

Залом  выглядел  следующим  образом: хлебные колосья, растущие в круге
диаметром 30 - 35 см, спутаны, их стебли надломлены и согнуты к центру
круга,   в   середине   которого  оставлено  десятка  два  несломанных
колосьев".  Ясно,  что от такой напасти нужно было оберегаться, чему и
служила  купальская  обрядновость.  По  полесским  данным,  весь  цикл
обрядов,  связанных с купальскими огнями и потоплением куклы, восходит
к  старинным  ритуалам  изгнания  ведьмы.  На великорусской территории
костры   на   Купала   практически  отсутствовали,  как  и  масштабные
празднества; в некоторых регионах такого праздника не знали вообще.

Наконец,  еще  одним  важнейшим  элементом  купальских празднеств были
девичьи   гадания,   приуроченные,   как   и   в  декабре,  к  периоду
солнцестояния,  когда  с точки зрения древних определяются судьбы мира
на  ближайшие  полгода. Приведем несколько описаний купальских гаданий
из  собрания  Чубинского.  "Девицы  выбирают из себя самую красивую, с
песнями  ведут  ее в лес и здесь сажают в заранее приготовленную яму с
венками  из свежих и увядших цветов и завязывают ей глаза. Эта девушка
называется  "Купайло".  Затем,  взявшись  за  руки,  девушки  начинают
плясать вокруг ямы, а девушка "Купайло" без разбора берет из ямы венки
и  раздает  их  танцующим  подругам.  Кому  попадется  венок из свежих
цветов,  та  будет счастлива в замужестве", кому из увядших - та будет
несчастна и бедна. "В этом случае хоровод перестает танцевать. Девушки
садятся  вокруг  ямы  и  поют. После песни продолжают гадать. Когда же
венки  вынуты  из  ямы,  девушки убегают, спасаясь, чтобы "Купайло" не
схватила кого-либо из них. Схваченная "Купайлом" не выйдет в этом году
замуж"
                                                      (Тернопольщина).

Другое  гадание:  "Молодежь  собирается под вечер к реке и купается до
самых сумерек. В сумерки раскладывают огонь возле реки или на площади,
парни  и  девки  берутся  попарно за руки и перепрыгивают через огонь.
Если руки их не разойдутся, то значит они будут супругами"
                                                       (Хмельниччина).

Наконец, гадание на воде. "Сплетши венок, называемый "вiльце", девушки
берут восковые свечи, идут к воде, привязывают свечи к венку так, чтоб
они  могли стоять, зажигают и пускают венок на воду. Свечи поплывут, и
чья  прежде  потухнет,  та  умрет прежде других". Если венки сходились
вместе  - это предвещало замужество, если приставали к своему берегу -
в  своем  селе,  если  плыли  к  противоположному  -  сватать будут из
соседнего,  а  если  венок  крутился на месте или уплывал по течению -
замужества до следующего Купала не предвиделось.

                                                          Алексей ЮДИН





Нашей рассылке идёт 733-й день и её получают 178 читателей
которые (читатели) могут написать мне по нижеследующему адресу:
rest.interesting.ilyavosti-owner@datacat.subscribe.ru

---

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.ilyavosti
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное