В первой рассылке на эту тему я всех «ученых»
рассадил по своим «шкафам», чтобы Вам было лучше видно, что у всех есть свои
трудности, а не только у физиков с теорией относительности. Например, у
математиков и логиков есть парадоксы, а у философов – диалектика (я это назвал
свой скелет в шкафу). Далее, я предположил, что это связано с тем, что нам в
процессе обучения еще в школе о чем-то не рассказали.
Я это назвал «пропустили некий ген».
Во второй рассылке я предположил, что такой ген
может быть связан с моделированием – нас не учили правильно строить логические
модели и оперировать с ними. Если модель одна - мы умеем с нею справляться, если
их несколько и они не пересекаются, то это для
нас тоже не проблема. Но если модели пересекаются
– начинаются сложности.
В третьей рассылке я рассказал о двух моделях
(системах) счета: индуктивной (количественной) и кардинальной (качественной).
Дети и модели
В прошлом году летом я отдыхал на даче, загорал
на пляже, на берегу озера. А передо мною шлепала по воде трехлетняя девочка. Я
сделал вид, что хочу ее поймать, и тогда она сказала мне удивительную фразу:
- А я бегаю быстрее всех!
Что же конкретно она мне сказала? Во-первых,
сказала, что совсем меня не боится; во-вторых, что она не против со мною
поиграть; и, наконец, что она может быстро бегать. Согласитесь со мною, что все
это я получил не из смысла сказанной ею фразы, а интуитивно, из той стандартной
ситуации, в которой мы находились. Согласитесь также, что смысл ее фразы был
совсем другим.
- Быстрее всех – это быстрее кого? Ты бегаешь
быстрее лошадки? Или быстрее мамы?– Спросил я у нее.
Девочка взяла тайм-аут, убежала от меня, а на
обратном пути пришлепала и сообщила, что мама и лошадка бегают быстрее.
- Понятно, - сказал я, - ты бегаешь быстрее
муравья и улитки!
- Нет, я бегаю быстрее детей. (Конец цитаты).
Если бы эта девочка в дальнейшем не научилась
правильно мыслить, из нее бы получился великолепный философ. Действительно, чем
понятие: «множество всех множеств» отличается от
ее «быстрее всех»? И то и другое бессмысленно,
потому что не имеет модели. Но как Вы знаете, до сих пор философы не могут
разобраться с «множеством всех множеств».
Вот какую задачу мне прислал Андрей:
«Как выяснилось, эту загадку задают детям при
поступлении в одну из школ города-героя Москва.
Если ребенок отвечает на нее - его определяют в физико-математический класс.
Ответ очень логичный, наивно детский и невероятно
смешной!» Конец цитаты.
Для решения этой задачи необходимо подобрать
нужную модель. И я еще предложу Вам одну очень простую задачу, но без модельного
ограничения в ней не получится решения. Ее прислал Дмитрий:
«…вспомнилась недавно очень
интересная задачка. Точнее интересное решение известной задачи. Вот задача:
Трое
рыбаков целый день ловили рыбу и, выловив из реки некоторое количество, зажарили
её и свалили в кучу. Поужинав захваченной из дома едой, они легли спать. Ночью
один из них проснулся, разделил всю рыбу на три равные части, одну оставшуюся
рыбку он выкинул, съел свою долю и лёг спать. Затем проснулся второй рыбак и, не
зная о том, что делал первый, снова разделил всю рыбу на три части и снова
выкинул одну рыбку и лёг спать. Затем проснулся третий рыбак, и у него снова
осталась одна рыбка. Спрашивается, при каком минимальном начальном числе рыбок
это было возможно? Из всех когда-либо полученных ответов (не мной полученных, а
вообще) один был действительно МИНИМАЛЬНЫМ. Вот его-то и надо повторить».
Конец цитаты.
Вопрос жизни и смерти.
Я специально предложил Вам модель различных
шкафов для различных "ученых" мужей, чтобы мы не путались, как "мальчик в
соплях", и не тащили в логику, в математику и в физику философские понятия.
Философия это не наука, это особый вид нашей умственной деятельности. Она
абстрактна и интуитивна, она совершается не по логическим законам, а по особым,
философским. Например, по законам Веры, или по понятиям, или по законам
интуиции. Если Вы смотрите на квадрат Малевича, то по законам логики, кроме
полотна с черным квадратом, Вы ничего не увидите. А если Вы пускаете слюни в
экстазе о том, какое неизгладимое впечатление он на Вас произвел, это Ваше
право, но логики в этом никакой нет.
Но давайте вернемся к жизни и смерти. Я все время
убеждаю Вас различать модели. И советую учить этому Ваших детей. Есть
конкретное понятие "смерть" употребляемое для модели с каким-то человеком,
животным, наконец, растением или предметом. Оно может носить и общий характер,
но опять-таки в рамках определенной модели. Например, смерть цивилизации. В
рамках логической модели такая "смерть" подчиняется законам логики, она может
быть или истиной или ложью. Смерть в неком общем смысле, в некотором философском
смысле – это как "бегаю быстрее всех" у маленькой девочки, а ты понимай, как
хочешь. Эта безмодельная "смерить", как и безмодельная "жизнь" (абстрактная
любовь, зло, и масса других понятий) не может для своего описания использовать
логику предикатов (нужна логика второго порядка), и к ним не применимо понятие
"смысл". Сам смысл возможен только в рамках определенной модели. Все остальное –
философия. Согласно Ильфу и Петрову это все поиски "сермяжной правды" и
результат всегда один – порка за не выключенный свет в туалете. Ищите, и может
"обрящите".
Два слова о смысле жизни какого- либо конкретного
человека. К сожалению, этот "смысл" практически полностью определяется обществом
и тем, куда нас, грубо говоря, заткнули. Хорошо, если Вам в жизни повезло и у
Вас есть возможность устраивать жизнь по своему желанию, т. е. изменять ее
смысл. Но обычно имеешь возможность только поболтать о каком-то смысле. А это
скучно.
Задачи и ответы.
Клад искали очень многие. Повторю задачу:
"От сосны к березе, повернуть
направо, пройти столько же. От сосны к дубу, повернуть налево, пройти столько
же. Копать посередине." С этим указанием флибустьера Роджерса Вы прибыли на
остров. Береза цела, дуб есть, сосна исчезла... Можно ли найти клад? (Повороты
делать на 90 гр.)
Вот как это сделала Алла:
Здравствуйте,Томи!
С первого
взгляда задача про клад кажется очень простенькой, ведь если нужно поворачивать
на 90 гр в разные стороны, то сосна, береза и дуб находятся на одной линии.
Таким образом, если даже сосна исчезла, клад найти можно. Для этого следует
всего лишь пройти "столько же"
от дуба к березе (т.е половину расстояния) и откопать его.
Это на
первый взгляд. А вотесли
внимательно прочитать условие, то можно заметить, что на месте, где должен
находиться клад, раньше была сосна. Следовательно, если сосна исчезла, то клад
уже кто-то выкопал :( Увы, мы опоздали :(
Спасибо за
задачку!
С уважением
Алла
А вот
некоторые читатели клад нашли:
Решение:
"Обозначим координаты сосны (xs, ys), березы (xb,yb), дуба (xd,yd).
Найдем две точки (x1,y1) и (x2,y2), между которыми зарыт клад:
1) x1=xs+(xb-xs)+(yb-ys), y1=ys+(yb-ys)-(xb-xs)
2) x2=xs+(xd-xs)-(yd-ys), y2=ys+(yd-ys)+(xd-xs)
Точка клада (xk,yk) между ними имеет координаты ( (x1+x2)/2 , (y1+y2)/2 )
xk = (x1+x2)/2 = (xb+xd+yb-yd)/2
yk = (y1+y2)/2 = (yb+yd-xb+xd)/2
Как видим, в этих формулах координаты сосны не учавствуют, так что клад наш.
Чтобы было проще, определимся с системой координат так:
Проведем ось Х от березы к дубу, и пусть береза стоит в координатах
(xb,yb)=(0,0),
а дуб в (xd,yd)=(1,0). Т.е. единица измерения у нас - расстояние от березы до
дуба.
И тогда xk=1/2, yk=1/2.
Т.о., чтобы найти клад, нужно пройти от березы к дубу половину расстояния между
ними, повернуть налево и пройти столько-же.
На самом деле очень мало встречается достойных логических или хотя бы
логико-арифметических задач для детей. Это одна из таких задач.
К вопросу о кардиналах, могу предложить задачку, как яркий пример их проявления: Натуральные числа от 1 до N расположены по кругу, как на
циферблате часов.
Будем вычеркивать каждое второе не вычеркнутое ранее число, начиная с числа 1.
Вопрос: какое число будет вычеркнуто последним?
Примеры:
N=6: 1, 2, 3, 4, 5, 6 => 2, 4, 6, = > 4
N=7: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 => 2, 4, 6, = > 2, 6 => 6 С уважением, Arandr." Конец цитаты.
Спасибо за
задачу, Arandr. Только…."каждое второе" – это какое?
Если решать, так решать задачу полностью. Но задача великолепная. И главное в
тему.
Задачи
подобного типа известны с давних времен. А нам они известны с детства.
Вспомните, как мы считались в детстве: становились в круг и считали "На златом
крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич…" и выходили по одному.
Оставшийся - "водил".
Вот старая
задача на эту тему:
После захвата Иотапаты римлянами Иосиф вместе с сорока
иудейскими воинами бежал и спрятался в пещере. Иосиф возмутился, узнав, что все
воины - кроме него и еще одного человека – решили лучше покончить с собой, чем
попасть в руки завоевателей. Опасаясь открыто выступить против такого решения,
он как будто бы согласился и предложил это сделать организованно: всем встать в
круг и убивать каждого третьего до тех пор, пока не останется один человек,
который должен совершить самоубийство. На какое место стал и сам Иосиф, и на
какое поставил своего единомышленника так, что они оказались последними и
спаслись.