Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Об удовольствии быть женщиной: Поэтический год, день 71


ДЕНЬ 71

 

"Ритм, снова ритм,

повсюду ритм"

(Анри Мескони)

 

*

Прочитайте громко этот отрывок:

 

За больным и божеством

итак, ты поскачешь в галоп

ты, старик октосиллаб

орфей бестиария трех

слушай, не обернувшись, --

Аполлинера-хвастуна

 

(Жозеф Жюльен Гюльельми)

 

*

Скандируйте каждую строчку

(считайте слоги).

Семи- или восьмисложный стих?

Четный или нечетный ритм?

 

Перечитайте Ваши стихи: какой ритм

чаще встречается -- четный или нечетный?

 

*

Справка о ритмах в поэзии:

 

Во французской традиции (преимущественно

силлабической, то есть слоговой):

 

Ритм четный -- когда число слогов в стихотворной

строке четное;

Ритм нечетный -- когда число слогов в строке

нечетное.

 

В русской традиции (преимущественно метрической,

то есть опирающейся на чередование долгих/кратких,

в русском -- тоническом -- варианте --

ударных/безударных слогов) ритм

задается более хитро, не только количеством

слогов, но и с помощью дополнительных средств:

стопы (и места ударения в стопе) и характера рифмы.

 

Стопа (размер) может быть двусложной или трехсложной.

 

В двусложных стихотворных размерах, самых популярных

у начинающих поэтов, ударение может падать на каждый

нечетный слог (хорей) или на каждый четный (ямб).

 

"бУря мглОю нЕбо крОет..." -- хорей;

"мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил..." -- ямб.

 

В трехсложных размерах ударение может падать на первый

слог из трех (дактиль), на средний (амфибрахий) и на

последний (анапест).

 

"крУтится, вЕртится шАр голубОй..." -- дактиль;

"как нЫне сбирАется вЕщий олЕг..." -- амфибрахий;

"я не знАю, что бУдет со мнОю..." -- анапест.

 

Рифма может быть мужской (ударение на последний слог

в строке), женской (ударение на предпоследний слог) или

дактилической (ударение на третий слог от конца):

 

кОнь -- ладОнь -- мужская рифма;

мОре -- простОре -- женская;

зОлото -- мОлотом -- дактилическая.

 

Всё это вместе создает ритмический каркас стихотворения.

 

Давайте условимся, что:

четным у нас будет называться ритм двусложных стоп

(хорей и ямб),

а нечетным -- ритм трехсложных

(дактиль, амфибрахий, анапест).

 

*

Ваша Ирина Клопкова

lynx-tar@rambler.ru

 


В избранное