Известны и такие способы создания абстракционистских картин,
когда художник выливает на разложенный на полу холст несколько
баночек красок, а затем ездит по полотну на велосипеде.
Известный американский абстракционист У. Моррис пишет свои
картины руками и ногами, погружая их в краски, а затем делая
ими нашлепки на полотне.
Американский скульптор Цизар создает свои произведения по
следующему методу: он берет на автомобильных кладбищах старые
машины, сплющивает их мощными прессами с разных сторон, придавая
им соответствующую геометрическую форму, - и шедевр готов! Есть
ли в этом процессе творчества хоть что-то близкое искусству, -
пусть решит читатель.
Преднамеренное надувательство публики со стороны многих
"художников"-абстракционистов и "знатоков" искусства
превратилось в столь распространенное и типическое явление
в капиталистических странах, что оно стало даже темой для
художественной литературы. Так, например, английский писатель
Ноэл Кауард в острой комедии "Обнаженная со скрипкой" дал
сатирическое описание карьеры некоего вымышленного художника-
абстракциониста Поля Сородэна. Этот персонаж пьесы Кауарда
изображен пользующимся в буржуазных кругах широкой известностью,
почитаемым "великим", "гениальным" художником, "колоссом"
искусства. Его смерть была воспринята многими как "невозвратимая
потеря для всего человечества", как "катастрофа" для мира.
Писатель показал затем, что же представлял из себя на самом
деле Поль Сородэн. Он раскрыл "тайны" его творчества. Оказалось,
что "колосс" искусства не написал в жизни ни одной картины. Все
его прославленные и баснословно дорогие полотна "создавались"
либо девушкой из варьете, либо негром-фанатиком из Ямайки, не
имевшими ни малейшего понятия о живописи, либо недоразвитым
мальчиком, сыном его камердинера. Благодаря умелой рекламе
предприимчивых дельцов и "знатоков" искусства бессмысленные
картины Сородэна были признаны шедеврами, висели в известных
музеях, цены на них были взвинчены, и он всю жизнь пользовался
самым большим успехом.
Но Сородэн сам решил, чтобы обман, окружающий его творчество,
был раскрыт после его смерти. Он написал об этом в виде
завещания специальное письмо. Однако письмо это и другие
документы были скуплены или уничтожены людьми, не заинтересован-
ными в разоблачении обмана, поскольку это сделало бы их
посмешищем и повлекло бы за собой падение цен на картины Сородэна.
В полном сарказма произведении Кауарда дана яркая сатира не
только на творцов абсракционистских опусов, но и на тех
представителей буржуазного искусствознания, директоров
художественных музеев,
Конечно, далеко не всем художникам-абстракционистам можно
бросить упрек в сознательном шарлатанстве и обмане. Есть
художники-абстракционисты, которые в душе не согласны с этим
направлением, не любят его. Но что же можно поделать, если
правдивые, реалистические произведения не имеют сейчас спроса,
если их не приобретают буржуазные меценаты? Жестокая нужда
заставляет их переходить на рельсы абстракционизма. Художник
Мозалевский, проживший долгие годы во Франции, рассказывает,
какие силы заставляют художников этой страны идти по пути
абстракционизма. "Как известно, - говорит он, - искусством
Франции управляет мощный синдикат торговцев картинами с
подчиненной ему биржей картин (Отель Друо) и так называемой
"большой прессой". Они с диктаторской твердостью указывают
искусству желаемое направление. Как гигантскими щупальцами
спрута, опутано ими искусство Франции. Художники задыхаются
от невозможности вырваться из лап этого чудовища, настолько
всесторонне и прочно обвита ими вся художественная жизнь,
прозаически названная "художественным рынком"
...Примитивист дуанье Руссо всегда мечтал научиться писать
более реально, хотя бы как Бугеро, но маршаны приказали ему
не переходить границ примитивизма, и он подчинился их воле".
Рассказывают, что сотрудники "Рокфеллеровского фонда" опросили
тридцать тысяч художников, проживающих в Нью-Йорке и его
окрестностях, и выяснили, что только несколько человек из них
могут прокормить себя на заработок от продажи своих произведений.
В условиях этой конкуренции, этой нищеты трудно художнику не
плясать под дудку мецената и заказчика, который хочет быть вполне
"современным" и заказывает абстракционистские вещи. Нельзя никогда
забывать положение художника в капиталистических странах. Даже в
буржуазном журнале "Нью-Йорк уорлд телеграмм энд Сан" делается
такое признание, что художник на Западе - "среди самых неимущих
на земле".
Нельзя забывать и того, что печать капиталистического Запада
обрушивает на художников-реалистов потоки злобных измышлений,
обвиняя их в "старомодности", в отсутствии фантазии и "творческого
духа", в подражании фотографии и прочее. Под влиянием всех этих
условий хорошие художники-реалисты начинают переживать серьезный
внутренний кризис, пересматривать свои позиции и скатываться к
модному течению. Рассказывают, например, что два известных
американских пейзажиста, которые правдиво и проникновенно
изображали природу своей страны, Арнольд Бланш и Джордж Пиккен,
отошли от реализма и стали создавать абстракционистские вещи.
То же случилось и с американским реалистом Филипппом Гастоном.