Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

WEiRd voices for your head

  Все выпуски  

WEiRd voices for your head


Информационный Канал Subscribe.Ru


WEiRd voices for your head ========================== .

С.М.Печкин, А.Шельен, А.Таратинский, Б.В.Фадеев

К вопросу о структурно-мифологическом подходе к новейшей истории

     Как известно, история и миф неразделимы. Они, по-видимому, и происходят
из единого источника, и служат одной цели. И то, и другое являются попытками
осознать прошлое в интересах настоящего, подчинить прошлое настоящему во имя
будущего, увязать непрочные и постоянно рвущиеся нити времен. Поэтому ничего
удивительного нет в том, что история проистекает из мифа и активно пользуется
мифологическим материалом, а миф в свою очередь также основывается на истории
и имеет свойство подменять ее собой. Оба эти явления взаимно длят друг друга.

     Поэтому мы, авторы этого очерка, сочли себя в полном праве попытаться
разработать методику подхода к решению проблем истории еще не такой давней,
но в то же время уже золотыми буквами занесенной на скрижали социокультурных
ценностей нашего большого племени.

     Заинтересовала же нас фигура, которую многие не без оснований считают
центральной во всей мифологии новейшего времени - фигура, стоящая за очень
многими важными моментами жизни племени. Эта фигура - В.И.Ленин.

     Мы собрались и вспомнили все, что мы знаем о В.И.Ленине. Знаний
оказалось немало. О Ленине написано множество трудов самого разного плана.
Ленин оказался фигурой совершенно уникальной и ухитрился попасть в
произведения практически всех жанров - от богатырской былины до волшебной
сказки и анекдота. Мы решили проанализировать как можно больше материала,
разобрать все, что мы знаем, с целью выяснить - что же такое или кто же такой
Владимир Ильич Ленин, где его архетип, и, соответственно, чего же еще мы о
нем не знаем?

     Прежде всего рассмотрим само имя этого персонажа - Владимир Ильич Ленин.
Почти во всех источниках упоминается, что имя это является заменой его
табуированного настоящего имени. Как и в именах многих так называемых
"соратников" Ленина, табуированное истинное имя, знание которых, возможно,
давалось молодым членам племени в порядке обрядов инициации на определенной
стадии жизненного пути, зашифровано в фамилии. Фамилия Ленина, как известно,
Ульянов, но система кодировки фамилий "соратников" нами утеряна и пока не
раскрыта вновь. Имя-отчество же Владимир Ильич, как нетрудно догадаться,
означает "Хозяин Мира Сын Грома и Молнии". Возможно, это отражает первобытное
представление о происхождении Ленина от бога-громовника Перуна, место
которого в христианизированной Руси занял пророк Илия.

     О жизни Ленина повествуют многие рассказчики-шаманы, некоторые из
которых, по их словам, узнали о нем от самого Ленина, либо от его
родственников и близких, лично знакомых с ним. Хочется особо упомянуть
материалы, записанные у шамана Бонч-Бруевича. В них интересно то, что сам
рассказчик считает себя важным действующим лицом своих рассказов наряду с
легендарными и мифическими персонажами, что встречается в известных нам
культурах нечасто. Известно, что рассказы Бонч-Бруевича о Ленине играли
важнейшую роль в инициациях детей младшего возраста.

     Из этих рассказов, в частности, известно, что Ленин никогда не врал.
Неспособность ко лжи, равно как и неспособность к правде, является чертою
персонажей, связанных с потусторонним миром. Особенность эта, правда уже без
акцентирования на ней, отмечается практически на всех этапах его жизни.

     Ленин всю жизнь был очень привязан к домашним животным, и они
отвечали ему взаимностью. В рассказах Бонч-Бруевича упоминалось о том, как
Ленин, будучи маленьким, учил прыгать кота. Мы после долгих размышлений
отмели версию о Ленине как о домашнем демоне и решили, что налицо здесь
перенос на Ленина функции культурного героя и творца животных. Возможно, что
ранние первобытные представления о Ленине были именно такими, а возможно, что
произошла подмена Лениным какого-то другого персонажа партийной мифологии.

     Далее стоит вспомнить об учреждении Лениным в своей семье "Общества
чистых тарелок". Ленин всегда следил за тем, чтобы вся пища была доедена.
Если принять во внимание то, что, по славянским представлениям, недоеденная
пища отправляется в мир мертвых, такое поведение Ленина становится
интересным, и тем более, что этот рассказ оказывает большое влияние на уже
упомянутые нами инициации детей младшего возраста.

     В то же время мы знаем, что сам Ленин практически не употребляет
человеческую пищу. Единственное, что он употребляет - это морковный чай,
скорее всего оттого, что морковь, растущая в земле, посвящалась подземному
миру. Когда, уже в конце жизни Ленина, ходоки-шаманы приносят ему
жертвоприношения от людей - мед, молоко, рыбу и другие сакральные продукты -
Ленин принимает ходоков, но жертвоприношения отправляет куда-то в другое
место. Впрочем, возможно, Ленин, как и многие народы, считает недопустимым
есть на глазах у людей.

     Единственный случай того, как Ленин ест, описан у Зощенко, известного и
скандального писателя эпохи расцвета империи, который, дабы реабилитировать
себя в глазах империи за серию крамольных сатир, также обратился к ленинской
тематике и донес до нас множество ранее неизвестных и в других местах не
упоминающихся преданий и мифологических мотивов. Это случай, когда Ленин,
заключенный белым царем в железную тюрьму, пишет послание своим "соратникам"
невидимыми чернилами - "молоком" - из хлебной чернильницы на полях библии, и
при появлении солдата съедает чернильницу вместе с чернилами. Этот сложный
мифологический мотив связан, во-первых, со славянским и не только славянским
сюжетом о жабе-хранительнице тайных знаний, которую во время пути по
колдовским местам надо сохранять в молоке, а во-вторых, он напоминает о связи
чернильницы и черта - даже слова эти фонетически сходны, и о том, как Лютер
кидался в дьявола чернильницей. Не исключено, что Ленин съедает чернильницу
именно для того, чтобы не дать солдату сделать этого.

     Отношения Ленина с солдатами тоже интересны. Ленин боится солдат и
всячески стремится овладеть их душами. Ленин старается не дать солдату до
себя дотронуться, и в то же время смотрит ему в глаза, видимо, гипнотизируя,
и ласково разговаривает, велит напоить солдата чаем и т.п. Высшее
удовлетворение Ленин испытывает тогда, когда финский крестьянин - видимо, не
простой крестьянин, ибо в представлениях древних англичан, викингов,
исландцев, шведов все финны являются колдунами и ведьмами - говорит Ленину
при встрече в лесу, что "больше не нужно бояться человека с ружьем".

     Самые нежные чувства питал Ленин к детям. Впрочем, возможно, такое
впечатление складывается исключительно из-за того, что мы анализировали в
основном фольклор, предназначенный для детской инициации. Впрочем, известно,
что любил Ленин также и рабочих, особенно тех, чей труд связан с железом, с
ковкой и др. По-видимому, он считался покровителем таких ремесел, которые в
раннем средневековье числились "от дьявола".

     Впрочем, нам кажется, что олицетворять Ленина с дьяволом, с темным
дуалистическим богом, как это подчастую делается сейчас, было бы неверным или
по меньшей мере неполным раскрытием образа Ленина. Ленин на протяжении своего
жизненного пути многократно переплывает священную славянскую реку Волгу,
древний Итиль, Ра, считавшийся рекой между жизнью и смертью. Говорится, что
каждый раз, переплыв Волгу, Ленин как будто молодел и полнился новых сил. С
мотивом переплывания Волги связаны и монголоидное, заволжское узкоглазие
Ленина, тогда как по другому контексту оно же может дополнительно указывать
на связь с потусторонним миром.

     Вообще Ленин часто оживлялся водой, подобно русскому , висящему на
цепях. После того, как глупый, но сострадательный богатырь подносит Кощею
Бессмертному три, девять или тридцать три ковша или ведра воды, тот крепнет,
молодеет, вырывает из стены свои цепи и рвет их. Видимо, с Лениным
происходило что-то подобное, просто мы не имеем уцелевших свидетельств такого
мотива в литературе - кроме темной и загадочной истории с кувшинчиком,
который Ленин в детстве случайно разбил и сказочно долго и тяжело переживал
по этому поводу.

     Известно также, что Ленин с детства никогда не жил в обычных
человеческих домах подолгу. Какая-то сила при жизни постоянно мешала ему
выстроить свой дом. Известно, что после смерти он поселился в своей домовине
- мавзолее, где обитает его дух и принимает поклонения его тело - мумия. При
жизни же он вынужден был постоянно покидать конспиративные квартиры,
перемещаясь с места на место. Из более постоянных мест обитания Ленина
известны сенные шалашики, наподобие тех, что белорусские крестьяне оставляли
полевикам "на дожаток", лесные пни, называемые "зелеными кабинетами Ильича",
далекое сибирское село, достичь которого могли только самые сильные
шаманы-"соратники", страшная крепость из красного камня на холме над городом,
в которой горит неугасимый огонь "лампочки Ильича", за границами русской
земли в таких городах, как "Париж", "Варшава", "Лондон", "Женева" и др., и
наконец, под конец жизни -  полые холмы - "Горки". Путешествует же Ленин в
запечатанном железном ящике, либо под чужим обличьем и ложным именем.

     Какой же мы можем сделать вывод о происхождении Ленина в свете всего
вышеизложенного? Ленин представляется нам не как демон смерти, но как демон
отрицания. Он олицетворяет отрицание смерти и, как следствие этого, отрицание
жизни и вообще всяческой экзистенции. Именно поэтому Ленин культивирует
аскетизм и поэтому он бесплоден. В мифологии и волшебной сказке наиболее
близким аналогом Ленина мы считаем фигуру Кощея Бессмертного - демона,
лишенного смерти и, как следствие, полноценной человеческой жизни. Поэтому
безуспешны все попытки Кощея жениться на Василисе Прекрасной. Во многих
героических мифах о Революции Ленин выступает именно как Кощей - он встречает
богатыря, вступает с ним в словесные поединки, где оружием являются
философемы так называемой "марксистской теории" - здесь же следует указать на
параллель Ленина и его "соратников" с Кронидами и Зевсом, оскопившим своего
отца серпом. Но в отличие от русских сказок, ни одному богатырю
революционного цикла не удается победить Ленина в этих поединках, и богатырю
приходится менять цель своего похода - таким образом, фигура Ленина выступает
как направитель на богатырскую стезю, наподобие также ни живого, ни мертвого
Мерлина в артуровском цикле.

     Здесь мы вплотную подходим к необходимости анализа второй ипостаси
Ленина - женской, известной под именем Надежда Константиновна Крупская.  Имя
это также представляется нам субститутом табуированного истинного имени.
Субститут этот переводится как "Вечная Надежда Дарительница Зерна" и,
по-видимому, возникает из подмены фигурой Крупской древней богини плодородия
и земледелия, что подчеркивается и внешним обликом Крупской - безобразное
лицо, большая грудь и чрево, гипертрофированный таз, торчащие зубы.

     Генезис этой фигуры мы выводим из мифа о Ленине и его брате Мите. Миф
этот, многим известный, изложен в произведениях Зощенко. Он рассказывает о
том, что в детстве Митя панически боялся песни о сером козлике, и Ленин
нарочно часто пел ему эту песню, нагнетая ужас до такой степени, что Митя с
плачем забирался под диван, явно символизируя этим смерть и похороны. Путем
постоянных упражнений Ленин развил в Мите храбрость до такого уровня, что
Митя мог дослушать и допеть песню до конца. Таким образом Ленин выступает
здесь как хранитель тайного знания, необходимого для детско-юношеской
инициации. Естественно, что эта функция с трудом совмещается с отрицанием
жизни и смерти, поэтому образ Ленина в народном сознании раздваивается на две
ипостаси - ипостась собственно Ленина и ипостась Крупской, наподобие мужской
и женской апостаси Авалокитешвары или Гуань-Инь. Чем вызвано такое странное
раздвоение, мы пока затрудняемся сказать.

     Крупская во всех мифах цикла ленинианы выступает как скрытая
хранительница тайных знаний. Об этом говорят и ее выпученные глаза, роднящие
ее с образом лягушки у северо-восточных племен индейцев Америки и Канады. Вся
символика, связанная с Крупской, постоянно отражает символику Бабы-Яги в
русских сказках, Бабы-Яги - инициатора, об образе которой так много подробно
и отчетливо написано у Я.Проппа.

     Другую параллель образу Крупской мы неожиданно находим в ирландских
героических сагах о Кухулине. Уехав в Британию, Кухулин попадает в замок
королевы Скатах, породнившись с которой через ее безобразную дочь Дорнолу,
он вступает наряду с другими воинами в орден ее учеников и приобретает в нем
магическое военное искусство. Крупская же, как мы знаем, считается
основательницей института так называемых пионеров, уникальной в своем роде в
Европе организации для старших детей и подростков, где они организованно
получали необходимую для социализации в племени информацию и подвергались
инициирующим действиям.

     Заслуживает нескольких слов также фигура Железного Феликса, Феликса
Эдмундовича Дзержинского. Это достаточно темный и туманный образ, связанный с
символикой холодной, расчетливой смерти, запада - чужой, "ночной", "мертвой"
стороны, стали, молнии и высшей справедливости. Мы, к сожалению, сейчас
не располагаем материалами об этом образе, достаточными для столь же
подробного анализа, но обещаем в будущем заняться этим. По нашим
предположениям здесь нужно искать параллелей с мифологемами исландских саг
или цикла "Кольца Нибелунгов", заимствованными нашими предками у варягов в
незапамятные времена.

     Таким образом, нам постепенно становится ясно, как именно образовались
образы, воплощенные в идеологии, искусстве, пропаганде - практически во всех
социокультурных пластах нашего общества. Продолжая развитие
методик, намеченных в этом очерке, мы сможем не только восстановить не
дошедшие до нас части картины мифологии начала и середины XX века, но и
некоторым образом попытаться прогнозировать развитие ее, имея уникальную
возможность сделать это как бы изнутри.

Список литературы:

М.Зощенко "Рассказы о Ленине"
и многая другая ленинистская литература
Я.Пропп "Русская сказка"
C. de Lint "Dreamlands"
А.В.Смоляк "Шаман: личность, функции, мировоззрение"
Дж.Дж.Фрейзер "Фольклор в Ветхом Завете"
От Мифа к Литературе. Сборник статей Российского Государственного Гуманитарного
Университета
П.Я.Черных "Историко-Этимологический Словарь"
и др.
. WEiRd voices for your head ==========================

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное