Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейный отдых

  Все выпуски  

Семейный отдых


Семейный  отдых


28 апреля 2008 г. 
Статьи

Забавное путешествие в лето
Фохт Ольга
Эта поездка была забавной. Забавной была сама идея из промозглой слякотной сырой зимы рвануть в жаркое сухое лето.
почитать
 
Как мы отмечали первый день рождения сына
Нелли
Приближалась знаменательная дата — первый день рождения нашего сынишки. Мне хотелось, чтоб этот праздник запомнился.
почитать
 
Выходные в Литве: Каунас - Тракай - Вильнюс
Lerusha
Наши соотечественники всегда любили проводить выходные дни в Прибалтийских республиках: и ехать туда не так далеко, и гулять там сплошное удовольствие...
почитать
 

Конкурсы
Альбом 7яАльбом 7я
На сайте 7я.ру появился новый фотоальбом "Альбом 7я". В альбом принимаются фотографии магазинов, кафе, товаров народного потребления, скриншоты сайтов, в названии которых использовано написание "7я", ждем ваших фото!


Викторина на завтрак"Викторина на завтрак"
Приглашаем принять участие в "Викторине на завтрак". Победители будут награждены призами от спонсора викторины - издательства "Эксмо".


Отдых'2008Конкурс рассказов "Отдых'2008"
Приглашаем принять участие в конкурсе рассказов "Отдых'2008". Авторы самых лучших историй будут награждены комплектами призов.


3000 отзывов в рейтинге косметики3 тысячи отзывов в рейтинге косметики!
В рейтинге косметики опубликовано более 3 тысяч отзывов. Самые активные авторы отзывов ежемесячно награждаются призами!


Пир на весь мирФотоконкурс "Пир на весь мир": прием фотографий
Приглашаем принять участие в фотоконкурсе "Пир на весь мир". Победители будут награждены призами - кулинарными книгами и альбомами "Семейная летопись".


Море, море - мир бездонныйФотоконкурс "Море, море - мир бездонный": прием фотографий
Приглашаем принять участие в фотоконкурсе "Море, море - мир бездонный". Победители будут награждены призами - DVD-трилогией фильма "Пираты Карибского моря".


Скоро в школуКонкурс рассказов "Скоро в школу"
Приглашаем принять участие в конкурсе рассказов "Скоро в школу". Авторы самых лучших историй будут награждены комплектами призов.


Моя беременностьКонкурс рассказов "Моя беременность"
Приглашаем принять участие в конкурсе рассказов "Моя беременность". Победители будут награждены призами от спонсоров конкурса.


Ищем идеальную нянюКонкурс рассказов "Ищем идеальную няню"
Приглашаем принять участие в конкурсе рассказов "Ищем идеальную няню", победители будут награждены призами от спонсора конкурса - фирмы "Мелодия".

Информационная поддержка
Вот горшок пустой...Конкурс рассказов "Вот горшок пустой..."
Приглашаем принять участие в конкурсе рассказов "Вот горшок пустой...". Победители будут награждены призами от компании "Semper" и издательства "Эгмонт Россия".


Семейный бюджетАпрельский номер журнала "Семейный бюджет"
Журнал о семейных деньгах и делах "Семейный бюджет" - ваш надежный помощник и личный финансовый консультант. В новом номере: "Загородная недвижимость: купить, обустроить... и не разориться!", "Как воспитать будущего миллионера" и другие полезные материалы.


VI Всемирный фестиваль чая и кофеVI Всемирный фестиваль чая и кофе
С 29 мая по 1 июня 2008 года приглашаем посетить "VI Всемирный фестиваль чая и кофе". Гости Фестиваля смогут ознакомиться с многообразием чайных и кофейных культур планеты, а самых маленьких ждет "Сказочный город детства" - специальная тематическая площадка с насыщенной развлекательной и одновременно познавательной программой.


Вышиваю КрестикомМайский номер журнала "Вышиваю Крестиком"
Читайте журнал "Вышиваю Крестиком" - самое популярное в Европе издание о вышивке крестиком. В мае: "Любовь & нежность: пока спит ваша кроха", "Под шум прибоя: морские сокровища", "Праздничный стол: украшение для пасхального кулича" и другие полезные материалы.


Баламут-шоу ПОЙБаламут-шоу "ПОЙ"
В Московском Драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна состоялась премьера нового уникального баламут-шоу "ПОЙ". Адресовано оно прежде всего детям: от пяти-шестилетних малышей до тинейджеров, но и для взрослых это тоже развлечение, причем весьма неожиданное. Ждем вас на наших представлениях!

Куда пойти с ребенком?
Кукольный театр 'Альбатрос'

Россия, Москва, Восточный округ, м. Первомайская
4-я Парковая, 24-А
367-5372; 367-5654

24.04.2008
ЮлияЛо
Период: были в марте с двумя детьми 5 и 7 лет, на спектакле Караван
Предлагаемый сервис и цены: заранее приходить не стоит т.к. театр маленький и из небольшого гардероба вход сразу в зал, в который до начала спектакля не пускают, фойе нет. в зале продается всякая мелочевка и шарики, цены вполне приличные.Билеты 300 рублей с человека, билеты без мест, т.е. дети сидят на передних рядах, родители подальше.
Что понравилось? Спектакль детям очень понравился не смотря на их уже большой возраст. Спектакль по мотивам сказки Гауфа маленький Мук. Удивлена маленьким количеством зрителей, хоть и был выходной, но человек 20 было от силы. Наверное нужна реклама.
Что не понравилось? да всё вроде понравилось, для детей самое оно
Можно ли там оставить ребёнка одного? малышей точно не стоит

Хотели бы пойти сюда ещё раз? Да

Перейти в рейтинг
 
Истории с детьми
Орлуша
Настроение у меня сегодня болтливое какое-то.
Еду сегодня в машине с моими мальчишками - Катю в бассейн отвозили. Павлик уже на грани голодного ора, а тут еще пробка небольшая, как назло. У Мишки спрашиваю: "Как ты думаешь, что лучше - остановиться и покормить Павлика или доехать уже до дома и покормить его через 10 минут?" Мишка сказал: "Лучше остановиться и покормить. От голода умереть можно". Я, кстати, так и не остановилась. Все поехало и поели уже дома.

еще почитать истории...
отправить свою
 
Наши рассылки
Бонна: все о нянях
О своем, о девичьем
Ждем ребенка: все о беременности и родах!
Все о детях
Обучение и раннее развитие
Образование и карьера
Семейные отношения
Семейный отдых
Домашнее хозяйство

 

Сегодня в выпуске

  • статья "Шагая по Тверской";
  • новости;
  • вопросы-ответы.
статья

Шагая по Тверской

Идешь по Тверской и ничего... не чувствуешь. Словно не было здесь ни гуляний, ни баррикад, ни многочасовых очередей, ни громового чтения стихов — всего того, чем запомнился столице двадцатый век.
Даже архитектуры особенно не видно — все внимание поглощено вывесками, витринами, людьми. Эта улица категорически "здесь и сейчас". И чтобы узнать ее поближе, нужно заходить во дворы, листать старые книжки, говорить со старожилами...

Любой москвич подтвердит вам: главная улица города — Тверская. Однако мало кто сегодня скажет, что она у него любимая или что он ходит туда погулять. Парадная, холодная, чопорная, улица чиновников — на протяжении ХХ века она ассоциировалась с властью, а к ней в России всегда относились настороженно. Теперь это обычная магистраль большого города. Повсюду реклама, зеркальные витрины дорогих магазинов и кафе. Но это еще не вся Тверская. Здесь и там открываются великолепные виды, доживают свой век заброшенные дворы, на площадях стоят лучшие памятники Москвы...

Правая сторона. От "мордвиновских" к "Елисеевскому"

По правой стороне она открывается чинными розоватыми громадами с триумфальными арками — первыми образцами переделки улицы, проводившейся под руководством товарища Мордвинова. "Мордвиновским" постройкам нельзя отказать в стильности; и все же в них присутствует сухость — плоть от плоти того времени, в которое они сооружались.

В те годы фасады приводились к единому высотному и стилевому знаменателю, но это лишь усилило своеобразие расположенных "позади" дворов. Так, арка дома № 6 ведет к подворью Саввино-Сторожевского монастыря, одного из самых почитаемых в дореволюционной России. В его здании, завершенном в 1907 году, "начиналась" студия Александра Ханжонкова, главный кинопроект дореволюционной Москвы. Здесь же Ханжонков построил первый московский кинопавильон — своего рода стеклянный "парник", снимать в котором можно было только в холодное время года. По воспоминаниям кинопромышленника, чтобы заручиться поддержкой архиерея и доказать невинность своих намерений, он пригласил его в кино на детский сеанс. Потрясенный старец воскликнул: "До чего Господь может умудрить человека!" — и дал согласие на строительство. Сейчас во двор заглядывают, скорее, меломаны: среди десятка фирм, нашедших здесь приют, — полуподвальная "Трансильвания" с залежами редчайшей музыки со всего мира.

Как же такое красивое здание попало "на задворки"? Дело в том, что во времена преобразования Тверской в улицу Горького дома не только сносили. Некоторые особо ценные "экспонаты" щадили и переносили на новые места, а иногда буквально встраивали в свежевозводимые здания. Так произошло с дореволюционной гостиницей "Дрезден", частично вошедшей в дом № 6. А самый знаменитый "переезд" произошел как раз с Саввинским комплексом. Ночью 4 марта 1939 года дом весом 23 тысячи тонн сдвинули на целых 50 метров, установив тем самым мировой рекорд. Самое удивительное, что перевезли его вместе со спящими жильцами. Потом в газетах писали, что в одной из квартир маленькая девочка собрала накануне домик из кубиков — и при переезде он не развалился! И только в эпоху перестройки мы узнали, что жильцам просто запретили покидать здание.

Вернувшись на Тверскую и завернув за угол, на том же доме № 6 (со стороны Тверской площади) можно увидеть большую синюю вывеску в наивном стиле. На ней по-прежнему значится гордое имя "Арагви", хотя прославленный ресторан, считавшийся лучшим во всем Советском Союзе, давно закрыт. В последнее время его название чаще слышишь в разговорах московских историков: прошлым летом на бывшей кухне "Арагви", орудуя своим краеведческим топориком, Александр Можаев нашел палаты рубежа XVII-XVIII веков с остатками древних росписей!

А рядом удивительным образом сохранился еще один памятник той же эпохи: церковь Космы и Дамиана в Шубине, заложенная в XVII веке, — на сегодня самая древняя церковь на Тверской, один из любимых храмов московской интеллигенции. В 1950-е годы церковное здание, чудом уцелевшее в самом сердце социалистической столицы, собирались снести. Спасли его тогдашние хозяева — Библиотека иностранной литературы с ее основателем и бессменным директором М.И. Рудомино, о чем напоминает нынешняя памятная надпись: "Книга спасла храм". Отсюда вниз неспешно спускается Столешников переулок, в застойные годы служивший своеобразным торговым аппендиксом к улице Горького. Тогда это был, пожалуй, самый известный переулок города: здесь царило оживление, в воздухе стоял запах ванилина, исходившего из знаменитой "Кондитерской". Еще он славился мехами, сувенирами и винами. Сейчас Столешников полностью перестроен, сюда заселились престижные бутики (цены на коммерческую недвижимость здесь самые высокие в городе), а хозяйки с авоськами исчезли — зато весенними вечерами можно услышать, как поют соловьи.

Из всех знаменитых магазинов бывшей улицы Горького свою значимость сохранил лишь книжный "Москва" (сразу за Тверской площадью с памятником Долгорукому): сюда по-прежнему ездят со всего города за редким изданием. К тому же это единственный из столичных книжных, открытый до часа ночи. (А завернув за угол, полистать свои приобретения можно в "Кафе Маки" — самом стильном из местных заведений, или в одном из "Кофе-хаузов", которых в последнее время на Тверской развелось очень много.) Как и все сталинские постройки на Тверской, дом с книжным (№ 8) пестрит мемориальными табличками с именами бывших жильцов. Это, например, Илья Эренбург, автор повести, именем которой названа едва ли не самая счастливая эпоха в советской истории — "оттепель". Здесь же проживали первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, известный журналист Михаил Кольцов, дипломат Иван Майский, писатель Сергей Михалков — а кроме того, масса чиновников, "любимцев власти". И здесь же, в квартире 106, у переводчицы Юлии Добровольской по-домашнему собиралась одна из самых ярких компаний 70-х — ученые-"нобелевцы" Лев Ландау и Виталий Гинзбург, философ Мераб Мамардашвили, литературоведы Мариэтта и Александр Чудаковы — в общем, весь цвет "физиков и лириков" того времени. Разговаривали свободно. "Первое, что делали, когда приходили друзья — бросали подушку на телефон. Мы по наивности думали, что это нас спасет. А потом как-то раз директор Ла Скала Паоло Грасси, спускаясь от нас под утро, шел мимо вечно закрытой двери на первом этаже.

Она почему-то оказалась открыта — и там, в тесной комнате, он увидел настоящий центр по прослушке..." — рассказывала мне Добровольская. Кружок распался сам собой: Мамардашвили выслали в Тбилиси, а Добровольская получила итальянскую премию за вклад в культуру и через несколько лет ожидания визы сумела выехать в Милан, где и живет по сей день.

Если до сих пор по четной стороне высились однотипные фасады "мордвиновских построек", то дальше здания сохраняют не только исторический стиль, но и имена. Дом № 10 конца XIX века был до недавнего времени прочно связан с именем булочника Филиппова. Отсюда до революции булочки поставлялись к столу Е.И. Величества и разлетались по всей России. И даже в дефицитные 80-е в Филипповской продавались рогалики и крученики, не говоря уже об экзотических сладостях — нуге и рахат-лукуме. В этом же доме одно время располагалась гостиница, где булочник-меценат Иван Филиппов поселил футуриста Велимира Хлебникова. На дверях своей комнаты поэт поместил вывеску: "Председатель земного шара. Принимает от 12 до 11.30". В послевоенные годы эта гостиница прославилась своим рестораном "Центральный". Сейчас как ресторан, так и булочная исчезли (на их месте заграничный общепит и стандартное кафе), а вместе с ними пропали и украшавшие их люстры, лепнина и расписные панели со сценками из русских сказок.

Зато в следующем "именном" доме былая роскошь сохранилась в полном объеме. Когда-то в № 14 по Тверской, более известном как "Елисеевский", располагался салон княгини Зинаиды Волконской, знаменитой московской "царицы муз", в гостях у которой часто бывали Вяземский, Жуковский, Чаадаев и сам Пушкин. Помимо красоты и ума восхищались свободомыслием княгини, по свидетельству сотрудников охранки, "всегда готовой разрывать на части правительство". В 1829 году княгиня уехала в Рим, дом забросили, а 1 февраля 1901-го в полностью перестроенном здании открыли свой "Гастроном" братья Елисеевы. На протяжении ХХ века не только москвичи, но и гости столицы не упускали случая заглянуть сюда. Строки о "Елисеевском" можно найти у коммуниста Юлиуса Фучика и у идеалиста Вальтера Беньямина. В советское время шутили, что магазин этот — чуть ли не единственное ленинское место в столице, не отмеченное мемориальной доской. Сейчас в самый знаменитый гастроном страны из других районов за продуктами уже давно не ездят — ассортимент, в общем, везде одинаковый, а цены — по Елисеевской традиции — чуть выше. Окрестные старожилы ходят в заведения "на задворках" Тверской: такие, как подвальчик с гордой вывеской "Универсам" в длинном дворе между Козицким и Глинищевским переулками или безымянные палатки в Большом Гнездниковском, на другой стороне Тверской. Дальше до Пушкинской остается только галерея "Актер": дорогой и странный шоппинг-центр, расположенный на месте ВТО (Всероссийского театрального общества).

Тверская — "площадная" и "монументальная"
По словам Наума Клеймана, директора московского Музея кино, в отличие от того же Невского, на киноэкране Тверская занимает скромное место (быть может, потому, что, как и на Кутузовском проспекте, здесь сложно было получить разрешение на съемку). Чаще всего она встречается в торжественной хронике. А в игровом кино бывшая улица Горького представлена в основном своими площадями. Причем каждой отводилась особая "роль". Участок, непосредственно прилегающий к Манежной площади, принимал участие в парадных, официальных сценах. Пушкинская площадь — использовалась для любовных, лирических (в раннехрущевском кино, как и в реальности, свидания назначались у памятника Пушкину). Маяковская — для гражданских (поскольку на первых порах "гласности" здесь читали гражданские стихи). И наконец, Белорусская — для драматических (связанных с проводами на фронт).

Тверская — историческая
Тверская представляет собой участок древней дороги, связывавший Москву с Тверью, главной соперницей московских князей в борьбе за великокняжеский титул. Неудивительно, что она довольно рано стала парадной. В XVII веке, когда большинство московских улиц не мостили, Тверская уже была выложена белым камнем. Тогда же бояре начали строить на ней хоромы, причем делали это особым способом: по разысканиям историка Петра Сытина, каменные палаты, распахивающиеся в сады, ставили в глубине просторных дворов, и получалось, что "на улицу выходили заборы с воротами, деревянные конюшни, амбары, поварни и другие службы". Такая вот Рублевка четырехсотлетней давности.
На фоне этих заборов выделялись храмы. В XVII-XVIII веках на улице умещалось около десятка церквей и три монастыря: Моисеевский (на нынешней Манежной площади), Воскресенский (против Брюсова переулка) и Страстной (на нынешней Пушкинской). С появлением в XVIII веке Петербурга значение Тверской еще более возросло: улица превратилась в "коридор" триумфальных встреч прибывающих в Москву российских государей. И, как бы подстраиваясь под северную столицу, дома стали разворачиваться к улице фасадами, которые теперь возводили на европейский манер (один из первых таких дворцов принадлежал сибирскому воеводе князю Михаилу Голицыну; он занимал обширное владение между Камергерским переулком и Тверской площадью). Чуть позже здесь появились очаги просвещения. На месте нынешнего телеграфа в конце XVIII века стоял Благородный университетский пансион, в котором учились В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов и М.Ю. Лермонтов. В том же доме разместились типография и лавка "Московских ведомостей", давшая название Газетному переулку.
После великого пожара 1812 года улица была заново отстроена, превратившись в торговый и гостиничный центр первопрестольной: тут располагалось большинство тогдашних отелей, среди которых роскошные "Дрезден", "Люкс" и "Мадрид и Лувр". И пусть Тверская уступала по красоте какому-нибудь Кузнецкому Мосту, в том, что она главная, сомнений не было. Кстати, с нее началась история электрического освещения Москвы: в 1896 году здесь установили 99 фонарей. По этому поводу позже появился юмористический стишок (его обнаружил журналист Юрий Федосюк): Всю Тверскую осветили, Электричество пустили, А в других местах прохожий Поплатиться может рожей. Однако, как бы ни старались градостроители придать "старорусской" Тверской истинно столичный вид, она не утратила пестроты и многообразия. "Подле великолепного модного магазина лепится себе крохотная табачная лавочка, или грязная харчевня, или таковая же пивная... между двумя довольно большими каменными домами скромно и уютно поместился ветхий деревянный домишко и, прислонившись стенами своими к стенам соседних домов, кажется, не нарадуется тому, что они не дают ему упасть и, сверх того, защищают от холода и дождя" — такая картинка вырисовывается у Виссариона Белинского. Позднее своими живописными контрастами Тверская привлекла внимание художников. В "Страстной площади" Лентулова, "Тверской" Осмеркина, "Пушкинской площади" Гуревича и "Страстном бульваре" Шифрина она предстает одновременно яркой, колоритной и уютной. Именно такой представляешь себе тот мир "сияющих витрин" и "сверкающих огоньков", который Цветаева подростком ощущала как свой, противопоставляя тех, кто, как она, в детстве гулял у памятника Пушкину — "росшим" под питерским "Фальконетовым Медным всадником".
Такой Тверская оставалась вплоть до 30-х годов. Еще в 1926 году немецкий эссеист и философ Вальтер Беньямин писал после первой прогулки по зимней Тверской и примыкающему бульвару: "Для архитектурного облика города характерно множество 2-3этажных домов. Они придают ему вид района летних вилл, при взгляде на которые холод ощущается вдвойне... Все — крем для обуви, иллюстрированные книги, канцелярские принадлежности, выпечка и даже полотенца — продается прямо на улице, словно это происходит не в зимней Москве с ее 25 градусами мороза, а неаполитанским летом". Коренным образом улица преобразилась лишь в сталинское время — единственный отрезок истории, оставивший на изменчивой магистрали глубокий след.
Именно здесь, на Тверской, переименованной в 1932 году в улицу Горького, нашла свое наиболее точное, концентрированное архитектурное выражение сталинская империя. По Генеральному плану 1935 года улицу предполагалось расширить и благоустроить: гиперцентрализованное государство должно было получить новую столицу с четким, подчеркнутым центром, отмеченным высотными постройками, выполненными в едином стиле. В довоенные годы быстрый рост новых зданий осуществлялся за счет одновременной постройки нескольких однотипных домов (в дальнейшем этот "поточно-скоростной метод" был успешно применен при застройке Большой Калужской — нынешнего Ленинского проспекта). Поначалу помимо скорости возведения зданий удивление москвичей вызывал и характер застройки: новые дома возводились по "второй" линии, за старым малоэтажным фондом. Но в один прекрасный день маленькие дома взорвали и Тверская расширилась — с 18 до 60 метров в самых широких своих отрезках.

Левая сторона. От модерна — к сталинскому ампиру

Обратная ситуация вырисовывается, если прогуляться до Пушкинской от Манежной площади по левой (нечетной) стороне: здесь почти все исторические здания гнездятся в начале, у манежного устья. Рядом с "Националем" (№ 3), прекрасным образцом модерна, до недавнего времени располагался один из главных памятников "советского модернизма": гостиница "Интурист" (ныне на ее месте строится огромный Ritz Carlton). Сейчас иностранцев на этом отрезке Тверской не так много, как в прежние времена, — разве что вечером около строящегося отеля можно увидеть рабочих из ближнего зарубежья, поджидающих автобуса в общежитие. Однако в здешних киосках и сейчас продаются заграничные газеты.

Чуть дальше притаился Театр-центр имени Ермоловой. В начале 1920-х в бывшем торговом пассаже купца Постникова сделали зрительный зал — по тем временам очень неудобный и неуютный, без ярусов и балконов. На протяжении двух десятилетий здание переходило из рук в руки (кроме прочих, здесь ставил великий Всеволод Мейерхольд), пока после войны сюда не вселились "ермоловцы", в чью труппу вошли ученики студий МХАТ, Малого театра и театра Мейерхольда.

Стоящий следом громадный корпус Центрального телеграфа был некогда архитектурной доминантой Тверской, привлекая внимание своим многогранным угловым фасадом с роскошным вертящимся глобусом; в праздничные дни его любили драпировать красным с крупными портретами вождей и основателей. Ныне телеграф теряется на фоне рекламы и соседа по Газетному переулку — первенца стеклянного хайтека с "Макдоналдсом" на нижнем этаже. Но если подойти вплотную, то можно полюбоваться растительным рисунком литья фонарей над главным входом — запоздалым штрихом модерна в преимущественно конструктивистском здании.

Лишь затем вступает в свои права сталинская архитектура. Дома № 9 и 11 знамениты своими массивными стилобатами, облицованными коричневатым гранитом. По легенде, в Москву его везли гитлеровцы для украшения будущего монумента в честь победы над СССР. Сюда же, в дом № 9, привезли и прописали в 1950 году итальянского физика Бруно Понтекорво, добровольно переехавшего в Советский Союз. Правда, пятикомнатная квартира в начале улицы Горького так и осталась необжитой: Понтекорво предпочитал жить на даче в Дубне, где вместе с академиком Мигдалом способствовал созданию ключевого для "оттепели" образа физика-лирика-спортсмена.

Теперь за мрачноватыми витринами дома № 9 скрываются прекрасные интерьеры конца прошлого века. Это — "Подиум" — притча во языцех, магазин для очень богатых людей. Перед ним дежурит рой замечательных автомобилей, от "Ягуара" до "Бентли", ждущих своих хозяев, — по меткому выражению поэтессы Инны Ивановой, "мужчин и женщин ухоженной наружности". А прямо за аркой в Брюсовом переулке расположен Музей-квартира Всеволода Мейерхольда (Брюсов пер., д. 12) — один из самых насыщенных театральных музеев Москвы.

Пожалуй, самая заметная постройка на Тверской — коричнево-красная мэрия (№ 13), более известная москвичам как Моссовет. До революции здание, построенное Михаилом Казаковым, главной фигурой московского классицизма, служило резиденцией московскому генерал-губернатору, пока в горячие дни 1917 года сюда не вселился Совет рабочих и солдатских депутатов да так и остался здесь. В конце 1930-х при расширении улицы Горького здание передвинули на 13,5 метра вглубь от проезжей части, а после войны капитально перестроили по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, сохранив лишь наиболее ценные интерьеры. При этом не просто увеличилась этажность, но изменились пропорции и весь настрой здания. Теперь Моссовет — наверное, самый официозный дом на Тверской.

Далее к Пушкинской площади ведет череда неприступных сталинских фасадов, последний из которых раньше неофициально именовался "Домом под юбкой" (из-за располагавшейся на его крыше скульптуры балерины) и ассоциировался с магазином "Армения". А перед ним, сразу за аркой, ведущей в Большой Гнездниковский переулок, скрывается главное достижение дореволюционного мосжилстроя, "дом Нирнзее" — по фамилии его архитектора Эрнста Рихарда Нирнзее. До 30-х годов 10-этажный дом был самым высоким в городе и хорошо просматривался с Пушкинской и окрестностей. Теперь он зажат в переулке и, как и большинство "дворовых" построек на Тверской, напоминает бомжа с золотыми зубами. В общем, будто бы прозябает. Но стоит попасть в квартиры на верхних этажах, как становится ясно: это один из лучших домов Москвы, главное богатство которого — потрясающие виды. Да мы, собственно, хорошо знаем эти панорамы — по сцене на крыше между Мягковым и Фрейндлих в "Служебном романе" и по шахназаровскому "Курьеру". Прославился и подвал дома: в нем с 1915 года находилось легендарное театральное кабаре "Летучая мышь" — создание конферансье Никиты Балиева, ученика К.С. Станиславского (сам Станиславский в шутку называл себя крестным отцом театра). Возможно, под слоем краски еще сохранились росписи Судейкина, украшавшие театральный подвал.

Но вернемся наверх. В 1916 году здесь с большой помпой открылось кафе "Крыша". Оно просуществовало недолго (власти быстро закрыли его якобы ради пожарной безопасности), однако в годы нэпа заведение воскресло как кафе-столовая Моссельпрома. Кормили здесь дешево и вкусно, а с девяти вечера — если верить старому плакату — играл оркестр, в закрытом зале и под открытым небом крутили кино. Как пишут биографы дома, Владимир Бессонов и Рашид Янгиров, в те же 1920-е годы на крыше "разбили скверик... с фонтаном, устроили небольшую... футбольную и волейбольную площадку" (мячи, разумеется, нередко летели вниз и за ними приходилось бегать). В 1937 году спортивные секции закрыли, а около трети тогдашних жильцов — репрессировали.

"Елисеевский"
Подлинные масштабы торговой империи в ее золотые дни раскрывает альбом "100-летний юбилей торгового товарищества "Братьев Елисеевых" (1913). Магазины в Москве, Петербурге и Киеве. Винные подвалы в лучших местах. Урожаи винограда, скупленные в отдельных областях Испании и Португалии. Продажа выдержанных вин в Лондоне и Нью-Йорке...
Судя по тогдашней прессе, помимо гор неведомых доселе товаров москвичей поражали чистота универсама и обходительность продавцов. А вот богатое внутреннее убранство слегка коробило. В авангардистские послереволюционные 1920-е магазин клеймили за "буржуазную эклектику". Однако уже в конце 1930-х в книгах можно прочесть: "магазин прекрасно оформлен". Сталинская архитектура с ее культом изобилия и богатства в декоре восприняла интерьер "Елисеевского" как "свой". Менялась и ценовая политика. До революции магазин считался дорогим и элитным, о чем красноречиво свидетельствует статистика: тогда в нем делали покупки лишь 400-500 человек в день. А вот во время перестройки, согласно книге Ирены Желваковой, число посетивших за сутки дом № 14 по улице Горького возросло до 35-50 тысяч!

Тверская площадь
Тверскую площадь москвичи не жалуют. Более того, едва ли один житель из ста сможет сказать, где она находится (хотя — всего в полукилометре от Кремля!). Может быть, эта забывчивость объясняется тем, что нынешнее ее название появилось чуть более десяти лет назад (до этого она называлась Советской), а может быть, тем, что с давних лет это место было "кульминацией официоза", пространством, предназначенным для "монументальной пропаганды".
Все началось еще до революции. В 1907 году император Николай II отвел площадку перед домом генерал-губернатора для установки громадного памятника генералу Михаилу Скобелеву, знаменитому покорителю Средней Азии, участнику боев с турками на Шипке (ныне возвращенному из забытья Борисом Акуниным). Установленный в 1910 году монумент был немедленно разгромлен критиками. Однако, по компетентному свидетельству Владимира Гиляровского, прохожим он нравился: "Только и слышу о памятнике Скобелеву, что это лубок, а не произведение искусства. А толпы народа... восторгаются им, видят в нем "Белого генерала", своего народного героя".
Так или иначе, памятник этот прожил недолго — к первой годовщине Октября его взорвали. Однако новым хозяевам страны не понравилось и пустое место перед Моссоветом. Тогда скульптор Н.А. Андреев и архитектор Д.П. Осипов быстро создали для площади Обелиск Свободы. Ансамбль дополнила крохотная трибуна, с которой на митингах выступали ораторы — в частности Владимир Маяковский, до революции выступавший и у памятника Скобелеву.
Но и обелиск Свободы не устраивал. По преданию, известный лингвист, автор классического учебника по общему языкознанию Александр Реформатский заметил, взглянув на памятник: "А почему у нас Свобода против Моссовета?" Да и сама власть хотела видеть на этой площади нечто более весомое и ценное.
В результате памятник ненадолго пережил старую Тверскую: в 1941 году его, как и старые дома... тоже взорвали — по причине "несоответствия духу времени". В Советском Союзе, где каждое событие становилось знаковым, уничтожение памятника Свободы в апреле 1941 года уже никого не удивило. От монумента осталась лишь голова статуи — прекрасный образец "пролетарской дорики". Ныне она выставлена в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Нынешний вариант оформления площади — памятник Юрию Долгорукому — был заложен в 1947 году (в честь 800-летия столицы) и являет собой едва ли не самый яркий образец сталинского монументального искусства. Смену скульптурного караула напротив Моссовета спокойно наблюдал еще один памятник — Владимир Ильич Ленин работы скульптора Сергея Меркурова (1940). Этого Ильича в оригинальном шоколадном граните москвичи не знают, а точнее, просто не видят: ведь, чтобы разглядеть его, нужно спуститься в глубь площади вниз по лесенке.
Получается курьез: один памятник смотрит в спину другому — так же, как до недавнего времени на Театральной площади большевик Яков Свердлов смотрел в спину основоположнику коммунизма Карлу Марксу. Теперь Маркс остался на Театральной в одиночестве, а вот Ленин по-прежнему может любоваться Юрием Долгоруким.

Пушкинская площадь

Она поражает своим размахом. Да это как бы и не Тверская уже, здесь все по-другому, прежде всего настроение. Тверская — улица деловитая, скоростная, а Пушкинская площадь вся "про" отдых, спокойное размышление, встречу. Придет или не придет? Любит — не любит? А все из-за памятника Александру Сергеевичу скульптора А. Опекушина, появившегося в конце эпохи реформ Александра II. Небольшой по размерам монумент держит всю площадь с ее разношерстной застройкой: от главного здания комбината "Известия" (1925-1927), напоминающего пульт управления диковинной машины (ранний памятник советского конструктивизма), до кинотеатра "Пушкинский" (ранее "Россия") 1961 года — одного из ключевых произведений "оттепельной" архитектуры, возведенного на месте Страстного монастыря.

Еще недавно взгляд поэта был обращен на рекламу газировки с лозунгом "Бери от жизни все". "Фамусовы" негодовали: это, мол, оскорбительно для поэта. Хотя, с другой стороны, Пушкин ведь "наше все". Рекламу, впрочем, уже сняли. Еще раньше (в 1950) огорчение москвичей вызвала перестановка памятника из устья Тверского бульвара на нынешнее место перед кинотеатром (после того, как снос Страстного монастыря лишил площадь центральной доминанты). "Наших богов хоть редко, но переставляли... Этот — всегда стоял. Памятник Пушкину был первым моим видением неприкосновенности и непреложности", — писала задолго до того Марина Цветаева. Быть может, потому эта нехитрая перестановка по сей день вызывает недовольство у старожилов.

Уже более столетия подножие памятника Пушкину — самое популярное наземное место встречи москвичей, с которым могла бы поспорить разве что колоннада Большого театра. Вокруг Пушкина — узкая полоска сквера при кинотеатре "Россия" с любителями пива на скамейках. И — все: площадь, по сути, закончилась — дальше разливается бескрайнее автомобильное море. Движение здесь столь напряженно (переходить улицу на углу Тверского бульвара опасно для жизни при любом сигнале светофора), что московские власти даже приняли решение увести его в туннель.

И уже совсем по-другому чувствуешь себя в знаменитом переходе на Пушкинской. Это не только старейший подземный переход Москвы; это — царство полузабытых 90-х с их бесконечными ларьками, в которых продается вперемешку все, что угодно, — от жвачки до элитной косметики и дорогих фотоаппаратов. Здесь царит нехарактерный для нынешней Тверской какой-то привокзальный дух — однако бывает, что заглядывают и вполне респектабельные люди (например, в киоск для киноманов). Здесь же 8 августа 2000 года произошла страшная трагедия — взрыв, в результате которого погибли 13 человек.

Улица Тверская — "рекламная"
После 1993 года Тверская полностью утратила значение народного форума, превратившись, как и соседняя Манежная площадь, в длинный ряд торговых точек разного калибра, преимущественно дорогих. Наступившая эпоха потребления пестрит событиями, но истинно запоминающегося происходит немного. Из последних мероприятий, прошедших на Тверской, на ум приходит разве что карнавал к 850-летию столицы да уличные празднества во время Театральной олимпиады 2001 года. Теперь у магистрали иная роль: она — крупнейший рекламоноситель Москвы и страны. Еще лет двадцать назад едва ли не самым ярким пятном на Тверской был глобус Центрального телеграфа. Сейчас он тонет в океане различных вывесок и светящихся панно, которые буквально лезут на стены и выше — в небо. Привлекают внимание растяжки, зовущие посетить концерты в близлежащем казино поучаствовать в бизнес-семинаре на ВВЦ. А первые этажи зданий превратились в огромные витрины, иной раз замечательные в своей изощренности.
Если сравнивать с ней улицу Горького 1980-х годов с ее пыльными витринами, пустыми магазинами и очередями в "Арагви" и кафе "Космос", следует прямо заявить: буржуазный лоск Тверской к лицу и значительно лучше сочетается с полированным гранитом и ценными сортами мрамора. Разве что рекламные вывески могли бы быть посдержаннее.

От "Пушки" до "Маяковки". И дальше…

Но вернемся на землю. Там, где Тверская наконец покидает пределы Пушкинской, островком какой-то старой, спокойной жизни справа возвышается меланхоличный фасад бывшего здания газеты "Русское слово" (Адольф Эрихсон, 1905). За долгие годы советской власти дому (а его ведь тоже двигали!) удалось сохранить и замечательный керамический орнамент, и даже ценнейшее оригинальное остекление в стиле модерн. На втором этаже уже многие годы сидит американский ресторан "Фрайдис". Чуть дальше, за углом, другой след 1990-х с их любовью к "made in America" — кинотеатр "Кодак киномир", один из первых московских кинозалов "нового типа" — с DOLBY и попкорном. В этом же переулке внимательный прохожий заметит здание неописуемой мощи и красоты. Похоже на филиал Саввинского подворья, но на самом деле это ссудная касса, построенная в предреволюционный 1916 год в том же стиле. Экскурсий внутрь не водят, а жаль. Остается лишь любоваться освещенными по вечерам окнами первого этажа: в них открываются чертоги не хуже "Елисеевского"!

Начиная отсюда, Тверская заметно меняется. Гуляющих почти нет; нет и сплошной стеклянной витрины магазинов. К Патриаршим, в царство тихих переулков, манит грандиозная арка в доме с "Бенеттоном" — там, за ней, еще сохранилась старая, двухэтажная Москва, которую все так любят, но никто не бережет.

Но мы пойдем дальше, тем более что по той же левой, нечетной стороне начинается обширная и очень красивая усадьба — в XIX веке Английский клуб, а в недавнем прошлом — самый официозный музей города: Музей революции. Сейчас в доме № 21 разместился Музей современной истории России. О славном дореволюционном прошлом напоминают лишь сторожевые львы у ограды. Внутри — выставочный центр, где помимо исторических экспонатов охотно демонстрируют и примитивную живопись, и даже гламурную фотографию. Еще недавно парадный двор музея украшал сгоревший троллейбус — в память об августовском путче 1991 года. Потом он как-то незаметно исчез, а взамен появился броневичок.

Следом за Музеем революции — театр имени Станиславского, место важное, хотя и не имеющее отношения собственно к Константину Сергеевичу (он здесь никогда не работал — как, впрочем, и Мария Николаевна Ермолова в театре своего имени). До самого недавнего времени здесь радовал москвичей своими моноспектаклями Петр Мамонов, лидер "Звуков Му". Спектаклей было три — "Есть ли жизнь на Марсе?", "Полковнику никто не пишет" и "Шоколадный Пушкин". Атмосфера на всех них царила пронзительная; в партере бородатые лысые мужики утирали слезу, на галерке пожилые дяди с остатками хипповского "хаера" заливали очередную яркую реплику беленькой из чекушки. После спектакля Мамонов выходил с гитарой и пел несколько старых песен из репертуара своей культовой группы. Говорят, это не театр. Может, и так. Но катарсис был самый настоящий.

Кстати, удивительное совпадение — следующий за театром Станиславского переулок называется Мамоновским (там располагается еще один театр — МТЮЗ). Прямо на его углу начинается жилой дом Наркомлеса (№ 25), построенный архитектором Андреем Буровым в соавторстве с известным графиком Владимиром Фаворским. По мнению исследовательниц Броновицких, именно этот дом — точнее, его правое крыло, законченное в 1936 году, — задал масштаб реконструкции улицы Горького. У Бурова, правда, получилось изящнее, чем у Мордвинова, а от гигантского карниза его "палаццо" на душе становится теплее. Особенно, если знать, что родина таких карнизов — ренессансная Италия.

Последний отрезок собственно Тверской — до Маяковской площади — это уже, что называется, шоссе. Глаз ни на чем не задерживается, и здания — вроде лубочного "Марриотта" — стоят пыльные, скучные. Уже лет десять по правой стороне на этом участке сносят дома: вот и сейчас сломали гостиницу "Минск". А сама Маяковская (прежнее-новое название — Триумфальная — пока не прижилось) с памятником поэту, Залом Чайковского и недовысоткой гостиницы "Пекин" потонула в суете: пешеходу здесь не место, главное — увернуться от машин. А между тем посреди стоит замечательный гранитный поэт, а под землей — самая красивая станция московского метро, тоже "Маяковская".

Памятник открыли в 1958 году, и он сразу же стал известнейшим местом сбора московской интеллигенции. Здесь в конце 1950-х собирались и читали стихи Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, пел песни своим камерным голосом Окуджава — без мегафона или усилителей, без афиш и объявлений. Срабатывало "сарафанное радио": за пару часов собиралась маленькая группа — человек в 150-200. Здесь же на площади — примерно там, где сейчас "Ростикс", — располагался ресторан "София", который гурманы 1960-1970-х любили за прекрасные шашлыки. А чуть дальше, на месте фешенебельного ресторана "Горки", находилось главное место тогдашней богемы — кафе "Молодежное", или попросту "КМ", фактически первый московский джаз-клуб.

Но это уже было на том отрезке улицы Горького, который ныне именуется 1-й Тверской-Ямской: номерное название подчеркивает ее "рядовой", а не исключительный характер. Столичная магистраль закончилась. Старая, долужковская и даже, по духу, какая-то дореволюционная маленькая Москва то и дело пробивается на этом отрезке — и в ценниках, на которых весело скачут орфографические ошибки, и в клубах, которые не удается раскрутить, и в магазинчиках "для своих", ютящихся в подвалах зданий. Подойдите к дому с нишей, украшенной шахматной доской в голубоватых тонах (1-я Тверская-Ямская, № 6) начала прошлого века. Он и несколько его соседей — подлинный уголок провинциального городка, только перед ними проносятся резвые "порше" и плавные "мерседесы".

Такая вот разная у нас Тверская. Соединением противоположных начал — элитного и разночинного, пышно-парадного и провинциально-уютного — поражала она Белинского в XIX веке. Приглядевшись, обе эти стороны можно увидеть в ней и сейчас. Пожалуй, в этом можно усмотреть и свойство самой России.

Улица Тверская — "баррикадная" Если на Красной Пресне раны от знаменитого декабрьского восстания 1905 года, по рассказам очевидцев, сохранялись чуть ли не до середины 1920-х, то с Тверской — как с гуся вода. Попробуйте найти следы октябрьских событий 1993 года на фасадах домов... сложно.
Однако история политических волнений 1980-1990-х годов неразрывно связана с Тверской. Главные московские митинги — на некоторые собиралось до миллиона человек (!) — проходили либо на Пушкинской, либо на Манежной площади. Но иногда демонстранты решали "пройти по Тверской" (до Кремля), и тогда власти выстраивали милицейские кордоны. Спустя годы москвичи вспоминают события 1993 года, скорее, как курьез, хотя в те дни многие по-настоящему испугались. "Наш дом и так на ладан дышит, — говорила мне жительница Пушкинской площади, — а если бы стали стрелять серьезно, он рухнул бы раньше Моссовета" (по слухам, стрелять должны были и по нему). В те годы, особенно в упомянутые дни второго путча, народ осваивал забытое ремесло — строил баррикады. По воспоминаниям очевидцев, их соорудили две — одну на Пушкинской, на пересечении с бульварами, вторую — непосредственно вблизи Моссовета. В дело пошла и детская площадка из двора дома № 8, и мусорные баки (прямо с мусором!) из соседних с Тверской переулков. Дом на углу Малого Гнездниковского был огорожен решеткой, предохранявшей пешеходов от обваливающихся фрагментов карниза, — так даже та решетка в полном объеме отправилась на середину улицы.
Магазины не работали. Но жильцы окрестных домов не вешали нос: функционировали метро и телефон, друзья подвозили продукты. "Телек отключили, и мы провели незабываемую ночь — сидели на крыше, пили пиво, закусывая хлебом, смотрели на звезды и огненные всполохи..." После окончания волнений улица Горького превратилась на один вечер в место народного гулянья; те, кто был у Моссовета предыдущей ночью, приехали в центр, чтобы еще раз повидаться. Этот всплеск общественного энтузиазма оказался последним: больше подобные действа не повторялись. Люди стали жить по-частному. Улица тоже.

Сергей Никитин
Статья предоставлена журналом "Вокруг Света", № 7 (2790) 2006 год
Вокруг Света
Оцените статью
 Полезность
 Интересность

Пожалуйста, оцените эту статью.
Ваше мнение очень важно: оценка, данная Вами, влияет на рейтинг статьи.
Рейтинг помогает читателям ориентироваться в огромном количестве материалов сайта.

новости

23.4.2008 Шестой Всемирный фестиваль чая и кофе пройдет в Москве

В этом году шестой по счету Всемирный фестиваль чая и кофе, организованный при поддержке Министерства сельского хозяйства и Правительства Москвы, будет проходить с 29 мая по 1 июня на территории Московского музея-заповедника «Коломенское».

Вновь москвичи и гости российской столицы смогут побывать на празднике, посвященном сразу двум самым популярным в мире напиткам. Важным элементом культурной программы станут пять оформленных в соответствующем стиле Национальных павильонов (России, Индии, Китая, Африки, Латинской Америки). Здесь гости Фестиваля смогут познакомиться с чайными и кофейными церемониями, древними культурными традициями, обычаями, самобытным искусством разных народов мира. Несомненно, большой интерес у посетителей вызовет осмотр этнографических экспозиций в чукотской яранге и монгольской юрте, знакомство с чайными церемониями Бурятии, Калмыкии, Монголии, Тибета.

В течение четырех дней работы Фестиваля на его главной сцене будет идти непрерывная концертная программа с участием сотен артистов самых разных жанров. Впервые на Фестивале будет представлена цирковая программа, в которой участвуют коллективы из Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ижевска, Ульяновска, Челябинска, лауреаты международных конкурсов «Семейный цирк «Ксюша» и Цирк-ателье «Три апельсина». Гостями Фестиваля станут народный артист России фокусник-иллюзионист Амаяк Акопян, заслуженный артист России клоун-жонглер Александр Фриш, популярный певец Владимир Маркин, Русское экстремальное шоу «За гранью возможного», театр «Лицедеи» из Санкт-Петербурга. Уже не в первый раз на Фестивале можно будет увидеть традиционный народный театр «Петрушка», шоу карнавальных барабанов «Маракату», выступление велобайкеров, и исключительно красивое представление Театра огня «Камикадзе Шоу». Учитывая, что 2008 год объявлен в России Годом семьи, а также то, что последний день работы Фестиваля приходится на Международный день защиты детей, в культурной программе задействовано много юных артистов. Сцена Всемирного фестиваля чая и кофе станет одной из концертных площадок Международного детского фестиваля «Москва встречает друзей», патронируемого благотворительным Фондом Владимира Спивакова. Кроме этого, на Фестиваль приедут детские фольклорные коллективы из Санкт-Петербурга, Коломны, Ярославля, Красногорска, Грозного, а также из Эстонии, Бразилии, Украины, Турции, Азербайджана.

 «Сказочный город детства» - так на Фестивале называется площадка, созданная специально для юных посетителей. Здесь ребят ждут разнообразные веселые игры, конкурсы, детские чайные церемонии и много других развлечений. Как всегда, на территории «Сказочного города» будет иметь хождение своя валюта – «типс»  (по названию верхней почки на побеге чайного дерева). Дети могут «заработать» типсы, например, участвуя в конкурсе, а потом тут же купить на них игрушку или какой-нибудь сувенир. Увлекательное путешествие в «Сказочный мир чая» смогут совершить специально приглашенные на Фестиваль воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Как специалистам, так и просто любителям чая и кофе будет интересно побывать в выставочно-ярмарочном секторе Фестиваля, где свою продукцию представят около 80 российских и зарубежных компаний. Производители и дистрибьюторы чая и кофе предложат всем желающим продегустировать напитки, а затем приобрести понравившиеся образцы. Здесь же будет представлен и большой ассортимент сопутствующих товаров: кондитерских изделий, меда, чайно-кофейных аксессуаров.

В середине мая в рамках деловой программы Фестиваля будут проведены Шестой Международный конкурс чая, Четвертый конкурс «Популярный чай в России» и Третий Международный конкурс кофе, победители которых определятся по итогам дегустации с участием авторитетных российских и зарубежных титестеров и кофетестеров. Оглашение результатов конкурсов и вручение наград компаниям-производителям лучших образцов чая и кофе состоится в первый день работы Фестиваля.

Фестиваль чая и кофе

14.4.2008 Первый международный фестиваль школьных театров откроется в Москве

Первый международный фестиваль школьных театров на русском языке "Золотой Ключик" проходит в российской столице.
"Во всем мире существуют школьные театры, которые помогают прививать вкус не только к театру и к искусству, но и к слову, к нашему замечательному языку, сказал в интервью РИА Новости актер театра и кино, руководитель актерского курса Школы-студии МХАТ, народный артист России Алексей Гуськов, который стал президентом этого фестиваля.
"Мы надеемся, что наш фестиваль юных талантов поможет нам сделать жизнь детей ярче, интереснее, помочь им вырасти культурными, образованными и разносторонне развитыми людьми", - добавил он.
В первом фестивале "Золотой Ключик" примут участие 20 школьных театров, в частности, из Москвы, Самары, Уфы, Ижевска, Пермской и Калужской областей, из Болгарии и Польши. В рамках фестиваля пройдут конкурсные показы школьных спектаклей, мастер-классы по театральному искусству и этикету, встречи с известными актерами и режиссерами.
На открытие фестиваля, которое состоится на сцене большого зала Центрального Дома актера им. Яблочкиной, в гости к детям придут известные деятели культуры, искусства и спорта - Александр Лазарев и Светлана Немоляева, Федор Чеханков, Маргарита Эскина, Евгений Плющенко и другие. Также выступят школьные коллективы, в числе которых хореографический ансамбль Академии Натальи Нестеровой, степ-группа Николая Караченцова.
На открытии будут присутствовать представители министерства иностранных дел России, курирующего фестиваль, представители Федерального агентства по культуре и кинематографии и московского правительства. (РИА Новости)

РИА Новости

вопросы-ответы

Тема: Хорватия или Турция? Срочно.

Милые девушки! Нужен совет, довольно срочно. Дано: семья с двумя детьми - одному 8 лет, второму 9 месяцев. В августе мы надолго уезжаем с младенцем, старшего оставляем. В качестве моральной компенсации хотим отдохнуть вместе со старшим в июне. Нужно срочно выбрать из двух вариантов отдыха, абсолютно идентичных по цене: Турция (Фетхие) на 8 ночей AI либо Хорватия (Средняя Далмация, Макарска)на 7 ночей HB. У меня душа больше лежит к Хорватии (к тому же я там никогда не была), но лишних денег на аренду машины и путешествия по окрестностям у нас особо не будет, и муж считает, что ехать в Хорватию нужно полноценно - больше, чем на неделю, и обязательно брать машину, путешествовать. Из преимуществ Хорватии - более мягкий климат (для младенца) и родителям интереснее, но старшему ребенку будет скучновато, как мне кажется. Тем более если учесть, что поездка затевается именно ради него... В Турции же мы едем в отель с хорошей детской анимацией, горками и т.п, к тому же на all inclusive, т.е. особых дополнительных расходов не будет (для нас это немаловажный фактор). Единственное, что смущает - не будет ли слишком жарко младенчику, и проблема акклиматизации - т.к. выдергиваем малыша из Москвы всего лишь на 8 ночей... (Хорватия - 7 ночей, но там и климат другой). Если кто был с ребенком лет 8-9 в Хорватии, то как вообще? Не сошел с ума малыш от скуки? Ужасно нам конечно хочется именно в Хорватию, а не Турцию. Хочется интеллигентного отдыха, а не тупого пребывания в отеле. Но, боюсь, тут вопро стоит так: либо ребенок будет скучать в Хорватии (не самое плохое место для скуки, надо признать), либо мы будем скучать в Турции. Там до ближайшего поселка 17 км от нашего отеля. А для малыша, как мне кажется, тоже Хорватия подойдет. Да, и отели такие у нас предполагаются: Majesty Club Tuana в Турции и "Далмация" в Далмации.
Мамочки, что бы выбрали вы? А то у меня уже мозг плавится, а решение нужно принимать срочно. Помогите! И любая информация по вышеуказанным отелям приветствуется!
25.4.2008 19:38:50, Фиона

Ответы:

Мы с ребенком были уже много где,но Турцию почему-то гордо игнорировали. В прошлом году всё-же поехали в качестве второго отдыха за сезон,не в самый навороченный отель,подешевле. Так вот это был единственный раз,когда ребенок плакал (со слезами),не хотел уезжать. Во всех остальных местах - через неделю начиналось-хочу на дачу. В этом году едем в Турцию.
26.4.2008 11:43:46, ПУХА

если выбирать отдых для сына 8 лет, то Турция. там ему веселее будет да и теплее.
если для малыша, то Хорватия.
мой сын не скучал, конечно, в 7 лет в Хорватии, но отдых в Турции мальчишкам интереснее, там горки, миниклуб и тд в Хорватии скучный отдых в отеле для пенсионеров и мам с малышами, но это мое мнение.
25.4.2008 20:52:0, СВЕТЛАНА

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Отпуска и поездки"


Тема: Подарки детям
Интересно, а откуда взялось правило, что при встрече с семьей, где есть маленький ребенок, ему (ребенку) нужно обязательно что-то дарить? Причем дарится почему-то до определенного возраста, а когда ребенок подрастает, дарить ему, соответственно перестают. Почему? Я не говорю о дне рождения – когда имениннику дарятся подарки.
Но ведь до асбурда иногда доходит. Приходят в гости на день рождения к старшему ребенку – и обязательно подарок еще мелкому. При этом когда день рождения у мелдкого, старшему естественно ничего не подарят. Когда день рождения у мамы – маленькому почти всегда что-то тоже перепадет. И т.д. Откуда это пошло? И как вы к этому относитесь? Дарите подарки малышам в таких ситуациях? Или нет? Я, каюсь, никогда не дарю. Не потому что принципиально против. А… не знаю почему, не дарю и все :)
7.4.2008 11:19:39, virus

Ответы:

Откуда пошло - понятия не имею. Но когда в семье у старших праздник, малышу, ИМХО, нужно дополнительное внимание, чтобы не чувствовать себя обделенным. Вот таким проявлением внимания я и считаю подарки "мелким". Стараюсь всегда дарить.
7.4.2008 11:34:4, Чиффа

когда мы идем в гости - я всегда или подарки маленькие детям дарю или специально сладости (перед этим у родителей узнаю, дают ли конфеты детям в принципе). когда к нам приxодят, тогда не дарю. ну только если это не новый год или праздник какой
7.4.2008 11:36:41, Spunya

таким образом выражалось уважение к родителям этих детей. ну, или так мне рассказывала прабабка (из богатой семьи, т.е. подарки были не в целях накормить голодных :). поскольку дети в семье самое ценное, то подарки несут им.
путь к сердцу заводчика через приношение божку данной семьи (:
7.4.2008 12:4:37, takca

Про день рождения мамы и подарок малышу слышу впервые:) Дарю малышу подарок, если иду в гости в эту семью первый раз и там есть маленький ребенок. Это лет до 5, наверное. Что-то в руки сунуть надо:)) Никогда не дарю подарков малышам, если иду на ДР к его родне (старшему брату и т.п.) И по отношению к моим детям - то же самое, никто ничего мелкому никогда не дарил просто так.
7.4.2008 12:9:30, Баунти

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Праздники и подарки"

Тема: вопрос туристам!

Какое туристическое снаряжение считается "крутым"? :) Мне, правда, не для экстремального туризма, а, например, чтоб на природе (напр., в кемпинге) недельку пожить с максимальными удобствами: палатка двухкомнатная, плита газовая, спальник мягкий-теплый-удобный (или лучше коврик?) что там еще для повышения комфорта можно купить...
Посоветуйте, кто знает!!!
18.4.2008 18:51:25, nstep

Ответы:

И коврики, и спальник. Спальник лучше пуховый - он теплее, легче и лучше укладывается. Не поняла только, зачем Вам ПЛИТА ГАЗОВАЯ???? Или Вы имеете в виду примус? тогда да, бывают отличные, легкие. Я, правда, не фанатка, никогда не держала в хозяйстве, все костром обходились, шоб лишнее не таскать. Да и кемпингах многих бывает общая кухня, где есть стационарная плита, но это надо узнавать. Еще вопрос: зачем Вам для спокойного отдыха КРУТОЕ снаряжение? Денег стоит серьезных, а смысла никакого. Крутое как раз нужно профи, экстремальщикам, потому что их жизнь и здоровье от этого сильно зависит.
Хорошая снаряга продается в Альпухе (магазин "Альпиндустрия" на Первомайской, кажется, или на Измайловской, точно не помню). Для повышения комфортности покупаются спец.туристические подушки. А еще - по ситуации: антикомариные вские штуки, освещение... Это смотря как и где Вы отдыхать собираетесь. И супер-рюкзак анатомический Вам будет не нужен, если Вы на машине, можно обычной "Татункой" какой-нибудь обойтись...
18.4.2008 19:6:36, jurnaluga

Газовая печка бывает очень полезной в тех местах, где с дровами напряг или просто костер не разожжешь, потому как место почти заповедное. Это я про Крым, например, говорю. Ну и если долго стоишь с палаткой на одном месте, да с детьми - тоже хорошо. Воды по быстрому закипятить для кофе, яичницу пожарить :) В дождь тоже хорошо. Мы активно пользуемся
20.4.2008 14:24:39, Юлия К.

Просто для пожить: палатка однокомнатная, но большая, спальники без капюшона, чтобы расстегивались полностью и соединялись между собой (ребенку обычный зимний комбинезон), пенки, подушка автомобильная маленькая, табуретки складные, топор, посуда, одежда на сырую погоду
Для удобства: тент уличный (3х5м), чтобы в дождь не по палаткам сидеть, а всем вместе, плитка с маленькими баллонами (может и не всегда нужна, но у нас есть и мы ее всегда с собой берем), кунг (а не круглый котелок), сетка волейбольная+мяч, душ переносной (что-то вроде грелки с двумя шлангами - на грелке ногами топчешься, один шланг воду качает из ведра, второй поливает на голову), автомобильный холодильник
18.4.2008 22:48:52, MASHULYA

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Активный отдых"


Успехов вам и вашим детям!
До следующей встречи!

(C) 7я.ру, компания АЛП.
Ждем Ваших отзывов, новостей и ссылок на rec7ya@alp.ru.
 

В избранное