На сайте "Управление ЛДП" -
http://vmtavr2.narod.ru
. можно читать первые 195 выпусков рассылки, пользуясь оглавлением, или скачать весь архив с оглавлением (имя самораспаковывающегося архива - tavr_ldp.exe, файл с оглавлением - v_index.htm).
Инсталляторы и обновления
25
программ системы управления ЛДП
- там же.
В марте выходит из печати монография
В.М.Тавровский. Автоматизация лечебно-диагностического процесса. 346 стр.
ООО "Вектор Бук". Тюмень. 2009.
Выпуск 197
17 февраля 2009 г.
Здравоохранение сквозь призму автоматизации
ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗАННОМУ: УЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Я свёл в таблицу содержание нескольких вторичных документов и сопоставил их с историей болезни. Как видите, врачу действительно приходится писать одно и то же по нескольку раз. Такова его повседневность. Только не подумайте, что в таблице эта непроизводительная работа исчерпана. Есть ещё паспорт участка, льготные рецепты с подробной информацией о пациенте, талон для впервые выявленного диагноза, талон для первой в году явки
хроника, а в стационаре - карта выбывшего, счёт за пребываине в стационаре, а ещё - обширные документы о высокотехнологичной помощи, - всё не упомнить.
НЕКОТОРЫЕ ВТОРИЧНЫЕ УЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ и ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
ТАП - талон амбулаторного пациента (форма 025-10/у).
МСЭ - направление на медико-социальную экспертизу (форма 088/у).
КДН - контрольная карта диспансерного наблюдения (форма 30/у-04).
ДД - карта учёта дополнительной диспансеризации (форма 131/у-ДД-08).
ИБ - амбулаторная история болезни
Информация, которую лечащий врач должен
вносить в официальные учётные документы
ТАП
МСЭ
КДН
ДД
ИБ
Наименование ЛПУ, номер кабинета
+
.
+
+
+
Врач
+
+
+
+
+
Должность
+
.
+
.
+
Страховщик
+
.
.
.
+
ФИО пациента
+
+
+
+
+
Дата рождения
+
+
+
+
+
Пол
+
+
+
+
+
Полис
+
.
.
+
+
Место работы
+
+
+
+
+
Должность
.
+
+
+
+
Адрес
+
+
+
+
+
Социальное положение
+
+
.
.
+
Категория льгот
+
+
+
.
+
Анамнез болезни
.
+
.
.
+
Состояние больного
.
+
.
.
+
Лабораторные исследования
.
.
.
+
+
Рентген-исследование
.
.
.
+
+
Осмотры и заключения консультантов
+
.
.
+
+
Диагноз основной
+
+
+
+
+
Диагнозы сопутствующие
+
+
+
+
+
Вид травмы
+
.
.
.
+
Повод посещения
+
.
+
.
+
Исход обращения
+
.
.
.
+
Исход заболевания
+
.
.
.
+
Амбулаторные операции
+
.
.
.
+
Медицинские услуги и мероприятия
+
+
+
+
+
Дата взятия на учёт
.
.
+
.
+
Даты назначенных явок
.
.
+
.
+
Даты фактических явок
.
.
+
.
+
Сведения об изменениях диагноза
.
.
+
.
+
Число дней нетрудоспособности
.
+
.
.
+
Заметьте: органы здравоохранения и финансирующие организации стремятся получить в своё распоряжение обширные персональные данные. Зачем? Соглашусь, что плательщик вправе знать, за что он платит и какой медицинской страховкой располагает пациент. Но ведь запрашиваются и другие личные сведения - о социальном положении, месте жительства, диагнозах, исходах. С какой стати? Законны ли такие запросы со стороны тех, кто пациента
не видел и к его лечению ни ума, ни рук не прилагает? Почему о здоровье гражданина оповещаются люди, которые в медицинской помощи ему не участвуют?
Ну, ладно. От врачебной тайны мы отвыкли, к правам человека не приучены, а не подашь информацию - будешь без денег. Но как эту информацию используют? Проверяют соблюдение формы - это понятно. Чем больше не нужных самому врачу, но напрягающих его бумаг, тем торопливее и нерзаборчивее записи, тем чаще описки и ошибки, тем больше оснований проверять и напрягать. Это важный порочный круг: он создаёт рабочие места. Пусть создаёт, но ведь не хотят контролёры
ограничиваться заботой о форме. Мы не успели оглянуться, а они уже оценивают саму врачебную работу. Решают, что хорошо, что плохо и как надо.
Неточности, нерациональности, ошибки, неудачи в работе врача - материя сложная и ответственная. "Разбор полётов" - важнейший способ управления лечебно-диагностическим процессом и воспитания врачебного коллектива. Для выбора наилучшей тактики, для своевременных поправок, для реализации правила "ум хорошо, а два лучше" и существуют прежде всего заведующий отделением, начмед, клинические разборы, консилиумы, консультации, клинические конференции. Здесь
вглядываются в собственную практику с учётом всех житейских обстоятельств. Здесь принимают решения тогда, когда память ещё хранит нюансы, когда всю совокупность данных могут анализировать компетентные участники событий.
И что же? Чиновник, походя глянувший на вырванные из контекста персональные данные, уравнивается в правах на оценку работы врачей с их непосредственными руководителями? Даже не уравнивается - у него решающие преимущества: угроза санкциями и никакой личной ответственности. А потому его "оценка" - руководство к безусловному исполнению. Он присваивает себе право издалека управлять действиями врачей.
В суть лечебно-диагностического процесса грубо вторгаются чиновники. Незаконно, абсурдно, опасно, но это так. Вред, причиняемый таким вторжением врачам и больным, очевиден. Если так будет продолжаться, он будет нарастать. А продолжаться будет. Об этом можно судить по кампании за "стандарты медицинской помощи", о которой ещё надо будет сказать несколько слов. В следующем выпус
ке.
В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ
Вып. 001-008. ПОЧЕМУ МЕДИЦИНА СИЛЬНА, А ВРАЧ СЛАБ?
Вып. 009-012. ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ.
Вып. 013-021. СТАЦИОНАР.
Вып. 022-033. ПОЛИКЛИНИКА.
Вып. 034-049. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ.
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ.
Вып. 050-052, 055-056. СТАНЦИЯ СКОРОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Вып. 053-054. ОТВЛЕЧЕНИЯ НА СПОРНЫЕ ТЕМЫ.
Вып. 055-070. ЧАСТНЫЕ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ВРАЧА.
Вып. 070-101. КАЛЕЙДОСКОП.
Вып. 102-116. СОВЕТЫ НЕПРОФЕССИОНАЛА.
Вып. 117-129. ГАЛЕРЕЯ и КОММЕНТАРИИ.
Вып. 130-150. КАК ОЦЕНИВАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ.
Вып. 159-160,163-165,169,172. ТЕРМИНОЛОГИЯ
Вып. 151-158,161-162,166-168,170-171,173-180. НАБЛЮДЕНИЯ. ЗАМЕТКИ. РЕПЛИКИ
Вып. 181-190. МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ГЛАЗАМИ РАЗРАБОТЧИКА
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АВТОМАТИЗАЦИИ.
Вып. 191. Врач и автоматизированная бюрократическая вертикаль
Вып. 192. Что такое "управление качеством медицинской помощи"?
Вып. 193. Бюрократия и медицина (бюрократия или медицина?)
Вып. 194. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.1.
Вып. 195. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.2.
Вып. 196. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.3.
В СЛЕДУЮЩИХ ВЫПУСКАХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АВТОМАТИЗАЦИИ
Иллюстрации к сказанному: стандарты медицинской помощи - фельдшеризм или помешательство.
Буду
признателен за вопросы, возражения и замечания. Постараюсь на них ответить.
Просьба в письмах помечать то, что не предназначается для помещения в рассылке.
Если рассылка Вам интересна, порекомендуйте её коллегам.