Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем и как автоматизировать лечебно-диагностический процесс


ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Еженедельная информационная рассылка

Тавровский Владимир Михайлович
Сайт автора http://vmtavr2.narod.ru

На сайте "Управление ЛДП" - http://vmtavr2.narod.ru . можно читать первые 195 выпусков рассылки, пользуясь оглавлением, или скачать весь архив с оглавлением (имя самораспаковывающегося архива - tavr_ldp.exe, файл с оглавлением - v_index.htm).

Инсталляторы и обновления 25 программ системы управления ЛДП - там же.

В марте выходит из печати монография
В.М.Тавровский. Автоматизация лечебно-диагностического процесса. 346 стр.
ООО "Вектор Бук". Тюмень. 2009.

Выпуск 197
17 февраля 2009 г.

Здравоохранение сквозь призму автоматизации

ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗАННОМУ: УЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Я свёл в таблицу содержание нескольких вторичных документов и сопоставил их с историей болезни. Как видите, врачу действительно приходится писать одно и то же по нескольку раз. Такова его повседневность. Только не подумайте, что в таблице эта непроизводительная работа исчерпана. Есть ещё паспорт участка, льготные рецепты с подробной информацией о пациенте, талон для впервые выявленного диагноза, талон для первой в году явки хроника, а в стационаре - карта выбывшего, счёт за пребываине в стационаре, а ещё - обширные документы о высокотехнологичной помощи, - всё не упомнить.

НЕКОТОРЫЕ ВТОРИЧНЫЕ УЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ и ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
ТАП - талон амбулаторного пациента (форма 025-10/у).
МСЭ - направление на медико-социальную экспертизу (форма 088/у).
КДН - контрольная карта диспансерного наблюдения (форма 30/у-04).
ДД - карта учёта дополнительной диспансеризации (форма 131/у-ДД-08).
ИБ - амбулаторная история болезни
Информация, которую лечащий врач должен
вносить в официальные учётные документы
ТАП МСЭ КДН ДД ИБ
Наименование ЛПУ, номер кабинета + . + + +
Врач + + + + +
Должность + . + . +
Страховщик + . . . +
ФИО пациента + + + + +
Дата рождения + + + + +
Пол + + + + +
Полис + . . + +
Место работы + + + + +
Должность . + + + +
Адрес + + + + +
Социальное положение + + . . +
Категория льгот + + + . +
Анамнез болезни . + . . +
Состояние больного . + . . +
Лабораторные исследования . . . + +
Рентген-исследование . . . + +
Осмотры и заключения консультантов + . . + +
Диагноз основной + + + + +
Диагнозы сопутствующие + + + + +
Вид травмы + . . . +
Повод посещения + . + . +
Исход обращения + . . . +
Исход заболевания + . . . +
Амбулаторные операции + . . . +
Медицинские услуги и мероприятия + + + + +
Дата взятия на учёт . . + . +
Даты назначенных явок . . + . +

Даты фактических явок

. . + . +
Сведения об изменениях диагноза . . + . +
Число дней нетрудоспособности . + . . +

Заметьте: органы здравоохранения и финансирующие организации стремятся получить в своё распоряжение обширные персональные данные. Зачем? Соглашусь, что плательщик вправе знать, за что он платит и какой медицинской страховкой располагает пациент. Но ведь запрашиваются и другие личные сведения - о социальном положении, месте жительства, диагнозах, исходах. С какой стати? Законны ли такие запросы со стороны тех, кто пациента не видел и к его лечению ни ума, ни рук не прилагает? Почему о здоровье гражданина оповещаются люди, которые в медицинской помощи ему не участвуют?

Ну, ладно. От врачебной тайны мы отвыкли, к правам человека не приучены, а не подашь информацию - будешь без денег. Но как эту информацию используют? Проверяют соблюдение формы - это понятно. Чем больше не нужных самому врачу, но напрягающих его бумаг, тем торопливее и нерзаборчивее записи, тем чаще описки и ошибки, тем больше оснований проверять и напрягать. Это важный порочный круг: он создаёт рабочие места. Пусть создаёт, но ведь не хотят контролёры ограничиваться заботой о форме. Мы не успели оглянуться, а они уже оценивают саму врачебную работу. Решают, что хорошо, что плохо и как надо.

Неточности, нерациональности, ошибки, неудачи в работе врача - материя сложная и ответственная. "Разбор полётов" - важнейший способ управления лечебно-диагностическим процессом и воспитания врачебного коллектива. Для выбора наилучшей тактики, для своевременных поправок, для реализации правила "ум хорошо, а два лучше" и существуют прежде всего заведующий отделением, начмед, клинические разборы, консилиумы, консультации, клинические конференции. Здесь вглядываются в собственную практику с учётом всех житейских обстоятельств. Здесь принимают решения тогда, когда память ещё хранит нюансы, когда всю совокупность данных могут анализировать компетентные участники событий.

И что же? Чиновник, походя глянувший на вырванные из контекста персональные данные, уравнивается в правах на оценку работы врачей с их непосредственными руководителями? Даже не уравнивается - у него решающие преимущества: угроза санкциями и никакой личной ответственности. А потому его "оценка" - руководство к безусловному исполнению. Он присваивает себе право издалека управлять действиями врачей.

В суть лечебно-диагностического процесса грубо вторгаются чиновники. Незаконно, абсурдно, опасно, но это так. Вред, причиняемый таким вторжением врачам и больным, очевиден. Если так будет продолжаться, он будет нарастать. А продолжаться будет. Об этом можно судить по кампании за "стандарты медицинской помощи", о которой ещё надо будет сказать несколько слов. В следующем выпуске.

В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ

Вып. 001-008. ПОЧЕМУ МЕДИЦИНА СИЛЬНА, А ВРАЧ СЛАБ?
Вып. 009-012. ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ.
Вып. 013-021. СТАЦИОНАР.
Вып. 022-033. ПОЛИКЛИНИКА.
Вып. 034-049. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ.
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ.
Вып. 050-052, 055-056. СТАНЦИЯ СКОРОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Вып. 053-054. ОТВЛЕЧЕНИЯ НА СПОРНЫЕ ТЕМЫ.
Вып. 055-070. ЧАСТНЫЕ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ВРАЧА.
Вып. 070-101. КАЛЕЙДОСКОП.
Вып. 102-116. СОВЕТЫ НЕПРОФЕССИОНАЛА.
Вып. 117-129. ГАЛЕРЕЯ и КОММЕНТАРИИ.
Вып. 130-150. КАК ОЦЕНИВАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ.
Вып. 159-160,163-165,169,172. ТЕРМИНОЛОГИЯ
Вып. 151-158,161-162,166-168,170-171,173-180. НАБЛЮДЕНИЯ. ЗАМЕТКИ. РЕПЛИКИ
Вып. 181-190. МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ГЛАЗАМИ РАЗРАБОТЧИКА

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АВТОМАТИЗАЦИИ.
Вып. 191. Врач и автоматизированная бюрократическая вертикаль
Вып. 192. Что такое "управление качеством медицинской помощи"?
Вып. 193. Бюрократия и медицина (бюрократия или медицина?)
Вып. 194. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.1.
Вып. 195. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.2.
Вып. 196. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.3.

В СЛЕДУЮЩИХ ВЫПУСКАХ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АВТОМАТИЗАЦИИ

Иллюстрации к сказанному: стандарты медицинской помощи - фельдшеризм или помешательство.

Буду признателен за вопросы, возражения и замечания. Постараюсь на них ответить.
Просьба в письмах помечать то, что не предназначается для помещения в рассылке.
Если рассылка Вам интересна, порекомендуйте её коллегам.

В.Тавровский. E-mail vmtavr@med.kirov.ru


В избранное