Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

География для всех

  Все выпуски  

География для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

День добрый, уважаемые коллеги!

Основы географии

Части света

Если подразделение земной суши на материки основано на их физико-географических особенностях (обособленность от других участков суши), то выделение частей света носит историко-культурно-географический характер. Частей света также шесть, только имеется ряд отличий их от материков. Во-первых, на материке Евразия выделяется две части света - Европа и Азия. Во-вторых, два материка - Северная Америка и Южная Америка - образуют единую часть света Америку. В-третьих, часть света включает кроме материковой части прилегающие острова и если в справочной литературе вы увидите, что площадь материка больше или равна площади соответствующей части света, не верьте этому справочнику. На Земле выделяются шесть частей света
     Части света, известные европейцам с незапамятных времен, в XVI веке стали называть Старым Светом, в отличие от Нового Света, которым стали называть сначала южноамериканский материк, а затем и северный материк. "Крестным" Нового Света стал Америго Веспуччи, имя которого увековечено в названии части света, двух материков и одной страны. Европа, Азия и Африка были обозначены еще на картах XVI века
     Теоретически к Новому Свету можно отнести также Австралию и Антарктиду. Однако Австралия появилась на картах намного позже - в XVII веке, а Антарктида не имеет постоянного населения.
     Наиболее сложным и дискуссионным вопросом является вопрос о границе между Европой и Азией. Четко выраженных рубежей не существует, поэтому имеется несколько вариантов проведения этой границы, каждый из которых может быть выбран в зависимости от целей проведения границы. Наиболее традиционно граница Европы и Азии проводится по водоразделу Уральских гор, по реке Сакмара, по реке Урал в ее среднем и нижнем течении, водоразделу Большого Кавказа и Керченскому проливу, оставляя Азовское море в пределах Европы. Другой вариант - проводить границу по восточной подошве Урала и Мугоджар, затем по реке Эмбе, по северному берегу Каспийского моря, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу. Юго-западная часть границы наименее спорная и проводится через Черное море, пролив Босфор, самое маленькое в мире по площади Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море и по Гибралтарскому проливу Европа граничит уже с Африкой.

Дополнительный материал

Фотографии с границы между Европой и Азией

Самый северный знак находится на Северном Урале

Самый северный знак находится на Северном Урале

Многие фотографируются на память на севере границы частей света

Многие фотографируются на память на севере границы частей света

Один из знаков расположен на Транссибирской железнодорожной магистрали

Один из знаков расположен на Транссибирской железнодорожной магистрали

Зимой и летом он указывает на границу, разделяющую Европу и Азию

Зимой и летом он указывает на границу, разделяющую Европу и Азию

Памятный знак на Свердловской железной дороге

Памятный знак на Свердловской железной дороге

Один из знаков установлен на окраине города Первоуральска

Один из знаков установлен на окраине города Первоуральска

Его верхушку украшает каменная резьба

Его верхушку украшает каменная резьба

Имеется знак

Имеется знак "Европа-Азия" и в районе города Златоуста

Один из новых знаков установлен на автодороге Пермь - Серов

Один из новых знаков установлен на автодороге Пермь - Серов

Через трассу Москва - Челябинск также проходит граница Европы и Азии

Через трассу Москва - Челябинск также проходит граница Европы и Азии

Мост через реку Урал в казахском городе Атырау (бывший Гурьев) соединяет европейские и азиатские берега

Мост через реку Урал в казахском городе Атырау (бывший Гурьев) соединяет европейские и азиатские берега

Первый Мост через пролив Босфор (Ататюркский), построенный в 1973 году

Первый Мост через пролив Босфор (Ататюркский), построенный в 1973 году, 4 в Европе, 7 в мире, платный

Второй мост через пролив Босфор, открытый в 1985 году (назван именем султана Мехмеда), также соединяет берега Европы и Азии

Второй мост через пролив Босфор, открытый в 1985 году (назван именем султана Мехмеда), также соединяет берега Европы и Азии

Ночь над Босфором

Ночь над Босфором

Дополнительный материал

Присхождение названий частей света


     Европа - название введено в употребление для обозначения части света древнегреческими географами Гекатеем Милетским и Геродотом в VI - V в.в. до н.э. Заимствовано греками у финикийцев, которые образовали топоним из слова ереб - "мрак", "заход солнца", "запад".
Существует гипотеза, согласно которой это название произошло из догреческого, индоевропейского названия местности Еуропос, расположенной в Фессалии (в центре Греции).
     Азия - также заимствовано греками у финикийцев, образовавших топоним из слова асу - "восход". Другая гипотеза - от названия существовавшего еще в догреческое время на восточном берегу Эгейского моря города и местности Ассува.
     Африка - со времен Гомера (XII в. до н.э.) древние греки называли территорию к западу от Египта Ливией (от названия племени либу), а к югу от нее - Эфиопией (земля эфиопов, по-древнегречески айтопи - "обоженнолицие"). Африкой в источниках с конца III века до н.э. называли территорию вокруг финикийского города Карфагена (окрестности современного города Туниса). Название это произошло от финикийского корня, который при определённой огласовке означает "отделившийся", т. е. указывает на отпадение нового города (имеется в виду Карфаген) от метрополии. Вторая версия заключается в том, что основой послужило название племени афры или афарики, авриги. После разрушения Карфагена в 146 году до н.э. там образовалась римская провинция Африка, в средние века это название было распространено на Алжир и Ливию, а европейцами и на весь материк.
     Америка - название было присвоено Южной Америке лотарингским географом М. Вальдземюллером в честь флорентийца Америго Веспуччи, который принимал участие в исследовании восточного побережья материка. На оба материка название Америка распространил фламандский картограф Г.Меркатор в XVI веке.
     Австралия - уже в античное время у географов было убеждение о существовании в южном полушарии большого материка, который на картах подписывался как Неизвестная Земля (Terra incognita), Неизвестная Южная Земля (Terra Australis Incognita), Южная Земля (Terra Australis). Открывшие в XVII веке территорию современной Австралии голландские мореплаватели называли ее сначала Зёйланд ("южная земля"), а затем Новая Голландия. В 1814 году английский мореплаватель М. Флиндерс предложил Новую Голландию назвать Терра-Австралис или Австралия и к 1824 году это название вытеснило с карт старое.
     Антарктида - в 1840 году американский мореплаватель Ч. Уилкс нанес на карту около тысячи километров побережья с подписью Антарктическая часть света. В 1886 году впервые единый материк вокруг Южного полюса был показан и сопровожден надписью Предполагаемый Антарктический континент на карте английского биолога и океанолога Д. Меррея. Это название образовано от Антарктика и суффикса -ида.
Антарктика - греческое название южной полярной области Земли, означает "противоположная Арктике" (греч. анти - "против").

Источник: Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. М., Просвещение, 1988.

Дополнительные материалы и источники информации:

Граница Европы и Азии ("География", №12/97)
Европа - Азия: демаркация границы. География географических знаков "Европа - Азия" ("География", №42/02)
Граница двух частей света одного материка ("География", №1/03)
На самом краешке Земли (Усть-Кара - уникальный поселок, одна половина которого лежит в Европе, другая - в Азии)
Printsellers.com. Munster Asia & Europe
Вэб-энциклопедия "Транссибирская магистраль"
Вэб-энциклопедия "Транссибирская магистраль"
Фотоальбом Екатерины
Деловой Первоуральск
Министерство Путей Сообщения Российской Федерации
Сайт Юрия Матвеева
Академия Вольных путешествий (Через Урал. Челябинск)
Полярный Урал. Дневник похода на реку Собь
Сайт "Триллипутия"
Информационный портал "Собкор"
Персональный сайт Bighorn
Российский железнодорожный портал Паровоз "ИС"
Пермская ГРТК
Сайт туристической компании "PAC Group"
Сайт РусАэро

Географические новости по теме:
Весной 2004 года под Босфорским проливом начнется строительство железнодорожного туннеля


     В 1973 году через пролив Босфор был построен первый, а в 1988 году - второй висячий мост . Но уже давно оба они перегружены: ежедневно по ним проезжает около 300 тысяч легковых автомобилей, грузовиков и автобусов  - более 200 машин в минуту. В часы пик выстраиваются многокилометровые пробки, и перемещение с одного континента на другой происходит со скоростью пешехода. Романтичнее путешествие на старинных пароходах, которые день и ночь снуют с одного берега на другой, но оно тоже занимает немало времени.
     Мысли об ином способе транспортного сообщения появились уже много лет назад.Первоначальная идея о строительстве третьего моста между двумя первыми тем временем была отвергнута. Для строительства подъездных путей к нему пришлось бы сносить тысячи домов. Теперь вместо этого предполагается строительство железнодорожного туннеля. При общей длине в 13,5 км он пройдет не только под Босфором, но и под рядом городских районов на обоих берегах. Предполагается, что поезда будут курсировать по нему с интервалом в 90 секунд.
     "Пропускная способность туннеля составит около 150 тысяч пассажиров в час", - поясняет турецкий министр путей сообщения Бинали Йилдирим. Тем самым туннель будет не только более безопасным для окружающей среды, чем новый мост, но и будет обладать более высокой пропускной способностью.
     Попытки связать друг с другом два континента известны с VI века до нашей эры. Тогда пролив вместе со своей армией форсировал персидский царь Дарий. Он повелел построить понтонный мост, через который 700 тысяч его солдат вошли в Европу, чтобы захватить Грецию. Мост выдержал, а вот поход потерпел неудачу.
     Только в ХХ веке идея связать два берега Босфора возникла вновь. Примерно в 1900 году один французский инженер предложил султану Абдулхамиту II проект моста на двух массивных каменных быках. Но, поскольку казна султана оказалась практически пустой, проект был отложен в долгий ящик, а в 1909 году султан скончался. В 20-е годы подобную попытку хотел осуществить некий турецкий инженер, но реализации его планов помешали внутриполитические интриги. С тех пор минуло почти пять десятков лет, пока немецко-британский консорциум не приступил к строительству первого подвесного моста через Босфор. Его торжественное открытие состоялось 23 октября 1973 года. Шестиполосный мост длиной 1074 метров возвышается над проливом более чем на 60 метров. В 1988 году к северу от первого был возведен и второй мост.
     Планы по строительству туннеля появились еще в 90-е годы. Первоначально их реализация намечалась на май 2001 года. Но тяжелый финансовый кризис вынудил передвинуть сроки. Теперь финансирование проекта гарантировано. Затраты на строительство в размере около 2 млрд евро будут обеспечены кредитами Японского банка международного сотрудничества и Европейского инвестиционного банка. С конца декабря министерство транспорта изучает предложения двух консорциумов, которые подали заявки на получение подряда. Работы могут начаться еще этой весной и будут продолжаться четыре года. Туннель обещает не только экономию времени сотне тысяч людей, которые ежедневно ездят с одного континента на другой на работу. Железнодорожное сообщение под Босфором станет еще и частью запланированной скоростной железнодорожной ветки, которая когда-нибудь свяжет Европу с Ближним Востоком, Центральной Азией и Индией.

23 января 2004 года www.newsru.com

Ответы на вопросы читателей

Жду Ваших вопросов, пожеланий о тематике следующих выпусков рассылки, замечаний и предложений по адресу: geonarva@mail.ru

С уважением, Geograf.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное