Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Январь 2012 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Автор
Статистика
11 подписчиков
+1 за неделю
+1 за неделю
Христианство-время открытия тайн!
ТАЙНЫ ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ .Ни одна религиозная , а может быть , и светская реликвия не вызывает к себе такого жгучего интереса , как Туринская плащаница — фрагмент льняного полотна с несколько размытым изображением. Даже если бы это был просто имеющий двухтысячелетнюю давность портрет человека , то и тогда наверняка он привлек бы к себе внимание исследователей. Но тут случай уникальный , можно сказать , вселенского масштаба. На плащанице , как принято считать , проступает лик самого Сына Божьего Иисуса Христа , Распятого при римском прокураторе Понтии Пилате и обернутого при захоронении легендарной тканью. В таком случае это не просто покрывало , а нечто высшее , запредельное , вводящее нас в область великой тайны. Самое поразительное состоит в том , что священный предмет возник как будто ниоткуда , сам по себе и неизвестно кем изготовленный. И если первые воспоминания о плащаницах как таковых относятся к концу VI в., то данная реликвия исторически является на свет только в середине XII в. Затем она снова исчезает и появляется только в XIV в. Где она была до сего времени , как обнаружилась и где странствовала — об этом и пойдет речь. Тем более что многие легенды , окружающие и саму плащаницу , и те исследования , которые ведутся вокруг нее , уже давно стали предметом особой дискуссии. Все эти годы споры о погребальной одежде Христа то затухали , то вспыхивали с новой силой. Оно и понятно , поскольку речь идет не только о подлинности сакрального предмета , но и об истинности самого события , которое случилось в начале новой эры в Иерусалиме. Конечно , ни наличие , ни отсутствие плащаницы устои веры поколебать не могут, но они придают святость минуте прикосновения «сегодня и сейчас» к тому , что живет в душе каждого верующего. Все это и обусловило колоссальную притягательность реликвии , которая будоражит умы всех католиков , христиан , церковных деятелей , ученых. Всех , кто считает религиозное сознание высокой сферой человеческого бытия. Современное название плащаницы идет от итальянского города Турина , который официально и неизменно является местом ее пребывания с 1578 г. Само же появление реликвии возвращает к тому роковому событию , которое произошло в начале новой эры сначала на Голгофе , а затем в каменном склепе , где плащаница впервые фигурирует как материальное свидетельство упокоения Христа. Упоминание об этом факте встречается у всех четырех евангелистов. От Матфея: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи , именем Иосиф , который также учился у Иисуса; он , придя к Пилату , просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и , взяв тело , Иосиф обвил его Чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился». От Луки: «Тогда некто, именем Иосиф , член совета , человек добрый и правдивый , не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи , города Иудейского ожидавший также Царствия Божия , пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и , сняв его , обвил плащаницею и положил его в гробе , высеченном в скале , где еще никто не был положен». От Марка : «И как уже настал вечер — потому что была пятница , то есть день перед субботою , — пришел Иосиф из Аримафеи , знаменитый член совета , который и сам ожидал Царства Божия , осмелился войти к Пилату и просил тела Иисусова. Пилат удивился , что Он уже умер , и, призвав сотника , спросил его , давно ли умер? И , узнав от сотника , отдал тело Иосифу. Он , купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею , и положил Его в гробе , который был высечен в скале , и привалил камень к двери гроба». От Иоанна: «После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса , но тайный из страха от Иудеев — просил Пилата , чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим , приходивший прежде к Иисусу ночью , — и принес состав из смирны и алоэ , литров около ста... Они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями , как обыкновенно погребают Иудеи». Итак , казнь свершилась, и тело, завернутое в покрывало, упокоено в пещере. На следующий день была суббота , и по закону иудеям предписывалось устраняться от всех дел. А в воскресенье 16 числа месяца нисана , т. е. 5 апреля по нашему летосчислению , к пещере пришли Мария Магдалина , апостол Петр и другие верные Христу люди. И тут они обнаружили совершенно невероятную вещь. От Луки : « Но Петр , встав , побежал ко гробу и, наклонившись , увидел только пелены лежащие и пошел назад , дивясь сам в себе происшедшему». От Иоанна: «Вслед за ним приходит Симон Петр , и входит во гроб , и видит одни пелены лежащие и плат , который был на главе Его , не с пеленами лежащий , но особо свитый на другом месте». Таким образом , евангелисты четко указывают на то , что после воскресения Христа были найдены лежащие пелены и платок , который был на голове Спасителя. Вероятно , этот важный факт был не случайно упомянут в Евангелии от Иоанна. Он состоит в том , что голова покойного обвязывалась платком , что вполне соответствует иудейским погребальным ритуалам. Запомним этот эпизод. Что же было дальше? Здесь мы вступаем на зыбкую почву легенд и преданий вплоть до XIV в., когда плащаница уже стала фигурировать в хрониках. Однако еще с первых веков христианства существовало множество рассказов о «нерукотворном» образе Христа. Известно , например , о житии святой Вероники , благочестивой иерусалимской женщины , подавшей Иисусу на его пути к Голгофе свое головное покрывало , которым он якобы отер пот и кровь с лица и на котором запечатлелся его лик. Существует также история о царе независимого государства Эдессы Абгаре V Великом , которому Христос якобы послал плат со своим нерукотворным образом и тем самым исцелил правителя от проказы. Правда , в подобных легендах всегда говорилось о лике Христа , но нигде не упоминалось о погребальных пеленах. Вполне возможно , что за этими преданиями стояло нечто реальное , а именно: это те пелены , о которых говорится в Евангелии от Иоанна и которые ученики наверняка унесли с собой. Правда , по иудейским законам предметы , находившиеся в соприкосновении с умершим , считались нечистыми. Но ведь Иисус для учеников не умер — он воскрес , а значит , был живым , и пелена с чудесным отпечатком его тела — убедительное тому подтверждение. Если обратиться к церковным преданиям православной церкви , то можно обнаружить свидетельства XI—XII веков о том , что в те времена плащаница хранилась в Константинополе в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной неделе. И вдруг она бесследно исчезает из Константинополя во время взятия города крестоносцами в 1204 г. Правда, сохранились воспоминания некоего французского рыцаря , участвовавшего в походе , о том , что он сам видел плащаницу в храме , но ее дальнейшая судьба ему неизвестна. Если реликвия , как и многие другие святыни , была захвачена крестоносцами и увезена в Западную Европу, то где она могла находиться 150 лет? Многие историки не без основания полагают , что все это время плащаница хранилась у тамплиеров , представлявших христианский военизированный орган , основанный в XII в. Исследователи обратили внимание на одно странное совпадение : глава ордена тамплиеров Нормандии , казненный во времена гонения на них королем Франции Филиппом в 1314 г., носил имя Жофре де Шарни , точно такое же, как и первый официальный обладатель Туринской плащаницы , в собственность которого она перешла от предка в 1353 г. Надо заметить, что в крестовом походе 1204 г. на Константинополь участвовали рыцари из Италии, Франции и Нормандии , они-то как раз и свидетельствовали о том , что в храме поклоняются изображению некой таинственной голове с рыжей бородой. Кстати , в 1951 г. в Англии при реставрации здания , некогда принадлежавшего тамплиерам , было обнаружено изображение этой таинственной головы. Под штукатуркой на потолке нашли доску с изображением лика , похожего на образ с Туринской плащаницы. По своим размерам эта доска вполне могла служить крышкой деревянного ковчега , в котором тамплиеры хранили реликвию. Можно предположить, что Жофре де Шарни был близким родственником того тамплиера , которому в годы гонения на орден и передал на хранение святыню, захваченную 150 лет назад. Тогда становится понятным нежелание де Шарни - второго объяснить тайну приобретения им плащаницы — прошло всего 40 лет после казни тамплиеров, и они все еще продолжали оставаться вне закона. Если дело обстояло именно так , то тогда мы не только имеем возможность проследить историю покрывала на 150 лет в глубь событий , но и найти недостающее звено, связывающее повествование о Туринской плащанице с преданием о покрывале из храма Святой Софии в Константинополе. Правда , в Византии была хорошо известна и почитаема другая святыня — Нерукотворный Спас , или по-гречески Мандилион , из Эдессы. Это, по-видимому, тот самый плат , о котором писали евангелисты. Для освобождения Мандилиона из Эдессы , ставшей к тому времени мусульманским городом, был предпринят военный поход, который успешно завершился в 944 г., когда весь Константинополь праздновал внесение Нерукотворного Спаса. А вот плащаница появилась в Константинополе как-то незаметно. Но известно, что в XI — XII веках она уже выставлялась в храме Святой Софии. До недавнего времени считалось, что это две разные святыни. Одна размером с плат , другая — покрывало , т. е. на одной изображен только лик, на другой же — все тело. Внимательно изучив исторические сведения о Мандилионе, ученые пришли к выводу , что Туринская плащаница и плат — это один и тот же предмет, но в разные периоды своей истории. Сохранены впечатления императора Константина Багрянородного в изложении его царского писаря. В 944 г. Константин, будучи еще мальчиком, при свечах рассматривал развернутый Мандилион. Главной неожиданностью было то, что образ оказался монохромным, а не цветным, как предполагалось. На нем явственно различался лик Спасителя. Архидиакон храма Святой Софии Григорий высказал предположение, что Нерукотворный Образ возник буквально «из-за испарины смерти на лице Христа». Подтверждение этому эпизоду можно найти в манускрипте XII в., в котором обнаружено изображение, иллюстрирующее преклонение императора перед развернутым Манди-лионом. Примечательно то, что его размеры соотносимы с размерами Туринской плащаницы: его держат на весу два человека. Историкам Византии хорошо было известно, что Мандилион из Эдессы имел и другое греческое название — Тетрадиплон. Значение этого слова — «сложенный вчетверо» — было неясным. Если же мы обратимся к Туринской плащанице, то смысл этого названия станет понятным. По следам от пожара, в котором четырехметровая плащаница сильно пострадала, можно определить, что она была сложена вчетверо так, чтобы лик оказался посередине и на поверхности сложенного полотна, высота которого составляла в таком виде пятьдесят сантиметров. Именно в сложенном состоянии, к тому же под окладом, плащаница хранилась в Эдессе. Поэтому Нерукотворный Спас из Эдессы был известен именно как образ только лика Спасителя, и как Нерукотворный Образ он попадает в Константинополь. Только спустя некоторое время было установлено, что Мандилион есть погребальное покрывало Иисуса Христа, после чего в православной церкви сложился чин поклонения Святой плащанице в Страстную неделю — чин, который совершенно отсутствует в католической церкви. Если дело обстояло так, как предполагают историки, если Туринская плащаница и православный Нерукотворный Образ из Эдессы — один и тот же предмет, то мы можем проследить историю плащаницы вплоть до 525 г., когда святой Мандилион был найден спрятанным в стенной нише над городскими вратами в г. Эдессе на севере Месопотамии (ныне г. Урфа, Турция). Это событие радикальным образом повлияло на канон изображения Господа Иисуса Христа, поскольку до VI в. его изображали круглолицым, без бороды и с короткими волосами, наподобие императоров или греческих богов. Ученые находят более двадцати признаков, по которым можно отождествить образ на иконах Нерукотворного Спаса, списанных с Мандилиона, с образом на Туринской плащанице. Так или иначе, но священное покрывало, связанное с именем Жофре де Шарни, возвращает нас к 1353 г., моменту его достоверно зафиксированного обретения. Надо сказать, что факт этот отнюдь не вызвал восторга у клерикальных властей. Перед Церковью и всем христианским миром встал тот самый роковой вопрос, ответа на который нет до сих пор: что же такое Туринская плащаница? Собственно говоря, ответов может быть только три, и церковным владыкам XIV в. это было ясно не хуже, чем потомкам в XXI в. Либо плащаница действительно является подлинной погребальной пеленой Иисуса, хранящей отпечаток его тела, след чудесного воскресения, либо она — художественное воспроизведение этой пелены, созданное неким иконописцем, либо ее следует считать подделкой, имитацией, делом рук ловких фальсификаторов, имевших целью ввести верующих в заблуждение. Положение оставалось неопределенным до тех пор, пока в 1389 г. сын Жофре де Шарни, заручившись поддержкой Папы Климента VII, попытался снова выставить плащаницу в городском храме. Реликвию поместили в специально выстроенной церкви в Ли-рее — владениях де Шарни близ Парижа. Но этому воспротивился местный епископ Пьер д'Арси, официально объявивший, что изображение на полотне — дело рук художника. Собственно, его меморандум и является первым документом о Туринской плащанице, которым располагают историки. Спустя год Папа Климент VII вынес вердикт: плащаницу можно показывать в церкви, но при этом разъяснять прихожанам, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а «его художественное воспроизведение — икона». |
В избранное | ||