Продолжаем изучение
книги Эрика Берна «Люди, которые играют в игры».
Часть вторая.
Родительское программирование
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Жизненные планы
Судьба каждого человека определяется в первую очередь им
самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в
окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода
дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать,
если надо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план
человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен
генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о
постоянной борьбе. Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в
молчании и в страхе. Для большинства из них это большое несчастье. Только
родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека
проходит в борьбе. В большинстве случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в
первую очередь себя. Дальше мы еще поговорим об этих иллюзиях.
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно,
думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные
сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое
будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг
(супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. В жизни, однако, может
случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает,
чтобы его мечты сбылись.
Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план,
который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве в основном под
влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает
человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его
сопротивления или свободного выбора.
В намерения автора не входит стремление сводить поведение
всех людей и всю человеческую жизнь к какой-то формуле. Совсем наоборот.
Реальный человек как личность действует спонтанно рациональным и предсказуемым
образом, принимая во внимание мнения и действия других людей. А человек,
действующий по формуле, - это уже нереальная личность. Но поскольку именно
такие люди, по нашим наблюдениям, составляют основную массу человечества, мы
попытаемся познакомить читателей с результатами своих исследований.
…Делле около тридцати лет. Она ведет жизнь домашней хозяйки.
А ее муж - торговец, он много ездит. Иногда в его отсутствии Делла начинает
пить. Эти загулы нередко кончаются далеко от дома. Как это обычно бывает, из ее
памяти выпадает все, что с ней произошло, когда она была пьяна. Она узнает о
том, что с ней было в различных местах, только тогда, когда приходит в себя и
обнаруживает неожиданно в сумочке номера телефонов неизвестных ей мужчин. Она
пугается, ее охватывает ужас еще и потому, что в эти минуты понимает: жизнь ее
может быть погублена из-за непорядочности какого-нибудь случайного партнера.
Подобный сценарий чаще всего планируется в детстве. Поэтому
если это сценарий, то именно в нем следует искать все истоки. Мать Деллы
умерла, когда она была маленькой. Отец проводил все дни на работе. Делла плохо
сходилась с другими подростками в школе, чувствовала себя какой-то
неполноценной, жила одиноко. Но в подростковом возрасте она открыла способ
обретения популярности - предаваться любовным забавам с группой мальчишек. А во
взрослом состоянии ей и в голову не приходило связывать эпизоды сеновала того
далекого времени со своим настоящим поведением. Однако все эти годы в голове
она сохраняла основные линии своей жизненной драмы. Акт первый: завязка -
прегрешения на сеновале и ощущение вины. Акт второй: основное действие -
прегрешение и чувство вины из-за пьянства и безответственности. Акт третий:
расплата - разоблачение и наказание. Она потеряла все - мужа, детей, положение
в обществе. Акт четвертый: освобождение в финале - самоубийство. Теперь, после
ее гибели, все прощали и жалели ее.
Делла провела свою жизнь с чувством неотвратимости
надвигающейся угрозы. Сценарий - трагическая драма, несущая ей освобождение и
примирение. Толкаемая каким-то внутренним "демоном", она нетерпеливо
подстегивает свою судьбу: проклятие, смерть и прощение.
"…Когда-нибудь я открою школу для самых маленьких,
выходить замуж буду четыре раза, заработаю кучу денег на бирже и стану
знаменитым хирургом", - говорит пьяная Мери. Это уже не сценарий.
Во-первых, ни одну из высказанных идей Мери не почерпнула у своих родителей.
Они ненавидели детей, считали развод невозможным, игру на бирже - слишком
рискованной, а работу хирурга - чересчур ответственной. Во-вторых, по своим
личностным качествам Мери для всего этого не подходит. Она слишком напряженно
ведет себя с любыми детьми, равнодушно холодна с мужчинами, боится биржи, а
руки ее дрожат от пьянства. В-третьих, она давно уже решила быть торговым
агентом днем, а вечера и свободные дни проводить в пьяной компании. В-
четвертых, ни один из предлагаемых проектов ее особо не увлекал. В этих
проектах она скорее всего проговаривала то, чего никогда не смогла бы сделать.
В-пятых, каждому, кто ее слышал, было ясно, что Мери и не собирается заниматься
всем тем, что перечислила в своих мечтаниях.
Сценарий предполагает:
1) родительские указания;
2) подходящее личностное развитие;
3) решение в детском возрасте;
4) действительную "включенность" в какой-то
особенный метод, несущий успех или неудачу;
5) убеждающую установку или, как принято говорить,
вызывающую доверие убежденность.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.