Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Обучение иностранному языку под гипнозом ужасные последствия


Выучить язык — задача не из легких. В самом деле, в нашей стране иностранные языки преподают в школе абсолютно всем, но многие ли умеют разговаривать на них? Изучая иностранный язык в школе, затем в университете, большинство людей не поднимаются выше уровня начинающего и «ниже среднего». Чтобы начать уверенно говорить на иностранном языке, люди вынуждены ходить на дорогостоящие курсы и к репетиторам. Педагоги разрабатывают все новые и новые методы, как «закачать» знания языка в человеческий мозг за короткий срок. Люди верят, что такой способ существует, и не оставляют надежды его найти.

Обучение под гипнозом и во время сна — одна из новых тенденций в образовании последних лет. Существуют авторские методы, направленные на обучение в гипнотическом сне, якобы помогающие быстро освоить те или иные знания в обход привычных механизмов научения. «Подсознание может все» — этот тезис эксплуатируется очень активно различными специалистами по «быстрым и эффективным способам улучшения жизни». Но так ли безопасно для психики обучение под гипнозом?

Ужасные последствия: правда или вымысел?

По некоторым сообщениям, нет — совсем небезопасно! Во всемирной сети Интернет можно найти описание жестокого эксперимента, проведенного в 70-е годы в Болгарии с группой из 35 спортсменов-добровольцев. Их обучали английскому языку во время сна. Все они, так или иначе, имели плохие последствия для здоровья. Отмечались заторможенность мысли, повышенная утомляемость, развитие психических отклонений. Но главное и самое страшное последствие: все участники эксперимента умерли в течение ближайших 7 лет от различных тяжелых болезней и при загадочных обстоятельствах. Однако, никаких сообщений прессы или научных публикаций об этом случае нет. Что же это, просто фейк?

Возможно, прототипом описанного эксперимента послужил так называемый «Русский эксперимент со сном». Это известная интернет-легенда, опубликованная впервые неизвестным автором на зарубежном сайте Creepypasta и затем переведенная на русский язык несколько раз. В данный момент по ней снимается фильм под названием «Soviet Sleepy Experiment», режиссер фильма Барри Андерссон. Действие описанного эксперимента происходит накануне войны в русском концлагере. Ученые, задавшись целью вывести породу людей, которые могут обходиться без сна, предлагают участие в эксперименте нескольким заключенным. Тем, кто продержится без сна 30 дней, они обещают свободу.

Итак, что же произошло с заключенными? Первое время они держались неплохо, но потом начали сходить с ума. Они начали доносить друг на друга, у них появились навязчивые идеи слежки, сильная агрессия, а затем они начали разрывать собственные тела, не чувствуя боли. Они больше не хотели засыпать и наоборот, испытывали страх, что «бодрящий газ» им прекратят давать. Идея сна вызывала у них безотчетный страх, а при попытке ввести снотворное они нападали на охранников. Большинство подопытных причинили сильный вред своему здоровью и не выжили, хотя им пытались «вернуть утраченные органы», а последний заявил, что является олицетворением «безумия, заключенного в людях, от которого они прячутся каждую ночь».

По этой истории уже было выпущено несколько книг и короткометражных фильмов. Примечательно, что в оригинальной крипипасте сообщается: «Осталось тайной, через кого эта история стала известна».

Есть и еще один миф об обучении во сне. Это сообщение о военно-морской базе в Пенсаколе, где в 1922 году преподаватель радиотехники обучал офицеров азбуке Морзе таким необычным образом. Якобы добровольцы надевали на ночь наушники и просыпались, уже освоив новые знания. На самом деле, этот сюжет попал в газеты с легкой руки репортера Ива Пишона из научно-фантастической новеллы Хьюго Гернсбека. Подобный же опыт описали в 1932 году А. Хакслей в своей фантастической новелле «Brave New World» и позже М. Шировер в рассказе «Цереброфон». Некоторые до сих пор принимают эти рассказы за реальные опыты. Однако позже эти опыты воплотились в реальность: по прототипу «цереброфона» инженером Э. Брауном в Сан-Франциско был создан прибор «дормион», представляющий из себя комбинацию из патефона, часов и наушников. Этот прибор в 1948 году был использован Р. Элиотом для обучения студентов.

Что происходит с человеком во сне и под гипнозом

По теории И. П. Павлова, сон — это распространяющееся торможение нейронов коры больших полушарий. Существует два вида сна: так называемый обычный или медленный сон и быстрый или парадоксальный сон, во время которого спящий видит сновидения. ЭЭГ мозга в фазе быстрого сна практически соответствует ЭЭГ бодрствующего человека, поэтому он и называется «парадоксальным». Мозг должен спать, но он бодрствует. Между этими двумя состояниями, а также переходом от бодрствования к сну существует целая гамма переходов — так называемых фазовых или гипнотических состояний. Идентичен ли гипнотический сон естественному? Многие исследователи считают, что да, однако показатели ЭЭГ в том и другом случае отличаются. Кроме того, отмечалось значительное утомление испытуемых после сеанса гипноза, чего нет после обычного сна.

Во время обычного сна у спящего наблюдается избирательная чувствительность к различным раздражителям. Остается так называемый сторожевой пункт или «раппорт» для связи с внешним миром. Это и предполагалось использовать для обучения во сне путем внушения.

Согласно исследованиям, раппорт может быть создан голосом гипнотизера, если при засыпании сохраняется связь с ним и с помощью речи или другим путем дается настройка на запоминание речи во время сна. «Спите спокойно, не просыпайтесь... наутро все будете помнить...». Оказалось, что речь в таком случае может запоминаться, в актуальном или латентном виде.

Свядощ А. М, один из первых российских исследователей возможности обучения во сне, отмечал, что спящие не осознают процесс восприятия речи. Она воспринимается, как мысли, спонтанно пришедшие в голову, или как часть сюжета сновидения. Однако, не всякая речь, воспринятая во сне, запоминается. Чтобы это произошло, должен быть получен ответный импульс от ретикулярной формации на поступивший по неспецифическому пути сигнал от органов чувств. Это происходит обычно в бодрствующем состоянии, но во сне сигнал оказывается изолированным.

Известный отечественный гипнолог Г. И. Платонов отмечал различия между раппортом, создаваемым гипнотизером, и сторожевым пунктом. Дежурный пункт изолирован от других участков коры головного мозга, но раппорт может быть связан с любым из них, кроме того, на его специфику могут влиять особенности личности гипнотизера. Запоминание во время естественного сна и под гипнозом имеет разные механизмы, так как во втором случае имеет место постгипнотическое внушение.

Противопоказания гипноза

Классический директивный гипноз имеет ряд противопоказаний и может вызывать осложнения, негативно влияя на психику человека. В некоторых случаях, когда не были учтены индивидуальные особенности гипнотизируемых, сеансы гипноза для них закончились печально. Наиболее часто такое случалось при публичных сеансах гипноза, когда добровольцы вызывались из зала, без какой-либо предварительной беседы или диагностики.

Среди возможных осложнений гипноза – истерический припадок, так называемый истерический гипноид и спонтанный сомнамбулизм. Во время сеанса возможно осложнение с внезапным переходом гипноза в истерический припадок с буйным поведением (вскрикиванием, рыданиями, судорогами) или ступором, а также в сумеречное расстройство сознания. Такое состояние должно быть немедленно и директивно купировано гипнотизером, после чего подопечный выводится из транса. При необходимости ему можно дать стакан воды, успокоительное.

При спонтанном сомнамбулизме внезапно теряется раппорт пациента с гипнологом. Наступает сомнамбулическое состояние, сопровождаемое галлюцинациями и сложными формами поведения: например, испытуемый встает, ходит, общается с воображаемыми людьми, разыгрывает реальные или воображаемые сцены из жизни.

Отмечались также случаи развития после сеанса гипноза диссоциативного состояния, дереализации, деперсонализации, регрессивного (детского) поведения, появление головной боли, тошноты, головокружения, сонливости, депрессии, эпизодической психотической декомпенсации и самопроизвольного транса. Также у некоторых пациентов наблюдались появление чувства необъяснимого страха, стыда, повышенной утомляемости, спутанности сознания, неконтролируемый истерический плач и даже развитие ПТСР (посттравматического стрессового расстройства). Описан случай постановки диагноза «шизофрения» у пациентки после сеанса публичного гипноза (правда, нельзя сделать однозначный вывод, что развитие болезни было спровоцировано гипнотическим сеансом, вероятно, имело место неудачное совпадение, гипноз лишь вызвал обострение уже развивавшегося заболевания).

При гипнозе, проведенном в клинических условиях, наблюдались лишь незначительные осложнения в виде одеревенения и слабости конечностей, сонливости, головокружения и головных болей.

MacHovec подразделяет факторы риска, приводящие к осложнениям при гипнозе, на 3 группы: связанные с самим пациентом, гипнотерапевтом и окружающей средой. К факторам риска со стороны гипнотизера относятся его непрофессионализм, недостаток опыта и знаний, личностные факторы — религиозные и этические пристрастия, различные зависимости (алкогольная, наркотическая). Со стороны больного — это семейный и личный анамнез, физическое и психическое состояние на момент сеанса.

Противопоказаниями для гипноза являются:

состояние опьянения (наркотического или алкогольного), а также приём любых транквилизаторов, антидепрессантов, нейролептиков и седативных препаратов;
переломы, вывихи и прочие увечья, временно ограничивающие привычные движения;
интеллектуальные расстройства, задержка психического развития;
маниакально-депрессивный психоз;
паранойяльные синдромы при поражении головного мозга;
эпилептические, судорожные припадки;
сердечно-сосудистая недостаточность;
астма.

На данный момент по отношению к классическому гипнозу действует следующий подход: применять его для лечения лишь в тех случаях, когда он действительно необходим и эффективность применения превышает возможный риск. Во всех остальных случаях рекомендуется применять другие методы воздействия.

Гипнопедия: история, возможности и ограничения

Гипнопедия — это метод обучения человека во время его естественного сна. Она заключается в прослушивании и запоминании информации, которую наговаривает оператор, пока человек спит. Считается, что «открытый разум» во время сна воспринимает информацию без фильтров сознания и запоминает ее всю целиком. Этот легендарный метод якобы применяли индийские факиры и буддийские монахи.

Исследования этого метода показали неоднозначные результаты. Его природа до сих пор полностью не раскрыта. В нашей стране исследованиями Гипнопедии занимались в 30-40-е годы А. М. Свядощ и А. Л. Близниченко. Свядощ провел первые в мире научные опыты по изучению возможности обучения во сне и в 1940 году защитил диссертацию на тему «Восприятие речи во время естественного сна».

Близниченко продолжил опыты по обучению во сне, используя для этого радиотехническое оборудование. Студенты обучались языкам во сне, прослушивая иностранные тексты, где голос диктора, тембр и громкость речи тщательно подбирались по результатам многочисленных исследований и тестов. Успехи были впечатляющими, однако более поздние открытия свели значимость их результатов на нет. К тому же, отслеживание результатов такого обучения было весьма трудоемким: требовались многочисленные тесты до начала опыта в течение нескольких дней из-за вариабельности мозговой деятельности, а также дорогостоящее оборудование. Так что интерес к гипнопедии стал постепенно угасать.

В 1955-1956 гг. американцы Чарльз Саймон и Уильям Эммонс, исследуя возможности гипнопедии с помощью еще молодого тогда метода ЭЭГ, обнаружили, что лучше всего информация запоминается во время так называемых альфа-волн. Однако, эти волны соответствуют не состоянию сна, а просоночному состоянию — перед засыпанием или пробуждением, в полудреме. Таким образом, выяснилось, что и советские подопытные изучали языки в этом же промежуточном состоянии, а значит, их достижения нельзя назвать полноценным обучением во сне.

Итак, попытки «залить» в мозг более-или менее осмысленную информацию во время сна оказались провальными, но неожиданно стали успешными опыты по выработке во сне условного рефлекса. В 1990-е годы проводились опыты на крысах, которые показали, что рефлекс в фазу быстрого сна вырабатывается столь же успешно, как и при бодрствовании. В 2009 году этот опыт был повторен на спящих новорожденных младенцах, где условным стимулом был негромкий звук, не прерывающий сон, а безусловным — легкое дуновение на веки. По пробуждении оказалось, что у детей выработался условный рефлекс — щуриться в ответ на звук, как будто защищаясь от легкого потока воздуха. Для чистоты эксперимента опыт был повторен на людях 23-28 лет, ведь у младенцев в первые месяцы жизни нейронные связи образуются гораздо быстрее. Молодые люди во сне слышали звук и получали легкий удар током в ногу, отчего у них учащалось сердцебиение. И опыт снова прошел успешно.

В 2012 году ученые из Института Вейцмана провели опыт с запоминанием звуков во сне, используя различные запахи. При неприятных запахах дыхание становилось поверхностным, а приятные вызывали более глубокое, интенсивное дыхание. Эта реакция сохранялась и после пробуждения. А в другом исследовании участники должны были запомнить мелодию, сыгранную на гитаре. Те, кто прослушивал мелодии во время сна, лучше справились с запоминанием. И еще один опыт проводился для исследования пространственной памяти. Участники должны были запомнить местоположение предмета на экране, при этом они слышали звуковой сигнал. Затем делался получасовой перерыв на сон. Те участники, что слышали аналогичный сигнал во сне, лучше запомнили местоположение предмета.

В 2017 году интерес к обучению во сне снова вернулся: французские ученые провели исследование восприятия и запоминания звуков во время сна. Выяснилось, что после пробуждения люди были способны идентифицировать услышанные во сне звуковые сигналы, хотя они не осознавали, что слышали их ранее. Такое запоминание происходит в фазу быстрого сна. При этом долговременная память формируется, наоборот, во время медленной фазы сна.

Можно заключить, что мозг все-таки способен усваивать во сне некоторые специфические виды информации, которые влияют на поведение человека в бодрствующим состоянии, добавляя его новые формы. Во сне происходит усвоение полученной информации, поэтому наиболее эффективно учить что-либо перед сном. А вот информация, полученная в состоянии полудремы, когда мозг не спит, но и не полностью бодрствует, действительно запоминается лучше.

Текст обрезан из-за максимального размера символов в посте. Продолжение смотрите на сайте: https://clck.ru/J5znc

В избранное