Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Леонард Млодинов Как бессознательный ум управляет нашим поведением


Все человеческие суждения, от политических предпочтений и до оценки качества бытовых услуг, отображают два направления ума: сознательное и неосознанное. О процессах, протекающих в бессознательной части, и о том, как эти процессы влияют на человека, занимательно, понятно и подробно написано у Леонарда Млодинова в книге «(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением». Многие научные факты объяснены так, что становится ясно, как неосознанное влияет на жизнь каждого из нас.

«Мы воспринимаем, помним пережитое, выносим оценки, действуем – и всё это под влиянием факторов, которые не осознаём» Леонард Млодинов

Что такое «сублиминально»

Термин «сублиминальный» происходит от латинских слов «sub» - «под-» и «limes» - «граница», что вместе образует подпороговый, подсознательный. Книга Млодинова начинается с описания ситуации, которая случилась с американским философом и учёным Чарлзом Сэндерсом Пирсом в 1879 году. А произошло следующее: у Пирса на корабле были украдены часы, и он интуитивно угадал вора, но поскольку доказательств не было, никто ему не поверил. Через определённое время нанятый сыщик обнаруживает, что украденное было сдано в ломбард, а принёс их туда тот самый подозреваемый. Так Пирс пришёл к выводу, что у людей есть некое инстинктивное чутьё, нечто за пределами сознательного ума. И смог это подтвердить экспериментально спустя пять лет.

О данном защитном механизме психики писал Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский психолог, психиатр и невролог. Если под сознанием он понимал нечто, которое человек способен контролировать, использовать для принятия ежедневных решений, то параллельно с этим он размышлял о бессознательных переживаниях, о том, что у человека есть мотивы и установки, под их воздействием он совершает поступки, смысла которых порой логически и не понимает, не осознаёт.

Вследствие рассуждений он написал несколько книг на тему сублимации (защитного механизма психики в виде переноса внутреннего напряжения на достижение реалистичных целей), в которых он привёл множество примеров из повседневной жизни: «Желание есть сублимация мечты», «Энергию можно сублимировать в силу, можно в страх, а можно в удовольствие. Соответственно, и страх с удовольствием можно сублимировать в силу и энергию. Вариантов много, выбирай сам, что тебе больше нравится. Я лично всегда беру энергию и силу и сублимирую их в движение» [1].

Сублиминальное воздействие существует в реальности. Так, в 1955 году исследователь Никсон экспериментально показал, что если людям сублиминально показывать какое-то слово, а через небольшой промежуток времени попросить произнести любое слово, какое первым придёт на ум, то озвучено будет именно то, которое показывали.

Дальше на эту тему экспериментировал швейцарский психиатр и исследователь Карл Густав Юнг (1875 – 1961). Он доказал, что люди даже во сне реагируют на очень тихие звуки и пробуждаются в случае тревожных или предупреждающих об опасности. А само сновидение – это нечто, отображающее всё богатство и сложность всей сферы бессознательного [2]. Про неосознанное он писал следующее: «есть такие события, которых мы не замечаем на осознанном уровне; они, так сказать, остаются за порогом восприятия. Они произошли, но были восприняты сублиминально…».

Эксперимент о попкорне

Исследования учёных позволили прийти к выводу, что порция съеденной еды зависит не только от вкуса, но и от размера упаковки, причём в равной степени. Так, диетолог из Чикаго Брайан Вансинк провёл эксперимент, в котором удалось увидеть, сколько съедается продуктов в зависимости от размера порции. А именно, как изменяется отношение людей к несвежему попкорну в зависимости от размера упаковок. В эксперименте приняли участие 158 посетителей кинотеатра. Одной группе выдали бесплатно маленькие упаковки по 100 г, а другой – большие по 240 г. Никому не понравилось засохшее угощение, но группа с большими упаковками съела на 33,6 процента больше.

Данный эксперимент подтвердил на практике, что пища в больших упаковках может привести к перееданию даже теми продуктами, которые не очень вкусные. А экономия на больших упаковках с едой является мнимой, так как чем больше куплено, тем больше будет съедено. Таким образом, необдуманные решения, потенциально имеющие негативные последствия, чаще принимаются по инерции. Чтобы исключить такие последствия, достаточно избавиться от внешних проявлений этой инерции.

Эффект беглости

Внешние факторы оказывают значительное, причём и бессознательное влияние во многих ситуациях. Так, при посещении ресторана большое значение имеет то, как оформлено меню. Если блюда описаны сочными прилагательными с оглаской на что-то необычное для повседневного дня, то такое блюдо не только захочется побыстрее заказать, но и по вкусу покажется интереснее, нежели на самом деле.

Затем эксперимент пошёл дальше – встала задача изучить то, как шрифт влияет на сознание человека. Приготовление пищи показалось сложнее в случае неразборчивого почерка с отсутствием пошаговой структуры в рецепте. Аналогичные результаты были получены и при описании набора физических упражнений. Именно это психологи называют «эффектом беглости», когда восприятие сути информации зависит от трудноусвояемости её формы.

Млодинов пишет, что так происходит, потому что мы – не есть компьютер, который способен переработать любую информацию, а «наш мозг – сумма многих модулей, работающих параллельно и связанных друг с другом, и большая их часть оперирует за пределами сознания». Поэтому так часто возникает удивление от собственных решений, поступков и чувств.

Каждый судит по упаковке

Испанский экономист-бихевиорист Антонио Рэнгл вносит новое в мировоззрение экономистов. Благодаря своим экспериментам над студентами-волонтёрами он получил доказательства в следующих моментах:

За упаковку человек готов заплатить больше, если она находится перед его взором в настоящем обличии, а не в виде изображения. Помещение товара под стеклянную витрину приведёт к тому же эффекту, что и просто изображение.
Выбор страны производителя может зависеть от ассоциативной музыки, звучащей в момент выбора товара.
Мозговая активность ярче проявляет себя в момент выбора товара с высокой ценой, нежели с наименьшей.
Эксперимент с одним и тем же моющим средством, но упакованным в различные 3 упаковки (жёлтую, синюю и синюю с жёлтыми пятнами), показал, что подавляющее большинство выберет порошок в разноцветной упаковке. Это прямое доказательство того, что каждый судит по внешнему виду вне зависимости, о чём идёт речь. Так, товар – по упаковке, книги – по обложке, людей – по одёжке и так далее.

Слепой парадокс PEPSI

Что же вкуснее – COCA-COLA или PEPSI-COLA? Этот вопрос до сих пор для многих остаётся неразрешённым. Такие похожие вкусы и такое разное отношение к ним. Даже проводились эксперименты, в которых предлагалось продегустировать 2 вида напитков без указанного логотипа. И что всегда вызывало удивление, так это то, что PEPSI постоянно выигрывало по вкусовым предпочтениям. А как только давалось знать, какой именно напиток налит в стакане, то тогда выигрывала COCA-COLA. Это получило название - «Парадокс Пепси».

Среди всех объяснений более очевидное – это влияние бренда. Причём продолжение эксперимента в 2007 году, когда пригласили для участия людей с серьёзными повреждениями вентромедиальной префронтальной коры, показало, что такие подопытные не отказываются от выбора в сторону PEPSI даже после озвучивания названий брендов после дегустации. Это связано с тем, что у них была повреждена именно та область мозга, которая отвечала за неясные, но приятные ощущения, похожие на те, которые возникают вместе с воспоминаниями о любом знакомом бренде.

Простое название – залог успеха

Эффект беглости, о котором говорилось ранее, имеет значимость не только в отношении рецептов и упражнений, но и в более масштабных ситуациях. Так, например, при выборе компании для вклада сбережений лёгкость в произношении названия является не последним по важности фактором. То, что инвесторы с большим энтузиазмом склонны вкладываться в компании с простым названием, подтверждает статистика компаний на Нью-Йоркской бирже, приведённая за 1990-2004 года. Аналогичные результаты получены и в отношении IPO на Американской фондовой бирже. Хотя стоит заметить, что данный эффект со временем сглаживается – по мере улучшения компанией своей репутации на рынке.

Биржа и погода

На курсы акций влияет не только строгая и сухая статистика, но и такие внешние факторы, как погода. Подтверждением этого стал анализ ежедневных движений индексов акций, торгуемых на Уолл-стрит, в зависимости от погоды за 1927-1990 годы. Тогда было обнаружено, что очень солнечная и очень пасмурная погода влияет на цены акций.

Чтобы ещё больше убедиться в полученной закономерности, двое других исследователей повторили анализ данных, но уже по биржевым индексам двадцати шести стран за 1982-1997 года. Первоначальный вывод подтвердился. Нью-Йоркская биржа имела доход в 24,8 процента в солнечную погоду и всего 8,7 процента в пасмурную.

Так почему же не заработать лишнего, используя такую закономерность? Всё дело в том, что для слежения за погодными изменениями нужно привлекать много трейдеров, на которых уйдёт весь дополнительный заработок.

Мнение Канта и первый эксперимент над мозговой деятельностью

Немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804) считал, что каждый составляет картину творчески, а не документирует реальные события, поскольку воспринимает окружающее в силу собственных, ранее созданных наклонностей ума. И эта теория во многом близка представлениям современных учёных.

По мнению Канта, эмпирическая психология не могла стать наукой, так как невозможно было теорию записать и вычислить достоверно. Первая попытка измерить происходящее в человеческом мозге произошла в 1834 году. Тогда практикующий психолог Э. Г. Вебер поставил несложный эксперимент с тактильностью. Нужно было определить самостоятельно вес груза, который фиксировался на теле испытуемого. Многочисленные повторения с различными весами показали, что отклонение от определения веса груза пропорционально самому весу. То есть, чем тяжелее груз, тем больше погрешность в ответе, и наоборот.

Проведённый эксперимент не показал чего-то сверхъестественного, но имеет большую значимость в психологии. Именно он показал, что многие математические и научные законы ментальной деятельности можно изучать экспериментальным путём.

Бессознательный ум – это скорость

Британский психолог и физиолог Уильям Бойд Карпентер (1841 – 1918) в своей работе «Принципы ментальной физиологии» (1874 г.) написал: «два разных поезда ментальной деятельности двигаются одновременно: один сознательно, другой – бессознательно», при этом автоматические и бессознательные действия вторгаются в умственные процессы. Это утверждение стало неким толчком, которое нашло применение у психологов того и сегодняшнего дня. Сейчас ясно, что маршруты поездов из метафоры Карпентера имеют два отдельных, тесно взаимосвязанных направления со множеством точек пересечения. И так важно попробовать изучить его «карту маршрутов и станций».

Подсознательное намного глубже и фундаментальнее. Без него невозможно выжить ни одному животному. Если учитывать, что сенсорная система каждую секунду отправляет мозгу почти одиннадцать миллионов бит информации, а сознательный ум в силах обработать и усвоить только до пятидесяти бит в секунду, то если бы не бессознательный ум, то мозг просто завис, как компьютер при сверхбольшом потоке задач и информации. А так, сенсорное восприятие, память, ежедневные решения даются будто бы легко и без усилий.

Слепозрение – феномен, который иллюстрирует, как работают сознательное и бессознательное

Почти треть мозга занимается обработкой визуальной информации. За определение данных, поступающих через зрение, отвечает бессознательное. Именно оно вникает в процесс восприятия и объединяет смысл увиденного. Сознательный ум получает лишь растолкованные данные без всех подробностей процесса распознавания.

В 2004 году нейробиологами было проведено интересное исследование по изучению зрительной системы с участием африканца в возрасте пятидесяти двух лет, который лишился левой части зрительной коры после инсульта. Интересным для исследования был тот факт, что исследуемый мог видеть только половину своего поля зрения. Но спустя тридцать шесть дней произошёл второй инсульт, и он ослеп полностью – зрительная зона затылочной доли отключилась. Несмотря на то, что оптическая часть зрительной системы была полностью здорова, стало невозможно перерабатывать информацию, полученную от сетчатки глаза.

Может ли слепой распознать настроение другого человека, глядя ему в лицо? Именно таким вопросом озадачились исследователи. Для начала они решили показать исследуемому на мониторе чёрно-белые фигуры. Из продемонстрированных вариантов была угадана половина, что произошло просто по везению. Затем учёные показали серию картинок с различными выражениями лица: сердитых и счастливых. И результаты удивили – правильные ответы были в двух из трёх случаев. А всё благодаря веретеновидному лицевому участку его мозга, который улавливал суть настроения картинки и влиял на осознанное решение.

Спустя пару месяцев другие исследователи решили проверить, как исследуемый будет реагировать на препятствия на его пути – сможет ли пройти по захламлённой комнате и не споткнуться. Результаты всех удивили. Ни на один предмет он не наткнулся, причём и сам не понял, как ему удалось всё обойти. Так, было экспериментально доказано, что человек со здоровым зрением, но с отсутствующей способностью осознавать его, может реагировать на то, что видят глаза. В дальнейшем это получило название «слепозрение» или «светоощущение слепых».

Не видеть объекты, но видеть движение

Первым высказавшимся о том, что зрение – не одноколейно, был врач Британской армии Джордж Риддох (1888 – 1947). Он исследовал и животных, повреждая им отдельные участки мозга, и людей с повреждениями мозга после ранений в Первой мировой войне. Особенно интересный случай произошёл с подполковником Т. Ему пуля попала в правую затылочную долю, после чего он продолжил бой, но через пятнадцать минут потерял сознание на целых одиннадцать дней. Когда он очнулся, оказалось, что с левой стороны ему ничего не видно, но при этом движения всё равно продолжали отображаться. Причём не ясно было, что именно движется: ни цвета, ни формы распознать не удавалось.

Случившийся феномен с подполковником Т не подтвердил теорию со слепозрением, но внёс революционное утверждение: зрение – совокупность нескольких самостоятельных информационных потоков, и сознательных, и бессознательных.

Метод искусственного слепозрения и бессознательные сексуальные предпочтения

Текст обрезан из-за максимального размера символов в посте. Продолжение смотрите на сайте: https://clck.ru/TVBEh

В избранное