Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #368 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #368 от 6 августа 2009 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-momk.net.ru \ blynsky.narod.ru \ freewebtown.com/f1momk

Сегодня в номере:

Текущая неделя
Вопросы и ответы
Ф1-Калейдоскоп - Притягательные и ужасные
Sports.Ru представляет
Вечные ценности
Пьер Лекур. Жиль и Жак Вильневы, и я. #10
"Наши люди" - WTCC 100th race. Porto, 2009. #2
United States Grand Prix. World Championship 1962, round 8 - Гран-при Америки
Деловой раздел
Выходные данные

Вопросы и ответы



Кто должен возглавить ФИА?



Проголосовать на сайте www.F1-MOMK.Net.Ru

Высказать по e-mail ОСОБОЕ МНЕНИЕ

  • Из интернет-браузера голосовать можно сразу, в почтовом клиенте надо предварительно сохранить html-файл рассылки и открыть его браузером.

  • Для голосования выйдите в режим on-line и нажмите на ссылку. Откроется форма с вариантами ответов.


Результаты опроса
Возвращение Михаэля Шумахера в Валенсии за руль "Феррари", это:
- Большая радость! Давно об этом мечтал! 94 [80.3%]
- Неразумно. Возраст и кондиции уже не те. 16 [13.7%]
- Мне совершенно все равно. 4 [3.4%]
- Очень плохо. Терпеть его не могу! 3 [2.6%]

Особые мнения

Анна Гидаспова.

Это форс-мажор. :)


RomB.

Мнение шутливое, мое, взято с нашего форума. :)

"О Великое Божество, о Наисемикратнейший из стремительнейших!! ТЫ ВЕРНУЛСЯ! Как я скучал...

И мне вообще плевать, как ты проедешь. Я просто хочу видеть тебя в гонке.

...Знаете, а не так уж много для небольшого счастья и надо."


Имеете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Ф1-Калейдоскоп - Притягательные и ужасные

Дмитрий Федотов (Floters)
4 августа 2009 г.

Уход "БМВ", возвращение Михаэля Шумахера, долгожданное подписание Договора Согласия затмили печальные события последних недель в "Формуле-1" и "Формуле-2". Sports.ru напоминает об опасности автоспорта, представляя видеообзор самых значительных аварий последнего десятилетия.

***

В последние годы непрерывная и неустанная деятельность ФИА и профсоюза гонщиков значительно повысила уровень безопасности в мировом автоспорте. Но общественность, уже привыкшая даже к самым жутким на вид авариям, недавно была потрясена гибелью Генри Сертиса и инцидентом с Фелипе Массой. Увы, автоспорт – крайне опасное занятие, в котором жизнь гонщиков зачастую зависит от случайностей и счастливых или неудачных ситуаций.


В этом небольшом видеообзоре мы расскажем о некоторых эффектных или страшных авариях в гонках с открытыми колесами, произошедших в течение последних десяти лет, – разбор инцидентов с туринговыми машинами, сток-карами просто не уместится в рамки обычной статьи.


http://www.youtube.com/watch?v=jBwuCFBDHYo&feature=player_embedded


Фатальная авария Генри Сертиса во второй гонке "Формулы-2" в Брэндс-Хэтч со стороны выглядела нелепо. Отлетевшее от машины Джека Кларка колесо выпрыгнуло на трассу и угодило прямиком в голову 18-летнему британцу. Случись такое еще раз где-нибудь, и наверняка все закончилось бы просто эффектной аварией и разбитым болидом. К сожалению, в этот раз все получилось иначе.


А днем ранее Сертис заработал первый подиум в молодежной серии.


http://www.youtube.com/watch?v=F6JKhN9KdmE&feature=player_embedded


Вообще, гонки в чемпионатах, где выступают юные дарования, время от времени выдаются бесшабашными и эффектными. Например, первые два круга этапа GP2 в Маньи-Куре в 2007 году подарили зрителям несколько запоминающихся событий. Сначала отличился будущий чемпион этой серии и пилот "Формулы-1" Тимо Глок. Немец стоял на поуле, а его партнер по команде "АйСпорт" Андреас Цубер занимал второе место. Однако радость владельца конюшни Пола Джексона была недолгой: Глок решил закончить гонку для команды пораньше и уже на старте совершил таранный маневр по отношению к Цуберу.


Позднее все на том же первом круге произошел контакт между Эрнесто Визо и Михаэлем Амермюллером. Болид венесуэльца взлетел в воздух, проехал по бетонному ограждению и рухнул недалеко от внутренней части поворота "Аделаида".


Третий инцидент случился на втором круге, когда отправившийся в боксы Николя Лапьер сбил механика команды. Вот уж денек, так денек! К счастью, никто из участников этого видео не получил серьезных травм, а Визо в настоящий момент пытается покорить Америку в серии "Индикар".


http://www.youtube.com/watch?v=BRCWjV5tnVQ&feature=player_embedded


Кстати, в гонках на овалах в США попасть в аварию – дело пустяковое. Например, Дарио Франкитти или Эй-Джей Фойт IV могут о них немало рассказать. В плотной группе машин довольно легко допустить маленькую ошибку и устроить хороший завал.


http://www.youtube.com/watch?v=9u80Y9A5P4E&feature=player_embedded


В другой раз Дарио придумал очень интересный способ отмечать финиш гонки. Действительно, ведь лучше, когда все камеры обращены на тебя, а не на победителя Тони Канаана.


http://www.youtube.com/watch?v=4TqicC1-z8w&feature=player_embedded


Но хватит шуток. Увы, не все неприятные на вид аварии заканчиваются хорошо. Вот, например, печально известные кадры с тестов на "Хоумстеде" в 2006 году, когда Пол Дана на тренировке врезался в Эда Карпентера. К сожалению, травмы оказались несовместимы с жизнью гонщика. Пол Дана погиб.


http://www.youtube.com/watch?v=3tl-6oqN0i4&feature=player_embedded


Тремя годами ранее, в октябре 2003 года, на тестах в Индианаполисе в смертельную аварию попал Тони Ренна, а в 1999-м произошло сразу два ужасных инцидента: сначала ChampCar лишился Гонсало Родригеса, а через несколько месяцев – Грега Мура. Это был черный год для американской гоночной серии.


http://www.youtube.com/watch?v=IDDeJyWnAcY&feature=player_embedded


Авария с участием Алекса Занарди, кажется, известна всем. Но вот кадры видел не каждый. Чтобы итальянец выжил, врачам пришлось ампутировать ему обе ноги. Сейчас Алекс выступает в гонках туринговых машин и не намерен заканчивать спортивную карьеру. Удивительная стойкость духа.


http://www.youtube.com/watch?v=kMeE9NAh60I&feature=player_embedded


В 2003 году легенда мирового автоспорта Марио Андретти подумывал о возвращении в большие гонки. С этой целью он провел тесты за команду своего сына Майкла. Неизвестно, повлияла ли эта авария на старину Марио или нет, но глядя на такие кадры, невольно возникают мысли о том, что всему свое время и уходить из спорта нужно вовремя. Авария произошла по вине Кенни Брака, шедшего впереди – его занесло, болид ударился в стену, и трасса оказалась усыпанной обломками болида, на один из которых наехал Андретти. Полет в воздух на шесть метров с двумя переворотами – зрелище не для слабонервных. Несмотря на скорости выше 300 км/час оба гонщика остались целы. Но вопросы о везении возникают сами собой.


http://www.youtube.com/watch?v=RTQBVDV1E7s&feature=player_embedded


"Формула-1", несмотря на постоянно растущий уровень безопасности, иногда тоже ходит по краю. Например, будет совсем неудивительно узнать, если кому-то наверху Роберт Кубица приходится по душе.


http://www.youtube.com/watch?v=pc0SxqHFhxY&feature=player_embedded


В том же 2007 году на первом этапе сезона в Австралии Дэвид Култхард настоящим гусарским маневром хотел опередить Алекса Вурца. К счастью, голова австрийца осталась на месте. Можно сказать, пронесло.


http://www.youtube.com/watch?v=3HjA6vXjyhY&feature=player_embedded


Кстати, иногда кажется, что к гонке в Австралии пилоты настолько забывают свои навыки, что начинают творить совсем странные вещи. По чьей вине произошел этот инцидент до сих пор не совсем понятно – ни Баррикелло, ни Ральф Шумахер не смогли внятно объяснить свои маневры.


http://www.youtube.com/watch?v=fL6jjLbpn-M&feature=player_embedded


Зато годом ранее в аварии Жака Вильнева, результатом которой стала смерть маршала, вину, пожалуй, можно целиком записать на счет Ральфа.


http://www.youtube.com/watch?v=Pec6-r7FKZc&feature=player_embedded


Фелипе Масса сейчас поправляется. К счастью, летающая пружина с болида Баррикелло не нанесла 28-летнему бразильцу более серьезных увечий, ведь попади она чуть левее, в забрало шлема, последствия могли стать совсем другими...


Обо всем рассказать невозможно, показать все – еще сложнее. Те, кто хочет узнать больше, могут открыть постоянно обновляющийся список погибших пилотов. Возможно, увидев чью-то фамилию, вы удивитесь, ведь она покажется знакомой. Иногда случается так, что пилот, чье имя было на слуху в молодежных сериях, уходит в другие гонки, а потом пропадает из виду. Иногда он пропадает навсегда...

***

Автоспорт временами становится жестоким зрелищем. Но люди, в большинстве своем, не изменили своей природе – они любят кровь и грубые развлечения.

http://www.youtube.com/watch?v=dJpN5-XEfSk&feature=player_embedded


Имеете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Sports.Ru представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
5 августа 2009 г. - Мартин Уитмарш: "Цель – выигрывать гонки и взять титулы в следующем сезоне"
5 августа 2009 г. - Кристиан Хорнер: "У "Ред Булл" еще много новинок на подходе"
5 августа 2009 г. - Auto Motor und Sport: Врачи оценят форму Михаэля Шумахера на следующей неделе
5 августа 2009 г. - Картикеян надеется вернуться в "Формулу-1"
5 августа 2009 г. - Уильямс доволен прогрессом команды
5 августа 2009 г. - "Донингтон-Парк" нанял компанию, занимавшуюся реконструкцией "Уэмбли"
5 августа 2009 г. - Достигнуто решение по проведению Гран-при Канады
5 августа 2009 г. - Пресс-служба Петрова: комментарии будут позже
5 августа 2009 г. - GPWeek: Петров может стать резервным пилотом "Рено"
5 августа 2009 г. - Промоутер WRC хочет видеть больше гонщиков "Формулы-1" в ралли
5 августа 2009 г. - Выход болида команды "Кампос" на трассу запланирован на 10 января 2010 года
5 августа 2009 г. - Выросли продажи билетов на Гран-при Европы
5 августа 2009 г. - Менеджер Михаэля Шумахера отрицает сообщения о зарплате гонщика
5 августа 2009 г. - Ди Монтеземоло думал о возвращении Шумахера еще до аварии Массы
5 августа 2009 г. - "Рено" не комментирует замену Пике-младшего на Грожана
5 августа 2009 г. - Джон Сертис: "Нужно убедиться, что Генри погиб не зря"
5 августа 2009 г. - Масса продолжит процесс реабилитации дома
4 августа 2009 г. - Кубица может перейти в "Рено"
4 августа 2009 г. - Мэр Монреаля отрицает подписание контракта на проведение Гран-при Канады
4 августа 2009 г. - Пилоты "Формулы-1" собираются активно провести каникулы
4 августа 2009 г. - Берни Экклстоун: "Шумахер преподаст некоторым гонщикам урок пилотирования"
4 августа 2009 г. - Шумахер сбросил вес в рамках подготовки к Гран-при Европы
4 августа 2009 г. - "Феррари" ответила на заявление "Уильямса"
4 августа 2009 г. - Formula Money: "БМВ-Заубер" потратил 15 млн евро на каждое очко, "Браун" – 417 000
4 августа 2009 г. - Берни Экклстоун: "С уходом "БМВ" "Формула-1" не много потеряет"
4 августа 2009 г. - Брауна могут лишить водительских прав
4 августа 2009 г. - "БМВ" терпит серьезные убытки
4 августа 2009 г. - Берни Экклстоун: "В 2010-м "Ф-1" поедет в Монреаль"
4 августа 2009 г. - Возвращение Шумахера способствует продаже билетов на Гран-при Бельгии
4 августа 2009 г. - Михаэль Шумахер отменил участие в мотогонках
4 августа 2009 г. - Масса проведет несколько дней в госпитале в Сан-Паулу
4 августа 2009 г. - Лука ди Монтеземоло: "Не ждем чудес от Шумахера"
3 августа 2009 г. - "Ред Булл" и "Торо Россо" выступили против тестов Шумахера
3 августа 2009 г. - Пике-младший уволен из "Рено"
3 августа 2009 г. - Фрэнк Уильямс: "Регламент должен соблюдаться всеми командами"
3 августа 2009 г. - Фелипе Масса: "Надеюсь вернуться в гонки как можно скорее"
3 августа 2009 г. - Баттон установил личный рекорд в Лондонском триатлоне
3 августа 2009 г. - Тимо Глок: "Был шокирован решением "БМВ"
3 августа 2009 г. - Ральф Шумахер посетит Гран-при Европы
3 августа 2009 г. - Руководитель Epsilon Euskadi: "Мы будем выступать в "Формуле-1", только не уверен когда"
3 августа 2009 г. - Ричардс обвинил ФИА в неспортивном поведении
3 августа 2009 г. - Финские раллисты оценили дебют Райкконена в WRC
3 августа 2009 г. - Испанская федерация автоспорта обратилась в Апелляционный суд ФИА
3 августа 2009 г. - Берни Экклстоун: "Был бы счастлив, если бы Михаэль выступал вечно"
3 августа 2009 г. - Масса покинул госпиталь
3 августа 2009 г. - Сегодня будет объявлено об увольнении Пике-младшего
3 августа 2009 г. - O Globo: Пике может купить "БМВ-Заубер"
3 августа 2009 г. - "Уильямс" против тестов Михаэля Шумахера
3 августа 2009 г. - Организаторы Гран-при Австралии довольны подписанием Договора Согласия
3 августа 2009 г. - Сербская команда пригласила бывшего сотрудника "Макларена" Кафлана
2 августа 2009 г. - Себастьян Леб: "Я удивлен – Райкконен пилотировал очень хорошо"
2 августа 2009 г. - Себастьян Феттель: "Может однажды я буду гоняться в WRC"
2 августа 2009 г. - Первое интервью Массы появится в понедельник
2 августа 2009 г. - Дженсон Баттон: "У нас есть деньги и ресурсы для того, чтобы добиться потрясающих результатов"
2 августа 2009 г. - Бывший физиотерапевт Шумахера: "Михаэль сделает все, чтобы вернуться в форму"
2 августа 2009 г. - Норберт Хауг: "Если "Феррари" обладает победным потенциалом, Шумахер сможет выиграть"
2 августа 2009 г. - Норберт Хауг: "Не возражаю против тестов Шумахера"
2 августа 2009 г. - Еврокомиссия получила жалобу на ФИА
2 августа 2009 г. - Кристиан Хорнер: "Не удивлюсь, если Шумахер выиграет гонку"
2 августа 2009 г. - Фелипе Масса: "Знаю, мне повезло, что я жив"
2 августа 2009 г. - Дэвид Култхард: "Не удивлен решением Шумахера"
2 августа 2009 г. - WRC. Команда объяснила аварию Райкконена
1 августа 2009 г. - Михаэль Шумахер: "Чувствую мышцы, о существовании которых забыл"
1 августа 2009 г. - WRC. Ралли Финляндии. Авария Райкконена
1 августа 2009 г. - Петер Заубер: "Уже направил "БМВ" предложения возможных инвесторов"
1 августа 2009 г. - ФИА рассмотрит обстоятельства тестов, проведенных Шумахером
1 августа 2009 г. - WRC. На СУ19 Райкконен вылетел с трассы и может закончить выступление
1 августа 2009 г. - Шумахер и Тодт навестили Массу
1 августа 2009 г. - WRC. Ралли Финляндии. Райкконен может не добраться до финиша этапа
1 августа 2009 г. - Марк Уэббер: "Шумахер выиграет гонку в этом сезоне"
1 августа 2009 г. - Подписан новый Договор Согласия
31 июля 2009 г. - Михаэль Шумахер: "Замечательно снова оказаться за рулем болида "Ф-1"
31 июля 2009 г. - Баттон готовится к лондонскому триатлону
31 июля 2009 г. - Кими Райкконен: "Мне все равно, кто мой напарник"
31 июля 2009 г. - Хуан-Пабло Монтойя: "Физически Шумахер будет готов"
31 июля 2009 г. - WRC. Кими Райкконен: "Мог быть быстрее"
31 июля 2009 г. - Браун хочет сохранить в команде обоих гонщиков и моторы "Мерседес"
31 июля 2009 г. - "Феррари" попросила разрешения на тесты модели F60 Михаэлем Шумахером
31 июля 2009 г. - Врач Массы: "Фелипе намерен быстро вернуться в строй"
31 июля 2009 г. - WRC. Томми Мякинен: "Райкконен мог бы стать чемпионом мира по ралли"
31 июля 2009 г. - Молодые пилоты проведут тесты за "БМВ-Заубер"
31 июля 2009 г. - WRC. Кай Линдстрем: "Последний доп Райкконена был идеален"
31 июля 2009 г. - Михаэль Шумахер: "Стараюсь как можно больше времени провести на трассе"
31 июля 2009 г. - Нико Росберг: "Уильямс" сражается за второе место в пелотоне"
31 июля 2009 г. - Член правления "Даймлера" настаивает на закрытии программы в "Ф-1"
31 июля 2009 г. - Менеджер Михаэля Шумахера: "Денежные вопросы мы пока не обсуждали"
31 июля 2009 г. - Ален Прост: "Я не понимаю решения Шумахера, но уважаю его"
31 июля 2009 г. - Кубица и Клин надеются, что Заубер спасет команду
31 июля 2009 г. - В выходные Михаэль Шумахер проведет тесты в Мюджелло
31 июля 2009 г. - Альгерсуари не согласен с дисквалификацией "Рено"
31 июля 2009 г. - Уэббера изобразили на почтовых марках Австралии
31 июля 2009 г. - Масса будет выписан из больницы в воскресенье
30 июля 2009 г. - Petronas уважает решение "БМВ"
30 июля 2009 г. - Шумахер готовится к Гран-при Европы
30 июля 2009 г. - Апелляция "Рено" будет рассмотрена 17 августа
30 июля 2009 г. - ФИА получила заявку на суперлицензию для Михаэля Шумахера
30 июля 2009 г. - Льюис Хэмилтон: "Возвращение Шумахера – настоящий вызов"
30 июля 2009 г. - Масса думает о скорейшем возвращении в "Формулу-1"
30 июля 2009 г. - Дженсон Баттон: "Шумахер принял смелое решение"
30 июля 2009 г. - Масса может выписаться из больницы в течение десяти дней
30 июля 2009 г. - Стефано Доменикали: "Не сомневался, что Михаэль согласится нам помочь"
30 июля 2009 г. - Кубица открыт для предложений команд "Формулы-1"
30 июля 2009 г. - Райкконен рассматривает возможность перехода в ралли после сезона-2010
30 июля 2009 г. - Джонни Херберт: "Если Михаэль Шумахер добьется победы, то станет главным богом в Италии"
30 июля 2009 г. - Ральф Шумахер: "Михаэлю не терпится вернуться"
30 июля 2009 г. - Компания "Рено" объявила об огромных убытках
30 июля 2009 г. - WRC. Ралли Финляндии. Шейкдаун. Леб показал лучшее время, Петтер Сольберг – второй, Сордо – третий, Новиков – девятый
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Пьер Лекур. Жиль и Жак Вильневы, и я. #10

Предыдущие части читайте в архиве.

В содружестве с www.Rainman.NM.Ru
Издательство "Ален Станке", 1998 г.
Литературный перевод с французского: Марина Шедугова

Глава 6. Встреча с белокурым демоном

Покинув Манитобу с пятью победами в шести гонках, а также шестью поул-позициями, Жиль небезосновательно радовался. Но, тем не менее, он очень волновался накануне гонки в Моспорте (Онтарио). Начали распространяться слухи о финансовых трудностях фирмы Skiroule. Так как все этого опасались, за несколько дней до гонки в Онтарио Крису Харрисону, директору Ecurie Canada, позвонили из банка: спонсорский чек был отозван, на счету больше не было средств, Skiroule обанкротилась.

Жиль был в отчаянии, как и Харрисон, не имеющий средств, чтобы расплатиться по чекам для поставщиков. Так как Жиль пользовался успехом, организаторы гонки в Моспорте, хоть и сами находились в неблагоприятных финансовых условиях, согласились выплатить ему дополнительный гонорар, чтобы он мог участвовать в соревнованиях. Но Харрисон сообщил им, что этой суммы недостаточно, и переговоры прекратились, не начавшись.

Но несмотря на все усилия, предпринятые, чтобы заинтересовать спонсоров, Жиль был вынужден отступиться. Ни денег, ни машины!

– Я уверен, что мы бы снова победили! Не могу поверить, что нет выхода. Я сейчас рискую упустить победу в чемпионате, - в сердцах сказал Жиль.

Я никогда еще не видел его таким расстроенным.

Как легко поцарапать машину

Чтобы приобрести опыт и проверить себя в качестве гонщика, я решил поучаствовать в первом сезоне в серии Volant Quebecois, основанной Жилем Бурсье, объединявшей, большей частью, машины Honda Civic.

Уже известные гонщики, такие как Жак Бьенвеню, Жан-Поль Перусс и Ришар Спенар участвовали в заезде "Элита". Я, на правах новичка, записался в категорию "Надежда" вместе с братьями Патриком и Рене Уиттмерами. Туда же записался и Жак Вильнев, довольный, что впервые примет участие в автомобильных гонках.

В этот июньский уик-энд мы приехали в Моспорт, чтобы участвовать в гонке поддержки. Получив согласие организаторов серии, своих личных спонсоров и Рона Бракена, владельца машины, я доверил свою маленькую желтую Honda Civic Жилю Вильневу, так как он остался без дела. Желая проявить великодушие, я предложил ему выступить за меня в качестве компенсации за неудачу с Моспортом. Он попытался отказаться:

– Ты в своем уме? Ничего не хочу слышать о твоей консервной банке!


Он выразился вполне недвусмысленно, однако, через несколько недель он выступал на моей крошке Civic в Санаире. Жиль радовался, как ребенок, открывший для себя новую игру. В борьбе с младшим братом, Жаком, он с удовольствием проходил второй поворот, используя цементное заграждение, чтобы машина не уходила в занос.

После гонки я обнаружил, что еще никогда не видел такой побитой машины. Жиль едва сдерживался, чтобы не смеяться. Я же бледнел, представляя оплату ремонта... За повреждения этой машины отвечал я, и она должна была всегда быть безупречной.


– Прости. Я не знал, что ты должен будешь оплачивать ущерб. Я бы тебе с удовольствием помог, но у меня нет денег.


Через несколько недель, на сей раз на овале в Санаире, я смог заработать немного денег, заняв лучшее место в своей недолгой карьере гонщика: я был вторым после Жака Бьенвеню в общей классификации, и первым в своем категории, опередив Жака Вильнева. Также я не без удовольствия опередил Ришара Спенара.

Даже провалив несколько гонок, я смог закончить сезон третьим среди дебютантов, а чемпионат выиграл Вильнев.

"Клан Уиттмер" (владельцы Honda Sigi), вытолкали меня с трассы в последней гонке, чтобы Рене мог завершить чемпионат как раз передо мной.

После этого злоключения у меня все же были предложения продолжать спортивную карьеру, но моя жена Кароль, в то время беременная нашей дочерью Мелани, предъявила мне ультиматум:

– Выбирай! Либо карьера журналиста, либо гонки! Но я никогда не хотела оказаться замужем за рискующим жизнью гонщиком!


Да уж, на самом деле, выбора у меня не было.

Его кумир, Лафлер

Чтобы вернуться к Жилю, следует сначала отметить, что после этого черного июня 1976 года он больше не видел никакой надежды. Он чувствовал себя в плену ситуации и не верил в возможность чуда, даже если его обеспечило бы банкротство Skiroule.


– По меньшей мере, я не должен буду снова браться за снегоходы в следующем году. Мне уже давно не нравилось мерзнуть при минус двадцати. Я бы хотел посвятить себя исключительно автомобильным гонкам.


Учитывая его талант, его нельзя было винить за подобные мысли. Разве что ему следовало бы найти источник доходов, чтобы кормить семью.

Во время весенних отборочных хоккейных матчей Жиль неизменно следил за успехами своего кумира Ги Лафлера, звезды из монреальского клуба Канадьен, даже если в это время находился на трассе. На следующий день после матча он звонил мне, чтобы спросить:

– Что происходит с Ги? Почему он не сумел трижды забить?


Во время одного такого звонка он попросил меня организовать встречу с этим национальным героем.


– Я где-то прочитал, что он обожает машины! Спроси, не хочет ли он попробовать поездить за рулем моей? Мы бы могли потихоньку организовать денек в Мон-Тремблане.


Через несколько дней я поинтересовался у своего коллеги, Бертрана Раймона, ответственного за колонку о хоккее в ту пору, как бы мне связаться с белокурым Демоном, чтобы обсудить с ним этот смелый проект.

– Это будет трудновато. Он очень востребован. Во время отборочных матчей у игроков нет времени. Все же ты можешь поговорить с ним, если приедешь завтра на тренировку. Но предупреждаю – к нему будет сложно подойти.

Так как Жиль мечтал об этой встрече, предостережение коллеги меня не напугало, к тому же, я хотел, чтобы эксклюзивное право на репортаж о том дне в Мон-Тремблане принадлежало Journal de Montreal. Я поехал в Форум (знаменитый каток в Монреале), и расположился поближе к двери, откуда игроки выходили на лед. У меня тряслись колени, ладони вспотели, и по спине побежали мурашки, когда приблизился Ги Лафлер.

– Можно ли встретиться с тобой, чтобы поговорить о Жиле Вильневе? Знаешь, он выигрывал все свои гонки до сего момента. Он хотел бы пригласить тебя за руль своей гоночной машины!

Звезда хоккея, мечтающая о гонках

Лафлер был ошеломлен. Расплывшись в улыбке, с сияющими глазами, словно он только что загнал решающую шайбу в ворота противника, он переспросил:


- Ты серьезно? Я так давно мечтаю попробовать себя за рулем гоночной машины.


Спустя несколько мгновений, подумав, он добавил:


- Погоди, я сейчас пойду принять душ. Это быстро. Если у тебя есть время, после этого пойдем выпить кофе.


Для этого проекта у меня было сколько угодно времени.

Мы поговорили о Жиле, о его успехах, о его финансовых трудностях и поисках спонсоров, а также о его восхищении талантом Ги. Страстно увлекающийся автомобилями, Лафлер слушал меня, словно ребенок, слушающий сказку. Мне не составило труда убедить его принять наше предложение.


– Сейчас это невозможно, но когда в июне серия матчей закончится, можешь на меня рассчитывать. Не хочу сейчас строить планы, боюсь, что начальство клуба помешает мне туда поехать. А постфактум они уже ничего не сделают.


Уходя, он дал мне свой личный номер телефона и заявил:


– Попроси Жиля мне перезвонить.


Шестнадцатого мая, в день победы Жиля в Гимли (Манитоба) хоккейный сезон закончился победой Канадьен над Филадельфия Флайерз.

Согласно нашему уговору, Жиль позвонил Ги Лафлеру, чтобы повторить приглашение.


– Я еще никогда так не нервничал во время телефонного разговора. Но он все равно согласился, хоть его жене Лиз и не понравилась идея.


Пару дней спустя я приехал к Ги Лафлеру в Беконсфилд, чтобы окончательно обговорить детали. Я привез с собой гоночные комбинезоны, чтобы подобрать необходимый размер, а также шлем.

Два чемпиона сговорились

К следующей неделе все было готово. Встречу назначили на первое июля. Я даже вытребовал в школе Джима Рассела автомобиль Формулы-Ford с инструктором для Лафлера. Было необходимо обучить его некоторым деталям, прежде чем пускать за руль машины Формулы-Атлантик Жиля.

В семь утра я уже был на месте, Жиль со своим фургоном тоже. С ним приехали Джоан, Жак, Мелани и еще несколько друзей. Все было готово. Время до десяти часов – момента встречи – показалось нам вечностью. Улыбающийся Лафлер прибыл с небольшим опозданием. Его жена Лиз радовалась значительно меньше. Знакомство двух звезд произошло в теплой атмосфере, вскоре они уже вместе смеялись над чем-то.

Как и было условлено, фотограф из Journal de Montreal находился тут же, чтобы запечатлеть лучшие моменты этого дня. К сожалению, здесь были фотографы из конкурирующего с нами ежедневника, так как Лафлер обсуждал проект с друзьями, а те предупредили другую газету. К счастью, я был единственным журналистом здесь. Это позволило мне описать эксклюзивные детали этого дня.

Все получили большое удовольствие. Джоан приготовила обед. А вечером мы планировали пригласить Лафлера с супругой в ресторан. Лафлер сначала согласился, желая получше познакомиться с Жилем, который понравился ему с первых мгновений знакомства. Но Лиз заставила его уехать рано под предлогом других неотложных дел. Ей не слишком понравился вид мужа, звезды хоккея, в качестве гонщика! Перед отъездом Лафлер пригласил Жиля в Форум на осенние матчи с его участием. Эта дружба не ослабевала до трагической гибели Жиля в 1982 году.

Спаситель по имени Джон Лейн

Эта историческая встреча не решила всех проблем Жиля, даже при том, что Ги Лафлер рекомендовал Жилю связаться со своим агентом, Джерри Петри из Нью-Йорка, обещая, что попросит его помочь Жилю.

За две недели до следующей гонки, которая должна была состояться на Мон-Тремблане, Жиль и Крис Харрисон из Ecurie Canada еще не нашли выхода из положения. Skiroule находилась на грани закрытия. С последней спонсорской выплатой ничего нельзя было поделать.

Во время пребывания в Калифорнии Жиль познакомился с Джоном Лейном, состоятельным поклонником автогонок из Нью-Йорка. Лейн откликнулся на приглашение встретиться с Жилем, поступившее от инженера Рея Уорделла. Жиль сразу понравился Лейну. Ознакомившись с финансовым положением команды, Лейн предложил выход: немедленно выкупить обе машины Жиля за 25 000 $, но забрать их лишь в конце года. Это позволяло избавиться от долгов и обеспечить участие в гонке в Квебеке.

Итак, все собрались в Мон-Тремблане уже в четверг, это был день свободных заездов перед началом уик-энда. Так как Жиль ехал так быстро, что перекрыл рекорд трассы, в третьем повороте он вылетел. Сам он не поранился, но машина была серьезно повреждена и более непригодна для использования в течение уик-энда.


– Не знаю, что случилось, и знать не хочу. Приготовьте мне другую машину, я хочу вернуться на трассу к концу дня, – попросил он, когда я привез его на своей машине.


Увидев то, что осталось от машины, все крайне удивились, что Жиль остался невредим. Но он не обращал на это внимания. Он хотел немедленно вернуться на трассу, чтобы стереть из памяти воспоминания об аварии.

На запасном автомобиле он проехал, по меньшей мере, пять кругов, пока сумел развить такую же скорость, как на предыдущей.

Так начался уик-энд.

После жаркой схватки с американцами Томом Клауслером и Бобби Рейхалом Жиль заработал шестую поул-позицию в этом году. Он удерживал лидерство до самого финиша, чтобы одержать свою первую профессиональную победу в Квебеке.

Затем, одержав эту блистательную победу, он признался мне:

– Я хочу выиграть чемпионат, но только с помощью побед. Вторые и третьи места мне не нужны. Я хочу победить во всех гонках.

Продолжение следует

"Наши люди" - WTCC 100th race. Porto, 2009. #2

Предыдущие части читайте в архиве.

Ирина Вейл.
8 июля 2009 г.

После разминки дождь поутих, и просто так мерзенько моросил, но мы все равно пошли гулять по паддоку. Выглядела я ужасно в своем дождевике, и даж официальное лого WTCC меня не спасало. Ради смеха Дэвид предложил идею мой дождевик приукрасить – то есть ловить гонщиков и заставлять их на моей спине расписываться. Как назло, они все тоже решили прятаться от дождя, и нам понадобилось аж 10 минут чтоб найти первую жертву. Роб Хафф обалдел от нашего предложения, но по спортивному подписал мою повернутую спину. Я приказала Дэвиду следить че они там пишут, мало ли, если б мы попросили Тома Корнела подписать мою спину, я не ручаюсь что он бы там чего-нить эдакого не написал бы просто ради смеха. Успех, первый пойман!! Следующим попался Франц Энгстлер, и он тоже подписал мою спину, и проследил, чтоб его автограф был не меньше по размеру, чем Робовский! Ну ребята, эгоисты, че делать-то когда спина закончится, а?? Об этом мы старались не думать, к тому же дождь наконец закончился, и пришел Джеймс.

Мы подсунули Джеймсу машинку на подпись, и он с удовольствием оставил там свою закорючку. Сложилось впечатление, что он бы себе эту машинку с радостью оставил, но не тут-то было, мы ее забрали и пошли себе дальше.

Катерина сказала нам, во сколько важных персон поведут погулять по стартовому полю перед первой гонкой, и мы подошли как раз к этому времени. Кстати, пропуски у нас вообще были с прошлой гонки, но мы надеялись, что охрана не будет присматриваться, много ж випов будет идти толпой, и так и получилось, и мы прошли на старт! Лирическое отступление – вышеупомянутые немцы (наверное, русские на самом деле!) – ходили по паддоку с крутым пропуском – media, paddock, pit-lane. Все бы здорово, но пропуск у них был всего один на двоих (а в Брно – на троих) и вообще-то прошлогодний!!! Но они выглядели так солидно, что их по одному этому просроченному пропуску везде пускали все равно.

Первую гонку мы пошли смотреть в гараж Энди. Мои опасения по поводу, что делать и куда бежать в случае непредвиденных обстоятельств оправдались, когда на первом же круге Энди повредил заднюю подвеску и механики стали бегать вокруг нас как ошпаренные, готовя разнообразные инструменты к визиту своего гонщика. Мы пулей вылетели из гаража (на самом деле очень хотелось побежать в гараж к Фарфусу и путаться у них под ногами), и встали в стороне, чтоб не мешать скачущим туда сюда механикам.

На трассе был полнейший бардак, Фарфус одним махом вынес 7 машин, и гонку остановили. Мы пошли в палатку к БМВ смотреть что же происходит на большом экране. Минут 15 спустя было уже безопасно вернуться в гараж, и мы устроились смотреть окончание гонки. Конечно, когда Энди до последнего круга ехал на 4 месте и атаковал Ивана Мюллера, мы его очень суппортили, кричали и размахивали руками. Но когда на последнем круге по приказу из Мюнхена он притормозил и слился с 4 места на 9, чтобы отдать 8 место (и поул на вторую гонку) Фарфусу, меня одолела невыносимая злость, и я выбежала из гаража, Дэвид за мной. Если б не убежала – точно б стала кидаться инструментами вместе с командой, для которых разочарование это было просто ужасно. Они так здорово работали, и что получили в награду? Поул для Фарфуса?? Кошмар.

В перерыве между гонками руководство согнало всех гонщиков на групповое фотографирование по поводу сотой гонки чемпионата. Они медленно подтянулись, устроились на стульях, и Том Корнел стал спрашивать, а не принесут ли тортик за их усилия, к тому же он хорошо будет смотреться на фотке – тортик, не Том! Тортика ему не дали, и сказали что хватит с него вчерашнего праздничного торта, который он благополучно размазал по физиономии самого большого босса WTCC, и тем самым положил начало полнейшему бедламу в ВИП-клубе! Бедная Катерина еще утром соскребала тортик с потолка палатки...

Перед второй гонкой ВИПов на старт не позвали, но так как мы на самом деле не совсем ВИПы, мы решили посмотреть, не получиться ли самим пробраться. Оказалось, что на вторую гонку водили гостей Йокогамы, и наша знакомая спокойно нас посчитала в свою группу, и вот мы – на старте перед юбилейной сотой гонкой WTСС.

Стартовое поле, кстати, ужасно узкое в Порто, и пробираться к 9 месту Энди пришлось с трудом, маневрируя между машинами, механиками, покрышками и генераторами. Показатель того, что к нам привыкли все, даже конкуренты – меня остановил механик Шевроле и выразил свое недоумение по поводу эпизода с Энди и Фарфусом. Мы оценили его честное мнение, сообщили ему что мы ненавидим Фарфуса, сфоткали Энди, и пошли в ВИП-клуб смотреть гонку.

В клубе мы нашли семью Фарфуса в полном составе – папу, маму, и жену. Катерина нас предупредила о том, что они тут будут, на всякий случай, если мы вдруг начнем громко ругаться на Фарфуса! Ну раз попросили – будем вести себя пристойно, чего уж там. Все 25 минут гонки мама Фарфуса сидела отдельно от всей остальной семьи на отдельном пуфике и даже не смотрела гонку, а просто молилась с закрытыми глазами. Странно, хотя, зная таланты ее сына по выносу себя и окружающих из гонки без малейшего повода, я ее даже в чем-то понимаю. Фарфус в этот раз ухитрился доехать до финиша, никого не повредив, и выиграл 100-ю гонку WTCC.

Дело было уже к вечеру, мы простились с Катериной, и пошли обратно в паддок и Эндин гараж. Его команда грустно упаковывалась, и мы чтоб не мешать пошли к подиуму, по которому Фарфус все еще радостно скакал. Прямо под подиумом мы заметили отдельную толпу народа, которые смотрели не на подиум, а на что-то, что было прямо перед ними. Мне было не видно, я подошла поближе, пролезла в первый ряд, и увидела ТОРТИК!!!! Тортище, скорее, потому что он был большой и на нем было красивенько написано Porto, 100th race, WTCC World Touring Car Championship. Рядом стоял стол с сотней небольших пластиковых стаканчиков с местным напитком – знаменитым портом. Официант сосредоточенно резал тортик на мелкие квадратики, гонщики сползли с подиума, фотоаппараты защелкали, и момент был увековечен. Гонщикам и боссам WTCC дали по куску торта, и вдруг я вижу, что официант следующий кусок протягивает мне!! Видимо, у меня был вид такой, что мне очень надо тортик попробовать. Я не возражала, я даже 2 взяла – мне и Дэвиду! Также удалось взять 2 стаканчика с портом, и мы пошли праздовать юбилейную гонку, присев прямо на пит-лейн у гаража Энди.

Домой мы летели в тот же вечер, и, забрав рюкзак из каравана Энди, мы поехали в аэропорт. Мы люди очень огранизованные, и у нас все было давно упаковано как надо, жидкости отдельно, правильное количество сумок и т.д. Поэтому мы не могли не поиздеваться над Энди, Джо и Тимом, когда по прибытии в аэропорт мы обнаружили их сидящими на полу в зале отлета, сортирующими свои сумки. По правилам Ryanair пассажирам нельзя брать на борт больше одной сумки ручной клади, в которую включается вообще все, даже дьюти фри. И угадайте кого опять заставили перепаковываться перед посадкой в самолет? Правильно, Энди. Тим и я придержали ему место в очереди на самолет, потому что мы не могли понять, куда он подевался, ведь стоял же прямо за нами. Погрузились мы в самолет, немного поболтали, и улетели домой.

До встречи с Энди в Брендс-Хетч через две недели!

United States Grand Prix. World Championship 1962, round 8 - Гран-при Америки

The Motor, October 17, 1962
Ксерокопия: Александр Ожерельев, Москва
Перевод и набор: Андрей Краснов, Тольятти

Победа Кларка сохраняет главный вопрос чемпионата открытым


Шотландец Джимми Кларк сохранил свои шансы на чемпионство, пролидировав практически со старта до финиша и выиграв 7 октября перед 50.000 зрителями Гран-при США в Уоткинс-Глене, Нью-Йорк.

Кларк, проведший почти всю последнюю половину 100-круговой 230-мильной гонки без сцепления на своем Lotus 25, удержал 16-секундный отрыв от Грэма Хилла на B.R.M., пополнив копилку очков, большая часть которых может принести ему звание восьмого чемпиона мира, оказав, тем самым, огромное давление на лидера общего зачета в чемпионате.

Чтобы выиграть титул, Кларку необходимо 29 декабря выиграть также Гран-при ЮАР в Ист-Лондоне.

Брюс МакЛарен, пилотировавший первым номером заводского Cooper-Climax, финишировал в Уоткинс-Глене третьим, с отставанием от лидера в один круг. Четвертым, также с отставанием в один круг, пришел Джек Брэбэм, что можно назвать, возможно, самым удачным выступлением его Brabham-Climax. Калифорнийский великан Дэн Гарни был пятым на заводском Porsche, а Мастен Грегори – шестым, на UDT/Laystall Lotus-Climax. Только эти болиды закончили 99 кругов и более.

Из 18-и стартовавших финишировало 13. Погода: +50. В течение всего дня на небе угрожающе нависали темные тучи, однако на трассу не упало ни капли дождя.

Пятничная тренировка

Более 20-и участников было заявлено на проводимый четвертый раз подряд американский этап чемпионата мира Формулы-1, на этот раз на 2,3-мильной трассе в районе Фингер Лэйкс штата Западный Нью-Йорк. На начало тренировки трасса еще не до конца подсохла после прошедшего накануне ночью дождя, а облака на небе обещали большее.

В добавление к привычным британским и немецким заводским участникам – Ferrari решила не выступать, о чем поспешила заявить в трансатлантических телефонных переговорах – Морис Тринтиньян управлял Rob Walker Lotus-Climax V8, а голландский граф Карел де Бофор появился со своим четырехцилиндровым Porsche на шасси №1.

Список дополнили пять американцев, в числе которых были гонщик спортивных машин Роджер Пенске, имевший в распоряжении взятый "взаймы" у команды UDT Lotus-Climax V8 и заявленный как гонщик команды Du Pont Zerex Antifreeze Special, и техасец Боб Шроедер, управлявший Lotus-Climax V8, который на самом деле являлся запасным болидом команды Роба Уокера, хоть и был заявлен техасским миллионером Джоном В. Мекомом-младшим.

Техасцы Джим Холл и Хэп Шарп имели четырехцилиндровые болиды – Lotus у Холла и Cooper у Шарпа (в конце концов, Холл не стартовал, поскольку в субботней тренировке у него сломался распределительный вал). Тим Майер, лидер американского чемпионата Формулы Юниор, заявленный командой Cooper, управлял старой моделью Пенске, чье шасси было оснащено четырехцилиндровым двигателем.

Рекорд круга

Лучшие пятничные времена круга Кларка на Lotus 25, Хилла и Ричи Гинтера на B.R.M. постепенно улучшались, пока Кларк позже днем окончательно не установил неофициальный рекорд круга – 1’15,8, 109,24 миль/ч. Далее в списке дня расположились Гинтер и Хилл, прошедшие круг за 1’16,6 и 1’16,7 соответственно. Гарни (Porsche) и Брэбэм на собственном болиде показали одинаковое время 1’16,9, при этом Гарни старался что есть сил. Брэбэм, испытывавший новые и несколько большего диаметра передние тормоза – единственное важное изменение в его болиде, выглядел вполне уверенно.

МакЛарен, который вместе с товарищем по команде Тони Маггзом во время четырехчасового перерыва изменил передаточное отношение главной передачи, был пятым со временем 1’17,1, шестым был Грегори на UDT/Laystall Lotus-Climax – 1’17,9, а за ним Тревор Тейлор на втором заводском Lotus 25 – 1’18,0.

Кларк оказался на 0,2 с быстрее времени старого рекорда, 1’16,0, установленного Стирлингом Моссом на 2,5-литровом Cooper-Climax на этой трассе в 1960 году. Оба заводских Lotus были оснащены обтекателями, скрывавшими коробку передач.

Единственное серьезное происшествие в пятницу произошло с Bowmaker Lola Джона Сертиза. Он вылетел с трассы в конце круга из-за поломки рулевой тяги. У выброшенного в кусты болида оказалась полностью разбита передняя часть, а у Сертиза – повреждена спина. Из предосторожности он был отправлен в ближайший госпиталь для рентгеновского обследования.

Субботняя тренировка

Обещанный в пятницу дождь обернулся непрекращавшимся в субботу ливнем, и никто не смог даже приблизиться к результатам первого дня на трассе, остававшейся мокрой вплоть до последней части сессии.

Кларк и Грэм Хилл показали одинаковое быстрейшее время – 1’22,1, в то время как Гинтер был следующим с временем 1’24,0, и Гарни следом за ним со временем 1’24,2. МакЛарен (1’24,5), победитель Гран-при США 1961 года Иннес Айрленд (1’25,8 на UDT Lotus) и удививший всех де Бофор (1’26,3) дополняли первую семерку.

Одна из интересных новостей дня касалась действующего чемпиона мира Фила Хилла, выбывшего из борьбы за нынешний титул и присутствовавшего теперь только в качестве зрителя. Старая травма спины Боннье сильно беспокоила его, и тим-менеджер Porsche Хушке фон Ханштайн предоставил возможность Хиллу сделать восемь кругов на болиде Боннье, подстраховавшись, таким образом, на случай, если шведский гонщик не сможет выйти в воскресенье на старт. Лучшее время круга Хилла на незнакомой машине по мокрой трассе было 1’32,6.

В субботу Сертиз воспользовался болидом Роя Сальвадори, после замены рулевого управления как меры предосторожности, и показал время 1’29,2. Оно позволило ему классифицироваться на последнем месте стартовой решетки, потому как времена, показанные им на другом болиде, зачтены не были.

Грегори, пропустившему большую часть практики из-за замены двигателя на его болиде, организаторы предоставили три дополнительных круга ближе к началу официальной квалификации.

Гонка

Группу из 18-и болидов, выстроенных в решетку из девяти рядов по две машины в ряду, Кларк возглавил сразу же после старта на продолжительном подъеме на холм; по пятам за ним следовал Хилл. Буквально в течение секунды эта лидирующая пара промчалась мимо боксов в том же порядке, Гинтер на втором B.R.M. возглавил преследующую их группу, включающую идущих нос в хвост Брэбэма, Гарни и МакЛарена.

С коротким отрывом от них шел Боннье на втором Porsche в головке группы, включающей Грегори, Айрленда, Тейлора и Маггза. Затем шли остальные участники, сквозь которые пробивался вперед Сертиз.

Во время прохождения круговых на 12-м круге Хилл обошел Кларка, но пилот Lotus ни разу не отстал на расстояние больше одного-двух корпусов, и на 19-м круге снова оказался впереди.

Вслед за лидерами, постепенно отрывавшимися от остального пелотона, Гинтер, Гарни, Брэбэм и МакЛарен "играли в кровопролитные кости" – сначала Гарни, затем Гинтер, Гарни и снова Гинтер захватывали третью позицию, преследуемую остальным квартетом по пятам. Гинтер оставался третьим с 20-го до 35-го круга, когда все его неимоверные усилия оказались тщетными – шатун в его двигателе проткнул блок цилиндров, позволив, таким образом, Гарни возглавить оставшуюся троицу. К 20-му кругу Кларк и Хилл оторвались уже на 18 секунд от своих ближайших преследователей.

Довольно рано начались пит-стопы и сходы. На шестом круге Айрленд совершил короткий пит-стоп; отстав, он уже больше не смог наверстать упущенное время; двумя кругами позже на пит-стоп отправился Тейлор для дозаправки масла, вследствие чего также откатился в хвост пелотона. Де Бофор, ранее финишировавший во всех гонках этого сезона, в которых стартовал, на девятом круге ударился о заградительный рельс и медленно закатился на пит-лайн, чтобы сойти – со сломанной передней подвеской бывший Porsche Мосса двигался подобно крабу.

Боннье, шедший на ранней стадии гонки на восьмой позиции, в последнем секторе вылетел с трассы и повредил механизм выбора передач. Длинный пит-стоп для ремонта этого механизма и двух погнутых выхлопных труб отбросил его очень далеко; отстав на 21 круг, он финишировал на 13-м месте. Сертиз прекратил гонку на 19-м круге из-за утечки масла из двигателя, завершив неудачную для команды Bowmaker поездку; частный американский гонщик Тим Мейер остановился на 31-м круге со сломанным рычагом коробки передач. Тринтиньян выбыл на 32-м круге с поломками трансмиссии и тормозов. После схода Гинтера тремя кругами позднее, оставшиеся на трассе участники шли в гонке нон-стопом.

Кларк начал заметно наращивать темп после 20-го круга – шотландец проходил круги за 1’16 (старый рекорд трассы) и лучше, создав, тем самым, к 27-му кругу 5,5-секундный отрыв от Грэма Хилла. Группа Гинтер-Гарни-Брэбэм-МакЛарен отставала от лидеров уже на полминуты, и развитие гонки уже стало предсказуемым.

12-секундное превосходство

К 40-му кругу Кларк был уже в 12-и секундах впереди Хилла, Гарни отставал от них еще на полминуты, и теперь только он, МакЛарен и Брэбэм оставались в одном круге с лидерами.

На 47-м круге, проезжая мимо боксов, Гарни подал знак о неполадках в его двигателе, и спустя восемь кругов сражавшийся с ним МакЛарен вышел на третью позицию и начал постепенно отрываться от Porsche. Как выяснилось позднее, с потерявшим обороты двигателем, Гарни не смог больше сдерживать Брэбэма, и австралиец на 69-м круге вышел на четвертую позицию.

Пока продолжалось сражение между Гарни-МакЛареном-Брэбэмом, Кларк уже приблизился к ним сзади и на 60-м круге прошел на круг Брэбэма, на 64-м – Гарни и на 68-м – МакЛарена. Несмотря на недостаточно функционирующее сцепление, Кларк сохранял устойчивое преимущество примерно в 16 секунд над Хиллом и, в конце концов, на 70-м круге показал рекордно быстрейшее время на круге 1’15,0, 110,4 миль/ч, с таким результатом он и завершил гонку. Теперь единственным захватывающим зрелищем для зрителей представляли собой тщетное преследование Брэбэмом Гарни и попытки Айрленда удержать свою восьмую позицию впереди молодого Пенске. Порядок следования пилотов по трассе за оставшийся 31-й круг не изменился.

Кларк пронесся мимо боксов в последний раз, окатив воздушной волной Колина Чепмэна, взметнулся клетчатый флаг после блестящей гонки, и бледное солнце показалось из облаков над холмами западного Нью-Йорка – Гран-при Южной Африки обещает стать решающей гонкой сезона.


Гран-при Соединенных Штатов
7 октября, 100 кругов 2,3-мильного кольца Уоткинс Глен.
Погода: облачно, но сухо.

1. Дж. Кларк (Lotus 25-Climax V-8) 2 ч. 07 мин. 13 сек., 108,61 миль/ч
2. Г. Хилл (B.R.M. V-8) 2 ч. 07 мин. 22,2 сек.
3. Б. МакЛарен (Cooper-Climax V-8) 99 кругов;
4. Дж. Брэбэм (Brabham-Climax V-8) 99 кругов;
5. Д. Гарни (Porsche 8) 99 кругов;
6. М. Грегори (UDT-Lotus V-8) 99 кругов;
7. Т. Маггз (Cooper-Climax V-8) 97 кругов;
8. И. Айрленд (UDT-Lotus V-8) 96 кругов;
9. Р. Пенске (Lotus-Climax V-8) 96 кругов;
10. Р. Шредер (Lotus V-8) 93 круга;
11. Х. Шарп (Cooper) 91 круг;
12. Т. Тейлор (Lotus-Climax V-8) 85 кругов;
13. Й. Боннье (Porsche 8) 79 кругов.

Быстрейший круг: Дж. Кларк (Lotus), 1 мин. 15 сек., 110,40 миль/час (новый рекорд трассы).

Спортивная страничка Филипа А. Тернера

Два чемпионата. Грэм Хилл или Джим Кларк? B.R.M. или Lotus? Только Гран-при ЮАР в Ист-Лондоне 29 декабря решит, кто станет чемпионом мира 1962 года в зачете пилотов, и чей болид получит желанный Кубок конструкторов Формулы-1. Преимущество у Хилла и B.R.M., ведь Кларк должен победить в гонке, чтобы стать чемпионом, тогда как Хиллу можно даже не финишировать, если Кларк не одержит победы. Победа позволит Кларку сравняться по количеству очков с Грэмом Хиллом, но на его счету тогда будет четыре победы против трех у Хилла, и потому именно Кларк становится чемпионом.

В Кубке конструкторов интрига еще больше закручена – у B.R.M. 39 очков, а у Lotus – 36. Следовательно, если Lotus финиширует вторым и ни один B.R.M. не одержит победы, то у Lotus и B.R.M. будет поровну, по 39 очков: прибавятся 6 очков за второе место, но в то же время вычтутся 3 очка за четвертое место Кларка в Гран-при Германии – таковы правила, по которым в зачет идут только 5 лучших результатов. В случае, если у обоих болидов будет по 3 победы, решающим окажется число вторых мест, но, опять же, у обоих по 2 вторых места, тогда счет будет вестись по третьим местам, и вот здесь третье место Гинтера в Гран-при Франции принесет Кубок B.R.M.

Все это так сложно, не так ли? Так что будем ждать полной ясности после победы в Гран-при ЮАР либо B.R.M., либо Lotus. В прошлом году Кларк на Lotus одержал здесь победу со средней скоростью 92,2 мили/ч и новым рекордом круга 94,2 мили/ч. Тогда B.R.M. участия в гонке не принимал, что несомненно дает Lotus небольшое преимущество, ведь им уже известно о передачах и настройках карбюратора, подходящих для этой трассы. 3,92-километровая трасса довольно скучна и представляет собой серию прямых участков, связанных между собой медленными поворотами. Поскольку в Африке сейчас лето, то гонка обещает быть сухой. Короче говоря, все перечисленные факторы будут благоприятствовать скорее Lotus, нежели B.R.M., но если B.R.M. все же приложит максимум усилий и Грэм Хилл выступит в наилучшей для себя форме, то самонадеян тот, кто заранее предрек победу Lotus. Я не из таких.

Деловой раздел


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


ПОКЛОННИКИ Ф1, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ В ПЕРЕВОДЕ!


Имеются следующие книги по "Формуле-1" на английском языке:

  • Piero Casucci, Enzo Ferrari. "50 years of Motoring". 1980 год.
  • Timothy Collings. "The new Villeneuve. The life of Jacques Villeneuve." 1997 год.
  • Gerald Donaldson. "Gilles Villeneuve. The Life of the Legendary Racing Driver".
  • David Tremayne. "Jordan. Formula 1 Racing team". 1998 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.
  • Tremayne David. "Rubens Barrichello. In the spirit and the shadow of Schumacher". 2005 год.
  • Roebuck Nigel. "Chasing the title. Memorable moments from fifty years of Formula-1". 1999 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.

Кто может и хочет помочь с их переводом на русский язык, пишите на rainman@nm.ru или на f1-momk@rambler.ru.

Если Вам интересны другие гонщики, команды, личности автоспорта, то пишите - имеется ряд книг и журналов по автоспорту.



САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "МакЛарен Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Редакционная политика

  • Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
  • Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
  • Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
  • Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения.
  • При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

  • Полный тираж издания: 48673 экз.
  • При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru

 

© Ф1-МОМК
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное