Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #388 Вас ждет:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Еженедельный альманах о Формуле-1
Выпуск #388 от 25 декабря 2009 г.
С наступающим 2010 годом вас, коллеги!
Внимание! Следующий номер рассылки выйдет в пятницу, 8 января.
f1-momk@rambler.ru \ f1-momk.net.ru \ blynsky.narod.ru \ freewebtown.com/f1momk

Сегодня в номере:

Текущая неделя
Вопросы и ответы
Ф1-Калейдоскоп - "А что если бы... Дженсон Баттон не принял участие в чемпионате 2009 года?"
Sports.Ru представляет
Рождественский подарок в серебристой обертке
Трибуна
Вечные ценности
1972: Обзор Формулы-1
Итоги-2009. Скандалы
Деловой раздел
Выходные данные

Вопросы и ответы



Михаэль Шумахер в "Мерседесе" в 2010 году, это:



Проголосовать на сайте www.F1-MOMK.Net.Ru

Высказать по e-mail ОСОБОЕ МНЕНИЕ

  • Из интернет-браузера голосовать можно сразу, в почтовом клиенте надо предварительно сохранить html-файл рассылки и открыть его браузером.

  • Для голосования выйдите в режим on-line и нажмите на ссылку. Откроется форма с вариантами ответов.


Результаты опроса
Стоит ли М.Шумахеру возвращаться в Ф1 в составе "Мерседеса"?
- да, это увеличит интерес к серии 67 [62.0%]
- нет, он может погубить свою репутацию 26 [24.1%]
- нет, сейчас и без него интересно 10 [9.3%]
- безразлично, ничего не изменится 3 [2.8%]
- особое мнение 2 [1.9%]

Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Ф1-Калейдоскоп - "А что если бы... Дженсон Баттон не принял участие в чемпионате 2009 года?"

Дмитрий Федотов (Floters)
25 декабря 2009 г.

Рождество (в том числе и католическое) – время сказок. Вот одна из них: "Однажды в далеком-предалеком параллельном мире гонщик по имени Дженсон Баттон отказался от предложения нищенствующей команды "Браун" сократить ему зарплату. Руководство конюшни, перебивавшееся с ноги на ногу, решило отказаться от второго гонщика, и Берни Экклстоун, скрипя зубами, был вынужден пойти на этот беспрецедентный в наше время шаг (не забываем, мир ведь параллельный!). В итоге, команда "Браун" выставила лишь одну машину в чемпионате..."


Австралия


На первом этапе сезона-2009 обладатель поул-позиции Рубенс Баррикелло (вот это старт сезона для замухрышек!) начал гонку крайне неудачно, пропустив вперед группу соперников, поэтому по ходу заезда бразилец не считался претендентом на победу. Большую часть гонки пелотон возглавлял Себастьян Феттель из "Ред Булл", однако ближе к финишу мягкая резина на его болиде износилась, чем попытался воспользоваться Роберт Кубица из "БМВ". Поляк стремительно догнал немца, но вместо успешной атаки случилась драма, в результате которой сошли оба пилота. Так победителем стал Баррикелло, а второе и третье места после долгих разбирательств и дисквалификаций достались пилотам "Тойоты".


Малайзия


В хаотичной дождевой гонке самыми расторопными оказались Ник Хайдфельд и Тимо Глок. Два немца, сухую часть заезда просидевшие в тени, в дождь вышли в лидеры и разыграли победу между собой. На последнем круге "Тойота" возглавила пелотон, но тут гонка закончилась, и результаты были взяты по предпоследнему кругу. Так первую (пусть и половинчатую) победу в карьере одержал Ник Хайдфельд. В очки приехала и "Феррари" стараниями Фелипе Массы – 0,5 балла все же лучше, чем ничего.


Положение после 2 этапа: 1. Баррикелло (12,5); 2. Трулли (11); 3. Глок (10).


Китай


В Шанхае наконец-то улыбнулась удача невезучему Феттелю. Немец доминировал на протяжении всего заезда и заслуженно победил, его напарник Марк Уэббер стал вторым, а лидер чемпионата Рубенс Баррикелло довольствовался третьим местом. Тем не менее, бразилец остался лидером чемпионата.


Положение после 3 этапа: 1. Баррикелло (18,5); 2. Глок (13); 3. Трулли (11).


Бахрейн


Гонщики "Тойоты", занимавшие второе и третье места в чемпионате перед гонкой в Бахрейне, выиграли квалификацию в ближневосточном государстве, но в гонке так и не смогли добиться первой победы для японской конюшни. Трулли весь заезд вел борьбу с Себастьяном Феттелем, но после тактических игр все-таки не удержал немца за собой, а Глок еще после первого пит-стопа откатился в конец очковой зоны. Стабильный Рубенс Баррикелло был четвертым, но сохранил лидерство в чемпионате. Однако разошедшиеся "Ред Булл" и "Тойота" явно намеревались попортить кровь лидеру сезона.


Положение после 4 этапа: 1. Баррикелло (23,5); 2. Феттель (20); 3. Трулли (19).


Испания


В Барселоне Баррикелло доказал, что не зря занимает первую строчку в личном зачете, со смелой тактикой трех пит-стопов, одержав убедительную победу! Марк Уэббер финишировал вторым, а Себастьян Феттель, просидевший почти всю гонку за спиной претендовавшего на подиум Фелипе Массы, довольствовался лишь нижней ступенькой на подиуме. Неудачным выдался уик-энд для "Тойоты" - оба гонщика сошли уже на первом круге, что не позволило Ярно Трулли продолжить борьбу за лидерство в чемпионате.


Положение после 5 этапа: 1. Баррикелло (33,5); 2. Феттель (26); 3. Трулли (19).


Монако


Баррикелло продолжил победное шествие по европейским этапам, добавив в свою коллекцию трофеев кубок за первое место в Монако. Кими Райкконен провел блестящий Гран-при, но уступил лишь сильнейшему гонщику чемпионата, а третьим стал партнер финна – Фелипе Масса. Похоже, "Феррари" стала возвращать себе потерянные позиции. Неудачно в Монте-Карло выступили Себастьян Феттель и Ярно Трулли. Шансы обоих пилотов на чемпионский титул стали быстро таять. Зато повод для радости был у владельца "Форс-Индии" Виджая Малльи, ведь его пилот Джанкарло Физикелла набрал первые очки для команды!


Положение после 6 этапа: 1. Баррикелло (43,5); 2. Феттель (26); 3. Уэббер (23).


Турция


В Стамбуле лидер сезона допустил первую осечку, когда после неудачного старта откатился в конец пелотона, а затем и вовсе сошел. Неудачей Рубенса воспользовались пилоты "Ред Булл" - выиграл Марк Уэббер (для него это стала первая победа в карьере), а Себастьян Феттель финишировал вторым. Немец мог и сам взойти на верхнюю ступень подиума, но комфортно лидируя в гонке, зачем-то принялся играть со стратегией и упустил, казалось бы, уже почти добытое первое место. Злые языки даже посчитали, что в "Ред Булл" применили командную тактику, чтобы любимчик руководства конюшни Уэббер опередил Феттеля. Но, как известно, слухи часто далеки от правды.


Положение после 7 этапа: 1. Баррикелло (43,5); 2. Феттель (34); 3. Уэббер (33).


Великобритания


В Сильверстоуне стало ясно, что "Ред Булл" полностью завладел инициативой в чемпионате. Феттель взял реванш у Уэббера, а Баррикелло был вынужден довольствоваться лишь третьим местом. Ярно Трулли финишировал лишь шестым и все сильнее стал отставать от лидеров сезона.


Положение после 8 этапа: 1. Баррикелло (49,5); 2. Феттель (44); 3. Уэббер (41).


Германия


На немецкой трассе "Нюрбургринг" свою вторую победу одержал Марк Уээбер. Однако на финише австралиец так радовался, что чуть не плакал от счастья. Видимо, удовольствие от того, что ему удалось побить напарника на родном Гран-при, доставила Марку особое эмоциональное наслаждение. Феттель был вторым, а Баррикелло с трудом добрался лишь до пятого места, но сохранил лидерство в чемпионате. Правда, преимущество Рубенса над соперниками сократилось до минимума.


Положение после 9 этапа: 1. Баррикелло (53,5); 2. Феттель (52); 3. Уэббер (51).


Венгрия


Этап на "Хунгароринге" больше запомнился не удивительно уверенной победой Льюиса Хэмилтона, а тем, что после нее в чемпионате сменился лидер. Благодаря неудачным выступлениям Баррикелло и Феттеля, а также собственному третьему месту, на первое место в сезоне-2009 вышел Марк Уэббер. Из других особенностей можно отметить поул и сход Фернандо Алонсо, первые очки в сезоне Казуки Накадзимы и аварию в квалификации Фелипе Массы. Кроме того, до Гран-при Венгрии из "Торо Россо" был отчислен Себастьен Бурдэ, хотя решение команды как минимум странное, ведь француз в чемпионате уступал лишь одно очко своему напарнику Буэми. На место Бурдэ "Торо Россо" посадила денежный мешок от компании "Репсол" - Хайме Альгерсуари.


Положение после 10 этапа: 1. Уэббер (57); 2. Баррикелло (53,5); 3. Феттель (52).


Европа


Списанный со счетов Баррикелло вновь доказал, что его хоронить рано – бразилец выиграл гонку в Валенсии и снова стал лидером чемпионата. Проблемы с мотором сильно охладили пыл Себастьяна Феттеля, которому, похоже, придется оставить свои чемпионские притязания и помочь напарнику побороться за титул. Кроме того, отличной формой порадовал своих болельщиков "Макларен" - Льюс Хэмилтон поднялся уже на пятую строчку в личном зачете, уступая лишь упоминавшимся гонщикам "Ред Булл" и "Брауну", и также потрясающе стабильному Нико Росбергу из "Уильямса", а Хейкки Ковалайнен финишировал четвертым. Наконец, стоит отметить и Кими Райкконена. Финн уже почти догнал в чемпионате скуксившегося Трулли.


Положение после 11 этапа: 1. Баррикелло (63,5); 2. Уэббер (58); 3. Феттель (52); 4. Росберг (35); 5. Хэмилтон (30,5).


Бельгия


В Бельгии Райкконен уже в третий раз подряд финишировал на подиуме, но на этот раз стал не вторым или третьим, а первым, благодаря чем вышел на четвертое место в личном зачете. Уэббер не доехал до очков, Феттель стал третьим (и сравнялся с напарником по очкам), но этого немцу не хватило, чтобы поколебать лидерство Баррикелло в чемпионате.


Положение после 12 этапа: 1. Баррикелло (65,5); 2. Феттель (58); 3. Уэббер (58); 4. Райкконен (39); 5. Росберг (36).


Италия


В Монце бразильский гонщик нанес сокрушительный удар по соперникам из "Ред Булл". Рубенс выиграл гонку и на 15,5 очков оторвался от ближайшего соперника в чемпионате. В то же время подиумную серию продолжил Кими Райкконен, а вот Льюис Хэмилтон, изо всех сил стремящийся догнать "Браун", на последнем круге врезался в отбойник и сошел. Из-за этого схода англичанин, между прочим, потерял даже чисто математические шансы защитить чемпионский титул. Между тем, у Кими шансы еще сохранились, но команда "Феррари" решила не бороться до конца сезона и бросила разработку текущей машины.


Положение после 13 этапа: 1. Баррикелло (75,5); 2. Феттель (60); 3. Уэббер (58); 4. Райкконен (47); 5. Росберг (36).


Сингапур


Хэмилтон реабилитировался в Сингапуре. Англичанин безошибочно провел всю гонку и заслуженно победил. Баррикелло набрал очередные очки, и лишь на одно место вперед отпустил в этой гонке Феттеля. Таким образом борьба в чемпионате совсем не обострилась, и за три этапа до конца сезона Рубенс уверенно держит лидерство в личном зачете. Марк Уэббер сошел и почти лишился шансов на титул, в то время как Райкконен их лишился окончательно.


Положение после 14 этапа: 1. Баррикелло (79,5); 2. Феттель (65); 3. Уэббер (58); 4. Райкконен (47); 5. Хэмилтон (40,5).


Япония


Гонка на "Сузуке" вновь возродила интригу в чемпионате. Феттель уверенно выиграл, в то время как Баррикелло оказался лишь седьмым.


Положение после 15 этапа: 1. Баррикелло (81,5); 2. Феттель (75); 3. Уэббер (58); 4. Райкконен (52); 5. Хэмилтон (46,5).


Бразилия


Потрясающая по накалу страстей гонка в Бразилии все же не определила чемпиона мира. Рубенс Баррикелло по ходу заезда мог вполне финишировать третьим или четвертым и, главное, остаться впереди Себастьяна Феттеля, но зачем полез бодаться с Льюисом Хэмилтоном, проколол колесо и в итоге откатился лишь на седьмое место. Феттель был только четвертым, но все же отыграл три очка у бразильца. А победил Уэббер. Кроме того, стоит отметить и одно очко в первой же гонке в карьере Камуи Кобаяси.


Положение после 16 этапа: 1. Баррикелло (83,5); 2. Феттель (80); 3. Уэббер (68); 4. Райкконен (56); 5. Хэмилтон (52,5).


Абу-Даби


Чтобы стать чемпионом, в последней гонке сезона Себастьяну Феттелю требовалось отыграть у Рубенса Баррикелло 4 очка, но в первой трети заезда все складывалось по благоприятному для бразильца сценарию. Пусть он и шел четвертым, но Феттель был только вторым и отыгрывал лишь 3 очка. Лидировал же в гонке Льюис Хэмилтон. Однако ближе к первой волне пит-стопов "Макларен" чемпиона мира 2008 года стал капризничать, и в итоге Льюис вынужден был сойти. Такая ситуация полностью перевернула ход дела. Теперь уже Баррикелло, вышедшему на третье место, требовалось догонять и обгонять шедшего вторым Уэббера, но бразилец не смог взвинтить темп и так и финишировал третьим. В то же время Феттель уверенно довел дело до победы и стал чемпионом мира!


Итоговое положение в чемпионате: 1. Феттель (90); 2. Баррикелло (89,5); 3. Уэббер (76); 4. Райкконен (56); 5. Хэмилтон (52,5); 6. Трулли (41); 7. Росберг (41); 8. Алонсо (33); 9. Глок (31); 10. Ковалайнен (26).


Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Sports.Ru представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
24 декабря 2009 г. - Руководство "Донингтона" не смогло найти покупателя
24 декабря 2009 г. - Сотрудники Daimler недовольны решением "Мерседеса" пригласить в команду Шумахера
24 декабря 2009 г. - Гоночная викторина – на Sports.ru
23 декабря 2009 г. - Росс Браун: "Баттон хочет доказать, что он может выигрывать с другой командой и на другой машине"
23 декабря 2009 г. - Адриан Кампос: "Мы не собираемся выходить из "Формулы-1"
23 декабря 2009 г. - Би-би-си: "Рено" назначил нового руководителя команды
23 декабря 2009 г. - Феттель рад за Михаэля Шумахера
23 декабря 2009 г. - Экс-пилоты "Формулы-1" положительно отреагировали на новость о возвращении Михаэля Шумахера
23 декабря 2009 г. - Ральф Шумахер: "От предложения "Мерседеса" и я не отказался бы!"
22 декабря 2009 г. - "Феррари" представила новый симулятор
22 декабря 2009 г. - Руководитель "Стефан Гран-при" посетил базу "Тойоты"
22 декабря 2009 г. - Руководитель US F1: "Удивлен словами Экклстоуна"
22 декабря 2009 г. - Буэми готовится к следующему сезону
21 декабря 2009 г. - GP3. Опубликован календарь сезона-2010
21 декабря 2009 г. - Лопес станет пилотом US F1 в ближайшие дни
21 декабря 2009 г. - Руководитель "Верджин": "У нас амбициозные планы на 2010 год"
21 декабря 2009 г. - Гран-при Рима может появиться в календаре "Формулы-1" в 2012 году
20 декабря 2009 г. - Экклстоун подписал договор на проведение Гран-при Рима
19 декабря 2009 г. - Жан Тодт: "Мне сложно говорить о перспективах проведения в Беларуси соревнований уровня "Формулы-1"
19 декабря 2009 г. - Лукас ди Грасси: "Мне всегда было сложно найти спонсоров"
18 декабря 2009 г. - Лука ди Монтеземоло: "Такое впечатление, что у Шумахера есть брат-близнец"
18 декабря 2009 г. - Лука ди Монтеземоло: "Алонсо приходит в "Феррари" в подходящий момент своей карьеры"
18 декабря 2009 г. - Лука ди Монтеземоло: "Формула-1" должна диктовать моду, а не следовать ей"
18 декабря 2009 г. - Совместная презентация команд "Формулы-1" находится под вопросом
18 декабря 2009 г. - Лука ди Монтеземоло: "В этом году впервые по-настоящему хотел прекратить участие в "Формуле-1"
18 декабря 2009 г. - Лука ди Монтеземоло: "Шумахер позвонил, и сказал, что вероятность его выступлений за "Мерседес" очень, очень высока"
18 декабря 2009 г. - "Феррари" основала академию для молодых гонщиков
18 декабря 2009 г. - Бриаторе ответил Мосли
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Рождественский подарок в серебристой обертке


Все-таки интересно, как человек, который в первой половине этого десятилетия методично убивал интерес к "Формуле-1", доминируя на трассах и переписывая все книги рекордов, сейчас совершает прямо противоположный маневр. Летом его так и не состоявшийся "камбэк" вызвал сумасшедший ажиотаж, и даже сейчас, несмотря на мертвый сезон, болельщики гудят и уже воображают себе замечательный чемпионат 2010 года...


Честно, и без Михаэля в 2010-м нам было бы на что посмотреть. Взять хотя бы британскую дуэль двух чемпионов в "Макларене", новую надежду "Феррари" в лице Фернандо Алонсо, возвращение Фелипе Массы в гонки после пропущенной половины сезона-2009, или очередное творение Эдриана Ньюи для "Ред Булл". Потенциально сильные болиды, победные составы пилотов – все с чемпионами (а кое-кто и с двумя) или вице-чемпионами, все с гонщиками, побеждавшими в Гран-при, причем неоднократно. Предвиделась только одна нестыковка – "Мерседес", и без того критикуемый в Германии за приход в "Ф-1" в неподходящее время, выставлял против этой роскоши Нико Росберга, пилота, на счету которого два во многом случайных подиума и репутация, которую еще доказывать и доказывать. В пару ему Ника Хайдфельда с его грустным рекордом наибольшего числа стартов без побед, и об адреналине в крови от такого состава, пусть даже целиком немецкого, говорить не приходится.


То ли дело семикратный чемпион мира, коллекция Больших призов которого превышает 11 процентов всех Гран-при разыгранных в "Формуле-1" с 1950-го, и на три десятка – суммарные победы его потенциальных конкурентов в 2010-м. Даже после трехлетнего перерыва Михаэля называют фаворитом сезона задолго до первых тестов, сравнения формы команд и оценки его личной физической подготовки. Одного только имени достаточно, чтобы зажечь.

И кто бы мог подумать в начале года, что под его конец мы станем свидетелями возвращения Шумахера? Не будь той травмы Фелипе Массы в июле, и немец, пожалуй, продолжал бы искать вдохновения в мотоциклах, картинге и традиционной "Гонке чемпионов". И вряд ли Росс Браун или "Мерседес" всерьез поверили бы в то, что его можно соблазнить возвращением, не говоря уже о том, чтобы увести его у большой и дружной семьи "Феррари".


Вспоминая свое неудачное возвращение в августе, Михаэль как-то сказал, что то решение было продиктовано эмоциями. И, правда, подготовки там особо и не было: резко возобновленные тренировки, полное отсутствие тестов на F60, пара дней работы на позапрошлогодней машине и медицинские проверки. А главное – подоплека не та. Он возвращался, чтобы помочь команде, не дать остыть кокпиту друга Фелипе, и все, без перспектив. Болид на тот момент уже был статичен, и "Феррари" даже не задумывалась о том, чтобы протестировать на нем хоть что-то для следующего года, а значит, одно из качеств Шумахера – его удивительные работоспособность и взаимодействие с инженерами – оставалось полностью невостребованным. Потенциал F60 со словом победный тоже как-то не вязался – это чудо, что Кими Райкконен привез итальянской команде единственную победу в Бельгии.


Но аппетит приходит во время еды. Настроившись на возвращение, пусть даже ради собственного удовольствия, Шумахер понял, что вот оно – то, чего ему не хватало. И оно снова от него ускользает. Можно не сомневаться, что на этот раз решение, каким бы волнующим не находил его сам немец, принято уже не в эмоциональном порыве, а продумано до самых мелочей. Подготовка к старту идет совсем на другом уровне: немец как начал в августе, так и тренируется, впереди у него полноценная программа тестов, как и у всех соперников, да и болид обещает быть уж получше "Феррари" образца 2009 года. И снова главное – на этот раз у него есть перспектива. Это не пара выходов на замену и не легкая закуска, брошенная на утоление собственного гоночного голода. Это настоящая работа, нацеленная на успех пилота и команды, и не на один год – в контракте заложена возможность его продления до 2012-го! Отсюда вся та заново рожденная мотивация, о которой говорит сегодня Шумахер – он видит задачу, он снова в деле, он чует победы и титулы.


И он знает, с кем ему предстоит за эти титулы бороться. "Возможно, пелотон стал плотнее. Но сильнее – с чего бы? Сильные гонщики были всегда", – так ответил сегодня Михаэль на вопрос о том, ждет ли его большая конкуренция, чем три года назад.


Давайте честно. "Торо Россо" и "Форс-Индия" в качестве середняков "Формулы-1" – подобная стартовая решетка звучит не так чтобы уж очень сногсшибательно конкурентоспособной. И слабые соперники – традиционно сильная сторона Шумахера. Да, против него будет три чемпиона, два вице-чемпиона, но только один из них не усеял свой путь разнокалиберными ошибками, а гарантии в том, что "Феррари" предоставит ему – речь о Фернандо Алонсо, конечно же, – достаточно быстрый болид и непоколебимую организационную работу, пока нет никакой. Остальные... Не принимайте за критику или умышленное принижение их достижений, но Михаэлю наверняка было очень любопытно наблюдать за прошлогодней дуэлью Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы, в которой претенденты скорее состязались не в том, кто титул завоюет, а кто его потеряет. Или за успехами пары в "Брауне" – вон, старина Рубенс выигрывает гонки и опережает будущего чемпиона Дженсона, который никак не может приспособиться к вскрывшейся проблеме с прогревом покрышек. Интересно, сколько раз задумывался Шумахер о том, что он сам мог бы сделать на месте этих парней? А после того, как не раз выигрывал у них в картинге?


Нет, разумеется, семикратный не безупречен, и под прессингом, когда знает, что его техника в данный момент недотягивает, он начинает штурмовать боковые понтоны болидов соперников и металлические рельсы "Раскасса". Так что его поход за намеченным восьмым титулом будет ой как во многом зависеть от того, что создадут подопечные Росса Брауна. Но если здесь все будет в порядке... Уходя в 2006-м, Михаэль говорил, что не предвидит в себе в ближайшие годы тех энергии и мотивации, которые нужны, чтобы оставаться конкурентоспособным. И если эти две важнейших компоненты хотя бы приблизились к тому уровню, на котором сегодня их видел сам Шумахер, вполне может оказаться, что ни трехлетний перерыв, ни кардинальные технические перемены, ни 41 год за плечами, не помеха для новых побед.


Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Трибуна

Письма читателей

Константин Величко.

К сожалению, не успел принять участие в голосовании по системе подсчета очков. Понимаю, что мое личное мнение ничего не решит, но, тем не менее, все-таки его выскажу: наиболее разумная и справедливая система 2003 года - (10-8-6-5-4-3-2-1).




Олег Б.А.

Поднимите тему показа Ф-1 для всех россиян, у которых из доступных только 1 да 2 каналы.


RomB.

Олег, при всем моем уважении, но сейчас еще большой вопрос, будет ли вообще транслировать Ф1 на территории России хоть какой-то телеканал.

Ну а о двух главных федеральных теперь и говорить не приходится.

Да и знаете... не так уж и дорого сейчас стоит б/у "тарелка". Было бы желание смотреть...




Баранов Евгений.

Предлагаю в одном из выпусков МОМК опубликовать турнирную таблицу пилотов и команд за 2009 год, но, применив новую систему начисления очков. Интерес вызывает также поэтапное сравнение старой и новой системы начисления очков, набранных пилотами и командами за 2009 год.


RomB.

Хорошая идея.

Присылайте табличку - обязательно опубликуем. :)

1972: Обзор Формулы-1

Перевод: Дмитрий Толстенев, Коломна.
MOTOR, week ending Dec 9 1972.

Статистические итоги Дага Ная

В 1972 году были проведены 12 гонок, результаты которых вошли в зачет чемпионата мира, а также семь гонок на машинах "формулы-1", результаты которых не вошли в зачет чемпионата. Это был трудный сезон для команд, хотя основные изготовители, такие как Ferrari, Matra-Simca и Tyrrell воздержались ото всех гонок, кроме основных. JPS-Lotus провели фантастический сезон, выиграв 9 из 18-ти гонок, включая "дорогую" гонку Rothmans 50,000 в Брэндс-Хэтч для автомобилей "свободной формулы".

Сезон увидел борьбу в чемпионате мира на протяжении более чем 805-ти кругов или 2322,563 мили на основных трассах земного шара, в то время как незачетные гонки добавили еще 1128,52 мили. В результате возможная максимальная дистанция составила 3451,083 мили. Самыми короткими гонками стали 106-мильная "Гонка Чемпионов" и John Player Victory в Брэндс-Хэтч. Самой длинной стала 312-мильная Rothmans 50,000. Когда-то это была распространенная дистанция для "гран-при", и победа Эмерсона Фиттипальди, проведшего без остановок всю гонку, доказала, что современные автомобили и гонщики могут проехать ее, если награды будут достаточно большими. Тем не менее, среди "гран-при" чемпионата мира самым длинным был южноафриканский, лишь на комариный носок длиннее аргентинского и британского этапов – все чуть более 201 мили. Самым коротким был "Гран при Испании" в Хараме, длиной 190,19 миль.

Редко когда автомобиль "формулы-1" бывает столь жизнеспособным в плане сроков существования. Иногда трудно определить, когда старая машина становится новой! Не менее 49-ти гонщиков управляли 63-мя автомобилями на различных стадиях. Это был год, когда чемпионат выиграл выглядевший действительно лучшим. Эмерсон Фиттипальди провел больше гонок, чем кто-либо из его конкурентов за рулем машины "формулы-1". Он выступил во всех 19-ти гонках, финишировав в первой шестерке 13 раз, в том числе восемь в рамках чемпионата и пять в других гонках. Он выиграл пять гонок из первой группы и четыре из второй с рекордом, при котором никто не может умалить его достоинство.

Финишировали в первой шестерке

Гонщик Финишировали
[чемп./внезачет.]
Лучшие места
[чемп./внезачет.]
Поул-позиции
[чемп./внезачет.]
Быстрейшие круги
[чемп./внезачет.]
Эмерсон Фиттипальди 8/5 1[5] / 1[4] 3/6 -/5
Денни Хьюм 8/3 1[1] / 1[1] - 1/1
Питер Ревсон 6/1 2[1] / 5[1] 1/- -
Джеки Стюарт 6/0 1[4] / - 2/- 4/-
Ронни Петерсон 5/1 3[1] / 2[1] - -
Крис Амон 6/0 3[1] / - 1/- 1/-
Жаки Иккс 5/0 1[1] / - 4/- 3/-
Майк Хейлвуд 4/1 2[1] / 2[1] - 1/1
Жан-Пьер Бельтуаз 1/3 1[1] / 1[1] - 1/-
Клай Регаццони 4/0 2[1] / - - -
Питер Гетин 1/3 6[1] / 4[1] -/1 -
Франсуа Север 3/0 2[1] / - - -
Андреа де Адамич 1/2 4[1] / 2[1] - -
Хауден Генли 2/1 4[1] / 5[1] - -
Брайн Редман 2/1 5[2] / 2[1] - -
Карлос Пасе 2/1 5[1] / 2[1] - -
Тим Шенкен 1/2 5[1] / 3[1] - -
Грэм Хилл 3/0 5[1] / - - -
Карлос Рейтеманн 1/1 4[1] / 1[1] 1/- -
Марио Андретти 2/0 4[1] / - - -
Верн Шуппан 0/2 - / 4[1] - -
Артуро Мерцарио 1/0 6[1] / - - -
Вильсон Фиттипальди 0/1 - / 3[1] - -
Нанни Галли 0/1 - / 3[1] - -
Анри Пескароло 0/1 - / 3[1] - -
Джон Сертиз 0/1 - / 3[1] - -
Майк Бьюттлер 0/1 - / 4[1] - -
Хельмут Марко 0/1 - / 4[1] - -
Дейв Уокер 0/1 - / 5[1] - -
Луиз Буэно 0/1 - / 6[1] - -
Джон Уотсон 0/1 - / 6[1] - -

Анри Пескароло принял участие в 17-ти гонках, но аварии на тренировках и во время квалификации в Монце оставили его всего с девятью гонками чемпионата и пятью незачетными в которых он действительно стартовал. Ронни Петерсон, Питер Гетин и Жан-Пьер Бельтуаз следуют за Эмерсоном в участии, но преследователем в таблице финишировавших в первой шестерке является Денни Хьюм. На своем Yardley McLaren он был эталоном стабильности и из 15-ти участий он 11 раз был в первой шестерке, выиграв ГП ЮАР и Gold Cup в Оултон Парке.

Только четыре представителя "формулы-1" финишировали в Оултоне, трое в гонке Rothmans и пятеро в Валлелунге. В общей сложности сезон предложил 108 мест в первой шестерке. В итоге 31 гонщик заняли эти места, оставив 18 несчастливых кандидатов за их пределами. Очки в чемпионате поделили 21 гонщик, в то же время на незачетных гонках в первую шестерку попали 23 гонщика.

Стоит отметить, что Эмерсон Фиттипальди не показал ни одного быстрейшего круга на этапах чемпионата, в то время как Жаки Иккс отметился семь раз, а Джеки Стюарт шесть раз в списках обладателей поула и быстрых кругов на этапах чемпионата. Потрясающий талант Стюарта в кокпите гоночной машины сделал Tyrrell-Ford наиболее стабильно быстрой маркой к его чести в году с десятью победами, поулами и быстрыми кругами, по сравнению с восемью у Ferrari и Lotus. Но одно шасси Эмерсона выиграло пять, а другое четыре гонки. То, чего не доставало Ferrari, так это надежности. Комбинация одного отдельного автомобиля ("B2-5"), и Иккс победил всех на тренировке и ГП Германии, записав в общей сложности шесть успехов в таблице победы/поулы/быстрые круги.

Шасси-победители в гонках чемпионата

Шасси Побед Поулов Быстр. кругов
Ferrari 312B2-05 1 3 2
Tyrrell-Ford 003 2 1 2
Lotus-Ford 72D-7 3 2 -
Tyrrell-Ford 005 2 1 2
Lotus-Ford 72D-5 2 1 -
BRM P160-01 1 - 1
Ferrari 312B2-06 - 1 1
Matra MS120D-07 - 1 1
McLaren-Ford M19A-2 1 - -
Brabham-Ford BT34-1 - 1 -
McLaren-Ford M19C-2 - 1 -
Matra MS120C-06 1 1 1
McLaren-Ford M19C-1 - - 1
Surtees-Ford TS9B-005 - - 1

Если Вы взгляните на таблицу количества кругов лидирования в "гран-при", то увидите в ней только восьмерых гонщиков. Следует отметить, что только Ferrari имеет в нем двух гонщиков.

Круги лидирования в гонках "гран-при"

Гонщик Автомобиль Кругов лидирования Гонок лидирования
Джеки Стюарт Tyrrell-Ford 320 76
Эмерсон Фиттипальди Lotus-Ford 240 6
Жаки Иккс Ferrari 104 3
Жан-Пьер Бельтуаз BRM 80 1
Денни Хьюм McLaren-Ford 28 2
Крис Амон Matra-Simca 19 1
Клай Регаццони Ferrari 11 2
Ронни Петерсон March 3 1
805 кругов

Из 63-х автомобилей, которые появились в течение года, самым плодовитым изготовителем стал March. С учетом замены рамы "721X", которую Петерсон погнул в Оултоне на запасной машине, всего Бичестер выставил 15 в течение сезона. Это три прошлогодние "711" для частников, четыре "721" 1972 года, три "721X" и пять задуманных в спешке "721G" на базе Ф-2, которые, в итоге, спасли репутацию March и конструктора Робина Херда. Я посчитал и Eifelland 21-1 как March 721, так как установка забавного кузова, вышедшего из-под пера современного дизайнера мебели, трудно квалифицировать как отдельную марку!

Естественно, многочисленные заявки Marlboro сделали BRM следующей по списку плодовитости маркой. Десять шасси появились в заводских цветах, в то время как старый скрипучий "P133" 1969 года "прочихал" однажды по трассе Брэндс-Хэтч в руках частника. Фабрика в Бурне использовала три усовершенствованные "P153" 1970 года. Наружная обшивка монокока самого старого шасси ("153-03") послужила для обновления молодого ("153-07"), построенного в соответствии с требованиями 1972 года, но оплотом команды стала серия прошлогодних "P160", пять из которых выступали регулярно. Одно из них, "160-03", заслужило своего рода приз как самое битое шасси года. В течение года оно пережило пять аварий – в Аргентине, Испании, Монако, Бельгии и Франции. В BRM были настолько заняты, пытаясь подготовить пять, а то и шесть машин, что последним, "P180", к сожалению, пренебрегали. В конце концов, они поступили благоразумно, и при помощи дождя Бельтуаз выиграл последнюю гонку сезона в Брэндс-Хэтч.

Шесть 3-литровых Surtees появились в течение года, самым старым из которых был "TS9" Джона Лава с передним расположением радатора, в то время как четыре заводских автомобиля появлялись с различной поддержкой, три "TS9B" и очень привлекательный новый "TS14". "TS8" Ф-5000 Эрва Байарда, появившийся на тренировке перед гонкой Rothmans с двигателем Cosworth дополнил секстет.

Elf Team Tyrrell выпустили пять машин для Стюарта, Севера и Депайе. Три из них были разработаны Гарднером в 1970/1 и две последней формы. Шасси "003" является самым успешным задокументированным автомобилем в истории "гран при" с восемью победами на своем счету. Кен Тиррелл вряд ли является сентиментальным человеком, но он показал подлинную привязанность к "003" и сохраняет его.

В этом году выступали пять Brabham, четыре заводские MRD Берни Экклстоуна и один частный "BT33" 1970 года, на котором сейчас выступает в ЮАР Вилли Фергюсон. Заводские машины включали сестру "BT33", клешни омара "BT34", на которой выступал Вильсон Фиттипальди и две с расположенными спереди радиаторами "BT37", доработанные Ральфом Беллами, но все еще под большим влиянием Рона Торанака.

Считая замененное шасси "M19A-2", которое Редман "списал" во Франции (оно было перестроено в спецификацию "С", хотя сохранило панели шасси "А") McLaren изготовил четыре машины, три "M19A" и одну "М19С" 1972 года. Lotus и Ferrari также выступали на четырех шасси. SEFAC Ferrari использовали усовершенствованные "B2", в то время как к автомобилям JPS иногда присоединялся подобный Lotus-Ford 72D Дейва Чарльтона.

Matra и Tecno выставили по три машины поштучно, пока сезон прогрессировал. Французская команда полагалась на обновленный автомобиль 1971 года, в то время как новая "MS120D" дебютировала на ГП Франции и чуть не выиграла его. Tecno выступали сначала на шасси опытного образца, а затем выставляли по две машины без особой радости. Низкобюджетному плоскому 12-цилиндровому двигателю необходим для доработки дьявол!

Фрэнк Вильямс нанял Лена Бейли для разработки автомобиля в 1971 году. Его постройка была отсрочена и, наконец, появилась на ГП Великобритании только для того, чтобы Пескароло отправил его в насыпь на списание. Politoys поддержал постройку второй машины, на которой Крис Амон выступил в Victory race, добавив мили развития. С новой просторной штаб-квартирой в Ридинге и около 16-ти нанятых человек, Фрэнк Вильямс участвует в бизнесе по постройке машин. Ну и, наконец, единственное появление Connew из закрытого гаража в Эссексе стало храброй попыткой, составив общее число из 63-х участников.

Самую большую занятость в сезоне щедро продемонстрировала Team Surtees, расположив три своих основных автомобиля во главе списка наиболее занятых в гонках шасси. "TS9B-006" (постоянный автомобиль Шенкена) стал самым загруженным в течение сезона, имея на своем счету 16 стартов, а "004" Андреа де Адамича вместе с March 711 Карлоса Пасе совершили по 14 выступлений. Основное шасси "005" Майка Хейлвуда выступало 13 раз, в то же время BRM P160-05, которое принимало участие в гонках 12 раз, попадало в руки нескольких гонщиков.

10 самых загруженных шасси

Шасси Постоянный гонщик Стартов Сходов
Surtees TS9B-006 Шенкен 16 5 (2 аварии)
March 711-3 Пасе 14 5 (1 столкновение)
Surtees TS9B-004 де Адамич 14 6
Surtees TS9B-005 Хейлвуд 13 6
BRM P160-05 различные 12 6 (2 аварии)
Lotus-Ford 72D-6 Уокер 12 6 (1 дисквалификация)
Brabham-Ford BT37-1 Хилл 12 4 (1 авария)
Ferrari 312B2-5 Иккс 12 5 (1 авария, 1 столкнов.)
March-Ford 721G-1 Бьюттлер 11 2
Lotus-Ford 72D-7 Э. Фиттипальди 11 4

На сезон 1973 года Advanced Vehicle Systems, Ensign и еще один или два изготовителя нацеливаются на "формулу-1", так что дезертирство Matra будет более чем компенсировано. Календарь такой же большой, как и был в этом сезоне. Если бы гонки проводились действительно на большей дистанции, я бы сейчас написал, что "формула-1" никогда не выглядела лучше. Будет ли количество в 49 гонщиков и 63 машины выглядеть скромным, когда сезон 1973 года наступает?

Итоги-2009. Скандалы


Под конец года принято подводить разнообразные итоги на тему, кто был лучшим, а кто худшим в прошедшем сезоне, коротая, таким образом, последние деньки до любимых праздников. Мы решили вспомнить главные события 2009-го, и я предлагаю начать с плохого, чтобы побыстрее разделаться с неприятными историями и решительно оставить их в прошлом. А когда мы дойдем до хорошего, я всерьез рассчитываю на коллективный разум и ваш посильный вклад в итоговый рейтинг!


Чего-чего, а скандалов в этом году было столько, что не просто на Топ-5 – потрудившись, можно наскрести даже на полноценную десятку. По сравнению с тем, сколько раз за последние 12 месяцев Международной автомобильной федерации приходилось вмешиваться в неспокойное течение чемпионата, прошлогодние увеселительные похождения Макса Мосли – детский лепет, да и попытки Ари Ватанена побороться за демократию и справедливые выборы президента ФИА выглядят слабенько. Ари так и не произвел какого-либо значимого эффекта, и о нем очень быстро забыли, обратив все взоры на Жана Тодта, поэтому финн в итоговый рейтинг и не попадает. Как и Берни со своими несостоявшимися медалями. Или Рон Деннис с Флавио Бриаторе, скромно грозившие бойкотировать гонку в Мельбурне в том случае, если Берни Экклстоун не выплатит командам призовые деньги за прошлые годы. Однако следующая фраза старика просто обречена войти в историю: "Если ко мне приходят и начинают угрожать пистолетом, им нужно быть готовыми к тому, чтобы спустить чертов курок. И чтобы там были пули. Потому что если промажут, то берегись". Кстати, Берни – чертов провидец, предостережение выдал по адресу: ни Деннис, ни Бриаторе до финиша сезона не добрались...


5. Дисквалификация "Рено" после Гран-при Венгрии


Сама по себе дисквалификация всей команды на один Гран-при из-за оторвавшегося от болида Фернандо Алонсо колеса во время гонки в Венгрии выглядит довольно дико. За оторванный Массой шланг в Сингапуре – проезд по пит-лейн. За аналогичное нарушение в Бразилии со стороны "Макларена" (и даже более опасное, потому что в загоревшемся топливе из утянутого Ковалайненом шланга пострадал Кими Райкконен, у которого всю гонку болели глаза) – плюс 25 секунд к результату. А "Рено" – бан, да еще и на домашнюю гонку Алонсо.


Но, как это обычно бывает, некоторые события нужно рассматривать в контексте. В данном случае – в связи с травмой Фелипе Массы накануне и трагической гибелью Генри Сертиза неделей ранее. Все перепугались, ну и, естественно, судьи подошли к неопасному делу о колесе со всей возможной строгостью. Вот только за безопасность бороться такими методами неумно и неэффективно. Благо, до гонки в Валенсии было четыре недели: страсти успели остыть, и Апелляционный суд смог собраться. Решение стюардов отменили, и все остались довольны.


4. Диффузорные разборки


Спор о том, легальны ли так называемые двойные диффузоры, начался еще на межсезонных тестах, правда, пока ими щеголяли только "Уильямс" и "Тойота", протесты и вопросы оставались довольно вялыми. Все-таки "Тойота" ездила в Бахрейне на уровне "Феррари" и "БМВ" – условно фаворитами, а значит, особо волноваться было не о чем. Но как только на трассе появился слишком уж быстрый "Браун" со своей версией узла, стало понятно, что официального разбирательства не избежать. Так и случилось: в Австралии большинство команд без волшебных диффузоров опротестовали итоги технической проверки, а в Малайзии их догнал "БМВ-Заубер", который в первый раз элементарно опоздал к сроку.


Мой личный прогноз по данному конфликту был прост: диффузоры признают легальными, но запретят к использованию, закрыв ту серую область, из которой они выросли. Но в ретроспективе можно сказать, что ФИА шла именно к тому, чтобы оставить это преимущество за командами, в которых до этого никто не видел угрозы, и поддержать революционный переворот в устоявшейся иерархии. О том же говорит поведение Макса Мосли, который намеренно взял за Федерацию самоотвод и не стал рассматривать это дело до старта сезона, оставив все на совесть четверговой технической инспекции в Мельбурне.


Диффузоры были признаны в рамках правил, запустив виток научно-исследовательской работы в этой области. Правда, в итоге, нужно сказать, что реальное преимущество из ситуации смог извлечь только "Браун", да и то Росс всегда говорил, что не только в диффузоре дело – просто BGP001 был проработан лучше, чем детища конкурентов.


3. Лже-гейт


То, что произошло после Гран-при Австралии, до сих пор оставляет ощущение чего-то нереального. Вроде бы взрослые люди: Дэйву Райану не 20 лет, и Льюис Хэмилтон как-никак чемпион мира – посол спорта, как иногда характеризуют обладателей титула. А вели себя как малые дети – вот скажем, что это соседи обстреляли с балкона тухлыми яйцами прохожих на улице, и никто не узнает правды!


А что не менее удивительно – чемпион мира и опытнейшая команда не знают элементарного правила, которое известно даже болельщикам. Ярно Трулли ошибся и вылетел под сэйфети-каром, а потому Хэмилтон абсолютно законно его обогнал. Но почему-то засомневался и начал вопрошать командный мостик. Там тоже засомневались и попросили гонщика вернуть "Тойоте" третью позицию. Вот бы товарищей хотя бы мимолетом коснулось сомнение в тот момент, когда об инциденте вопрошали стюарды! Но нет, они настаивали даже неделю спустя, когда были представлены доказательства – запись разговоров "Макларена" и знаменитое интервью Льюиса, в котором тот ляпнул, что Трулли ему сказали пропустить. Но третье место, видно, казалось гораздо нужнее.


В итоге Дэйва Райана уволили, Рон Деннис отошел от дел в команде, "Мерседес" поставил еще одну галочку в разделе "за новую команду", Льюис Хэмилтон хотел от всех спрятаться и все бросить, но был вынужден публично извиняться. После этого нужно было бы еще прочитать хотя бы спортивный регламент, про всякие светофоры на пит-лейне и исключения из запрета на обгоны. Но о том, удалось ли Льюису осилить правила, мы до следующего сезона не узнаем.


2. ФИА против ФОТА


Команды против Федерации – это классика. И поскандалили на этот раз очень знатно. Мосли придумал совершенно сумасшедшие правила, фактически предложив создать два чемпионата в одном – для тех кто хочет много тратить на технически кастрированную машину, и тех, кто хочет развернуться на кастрированном бюджете. Команды вызов приняли. Два чемпионата? Да не вопрос – мы создаем альтернативный!


Конфликт разрешить удалось, ибо иного пути у "Формулы-1" просто не было. Но жертвы оказались из довольно высоких эшелонов: сначала Макс Мосли, потом, очень быстро, "БМВ", затем "Тойота". Самое интересное, что обе стороны проигравшими себя не считают: Монтеземоло "поверг диктатора", Мосли чуть ли не единолично "спас чемпионат". Пострадавшими, как обычно, остаются зрители, которые пока кроме четверки загадочных новых команд ничего хорошего от этой истории не получили.


1. Крэш-гейт


Британская Times назвала заранее спланированную аварию Нельсона Пике-младшего на Гран-при Сингапура 2008 года худшим примером жульничества в истории спорта. Вероятно, это преувеличение, но то, что инициированный тем же Пике скандал стал самым громким в этом сезоне, не подлежит сомнению.


А ведь поначалу казалось, что случай недоказуемый – не то, что в случае со "лже-гейтом" Льюиса Хэмилтона. Телеметрия? Эксперты подтвердили, что она говорит об ошибке и аварии, но не о степени ее умышленности. Записи радиопереговоров? Снова не самое сильное доказательство. Слова Пике-младшего... Ну, только что уволенные гонщики зачастую не расположены петь дифирамбы своим бывшим работодателям. Все решил "Свидетель Х", слова которого и убедили сомневающихся.


Правда, скандал на этом, можно считать, не закончился: мягкое решение Совета ФИА, согласно которому "Рено" вроде как и не наказали вовсе, вызвало бурную реакцию с экскурсами в недавнее прошлое со стомиллионным штрафом "Макларена"...


А накануне Нового года остается только пожелать, чтобы повода писать подобный скандальный рейтинг в следующем сезоне у нас элементарно не было!


Желаете что-то оспорить или добавить? – Напишите!

Деловой раздел


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ВИДЕОЗАПИСЕЙ ФОРМУЛЫ-1


САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.


ФОРМУЛА-1 С УЛЫБКОЙ :-)


http://www.raiden.net.ru - сайт посвящен юмору в "Формуле-1". Здесь вы найдете множество анекдотов, забавных рисунков, прикольных фотографий и другого рода интересный и забавный материал о "Формуле-1".


ПОКЛОННИКИ Ф1, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ В ПЕРЕВОДЕ!


Имеются следующие книги по "Формуле-1" на английском языке:

  • Piero Casucci, Enzo Ferrari. "50 years of Motoring". 1980 год.
  • Timothy Collings. "The new Villeneuve. The life of Jacques Villeneuve." 1997 год.
  • Gerald Donaldson. "Gilles Villeneuve. The Life of the Legendary Racing Driver".
  • David Tremayne. "Jordan. Formula 1 Racing team". 1998 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.
  • Tremayne David. "Rubens Barrichello. In the spirit and the shadow of Schumacher". 2005 год.
  • Roebuck Nigel. "Chasing the title. Memorable moments from fifty years of Formula-1". 1999 год.
  • Bruce Grant-Braham. "Lotus. A Formula One Team History". 1994 год.

Кто может и хочет помочь с их переводом на русский язык, пишите на rainman@nm.ru или на f1-momk@rambler.ru.

Если Вам интересны другие гонщики, команды, личности автоспорта, то пишите - имеется ряд книг и журналов по автоспорту.



САЙТ ХЕЙККИ КОВАЛАЙНЕНА


Великолепный мультиязычный проект, посвященный финскому пилоту "МакЛарен Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий, викторина, возможность задать свой вопрос непосредственно Хейкки!

Выходные данные

Редакция

Редакционная политика

  • Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.
  • Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.
  • Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие изменения использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.
  • Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве и рассмотрит все предложения.
  • При использовании материалов проекта активная ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

  • Полный тираж издания: 48126 экз.
  • При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).
Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru

 

© Ф1-МОМК
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное