Дайвинг: самое интересное

  Все выпуски  

Паркур. Часть II



Все об экстремальных видах спорта



Паркур. Часть II


Ямакаси

В 1987 году в городе Лисс Давид Белль познакомился с Себастьеном Фуканом. Молодой человек быстро проникся увлечениями Давида, и они стали заниматься вместе. Со временем к ним присоединилось еще несколько приятелей. Так появились Ямакси - первая в мире команда трейсеров. В переводе с заирского наречия слово "yamakasi" обозначает человека сильного телом и духом.

Их было 8: Давид, Себастьен, Ян, Шарль, Малик, Гилен, Шо и Вильям. Они постоянно тренировались и при поддержке друзей и знакомых постепенно становились все более известными. Ямакси удалось несколько раз засветиться на телевидении, после чего в 1998 году друзьям предложили исполнять трюки в знаменитом французском мюзикле "Notre Dame de Paris".

Пятеро парней из команды заинтересовались работой. Это был первый серьезный профессиональный контракт и новый способ продвигать паркур. Но Давид был категорически против. Он считал, что уровень его подготовки слишком высок, чтобы растрачивать себя на двухлетнюю работу статиста в мюзикле. Во-вторых, по сюжету Ямакаси должны были играть роль ловких воришек, а для Белля была не приемлема такая трактовка паркура. Он не хотел, чтобы уже с самого начала паркур стали воспринимать как искусство, которое можно направить на достижение дурных целей. Себастьен был согласен с Давидом, и они ушли.

По большому счету это был конец Ямакси, но паркур ждало еще одно испытание. Давид и Себастьен тоже стали терять общий язык. Оставшись в одиночестве, они пытались заниматься с молодыми последователями паркура, с новыми командами, которые стали появляться во Франции. При этом Себастьен Фукан желал заработать и стал брать с начинающих спортсменов вступительные взносы.

Для слишком принципиального Давида это было уже слишком. Отношения с другом он прекратил и окончательно отказался от идеи команды. Фукану тоже не повезло. Его задумка с паркур-бизнесом быстро провалилась. К тому же в погоне за доходом, Себ перестал заниматься и сильно растерял форму.

Так закончилась история Ямакаси. Фильм "Ямакаси: новые самураи" Давид назвал проституцией. Хотя, это не помешало ему участвовать в других проектах Бессона. Впрочем, Белль как-то выражал надежду, что когда-нибудь Ямакаси еще снимут фильм достойный паркура. О бывших друзьях он отзывается спокойно, и тепло вспоминает Себастьена Фукана. Лучшим другом Белля сейчас является каскадер Кирил Раффаели, с котором они вместе снимались в "13-ом районе".

А городок Лисс не забыл своих героев. Каждый год 20 июля там проходят Дни Паркура, которые курирует Себастьен Фукан, который видимо не оставил своих коммерческих амбиций. 

Философия паркура

Разойдясь с Беллем, Себастьен Фукан не захотел быть просто трейсером мира номер 2. У него были более серьезные амбиции, и Фукан основал free running. Эта дисциплина максимально близка к паркуру, с одной небольшой разницей. Для "фрираннеров" красота, эстетика совершаемых движений становится вровень с их полезностью. Трейсер совершенствуется в мастерстве преодоления препятствий, фрираннеры ищут красивые движения, которые далеко не всегда подходят для преодоления преград.

Фрираннеры говорят: "Важно найти гармонию между телом и препятствием. Движение должно быть элегантным. Какой смысл в том, что ты просто много прыгаешь? Гораздо лучше, когда ты можешь сказать после выполнения трюка: "Да, я сделал это красиво".

Давид отвечает им довольно резко: "Паркур придумали солдаты во Вьетнаме. Его функцией являлись бегство от опасности или достижение цели. Я бы хотел сохранить этот принцип паркура. Надо видеть разницу между полезным и тем, что абсолютно бессмысленно в критических ситуациях. Все, что не приносит пользы - не паркур. И если вы занимаетесь уличной акробатикой, с одной лишь целью - повыделываться, не надо утверждать, что это паркур. Акробатика была и раньше, у паркура другие цели".

Так разделяются мнения и философии Давида Белля и Себастьена Фукана. Что выбрать вам, решайте сами. Для Белля паркур это функциональный спорт, чуждый красивостей и лишних элементов. Ему все равно как смотрится трюк со стороны, главное чтобы он был полезен, совершенен с точки зрения минимальных затрат энергии. Только когда навыки паркура помогут решить реальную проблему, последователь Белля скажет: "Да, я горд собой".

Фукан другой. Для него свобода принципиальна во всем. Свобода - это еще и эстетика. Полный контроль над своими движениями означает умение не просто двигаться, но и придавать этим движениям желаемую форму. Зрелищную и красивую. Free runners Фукана добиваются от своего тела невероятного, а именно непохожести на людей. Этот бег ближе к движениям свободного дикого зверя, который просто не может выглядеть неуклюже или странно со стороны.

У Белля больше смысла, у Фукана больше искусства. Белль практичный, Фукан гламурный. Белль продвигает паркур, Фукан снимается в клипах Мадонны. Это не плохой и хороший герои, а просто разные уровни восприятия, которые допускает паркур. Две самостоятельные школы, этого вполне достаточно, чтобы спортивное начинание спровоцировало появление собственной философии.

Паркур - это жизнь. Он перестраивает сознание, заставляя воспринимать все иначе. Как это происходит, может понять только человек, у которого уже получаются какие-то трюки. Только ощущение своих возможностей, успех в преодолении страха и боли раздвигает границы понимания мира.

Без смены восприятия реальности паркур невозможен. Жизнь по законам паркура - это всегда движение и всегда только по прямой. Нежелание отступать здесь преобразуется в умение преодолевать. Здесь опасность не ради опасности, и адреналин не ради адреналина. Все делается с предельной жаждой жизни, жаждой продолжения движения. Именно так звучит неофициальный девиз паркура "to be and to last" - быть и продолжаться. Паркур это начало вашей храбрости, вашего контакта с окружающей средой и со своим телом. Когда все приходит в гармонию паркур превращается из простой системы физических нагрузок в настоящее искусство.

Травмы и риск в паркуре

 Какие ассоциации появляются при слове паркур? Адреналин? Да! Свобода? Да! Скорость? И это тоже! А что стало неотъемлемой частью всего этого? Ссадины и синяки, вывыхи! А может что то и серьезней! Травмы в паркуре. Как их избежать ? Какие самые распространенные? Что может привести к травмированию в городских джунглях? Именно об этом пойдет далее речь.

Перед написанием статьи был проведен социальный опрос среди тех, кто не понаслышке знают о паркуре .Опрошено 70 человек. И вот что получилось :

Получали ли вы травмы в паркуре?

- Переломы: 5,9%
- Вывихи: 23,5%
- Ссадины, синяки, царапины: 41,2%
- Ноги пару раз отбил: 17,6%
- Ничего: 11,8%

Паркур - молодое течение и развивается свободно во всех плоскостях. Такое понятие , как тренер , присутствует лишь в редких случаях . Обычно есть лишь ты , твое тело и препятствие , которое нужно преодолеть! Вот так и случаются неприятности или травмы.

Не докрутил, не дотянул, не подстраховался, не додумал - как результат растяжение, боль на несколько месяцев , постельный режим …не будем продолжать , но список не полный.
Как минимилизировать риск?
Давайте конкретно рассмотрим ситуации, когда травма вполне реальна.
Удивительно (или вполнелогично ), но именно на тренировках паркуристы получают больше всего травм. Почему? Элементарная невнимательность , не знание, лень (да !да ! лень разогреть мышцы, лень обдумать следующий шаг).

Итак, на дворе зима , но вы настоящий паркурист и вас это не заботит, ведь есть же залы, где можно отточить свое мастерство в акробатике и повысить выносливости на скалодромах. Что может подстерегать вас здесь? Обычные вывихи и растяжения . Прихватите с собой мази и гели. Какие именно? О, да их сейчас очень много и любая аптека предложит вам широкий выбор.
Если при словосочетании "паркур и зал" вы пренебрежительно поморщились, то далее вам будет полезно.

Прежде всего, выходя на улицу не стоит надевать на себя много тёплой одежды, так как при интенсивной тренировке уже меньше чем через пять минут вам станет жарко, а зимние куртки будут сильно мешать, стесняя движения. А потеря контроля над ситуацией из-за зацепившегося за препятствия рукава или подола в тот момент, когда вы перелетаете на полной скорости очередное препятствие - не самое приятное...

В выборе одежды для зимних тренировок можно вполне ограничиться шерстяной водолазкой или свитером, плюс тонкая ветровка, не стесняющая движения. Штаны, как и всегда, паркурист выбирает для себя сам. занимайтесь в том, в чём вам удобно. Единственное , что хочется посоветовать - отложите джинсы в сторону . Они слишком стесняют движения . Что касается кроссовок, то лучше зимой использовать сабж с подошвой, обеспечивающей хорошее сцепление со скользкими поверхностями. Все это определяется, когда держишь сабж в руках. Так, например, одинаково гладко-пупырчатая подошва на разных ботинках может скользить / не скользить по керамике / дереву / льду и т.д. А определяется это составом резины и рельефностью подошвы.

ыходим на улицу одетыми по полной форме и перед нами встает выбор района, где развернуть действия естественно нет карты, где будут отмечены места для паркура, да и нужно ли. Погдойдет любое место, где есть пространство для отработки твоих "фишек".

Если вы собираетесь делать дроп (drop - прыжок сверху вниз с приземлением на ноги) в сугроб, нужно предварительно проверить его на содержание остро-режущих предметов и т. п. Если там, где вы собираетесь приземлиться -лёд, то лучше обойти это место стороной. Ноги на скользкой поверхности раскатятся в разные стороны (тут возможен разрыв связок, вывих и даже перелом).До лета еще далеко , а вам нетерпиться вскарабкаться на здание, стоящее перед вами . Ну что ж, вперед не вершину ), но! Проверьте выступы на предмет обледелости . Билдеринг (покорение искусственных конструкций) зимой - штука крайне опасная, и лучше заниматься этим на специально оборудованных скалодромах, пока не наступит лето.

Зимой главный враг паркуриста - скрытый подо снегом лед. Именно он становится причиной самых подлых травм . Соревноваться с ним в ловкости не стоит - слишком дорога цена.

Ура! Лето! Все на улицу!!! А вот тут нужно притормозить! Трава , которая так манит свежей зеленью таит ОЧЕНЬ много сюрпризов- стекло, камни, прочая мелочь , которая станет причиной боли. Роллы, дропы и различные элементы фрирана (паркура) нужно выполнять с осторожностью!!!

Так, траву исследовали, следуем дальше! Перед вами здание, которое предстоит покорить - это я про индустриальное скалолазанье - Билдеринг. Прежде чем рвануть на встречу новым ощущениям не поленитесь и проверьте, что станет вашей опорой и на сколько этот выступ, скол, кирпич , вообще может быть опорой. Не полагайтесь на удачу, так как очень часто рельеф здания очень хрупкий, ведь строители и думать не могли , что этот дом станет объектом твоего продвижения в паркуре. Будьте осторожны и предельно внимательны. Хороший трюк может быть только, когда вы уверены на 100 % в том, что вы делаете! Раз уж затронули тему "дом" - напишу пару предупреждений, которые помогут избежать ненужных и нежелательных знакомств с органами правопорядка. Уважаемые паркристы - билдеры, балконы не предназначены для восхождения (хотя и манят ;) ), да и жилые дома лучше оставить в покое. Торговые центры, кстати, так же находятся под неусыпной охраной! И если все таки решились вы влезть или запрыгнуть на чужой балкон - не забудьте приготовить деньги на штраф.

Заканчивая свой посыл вам, жители и покорители городов, настою на том, что самой лучшей страховкой от травмы будет ваше натренированное тело и удобная одежда. Не пренебрегайте напульсниками и наколенниками - от серьезных травм не спасут, но избавят от многих неприятностей. Так же вашими друзьями должны стать эластичные бинты, пластыри и, конечно, гели от растяжений.

И такой совет, учитесь падать. Лучше всего это делать под опытным взглядом инструктора какого либо восточного единоборства , например , дзю-до, джиу -джитсу. Правильно положить свое тело, правильно сгруппироваться - дорогого стоит, а вернее здоровья.

Удачи вам в покорении просторов большого города!

В избранное