Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности: Можно ли заработать на налоговом консультанте?


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Можно ли заработать на налоговом консультанте? Российская практика и европейские тенденции.

Налоговое консультирование как более или менее организованное профессиональное сообщество развивается в России всего 10 лет. Палата налоговых консультантов наметила торжества по этому случаю на февраль 2012 года.

В начале осени российскую Палату приняли в CFE - Европейская налоговая конфедерация, представленную на сегодняшний день 24 странами Европы. При таких обстоятельствах, тем интереснее было принять участие в только что состоявшейся деловой поездке по Чехии и Германии, совмещенной с ежегодной конференцией российской Палаты налоговых консультантов при участии делегаций из России, Польши, Словении, Германии, Чехии и даже Узбекистана.

Конечно, каждая страна, как и любой бизнес, по своему уникальны, однако статистика упрямо указывает: все подчинено определенным тенденциям, векторам и трендам. Оттого выводы из всего, что удалось подглядеть или пронаблюдать представляется мне любопытными для вас (как для руководителей и собственников бизнеса, так и для налоговых консультантов) здесь - у нас в России.

Итак:

1. Деятельность налоговых консультантов жестко отграничена от юридической деятельности и от аудиторской. В первую очередь, как мне показалось, это обусловлено разностью векторов. Особенно в части аудита, поскольку целью последнего является минимизация рисков акционеров. Налоговый же консалтинг европейцам представляется как часть управленческого консалтинга.

2. В большинстве европейских стран действует специальный закон в отношении налогового консультирования. Кто угодно такой деятельностью заниматься не может. Только члены проффесиональных сообществ, сдавшие квалификационный экзамен.

3. Как следствие, налоговые консультанты полностью опосредуют деятельность, связанную с публичными налоговми обязанностями, подготовка и сдача налоговой и бухгалтерской отчетности.

4. Опять же как следствие, налоговые споры также во многом изъяты из обычной юридической практики. Кроме того, участие в налоговых спорах, вытекающих из вопросов в свое время ставших предметом деятельности налогового консультанта - это дополнительная гарантия для клиента, поскольку такая защита осуществляется на специальных условиях, вплоть до отказа от "гонорара успеха" (от % за оспоренную в суде сумму).

5. С другой стороны, основная деятельность налоговых консультантов сосредоточена не столько на декларировании свершившихся фактов, сколько на погружение в хозяйственную деятельность клиентского бизнеса. Именно поэтому квалификационные экзамены, так же как и в России, включают в себя и налоговые, и экономические, и правовые, и бухгалтерские дисциплины. Плюс навыки собственно процесса консультирования, гарантирующие клиенту способность консультанта лечить не симптомы, а причину заболевания.

6. Большинство налоговых консультантов участвуют в обеспечении имущественной безопасности бизнеса. При этом задействование нескольких юрисдикций, включая низконалоговые, при построении бизнеса широко распространено. Правда, в отличие от российской практики, европейские бизнесмены хорошо осознали необходимость разделения моделей международной налоговой оптимизации и обеспечения сохранности имущества. Для российского бизнеса, озобоченного результатами грядущих выборов 2011-2012 г.г. это тем более актуально.

7. Учитывая названное, европейские налоговые консультанты повсеместно вступают в международные профессиональные группы компаний. При этом большинство компаний небольшие - от 10 до 30 человек. В совокупности это дает и гибкость в работе с клиентом (крупные компании более неповоротливые) и, одновременно, больший профессионализм при использовании стыков налогового законодательства разных юрисдикций.

8. Задействованы возможности, в большинстве своем не используемые российскими налоговыми консультантами, замкнувшимися в основном на простейшем варианте: вопрос-ответ. Речь идет о реализации функций контроллинга за службами внутри клиентского бизнеса, в том числе и черех независимых членов совета директоров. Очень разумный подход (мы сами его уже не раз поробовали), поскольку комплексное видение налогового консультанта со стороны позволяет задавать "правильные" и очень неприятны вопросы ответственным лицам внутри организации.

9. Учитывая интимность налоговых вопросов и сложности как для бизнесмена, так и для консультанта в установлении взаимных доверительных отношений, имеется само собой разумеещая тенденция в привлечении тех же консультантов к обслуживанию топ-менеджмента и собственников бизнеса как физических лиц - налогоплательщиков (обладание яхтами, акциями и домами за гарницей тоже требуют налоговых познаний, не говоря уже об обустройстве оффшорных счетов).

10. Как следствие законодательного регулирования налогового консультирвания (читай государственная преференция на возможность заработка) используется добровольно-принудительное страхование ответственности на манер российского аудита. У нас пока страховые компании очень вяло реагируют на наши запросы. Посмотрим что будет дальше.

11. И на последок. Очень понравились оцифрованные данные за последние 20 лет деятельности европейских палат налоговых консультантов. Тенденция идентична. Даже с Россией. Первые 10 лет во всех странах шла работа на объем аттестованных специалистов. Даже цифры сходятся - как и у нас это около 4000 активно практикующих консультантов. Далее все как один начинают планомерно ужесточать требования к кандидатам (в основном требуют больший стаж работы по экономической или юридической специальностям) и условия проведения к экзаменам (в среднем экзамен сдают 20-30% кандидитов). И за следующие 10 лет количество принятых в Палату сокращается в 10-20 раз. То есть профессиональное соббщество начинает работать на качество.

Российской Палате исполняется как раз 10 лет и практика "закручивания гаек" как результат взросления уже налицо.


Ярослав Савин

Руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности

член Учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов


 

Бизнес-курс
АРХИТЕКТУРА НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: практическое пособие для среднего бизнеса 16-18 ноября 2011 г.

Полностью переработанная, обновленная на основе последних изменений законодательства и новейшей консалтинговой практики 2011 года Центра taxCOACH® 


Зарегистрироваться на программу и отправить заявку...


День 1 (16 ноября 2011 г.)


Раздел I. Структура организации. Как оргструктура связана с вопросами налоговой, имущественной и управленческой безопасности.


Авторы-ведущие: Савин Ярослав ГеннадьевичНовоселова Валентина Викторовна

Раздел раскрывает атипичный для российского среднего бизнеса подход к оптимизации бизнеса. Вместо "натягивания" схем налоговой минимизации на работающий бизнес, предлагается противоположная концепция. Инструменты налоговой оптимизации (налоговые режимы, договорное моделирование и разделение бизнес-функций между несколькими юридическими субъектами для максимального экономико-налогового эффекта) должны "подкладываться" под существующие бизнес-процессы, снижая различия между действительностью и тем, что предъявляется контролирующим органам. Таким образом, требуется детальное изучение основных особенностей и ключевых компетенций бизнеса и, кроме того, повсеместное решение задач, обеспечивающих имущественную и управленческую безопасность, поскольку применение инструментов налоговой оптимизации в обратной ситуации, по убеждению автора, ставит под угрозу сам факт существования бизнеса, что недопустимо. Материал носит одновременно концептуальный и практический характер.

Кроме того, задачи имущественной и управленческой безопасности, в отличие от налоговой оптимизации, не так очевидны для руководителей. Риски - понятны, а задачи, которые могут решаться, не осознаваемы ввиду неосязаемости с точки зрения прямого сиюминутного финансового результата. В консалтинговой практике встречаем чаще всего понимание, что проблемы есть, но задачу сформулировать руководство или собственники бизнеса затрудняются.

Завершается раздел обсуждением «правового контекста» налоговой безопасности на НЕюридическом языке.


Программа:


1. Структурирование бизнеса: налоговая оптимизация и сопряженные задачи. Имущественная и управленческая безопасность: ключевые риски.

2. Имущество в бизнесе: консолидация имущества и его дробление. Общая собственность. Партнеры в бизнесе и множественность собственников.

3. Элементы системы налоговой безопасности: клиенты и их потребности, организация и ее структура, система управления, организационно-правовые формы, товарно-денежные потоки, договорные конструкции, режимы налогообложения.

4. Правовой контекст: необоснованная налоговая выгода, деловая цель.

5. Взаимозависимость с 2012 года: новая глава НК РФ


Раздел II. Инструменты построения системы налоговой, управленческой и имущественной безопасности бизнеса.


Авторы-ведущие: Савин Ярослав ГеннадьевичТайшина Анастасия Владимировна

Для бизнеса с оборотом от 100млн. до 1.5 млрд в год характерно создание групп взаимозависимых компаний, среди которых особенно выделяются "Хранитель активов" и "Управляющая компания". Последняя, чаще всего, используется для создания субъекта с выгодным режимом налогообложения в целях консолидации денежных средств, заработанных опреационными компаниями. Однако функции УК этим не ограничиваются. С учетом концепции единства вопросов налоговой, имущественной и управленческой безопасности разберем неочевидные инструменты использования УК в среднем бизнесе. Кроме того, желание создать денежный поток в сторону УК натыкается на ряд существенных вопросов, наиболее острый из которых - обоснованность цены услуг УК. Обсудим налоговые риски различных подходов к решению данного вопроса.

Эта часть дополнена также обсуждением редко применяемых инструментов: совет директоров и соглашение акционеров. В разрезе среднего бизнеса.

Договорные связи как внутри круппы компаний, так и в отношениях с внешним миром, умноженные на режимы налогообложения как раз и являются звеном, определяющим возможности налоговой экономии. В то же время, "надуманность" этих связей, невозможность пояснить "деловую цель" тех или иных договорных конструкций наносят непоправимый вред вопросам налоговой безопасности, делая риски неуправляемыми. Количество договоров, позволяющих извлекать налоговую выгоду, ограничено, однако их комбинации - бесконечны. При структурировании бизнеса необходимо научиться "нанизывать" необходимые инструменты на стержень основных бизнес-процессов компании, не забывая и о возможностях налоговой экономии, и о вопросах имущественной и управленческой безопасности.

Кроме того, ряд договорных инструментов, таких как простое товарищество или договор доверительного управления имуществом, например, представляют сложность даже для юристов, не говоря уже о собственниках и финансовых руководителях. Да что скрывать, даже разнообразынй консалтинговый опыт последних лет позволяет постоянно открывать для себя все новые и новые нюансы.

Основные инструменты рассматриваются не сами по себе а в разрезе выделения тех или иных функций (производство, снабжение, сбыт, склад и т.п.) в группе компаний. Среди ключевых инструментов для разбора: договор подряда иждивением заказчика (переработка из давальческого сырья); агентский договор, простое товарищество, договор управления эксплуатацией нежилого фонда, договор доверительного управления, оказание услуг склада, аренда.


Программа:


1. Авторская концепция «Интервальных тренировок бизнеса». Группа компаний - основа для налоговой оптимизации. Совершенство треугольника: стратегия, структура, внешняя среда.

2. Управляющая компания: функции, возможности и инструменты. Как с помощью УК можно отрегулировать отношения со-собственников: по поводу имущества, дивидентов, степени участия в бизнесе и осуществления контроля. Стоимость услуг УК и налоговые риски.

3. Соглашения акционеров и другие способы бесконфликтного сосуществования собственников.

- Нормативные способы закрепления «джентльменских» соглашений сособственников бизнеса: от правового института «дополнительных обязанностей» участников ООО до акционерных соглашений в российском и зарубежном праве.

- «Неуставные» отношения: риски стандартного Устава компании и способы их устранения. Как создать эффективную систему защиты от вхождения в бизнес нежелательных третьих лиц.

4. Совет директоров как уникальный инструмент управленческой безопасности для среднего бизнеса. 

- Эффективность Совета директоров для ООО и для группы компаний в целом (на примерах из практики). 

- Как организовать систему сдержек и противовесов. 

- Независимые члены Совета директоров. 

5. Инструменты эффективного использования имущества и способы обеспечения имущественной безопасности. А также базовые возможности применения иностранных компаний и использование трастов.

6. Дробление бизнеса: примеры выделения отдельных функций внутри группы компаний. Применение договорных инструментов налоговой оптимизации и их увязка с бизнес-процессами оптимизируемого бизнеса. Практические и юридические нюансы (на примерах готовых моделей бизнесов).

7. Детали применения особо сложных конструкций: простое товарищество (налоговая оптимизация и классный управленческий инструмент). 

8. Способы повышения официальной заработной платы без увеличения налоговых отчислений (на примере разработанного для клиента комплекса мер). Точечная оптимизация социальных взносов с 2012 года.


День 2 (17 ноября 2011 г.)


Раздел III. Старый добрый вексель.


Автор-ведущий: Новоселова Валентина Викторовна

Вексель, используемый в России как денежный суррогат в конце 90-х - начале 2000-х, к нашему сожалению, весьма неоправданно забыт. Причем основательно. Между тем его возможности в части налоговой оптимизации очень разнообразны. Однако для эффективного применения векселя руководителям требуется хорошо усвоить его (векселя) правовую природу, что бывает не под силу даже юристам. Но мы это поправим.

Очень славный раздел, сочетающий правовые материи и легкость повествования. Больше того, материал в виде наглядных моделей иллюстрирует конкретные приемы использования векселя с учетом комфортных налоговых последствий.

Программа:

1. Что такое вексель? Необходимый теоретический минимум.

2. Вексель как инструмент системы налоговой безопасности в группе компаний: возможности и ограничения.

3. Налогообложение операций с использованием векселей: как сэкономить?


Раздел IV. Как новую модель бизнеса заставить работать. Реорганизация бизнеса.


Авторы-ведущие: Савин Ярослав ГеннадьевичТайшина Анастасия Владимировна

При структурировании бизнеса недостаточно разработать будущую модель. Кроме будущности, необходимо иметь четкий план перехода от состояния "сейчас" к тому самому счастливому будущему.

На этом этапе руководителей бизнеса подстерегает сразу несколько ключевых проблем. Вот лишь некоторые из них: 

1. Перемещение имущества в целях его консолидации в безопасном субъекте (т.н. Хранитель активов) обычными способами не обходится без необходимости уплачивать НДС и налог на прибыль. Учитывая, что мы перемещаем имущество из своего кармана в свой же - это по меньшей мере несправедливо. Возможностей сделать это безналоговыми способами не так много и некоторые из них (ввиду агрессивного использования) уже засветились в налоговых органах. Таким образом, перед нами стоит задача не только подобрать удобный инструмент, но и найти заведомое объснение его использования без намека на налоговую выгоду (поскольку обратное незаконно); 

2. Реорганизационные процедуры при структурировании могут преследовать своей целью не только перемещение имущества, но также устранение ранее накопленных "шлейфов" налоговых рисков с операционных компаний, особенно, если накоплена определенная репутация на рынке и невозможно юридическое лицо просто "бросить";

3. При структурировании все действия и мероприятия, связанные с созданием новых субъектов, ликвидацией старых, реорганизацией, перемещением персонала и имущества из одного субъекта в другой и т.п. должны быть согласованы между собой. Между тем, есть ряд законодательных ограничений, регулирующих сроки осуществления этих процедур.

Завершает раздел сугубо практический материал о возможности трансформации бизнеса в зависимости от организационно-правовых форм: ООО или АО. Что можно сделать и чего нельзя. На что обратить внимание, если работа ведется с АО (на основе специально разработанной табличной модели реорганизации в АО).


Программа:


1. Так сколько же субъектов нам все-таки необходимо? Перераспределение персонала и зон ответственности. Руководитель для нового субъекта: быть или не быть.

2. Реорганизация как способ решения ряда частных вопросов: от необходимости повышения закрытости компании до безналоговой передачи имущества. Налоговое и гражданское правопреемство. Ликвидация «лишнего». 

3. Подготовка плана реорганизации. С чего начать? Подводные камни реорганизационных процедур. Разработка новых связей на основе договоров: требования и возможности. Маховик изменений: как преодолеть внутреннее сопротивление.


День 3 (18 ноября 2011 г.)


Раздел V. Выездные налоговые проверки: взгляд изнутри.


Автор-ведущий: Ягудин Вадим Талгатович

В настоящее время в открытом доступе имеется много информации о порядке проведения выездных налоговых проверок, о способах выявления налоговых правонарушений.

Однако данная информация анализируется с позиции налогоплательщика, соответственно, уделяется много внимания тому, как вести себя в ходе проведения выездной налоговой проверки, как обжаловать решения и действия сотрудников налогового органа. 

Автор-ведущий анализирует данную информацию с позиции налогового органа: как мыслят проверяющие, что ищут проверяющие, как ищут (методы, способы), чем пугают налогоплательщиков?

Данная информация позволит вам предугадывать действия проверяющих, а также понимать их и говорить с ними на одном языке. Даже если ваши позиции будут кардинально различаться, поняв суть претензий, Вам будет легче построить линию защиты.


Программа:


1. Формирование плана выездных налоговых проверок. Основные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проверок. Каковы ваши шансы?

2. Использование налоговыми органами с целью выявления налоговых правонарушений различных информационных баз данных (ПИК «ЭОД - местный уровень»; ПИК «ВНП-отбор»; ПИК «Однодневка» и т.п.).

3. Что ищут проверяющие в ходе проведения выездной налоговой проверки в первую очередь? Чему уделяется повышенное внимание? Чем пугают налогоплательщиков в ходе проведения выездной налоговой проверки?

4. Наиболее эффективные способы выявления налоговых правонарушений (опросы, осмотр, выемка, инвентаризация). Использование проверяющими аудио- и видео- техники.

5. Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов. Кто, что и как проверяет?


Раздел VI. Стратегия и тактика защиты налогоплательщика до, во время и после проверки.


Автор-ведущий: Ягудин Вадим Талгатович

Вы узнаете то, о чем не говорят на обычных семинарах по налоговой тематике:
- Как безопасно использовать в своей деятельности «вспомогательные» компании?
- Как оперативно проверить контрагентов и минимизировать риски сотрудничества с ними?
- Что такое налоговое айкидо, или как научиться избегать налоговых войн?
- Как, имея неосторожность сотрудничества с «фирмами-однодневками», «выйти сухими из воды» (без доначислений НДС и налога на прибыль)?
- Как абсолютно легально договориться с налоговым органом во досудебном порядке?
- Как заключить «мировое соглашение» с налоговым органом в арбитражном суде?
- Как убедить налоговый орган или суд в обоснованности извлечения налоговой выгоды и реальности осуществления хозяйственных операций?

! Важная особенность: абсолютно все рассматриваемые автором-ведущим приемы и способы защиты налогоплательщика многократно опробованы им на практике. В подавляющем большинстве случаев их использование позволило налогоплательщикам одержать убедительную победу в налоговом споре, а иногда и вовсе не допустить возникновения спорной ситуации.

Программа:

1. Как вести себя до проверки. Принцип убегающей и догоняющей толпы. Как минимизировать налоговые риски при выборе контрагента / сервисной компании? Минимизация рисков при оптимизации «зарплатных» налогов и взносов. Обеспечение IT-безопасности - залог «спокойного сна» налогоплательщика.

2. Как вести себя во время проверки. Что и как говорить проверяющим. «Реанимация» контрагентов и «номиналов». Обеспечение возможности проведения «встречных» проверок. Подготовка к опросам и допросам сотрудников и иных лиц. Как относительно законным способом получить оперативную информацию о ходе проведения проверки.

3. Досудебное урегулирование спора. Возражения на акт проверки: о чем стоит говорить, а о чем лучше умолчать. Как легально «договориться» с налоговым органом до вынесения решения. Обжалование в вышестоящий налоговый орган: используем время с умом.

4. Обжалование результатов проверки в арбитражном суде. На чем необходимо сосредоточиться. «Мировое» соглашение с налоговым органом в суде. Решения арбитражного суда как гарантия непривлечения к уголовной ответственности. Стратегия и тактика защиты по спорам, связанным с необоснованной налоговой выгодой. Доказывание обоснованности использования налоговой выгоды, в т.ч. по «зарплатным» налогам (из практики налогового консультирования и представительства в налоговых органах и судах).

5. Обеспечительные меры по налоговым спорам. Какие заявления о принятии обеспечительных мер удовлетворяют арбитражные суды? Снижение размера ответственности: стратегия и тактика.

Раздел VII. Уголовная ответственность за налоговые преступления. Основания, практические особенности порядка выявления, привлечения и защиты.

Автор-ведущий: Прокопив Сергей Владимирович, эксперт по уголовному преследованию в сфере экономики и налогообложения, Член президиума Коллегии адвокатов «Свердловская областная гильдия адвокатов», председатель ревизионной комиссии Адвокатской палаты Свердловской области, адвокатский стаж - 10 лет 

Россия - силовая страна. Вести бизнес здесь можно, только если Вы готовы отстаивать созданное своими руками.

Угодить под пристальное внимание налоговых «силовых» структур может каждый руководитель или собственник бизнеса.

Причиной может быть все, что угодно: завистливые партнеры, агрессивные конкуренты, недобросовестные поставщики и подрядчики, а также бывший супруг.

Кроме того, в программе есть все, что вам нужно знать о самой плачевной стороне агрессивной налоговой оптимизации.


Программа:


1. Уголовно-правовая характеристика составов налоговых преступлений. Практические вопросы квалификации.

2. Выявление налоговых преступлений: теория и практика.

- Виды проверок и как их различать. Когда привлекать специалистов для защиты.

- Полномочия «силовиков»: понятие, процедура и последствия их проверок. Права организаций и физических лиц.

- Взаимодействие налоговых органов и полиции.

- Правовые последствия «полицейских» и налоговых проверок.

3. Возбуждение уголовного дела: кто, как, когда и почему.

4. Проверка и расследование: как их различать, правовой статус субъекта, типичные ошибки.

5. Ход расследования и его результаты. Смириться или противостоять?

6. Уголовно-правовое значение изменений налогового законодательства.


Зарегистрироваться на программу и отправить заявку...

Узнать стоимость и получить подробную информацию Вы можете, позвонив нам прямо сейчас: 

Екатерина Буркова - (343) 342-02-02, внутренний 508, +7-929-219-99-62, burkova@taxcoach.ru 

Юлия Селюнина - (343) 342-02-02, внутренний 506, +7-929-212-99-19, yulia@taxcoach.ru



В избранное