Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. Оптимизируем налог на имущество: влияние способа амортизации


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Сегодня в выпуске:

1. Полноценный отчет о проходившем с 15 по 17 ноября бизнес-курсе "Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса".

2. Традиционная аналитическая рассылка от экспертов Центра taxCOACH®. На этот раз мы расскажем Вам о влиянии способа амортизации на оптимизацию налога на имущество.

 

 

 

 


 

В “живых” останутся только самые умные

В екатеринбургском БЦ “Вознесенский” состоялся уже второй по счету 3-дневный бизнес-курс “ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ! Все об оптимизации среднего бизнеса”. Организатором мероприятия выступил Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH®. Участие в бизнес-курсе по традиции приняли собственники и руководители компаний сферы среднего бизнеса из Екатеринбурга, Челябинска, Перми и целого ряда других российских городов.

Не секрет, что средний бизнес часто работает в более сложных условиях, чем его более крупные конкуренты. Налоговый контроль от 100 млн рублей в год уже взрослый, а от 500 млн рублей – максимальный. Льгот у среднего бизнеса практически никаких, программ поддержки самый минимум, да еще и крупный бизнес отжимает 100%. И все это выливается в попытки искусственного дробления бизнеса, использование незаконных схем оптимизации, что не только не снимает налоговых и других рисков, но и ставит под угрозу управляемость бизнесом, а иногда приводит и у к уголовному преследованию. Выживать среднему бизнесу в российских реалиях очень не просто.  

«Достаточно и емко, чтобы улучшить и перестроить свою работу. Полноценно изложены вопросы налоговой безопасности. Комфортно» (финансовый директор инвестиционной компании)

Но выход есть, и именно о нем и шла речь на состоявшемся 15-17 ноября бизнес-курсе. Он заключается в отказе от использования «дедовских» методов оптимизации налогов и подразумевает выстраивание современной и эффективной системы налоговой, имущественной и управленческой безопасности. Подход к налоговой нагрузке только как к управляемым издержкам дает лишь краткосрочный эффект, увеличивая риски в управленческой сфере, и ставит под угрозу целостность бизнеса.

В рамках бизнес-курса «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ! Все об оптимизации среднего бизнеса» были даны ответы на целый ряд злободневных вопросов, которые напрямую затрагивают средний бизнес.

В частности, эксперт по налогообложению и управлению налоговыми рисками Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH® Вадим Ягудин рассказал слушателям бизнес-курса о современных способах обеспечения IT-безопасности бизнеса и актуальных методах ведения «налоговых войн». «Рисков, связанных с получением доступа к конфиденциальной информации компании, множество. Поэтому весьма актуальным сейчас является использование удаленных серверов, расположенных в другом городе или еще лучше стране, с использованием технологии защищенного подключения к виртуальной сети (VPN), а также TOR-сетей», - рассказал Вадим Ягудин.

«Бизнес-курс охватывает именно то, что необходимо и важно. Системная и понятная подача информации. Содержательный, комплексный подход. Понравилось» (директор производственной компании)

Екатерина Пелевина, эксперт по организационному и налоговому проектированию Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH®, рассказала о настоящем и будущем режимов налогообложения и новых возможностях оптимизации земельного налога, особенностях применения в целях построения безопасной бизнес-платформы особо сложных договорных конструкций, векселе и возможностях применения иностранных компаний, а также подробно осветила вопросы скрытого владения бизнесом и грамотного распределения активов в группе компаний. «Очень важно создать в группе компаний так называемого «хранителя активов», который будет являться собственником наиболее ценного имущества. Он нужен нам для того, чтобы снизить риски операционной деятельности бизнеса. В Уголовном кодексе есть статья о сокрытии имущества от взыскания налогов, и если вы попытаетесь «перекинуть» имущество (недвижимость) с одной компании на другую во время проверки, то вы уже «залипли», - отметила Екатерина Пелевина.    

Эксперт по организационному и налоговому проектированию Центра  taxCOACH® Анастасия Тайшина поделилась с участниками бизнес-курса конфиденциальной информацией о последних тенеденциях в сфере налоговых проверок, а также рассказала о новых наработках по безналоговой передаче имущества между компаниями и защите отошедших от дел совладельцев бизнеса. «В следующем году планируется отмена пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, посвященных вопросам безналоговой передачи имущества с целью увеличения чистых активов. Это значит, что времени у предпринимателей для этого остается немного и надо действовать оперативно, не забывая о необходимости обеспечения деловой цели сделки, а также принципа справедливого распределения активов и обязательств», - отметила она.

«Простой, доступный язык, знание предмета, богатая практика. Порекомендую своим специалистам» (владелец оптовой компании)

На нашем трехдневном бизнес-курсе были подробно раскрыты и многие другие вопросы эффективного управления средним бизнесом. Это и аудит кадровой безопасности, и вопросы финансирования в группе компаний, и методы снижения рисков уголовного преследования, и последние тенденции рассмотрения административных и налоговых споров в судах, и имущественная и управленческая безопасность, и многое другое.

Подчеркнем, что система налоговой, имущественной и управленческой безопасности не может быть универсальной. Каждая компания имеет присущие только ей особенности, и именно на них, в первую очередь, и следует ориентироваться. Оптимизация не должна вредить конкретному бизнесу и мешать его дальнейшему развитию.

Каждый из слушателей поделился с нами своими впечатлениями о бизнес-курсе (публикуем часть отзывов):

«Объемное содержание интересующих вопросово по существу. Дает полноценную картину всевозможных бизнес-процессов. Компактное предоставление в сжатые сроки массы полезной информации. Лекторы умеют заинтересовать аудиторию» (владелец оптовой компании)

«Достаточно и емко, чтобы улучшить и перестроить свою работу. Полноценно изложены вопросы налоговой безопасности. Комфортно» (финансовый директор инвестиционной компании)

«Объемный материал подается в сжатые временные рамки. В целом, содержание актуально, организация хорошая. Наиболее интересными были вопросы специальных налоговых режимов и кадровой безопасности» (владелец туроператора)

«Бизнес-курс охватывает именно то, что необходимо и важно. Системная и понятная подача информации. Содержательный, комплексный подход. Понравилось» (директор производственной компании)

«Отличная программа, главное – многоплановая, хотя и сжато. Дает направление для дальнейших действий» (главный бухгалтер производственной компании)

«Полезно и важно для моей компании. Особенно интересными были вопросы кадровой и IT-безопасности» (директор управляющей компании сферы ЖКХ)

«Программа интересная, но хотелось бы чуть больше внимания уделить налоговой безопасности (мероприятиям по снижению вероятности налоговых проверок). Процесс проведения бизнес-курса организован на должном уровне» (владелец инжнерно-проектировочной и строительной компаний)

«Простой, доступный язык, знание предмета, богатая практика. Порекомендую своим специалистам» (владелец оптовой компании)

«Интересный курс, хотелось бы поподробнее по работе с офшорными компаниями. Открыла для себя темы кадровой и IT-безопасности. Важными были вопросы аккумуляции денежных средств и прочих активов, их сохранность в будущем за пределами РФ. Организация бизнес-курса на пятерку» (корпоративный директор промышленной компании)

 

Отметим, что следующий бизнес-курс "ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ! Все об оптимизации среднего бизнеса" пройдет уже в следующем году с 7 по 9 февраля на собственной площадке бизнес-школы taxCOACH в екатеринбургском бизнес-центре "Вознесенский".

Зарегистрироваться прямо сейчас и получить более подробную информацию Вы можете, позвонив нам

(343) 342-02-02

Ксения Козинская, +7 (922) 02-50-661

Алексей Охлопков, +7 (922) 21-36-077

Подробности читайте на нашем сайте: www.taxcoach.ru


 

Оптимизируем налог на имущество: как влияет выбранный способ амортизации

Для организаций, владеющих дорогостоящим имущественным комплексом, всегда актуальной проблемой является обязанность уплаты налога на имущество, размер которого может быть достаточно ощутимым.

Однако, учитывая, что размер налога напрямую зависит от остаточной стоимости имущества, формируемой в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета организации-налогоплательщика, уменьшить совокупную сумму подлежащего уплате налога за период эксплуатации имущества законными способами вполне реально.

Одним из вариантов является правильный выбор способа амортизации имущества. Поскольку налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества, налогоплательщику, в целях минимизации подлежащих уплате сумм налога, выгодней, чтобы основное средство амортизировалось быстрее, особенно в первые несколько лет.

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» предусмотрена возможность исчисления сумм амортизации по 4-м способам:

- линейный;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Рассмотрим какой из способов амортизации наиболее выгоден для налога на имущество на примере:

Допустим, что организация приобрела в 2008 г. оборудование, стоимостью 10 000 000 руб. Срок его эксплуатации - 5 лет. 

Предполагаемый объем выпуска продукции за весь срок использования оборудования - 2 000 000 руб. (в 2008 г. - 440 000 руб.; в 2009 г. - 400 000 руб.; в 2010 г. - 400 000 руб.; в 2011 г. - 320 000 руб.; 2012 г. - 360 000 руб.).

Ставка налога на имущество составляет 2,2 %

1) При линейном способе амортизации, сумма амортизационных начислений зависит от первоначальной стоимости объекта и годовой нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.

В нашем случае, при сроке использования в 5 лет, норма амортизации составит 20% (100% /5).

Таким образом, амортизация в год составит 2 000 000 руб.

При такой сумме амортизации налог на имущество за первый год эксплуатации оборудования составит 198 000 руб.; за весь срок эксплуатации - 550 000 руб.

При этом, учитывая, что суммы амортизации начисляются равномерно, ускоренного списания стоимости оборудования не происходит, поэтому совокупная сумма налога на имущества за 5 лет эксплуатации составляет бОльшую сумму, чем при применении любого другого способа амортизации.

2) Способ уменьшаемого остатка:

при данном способе за основу берется остаточная стоимость имущества на начало отчетного периода и нормы амортизации с учетом устанавливаемого самой организацией в учетной политике коэффициента  (не более 3). Таким образом, происходит ускоренное начисление амортизации в первые годы эксплуатации объекта (за счет применяемого коэффициента), соответственно, остаточная стоимость ОС быстро уменьшается, что приводит к экономии на налоге на имущество.

Как правило, данный способ амортизации применяется к группам ОС, интенсивность эксплуатации которых в первые годы выше, чем в последующие.

В нашем примере, при коэффициенте равном 3, норма амортизации составит 60% (100%/5 (годовая норма амортизации)* 3).

Совокупный налог на имущество за 5 лет эксплуатации ОС будет примерно в два раза меньше, чем при использовании линейного способа амортизации (254 038 руб.).

Таким образом, если учесть, что стоимость ОС организации может составлять довольно значительные суммы, экономия на налоге на имущество при применении способа уменьшаемого остатка будет ощутима.

3) При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая норма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости ОС (в нашем примере - 10 млн. руб.) и соотношения между оставшимся на момент начисления амортизации количеством лет полезного использования объекта  и совокупной суммой лет полезного использования объекта (в нашем случае - 1+2+3+4+5 - всего 15 лет).

Таким образом, в первый год эксплуатации сумма начисленной амортизации составит: 10 000 000* 5/15 = 3333333 руб.

Во второй год: 10 000 000 * 4/15 = 2666666 руб. и т.д.

Совокупная сумма подлежащего уплате налога на имущество за 5 лет эксплуатации ОС составит 403 334 руб., что также составляет меньшую сумму, чем при начислении амортизации линейным способом.

4) При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений зависит от планируемого количества произведенной продукции за весь срок эксплуатации оборудования. Годовая норма амортизации при этом определяется исходя из показателя по выполненному объему продукции за данный год и  соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и плана по объему продукции.

Поскольку при данном способе начисления амортизации ее размер напрямую зависит от устанавливаемого организацией плана по объему продукции (чем он ниже, тем выше амортизации и быстрее происходит перенос стоимости ОС), есть возможность заранее прогнозировать примерный размер подлежащего уплате налога на имущество.

Так, при плане в 40 000 шт. выпущенной на оборудовании продукции и фактическом выпуске 8000 шт. в год, амортизация составит:  8000 * (10 000 000/40 000) - 2 000 000 руб. При установлении плана в 20 000 шт. размер амортизации будет в два раза больше.

Таким образом, данный способ начисления амортизации также позволяет значительно сэкономить на налоге на имущество.

В заключение также отметим, что выбор способа амортизации, но только уже в налоговом, а не в бухгалтерском учете, влияет и на налог на прибыль. Однако, в отличие от налога на имущество, совокупный размер расходов, на который налогоплательщик уменьшит налог на прибыль, начисляя амортизацию одинаков как при линейном, так и при нелинейном способе. Отличаться будет только сумма расходов, отражаемая в разных налоговых периодах.

При этом, конечно же, как правило, и в бухгалтерском, и в налоговом учете чаще всего используется линейный способ амортизации в целях избежания отклонений между данными бухучета и налогового учета. Однако, как видно из представленных выше расчетов, данный способ для расчета налога на имущество является самым неэффективным. Поэтому организации, владеющей большим объемом основных средств, стоимость которых   значительна, необходимо сопоставлять размер налоговой экономии с трудностями в учете, которые возникнут при расхождении в размерах начисляемой амортизации.

Обсудить материал с автором...

Коллектив Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH

 


© Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®

Россия, 620075, Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, офис 614, 6 этаж (бизнес-центр "Вознесенский")

Телефон/факс: (343) 342-02-02, 283-05-37


В избранное