Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

СТАНОВИТСЯ ВСЕ ТРУДНЕЕ ЛЕГАЛИЗОВЫВАТЬСЯ? (часть I)


Рассылка для руководителей и владельцев компаний

"Белый бизнес" начинает и выигрывает!

BusinessForward

Выпуск N 8 от 5 ноября 2008 г.

 

29 октября в крупнейшем информационном центре страны «РИА Новости» состоялась благотворительная пресс-конференция на тему «Поведение компаний в период мирового финансового кризиса», организованная международной консалтинговой компанией «BusinessForward» (Московским и Казанским представительствами). Успешные руководители процветающих компаний поделились секретами – как сохраниться и расшириться в условиях кризиса.

Видео-запись этой конференции можно посмотреть здесь http://www.rian.ru/press_video/20081029/154029518.html

 

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы на время отложим публикацию «Обзорной экскурсии по налогом». Я хочу предложить вам статью, присланную мне из юридической компании "Туров и партнеры" и написаной под влиянием происходящих сейчас в экономике событий.

Мария Кусакина, руководитель интернет-проектов компании BusinessForward

 

Становится все труднее легализоваться?

(часть I)

В связи с фактическим крахом американской финансовой системы, которая была, по сути своей, мыльным пузырем, что отразилось на всех остальных финансовых рынках (поскольку рынки взаимозависимы), и в связи с тем, что некоторые мировые производители уже уходят «в тень» (отправляют сотрудников в отпуска без содержания или «прекращают» деятельность до лучших времен), нынешняя ситуация, в конечном итоге, скажется на каждом предпринимателе и каждом человеке. К тому же, времена железных занавесов уже ушли и экономики стран весьма аффилированы.

Поэтому, если кто-то думает, что проблемы мировой финансовой системы его не коснутся, он ошибается. Нельзя жить обособленно, где -то в своей реальности, надеясь на то, что все прекрасно, когда вокруг происходят эти события.

Решение проблемы состоит в реальном производстве! А реальное производство - действительно возможно, в идеале, только при полной легализации бизнеса. Если бы наше правительство было заинтересовано в том, чтобы предприниматель процветал, вероятно, не было бы такой ситуации, что при полной уплате всех налогов на ОСНО, у учредителей остается 20% (а, возможно, и вообще ничего) от грязной прибыли, а у государства - 80%. Прибыльность фирмы в конкретном секторе экономики зависит от стоимости продукции, продаваемой ею, за минусом всех затрат на производство этой продукции.

Во-первых, сколько реально стоит производство того или иного продукта, то есть себестоимость продукции. Эту цифру необходимо соизмерять с реальными ценами на рынке. Закон классиков экономики о том, что спрос рождает предложение верен настолько же, насколько верно, что предложение рождает спрос. Поэтому, однобокость утверждений о том, что продукцию не будут покупать по более высоким ценам, чем рыночные цены, не всегда верна. Прагматик мог бы сказать, что компания, которая продает тот же товар по ценам выше рыночных, должна иметь хороший бренд (т.е. покупатели должны иметь четкое представление о том, что у данной фирмы качество товара на высоте). Но все же необходимо отметить, что рынок с монополистической конкуренцией (розничная торговля, бытовые услуги, общественное питание, производство одежды, обуви и т.д) действительно диктует цены. И все же, не вдаваясь подробно в экономические термины и понятия, хочется отметить, что часто цены на российском рынке занижаются нелегальными конкурентами. То есть, фирма отмывает свои доходы, «обналичивая в конторах», и, соответственно, имеет, таким образом, выгоду по сравнению с легальной фирмой, которая должна заплатить все налоги и, реализуя по тем же ценам продукцию, понимает: прибыли нет, или прибыль «ушла» на уплату налогов. Кроме того, на предпринимателя постоянно давят проверяющие органы, для того, чтобы заполучить взятку (кстати, сейчас рассматривается ряд законопроектов по борьбе с коррупцией, которая приняла глобальные масштабы в России).

И в этой ситуации предприниматель может решить, что в нашей стране невозможно работать легально, а затем вернуться к «серым» схемам или начать работать по ним. К этому добавляется политика ужесточения налогового бремени, несмотря на то, что решено отложить вопрос по ставке НДС на 2009 год (речь идет об уменьшении ставки НДС с 18% до 12-13%).

«Чтобы еще раз все взвесить, посмотреть за динамикой событий на мировых рынках, за ситуацией с ценой на нефть, которая пока падает», - так объясняет это вице-премьер Алексей Кудрин. Так же пока нет решения и по ЕСН, эффективную ставку которого Минфин предлагает увеличить для решения финансовых проблем пенсионной системы, что обязательно приведет к тому, что предприятия опять будут искать способы «уклониться» от этих налогов, возможно, вновь за счет «зарплат в конвертах». И трудно предположить, даст ли общий положительный эффект соотношение: НДС - уменьшить, а платежи в пенсионный фонд – увеличить. Кроме этого, уже много лет подряд некоторым законодателям никак не дает покоя единая ставка - 13% по НДФЛ(вне зависимости от количества дохода). Если им удастся увеличить эту ставку для граждан с большими доходами, это «вынудит» последних опять уйти в «криминал».

По данным следственного комитета при МВД, суммы незаконного обналичивания средств в России сопоставимы «с объемом всей денежной массы и составляют около 4 млрд. долл. и 241 млрд. руб.». И эта проблема отнюдь не только самих предпринимателей. Решение заключается не в том, что бы предпринимателя «обобрать до нитки» или разорить, и тогда все будут «счастливы», а в том, чтобы, принимая меры по ужесточению УК РФ (что не обязательно, обычно сам предприниматель хочет использовать легальные схемы, но просто не видит как), принимать меры, обеспечивающие уменьшение налогового бремени, что «вытолкнет» предпринимателей в легальную сферу.

Вопрос легализации бизнеса, на самом деле, не такой сложный, каким он представляется, изначально или обычно, учредителю и предпринимателю. В этом вопросе даже многие эксперты часто путаются во мнениях: что же является легальным, а что - нет.

Этот вопрос хорошо прояснен в Постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. №53:

п. 1. «Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков ... предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы...». Прокомментировать это можно только одним утверждением: стремление к получению налоговой выгоды не является преступным желанием. Это - нормально.

п. 2. «...Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган». То есть, если возникает спор с налоговой по поводу получения незаконной налоговой выгоды, факт ее необоснованности должна доказать сама налоговая.

п. 3. «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера)».

То есть для того, чтобы обосновать налоговую выгоду, необходимо обосновать действительный экономический смысл операции или цели делового характера. И это - тот вопрос, к которому необходимо отнестись предпринимателю с чрезвычайной скрупулезностью, поскольку именно от того, насколько он может обосновать свои деловые цели будет зависеть то, каким образом он может обосновать свою налоговую выгоду в беседе с налоговым инспектором или в суде.

Далее я привожу выдержки из статьи Владимира Викторовича Турова «Об основах обоснования корпоративных структур» (компания «Туров и партнеры»), которая ,по мнению автора, является наиболее полным материалом для получения убедительных доводов в пользу получения налоговой выгоды:

«Пожалуй, самым основным принципом, обеспечивающим безопасность любого бизнеса от фискальной системы и возможных судебных процессов, является простой принцип – работа «КАК – ЕСТЬ».

Это означает:

- Без искажений сути и характера сделок при их оформлении в первичной документации и бухгалтерских проводках. Закон и так позволяет одни и те же операции называть по-разному и использовать самые разные формы уменьшения налогов.

Пример: вознаграждение за услугу по реализации товара мы можем заплатить по договору комиссии, агентскому договору и, в некоторых случаях, по договору поручения. Какую форму выбрать, это будет зависеть от того, что в данный момент более выгодно. Но, «как-есть» означает, что агент (комиссионер, поверенный) действительно оказал услугу по реализации товара принципалу (комитенту, доверителю). Второй пример: ряд сотрудников используют в рабочих целях свои мобильные телефоны. Это действительно так. И никто не запрещает заключить с этими сотрудниками договора и часть (пусть и небольшую) заработной платы выплачивать им в виде компенсаций, выводя при этом эти выплаты из-под налогообложения по ЕСН. Налоговый кодекс предоставляет много таких возможностей.

- Оформление только тех операций, которые действительно имели место. Пример: фирма потратилась на прием гостей, которые являются потенциальными покупателями. Деньги, в том числе, были израсходованы на ресторанное обслуживание и организацию рыбалки в Астрахани (кстати, реальный случай). Напрямую «рыбалку» на затраты не спишешь, НК не позволяет, там нет прямого указания на рыбную ловлю, да и в части 252 статьи НК будет сложно доказать налоговикам намерение получить прибыль от рыбалки на юге России. Тем не менее, это было продвижением услуг фирмы, и мы получили много ценной информации, двумя неделями позже с некоторыми «рыбаками» были подписаны контракты. По моему мнению, мы обязаны списать эти затраты, но не как рыбалку, а как маркетинговое исследование по продвижению товара на новые рынки, подготовив небольшой отчет (перечислив деньги на УСН на 6%). Я специально привел «скользкий» пример, ибо таких ситуаций в реальном бизнесе бывает много.

- Не прикрывать благообразными бумажками «сделки», направленные лишь на то, чтобы уйти от уплаты налогов. Сюда мы можем отнести любые формы обналички, под что бы она не делалась.

- В любой сделке (идея взята мной из работ американского философа Л.Р. Хаббарда) должны присутствовать: Время, Место, Форма, Событие. Ниже мы рассмотрим ряд критериев оценки существования фирм и сделок, выведенных нашими законодателями, и практически все они будут в той или иной степени усиливать вышеизложенный принцип: работай «как –есть» и спи спокойно.

 

Соблюдение основных признаков нормального лица

«Лицом», в целях налогообложения по НК РФ, считается любое физическое или юридическое лицо. Для наших целей «лицо» - это любое ООО, ИП, ЗАО, входящие в группу компаний. Мы опускаем «лица», которые, в соответствии с ГК и ФЗ «Об общественных организациях», не ставят себе целью извлечение прибыли. Мы рассматривает лишь коммерческие организации различных правовых форм.

В оглавлении этого раздела я использовал слово «нормальный». Ничего другого подобрать не могу. Дело состоит вот в чем. По российскому законодательству, в природе не существует ни одного (поймите, это - ловушка, чтобы у фискалов всегда была причина для проверок) полностью независимого или неаффилированного лица. Таких просто нет. То же самое произошло и с понятиями «добросовестность» и «недобросовестность». Добросовестным делом стало иметь бумажки для прикрытия никогда не существовавших в природе сделок, и недобросовестным - использовать вариант, когда единственный учредитель нанимает себя же в свое ООО «Управляющим» на УСН 6%. Т.е. получается абсурд: статью 40 ФЗ «Об ООО» он использовать может, назначив себя генеральным директором, а уже статью 42, разрешающую ему быть управляющим, не может.

Общие правила

Мой анализ судебно-арбитражной практики (в сравнении выигранных налогоплательщиками дел с проигранными) показывает: чтобы уменьшить вероятность претензий со стороны фискальной системы (ФНС, ОБЭП, ОНП, прочие контролирующие органы) любое лицо должно соответствовать нижеследующим признакам самостоятельного (нормального, добросовестного) лица.

- Лицо должно иметь помещение в аренде или собственности, где оно ведет свою деятельность, направленную на извлечение прибыли. Исключение могут составлять лица (например, ИП), работающие в одиночку, которым по роду того бизнеса, которым они занимаются, помещение не нужно. Либо лица, имеющие штат, но в силу характера бизнеса, персонал не должен иметь постоянные рабочие места.

Примеры: ИП предоставляет по патенту парикмахерские услуги на дому у клиентов. Или ИП, имеет в штате 10 сотрудников, которые, под руководством ИП, оказывают курьерские услуги. В этом случае ИП может иметь одного диспетчера на дому и распределять заказы между сотрудниками по телефону.

- Иметь в штате персонал в количестве, достаточном для производства товаров и услуг. С точки зрения фискалов, несложно определить истинность этого показателя. Существуют устоявшиеся нормы производительности труда и, один человек в состоянии сделать лишь определенный объем работы, каким бы гениальным он ни был.

- Иметь на балансе лица станки и оборудование, необходимые для производства продукции и/или услуг. Здесь все очень просто и примеры приводить не буду. Скажу лишь, что, конечно, дорогостоящее оборудование может быть арендованным или купленным в лизинг. Это неважно, лишь бы оно реально было.

- Иметь в собственности необходимую мебель, оргтехнику, без которой в наше время не обходится ни одна компания. Мы живем в начале третьего тысячелетия; в наше время выглядят странно - арендованный стол и телефон.

- Извлекать прибыль. На первой странице устава любого ООО вы увидите «Общество создано в целях извлечения прибыли путем производства товаров и услуг …..» и далее по тексту. Мы можем обосновать, почему аутсорсинговая компания, работающая в интересах других лиц компании, не извлекает больших прибылей и, фактически, сидит на «бюджете», но очень сложно обосновать хроническое, из года в год, отсутствие прибыли у головной организации, имеющей оборот многие сотни миллионов в год.

 

Документы

- В договорах, особенно заключенных между взаимозависимыми и аффилироваными лицами, должен быть максимально четко прописан предмет договора. Не допускайте никаких общих фраз, типа «консультации по вопросам права» или «услуги по продвижению товара на рынок».

- Здесь же, в договорах, обязательно прописывайте ответственность сторон и, в случае неисполнения условий договора покажите, что вы действуете в соответствие с нормами, прописанными в данном разделе.

- Четко прописывайте обязанность сторон. Именно из обязанностей вытекает возможность без лишних претензий списывать на затраты израсходованные деньги. В особенности, это относится к договорам на оказание услуг.

- Дополнительно, кроме актов, по договорам оказания услуг рекомендую иметь: описание оказанных услуг, материальное подтверждение оказанной услуги, подтверждение со стороны сотрудников компании в том, что услуга была оказана.

Пример. Фирма «А» перечислила ИП «В» 520 000 рублей по договору информационно-консультационного обслуживания. Предметом договора являлось обучение персонала методам продвижения товаров на рынок. В этом случае нужно прилагать к акту описание (планы) тренингов, проведенных с сотрудниками, оставить в распоряжении сотрудников соответствующее методическое пособие и, естественно, сотрудники смогут подтвердить, что данный тренинг проводился.

- Из любой сделки по документам должна прослеживаться направленность на увеличение прибыли предприятия, увеличение эффективности работы компании, ее отдельных сотрудников и так далее. Причем речь идет именно о намерениях, а не о результате.

- Естественно, первичные документы, особенно счета - фактуры, регистры (например, кассовая книга или книга продаж) должны быть оформлены в соответствии с законом и вестись настоящим временем.


Документы, необходимые при случайной (или неслучайной) связи с обналичивающими конторами

Какой-то «мудрый» парень ввел в наше законодательство термин «должная осмотрительность при выборе контрагента», который незаконно возлагает на лицо (руководителей организаций, предпринимателей) обязанность государственных органов по контролю за соблюдением законов нашими контрагентами. Это нормальная практика в обществе, где государственные служащие имеют цели отличные от тех, что прописаны в их должностных инструкциях. И все же термин введен в деловой оборот и судебную практику.

Меня не волнуют те, кто специально занимался и занимается обналичкой, таким образом, уходя от своей конституционной обязанности платить установленные законом налоги, если только эти люди не начали новую, честную жизнь добропорядочных налогоплательщиков.

Если предприятие случайно (или не случайно) оказалось связанным с обналичивающими конторами, и/или решило покончить со своим прошлым (а существующая система наказания еще никому не помогла стать честным и порядочным, и у нас нет цели почувствовать свою вину, ибо вина - это просто форма безответственности), то при возникновении проблем с правоохранительными органами желательно иметь следующие документы от этих контрагентов, свидетельствующие о должной осмотрительности при их выборе.

- Заверенную «синей» печатью и подписью копию свидетельства о государственной регистрации лица.

- Аналогично заверенную копию свидетельства о постановке на налоговый учет.

- Выписку из ЕГРЮЛ на данное лицо в идеале.

- Правильно оформленную первичку (договора, накладные торг-12, счета-фактуры, акты и так далее), свидетельствующую о том, что товар действительно поставлялся, услуга действительно была предоставлена.

- Первичку, свидетельствующую о реализации товара (списании сырья в производство). Если, это была «чистая» услуга (услуга по НК - это то, что не имеет материального выражения и производится, передается и потребляется сразу, в момент производства), то в распоряжении фирмы должны быть какие-то свидетельства об оказанной услуге: буклеты, разработки, инструкции, планы, проекты и так далее.

- Подтверждения со стороны сотрудников организации о реальных поставках или реально полученных услугах.

- Номера телефонов и ФИО должностных лиц, с которыми ваша фирма связывалась при организации поставок или получении услуг.

- Любые иные свидетельства, доказывающие, что была проявлена должная осмотрительность. Например, данные о посещении сайтов ФНС с целью проверки контрагентов, проверка действительности паспортных данных руководителей компании поставщика, выписка из протокола собрания учредителей поставщика о назначении директора, доверенность на представителя организации поставщика, дающая ему право подписывать от имени организации (обналичивающей конторы) договора на поставку и так далее.

- При подобной связи (обналичке) по «предоставленным» услугам, а, возможно, действительно предоставленным, необходимо дополнительно иметь акты оказанных услуг, плюс подробное описание оказанной услуги, плюс какое - либо материальное подтверждение оказанной услуги (например: буклет с отчетом о результатах исследований рынка, буклет с рекомендациями по оптимизации налогов, буклет с разработанной оргполитикой и так далее).

Дата написания: 10.10.08 г.

Автор: Юсупов Л.Р.

Конференция "Бизнес в стиле РУ"


в "Империал Парк Отель & SPA"

Подробнее >>

 

В нашей основной рассылке «Экспресс-диагностика Вашего бизнеса» в выпуске от 27 октября опубликована статья Владимира Кусакина "Как возвращать долги"

"Я не очень хотел об этом писать, так как в основе своей достаточно миролюбивый человек. Но, с другой стороны, наверно так же , как и вы, не люблю несправедливость. Обман подрядчика, не выполнившего работу и не возвращающего деньги. Олигарх, играющий с владельцем небольшого бизнеса как кошка с мышкой. Государственная или ПРИгосударственная контора, получившая от фирмы исполнителя услугу или продукт и зажимающая платеж под разными предлогами... Все они ставят владельца бизнеса в ситуацию, когда он может потерять практически весь бизнес, честь и даже самого себя, не выплатив денег своим подрядчикам."

 

Ближайшие семинары и тренинги

Бизнес-семинар Владимира Кусакина "Принципыпостроения саморазвивающегосябизнеса": 22-23 ноября - Екатеринбург, 24-25 ноября - Челябинск, 27-28 ноября - Киев, 18-19 декабря - Самара, 21-22 декабря - Тюмень

Бизнес-семинар Владимира Кусакина "Основы успешного учредительства": 19-20 ноября - Томск

Семинар для владельцев компаний "Кризис - это ваш шанс!" (Дмитрий Кайзер): 9 ноября - Владимир, 11 ноября - Чебоксары

 

В рассылке "Супербизнес или как добиться совершенства в бизнесе", которую ведет президент компании BusinessForward (Санкт-Петербург) Галина Смолякова, в выпуске от 10 октября напечатана ее статья «Пять шагов к саморазвивающемуся бизнесу»

«Пять шагов к саморазвивающемуся бизнесу - это пять инструментов Административной технологии управления, внедрение которых гарантирует успех и процветание любой компании. Итак, если Вы желаете достигать совершенства и легко решать любые проблемные ситуации в своем бизнесе,а также хотите сделать свой бизнес саморазвивающимся, Вам необходимо поэтапно внедрить в компанию пять основных инструментов руководителя.»

 

BusinessForward рекомендует:

Усилитель Мощности Руководителя

Ближайшие программы:

Москва, "Империал Парк Отель & SPA" - 15-21 ноября2008 г.

7 - 13 ноября 2008 г. - выездной Усилитель в Алматы

В Санкт- Петербурге график прохождения обговаривается индивидуально.

Подробнее о программе можно узнать на странице, посвященной Усилителю Мощности Руководителя , а также прочитав ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ (FAQ) о программе "Усилитель Мощности Руководителя"

"Пройдя «Усилитель Мощности», могу сказать, что вещи, которые казались очень сложными в жизни, либо стали очень простыми, либо вообще перестали существовать. Появилось ощущение силы и всемогущества! Я узнала, на что я способна, посмотрела на свою жизнь другими глазами. Могу сказать, что я стала другой!

Огромное спасибо всей команде «BusinessForward»! Спасибо Вам большое за поддержку, за понимание, за любовь! Вы делаете мир ярче красивее, волшебнее! Вы помогаете людям возвращаться домой! Спасибо Вас огромное за волшебство!

КУРЯТНИКОВА Т.А.

BusinessForward

Тел. 8(495) 585-76-93, 8(495) 428-58-09

(C) 2008 BusinessForward. Все авторские права защищены законом. Выражаем глубокую благодарность L. Ron Hubbard Library (Библиотека Л. Рона Хаббарда) за любезное разрешение использовать отрывок из работы Л. Рона Хаббарда, защищенные авторским правом.

В избранное