Взгляд на Северо-восточный Китай: Треугольник «Чанчунь – Цзилинь – Туманган»
Треугольник «Чанчунь – Цзилинь –
Туманган»
В ноябре 2009 года Госсовет КНР в рамках плана развития бассейна реки
Туманная утвердил создание на территории провинции Цзилинь района развития и
международного сотрудничества «Чанчунь – Цзилинь – Туманган».
Как явствует из плана, цель объявления территории между городами Чанчунь,
Цзилинь и Туманган «районом развития» – привлечь в этот «треугольник» иностранные
и китайские капиталы. Логика реализации проста – решение государства развивать
территорию означает наличие государственного финансирования, компании,
рассчитывающие принять участие в освоении государственных средств, приглашаются
на условиях софинансирования конкретных проектов. Остальным инвесторам в рамках
поставленных планом задач обеспечивается защита от коррупции, гарантируется
внимание руководства территории к проблемам и, что важно, возможность выбирать
налоговый режим путем принятия решений о строительстве производственного
объекта в одной из специальных экономических зон государственного или
провинциального уровня, расположенных в треугольнике «Чанчунь – Цзилинь –
Туманган».
В конечном итоге наши китайские партнеры стимулируют развитие, так
называемого «Большого Северо-Востока» (три провинции Северо-Восточного Китая и
Внутренняя Монголия), ускоряют развитие территорий, примыкающих к бассейну реки
Туманная, и завоевывают лидирующие позиции в их развитии, а в перспективе формируют
новую точку экономического роста, посредством международного экономического
сотрудничества вовлекая в процесс экономического освоения бассейна реки
Туманная сопредельные страны.
По крайней мере, такой курс вырисовывается после объявления китайскими
СМИ о решении вопроса с арендой северо-корейского порта Раджин и принятия
«Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири
России и Северо-Востока КНР», в которой приграничные китайские провинции
Цзилинь, Хэйлунцзян и Автономный округ Внутренняя Монголия стремятся принять
активное участие.
Что же другие игроки?
Россия поглощена беспрецедентным местным меркам строительством объектов
Саммита АТЭС 2012 и нефте-газовой инфраструктуры, которая придется очень кстати
для сырьевого и энергетического обеспечения промышленного роста зоны реки
Туманная. В вопросах же промышленного развития туманганского треугольника наша
страна демонстрирует пассивность.
КНДР не имеет внутриполитической возможности разом решить проблемы
экономической открытости и международного сотрудничества, поэтому тоже является
статистом.
Другое дело Республика Корея – это, вторая после КНР страна, на деле
заинтересованная в развитии устья реки Туманная. Здесь и политические мотивы, и
серьезное присутствие заинтересованного в выходе к морю южно-корейского бизнеса
на территории китайских провинций Цзилинь и Ляонин.
По всей видимости, именно КНР и РК в ближайшие годы будут силами,
подталкивающими развитие трансграничных территорий, географически включающими
Юг Приморского края, Север КНДР и восточной части провинции Цзилинь - «Чанчунь
– Цзилинь – Туманган».