Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Куда податься?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Январь 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Взгляд на Северо-восточный Китай: инновационный процесс в Северо-восточных провинциях Китая
Инновационная политика Правительства КНР и инновационный процесс в Северо-восточных провинциях Китая Китайские экономисты в XXI веке открыто признают, что старые принципы организации экономики страны на современном этапе исчерпали себя. Ключевыми экономическими проблемами КНР признаны – проблемы экологии, эффективности капиталовложений в экспортно-ориентированное производство, занятости, покупательной способности населения и т.д.
Их решение намечено в процессе создания новой экономической системы, ключевыми звеньями которой призваны стать образование, наука, инновации и творчество. Председатель Госсовета КНР Вэнь Цзябао, выступая на собрании, посвященном вручению государственных премий в области науки и техники за 2006 год, сообщил, что перед Правительством КНР стоят задачи «создания передовой науки, формирования в обществе атмосферы
внимания к науке и поддержки науки, улучшения условий работы и жизни ученых». Вэнь Цзябао рассказал, что «первостепенное внимание Правительства будет уделяться образованию». Он отметил, что «ученый должен воспитываться с младенчества», поэтому в начальных и средних школах будет уделяться внимание воспитанию в учениках качеств, необходимых ученому, детей будут учить продуктивно думать и создавать задуманное своими руками», учителя будут ориентированы на то, чтобы «сохранять
в детях творческие способности, воспитывать у них способность к инновациям, любовь к науке и технике, стремление посвятить свою жизнь науке». Он подчеркнул, что «научно-техническое развитие страны опирается на кадровый потенциал» и «тот, чьи специалисты будут наиболее подготовлены, добьется первенства в области науки и техники», поэтому «в строительстве государства «инновационного типа» главное внимание необходимо сосредоточить на людях». Вслед за ним в марте 2007 года, выступая на 5 сессии НПКСК 10 созыва, Председатель КНР Ху Цзинтао подчеркнул, необходимость созидательных инициатив, он призвал в научной, образовательной и экономической деятельности делать упор на междисциплинарности, трансграничности и комплексности подходов, поддерживать развитие, прогнозировать потребности завтрашнего дня. Будущий Китай, по его мнению, будет страной инноваций, а это возможно только в
том случае, если научное сознание прочно войдет в быт страны. Научное сознание – это залог прочности и процветания государства, но оно может занять лидирующие позиции в общественном сознании только при условии распространения научных знаний в процессе образования, популяризации научных знаний, воспитании в обществе заботы о науке, любви к науке, обучении наукам, использовании науки. Даже в ЦК КПК введена практика
продолжения образования, расширения политического и экономического кругозора высшего партийного руководства страны с помощью лекционных курсов лучших специалистов страны. Таким образом, лидеры нации сами «сели за парты» показывая пример гражданам КНР и людям всего мира. Центральное правительство КНР, начиная с 2007 года, поставило перед региональными и местными партийными органами пять технических задач
по формированию системы общества, способного к творчеству, инновациям и динамичным изменениям: - повсеместно развернуть, скоординировать и ускорить шаги по проведению реформ в экономической, политической, культурной и социальной сферах жизни; - уделять пристальное внимание процессу планирования и проведения в жизнь
необходимых изменений, принятию мер по созданию условий и контролю за ходом системных реформ; - преодолевать собственную ограниченность органов, занимающихся планированием и проведением в жизнь реформ; использовать инновации при создании новых структур общества и определении порядка их работы; расширять общественное участие в разработке новых принципов и структуры общества и управления им; - закрепить принцип общественного участия в нормативных актах и реформируемых структурах, превратить процесс реформ в демократический процесс; - вовлечь местные органы власти в процесс созидания и привнесения инноваций во все сферы жизни страны. Для
реализации целей перестройки экономики Китая на инновационные рельсы принят целый ряд нормативных актов КНР. Это, прежде всего, «Закон КНР о научно-техническом прогрессе» и комплекс центральных и региональных нормативных актов, закладывающих в общественную жизнь принципы стимулирования развития предприятий с использованием новых и высоких технологий. Так, например, вступивший в действие с 1 января 2008
года новый «Закон КНР о подоходном налоге с предприятий», предполагает, что все предприятия использующие новые и высокие технологии на территории КНР будут платить пониженный налог с доходов предприятия – 15 % (ранее эта норма действовала только для предприятий, расположенных в Зонах технико-экономического развития государственного значения). По заявлению Министра науки и техники КНР Сюй Гуанхуа,
еще в 2007 году Китай преступил к реализации 16 приоритетных государственных научно-технических проектов (в их числе разработка транспортного самолета, создание быстродействующего процессорного чипа общего назначения, создание систем широкополосной мобильной связи нового поколения, создание новых интегральных схем, разработка нового поколения станков с программным управлением, освоения морских и возобновляемых ресурсов, высокопроизводительных компьютеров и т.д.). Сегодня можно сказать, что эти приоритетные проекты
стали «спусковым механизмом» и ключевым звеном превращения КНР в страну с высоким уровнем науки, техники и инновационной деятельности. В рамках, заданных нормативными актами КНР, на местах разрабатываются конкретные меры по реализации общего курса страны с учетом местной специфики региона. Для повышения качества управления средствами, предназначенными для развития науки, образования, новых и высоких промышленных
технологий, при активном участии бюджетов различного уровня созданы специализированные фонды. Примером, является Государственный фонд естественных наук, действующий с 14 февраля 2007 года в соответствии с Законом КНР о научно-техническом прогрессе, и предоставляющий средства юридическим и физическим лицам для реализации широкого спектра программ научного и технологического развития в областях, имеющих отношение к естественным наукам. Помимо центральных Фондов в провинциях и городах действуют местные фонды, на конкурсной основе предоставляющие средства на цели научно-технического развития. Для оказания практической помощи предприятиям в КНР созданы Центры научно-технического развития и внедрения научных разработок. Одно из направлений работы подобных центров в КНР состоит в том, чтобы «дать каждому гражданину услышать,
прочитать, понять, запомнить и уметь воспользоваться на практике возможностями, предоставляемыми политикой страны и местных властей в сфере науки, техники и технологий», а также решение организационных и иных проблем, возникающих в процессе создания венчурных предприятий и внедрения разработок в производство. Отдавая себе отчет в важности знакомства с передовым опытом в различных сферах науки и техники, власти
Китая большое внимание уделяют проведению специализированных международных мероприятий, а также привлечению в страну иностранных студентов, преподавателей, ученых, научно-исследовательских организаций и фондов. Достаточно упомянуть об открытии 30 октября 2007 года Исследовательскими советами Великобритании официального представительства в КНР (Пекин). Это первое представительство ИСВ за пределами Европы. Представитель ИСВ Ян Даймонд сообщил, что число совместных научно-технических исследований и разработок Великобритании
с КНР превышает число с совместных исследований Великобритании с любым из отдельно взятых европейских партнеров. 1 ноября 2007 года американский журнал «Сайнс» (Наука) открыл свой корпункт в Пекине. В провинциях Китая на базах ведущих ВУЗов создаются так называемые «Учебно-методические базы научно-технических инноваций». Так в провинции Цзилинь, эта работа ведется на базе университета «Бэйхуа
дасюэ». Реорганизация учебного процесса на университетском уровне в КНР осуществляется путем отработки новых моделей подготовки кадров на уровне отдельных институтов, входящих в структуру университета. Новые учебные планы и технологии преподавания, а также полученные результаты подвергаются критическому осмыслению сначала на уровне университета, после чего полученный положительный опыт может быть вынесен на государственный уровень и предложен к внедрению в других ВУЗах страны. Так, например, в цзилиньском
университете «Бэйхуа» на общеуниверситетском уровне организованы 6 опытных групп, которые занимаются разработкой новых моделей подготовки кадров. На этапе создания находятся 2 опытных центра провинциального уровня, которые будут заниматься вопросами поиска, создания и распространения методик преподавания. В университете «Бэйхуа» создан также специальный Экспериментальный политехнический институт научных инноваций. Для того чтобы стимулировать творческую активность студентов в университете
«Бэйхуа» действует система участия студентов в научной деятельности преподавателей, а также система участия студентов в получении от университета финансовой поддержки для реализации самостоятельных исследовательских проектов, которая инкорпорирована в государственную систему финансирования научно-технических проектов. Студентам, чьи проекты на уровне университета признаны перспективными, оказывается помощь в составлении заявок на государственные научно-исследовательские «гранты». По плану в период с 2007 по 2010 году Университет «Бэйхуа» оказал финансовую поддержку более чем 100 студенческим проектам, при отборе которых главным мерилом была уникальность идеи, положенной в основу разработки. Более того, несколько студенческих проектов из этого числа при помощи специалистов университета были доведены их авторами до качества, предъявляемого к серьезным проектам провинциального или государственного значения.
Главной составной частью инфраструктуры отбора студенческих проектов в университете «Бэйхуа» являются конкурсы студенческого творчества различных уровней. Смотром практических результатов и эффективности перестройки образовательного процесса на инновационные рельсы, а также стимулом научно-технического творчества студентов является целый ряд конкурсов, среди которых Всекитайский конкурс внеклассных научно-технических
студенческих работ, Всекитайский студенческий конкурс электроники и дизайна, Всекитайский конкурс моделей в области аэронавтики и навигации, Всекитайский студенческий конкурс рекламного дизайна, Всекитайский студенческий конкурс математического моделирования, Всекитайский студенческий конкурс инновационного дизайна машин и механизмов, Всекитайский студенческий конкурс инновационного проектирования и др. Инвестируя
в завтрашний день своей науки, в КНР не забывают и традиционные инструменты развития экономики страны. Огромное внимание правительства КНР по-прежнему направлено на деятельность зон с особыми экономическими режимами на своей территории, которые вследствие наличия необходимой инфраструктуры и путем предоставления создаваемым там предприятиям возможностей для извлечения дополнительной прибыли, наращивают концентрации инновационного бизнеса в специальных зонах. К концу 2005 года только в Районах технико-экономического развития государственного значения (этот статус в КНР имеют 54 зоны в 31 провинции, городах центрального подчинения или автономных районах) насчитывалось более 3000 высокотехнологичных предприятий и 650 исследовательских центров. На технические инновации в зонах в виде поддержки было выделено свыше 15 млрд. юаней. В
Районе новых и высоких технологий провинции Цзилинь в 2006 году действовало 246 предприятий, чей производственный процесс основывался на использовании новых и высоких технологий. Общий объем их производства составил 48 млрд. юаней. Согласно планам научно-технического развития различных уровней ими было реализовано 485 проекта, в том числе в рамках государственного плана «863» - 7 проектов, в рамках государственного плана «Факел» – 53 проекта. В 2006 году 220 предприятий Района новых и высоких технологий провинции Цзилинь воспользовались средствами государственной поддержки на сумму 60 млн. юаней. В Районе оформлено право интеллектуальной собственности на 845 созданных здесь продуктов, в том числе на 206 разработок в сфере компьютерного программирования. При непосредственном участии Научно-исследовательского
института нефте-химической промышленности КНР, Дунбэйского отделения компании по планированию, Цзяннаньского научно-исследовательского проектного института и других научно-технических организаций на территории Района новых и высоких технологий провинции Цзилинь были созданы 6 научно-исследовательских центров и бизнес-инкубаторов специализирующихся на разработках в области поверхностных покрытий, специальных углей, пленочных технологий, органического кремния, биохимии и т.д. Для работы по выполнению государственного плана «Факел» в Районе была создана База электрической и электронной промышленности провинции Цзилинь и Ассоциация обслуживания технологий электроники и информатизации. В 2006 году администрацией Района новых и высоких технологий провинции Цзилинь было вложено 30 млн. юаней в строительство помещений для
размещения малых и средних предприятий, основным видом деятельности которых будет коммерционализация результатов научных исследований. И все это было сделано в провинции, которая считается скорее аграрной житницей страны, нежели таким признанным центром передовых технологий как Пекин, Шанхай или Гуанчжоу. Новым для
КНР веянием стали правительственные меры по развитию в стране так называемых «Творческих индустрий». Еще одним бурно развивающимся в Китае аспектом «новой экономики» стало производство программного обеспечения. После того как в 2000 году вышло постановление Госсовета КНР № 18 «О мерах по стимулированию развития производства программного обеспечения и сборке электроники», производство программного обеспечения в КНР было признано самостоятельной отраслью экономики. В провинции Хэйлунцзян
в 2005 году реальный располагаемый доход предприятий-производителей программного обеспечения составил 3 млрд. 900 млн. юаней, в отрасли насчитывалось 251 предприятие, за год было сертифицировано 545 произведенных ими программных продуктов. По состоянию на конец 2006 года в Парке по производству программного обеспечения Района новых и высоких технологий г.Чанчуня работают 300 предприятий-производителей программного
обеспечения, они предоставляют рабочие места более чем 8000 специалистов. В последние годы в Чанчуне ежегодный рост объемов экспорта программного обеспечения составляет примерно 50%. В 2006 году доход предприятий-производителей программного обеспечения провинции Ляонин от продаж составил 26 млрд. 400 млн. юаней, что на 30 % больше чем в 2005 году. В последние шесть лет производство программного обеспечения в провинции
Ляонин росло в среднем на 38.4%, ежегодный экспорт интеллектуальных продуктов рос в среднем на 42.6%. По состоянию на конец 2006 года в провинции Ляонин действовало более 600 предприятий-производителей программного обеспечения, объем продаж 27 из которых, превышал 100 млн. юаней, а совокупный доход этих 27 предприятий составил 40% от отраслевого. В провинции Ляонин сложились 3 центра производства программного обеспечения
и интеллектуальной продукции – Шэньян, Далянь и Аньшань. 6 предприятий провинции Ляонин вошли в 2006 году в сотню крупнейших предприятий-производителей программного обеспечения – это корпорация «Дунжуань», «Далянь цзыдунхуа», «Далянь хуасинь», «Шэньян сяньфэн», «Шэньян синьсун цзицижэнь», «Шэньян сидун кунчжи цзишу». В главном городе провинции, Шэньяне, насчитывается 400 предприятий, занятых разработкой программного обеспечения, в этой сфере работает более 20 тыс. человек. Действует 5 специализированных институтов и более 100 курсов повышения квалификации программистов. На Северо-Востоке Китая в целях развития производства программного обеспечения правительственными
органами целенаправленно формируются сообщества предприятий-разработчиков программного обеспечения. Так в провинции Цзилинь, например, на базе взаимодействия технического центра Первого автомобильного завода, Чанчуньского района новых и высоких технологий, Корпорации «Хунда», Цзилиньского университета и других производственных, научно-исследовательских структур и учебных заведений, формируется сообщество
предприятий разрабатывающих программное обеспечение для нужд автомобильной промышленности (программы для управления двигателями, автомобильной электроникой и для использования в станках с ЧПУ на автомобильных производствах). Другим примером является формирование сообщества предприятий и организаций, работающих над системами распознавания образов и обеспечения безопасности, вокруг разработок корпорации «Хунда»
по различению отпечатков пальцев, а также разработок компании «Цзилинь дандай» по различению образов людей и рукописных текстов. В феврале 2007 года Департаменты науки и техники провинций Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, а также Управления по науке и технике городов Шэньян, Далянь, Чанчунь, Харбин провели совместный семинар «Развитие производства программного обеспечения и возрождение старой промышленной
базы Северо-Востока Китая». Участники семинара связали повышение общего уровня информатизации в северо-восточных провинциях КНР улучшение структуры промышленного производства и повышение уровня инноваций в производстве с развитием производства программного обеспечения и электронной промышленностью. В ходе обмена мнениями делегаты пришли к выводу о необходимости создавать межпровинциальные стратегические альянсы
предприятий исследовательских учреждений для увеличения масштабов производства программного обеспечения. Была подчеркнута также необходимость искать свое место в международном разделении труда и повышении качественного уровня создаваемого программного обеспечения. Одновременно, народными правительствами северо-восточных провинций КНР прилагаются усилия к реализации совместных проектов с предприятиями-производителями
программного обеспечения, имеющими мировое имя. Например, в августе 2006 года Управление информатики народного правительства провинции Ляонин подписало соглашение о сотрудничестве с пекинским представительством компании «Оракл» (Oracle). В рамках соглашения предполагается открытие филиала компании в Шэньяне, создание регионального центра технической поддержки, участие компании «Оракл» в подготовке местных кадров и создании образовательного программного обеспечения. Интересен опыт провинции Хэйлунцзян в формировании отрасли экспортного производства программного обеспечения, аутсорсинга, дизайна и выполнения расчетов в рамках проекта создания промышленного пояса «Харбин – Дацин – Цицикар». В 2005 году в «городе нефтяников» Дацине, буквально с «нуля» было начато
формирование сообщества предприятий-разработчиков программного обеспечения. В 2007 году на территории города уже действовало 49 компаний, занимавшихся экспортным производством интеллектуальных продуктов с совокупным доходом от различных видов деятельности на сумму более 1 млрд. юаней. Составляющими достигнутого успеха стали: имевшаяся развитая структура технического обслуживания нефтехимической отрасли, высокий
уровень планирования и координации действий заинтересованных организаций, а также строительство четырех инфраструктур – Парка по производству программного обеспечения города Дацина, Парка по производству программного обеспечения провинции Хэйлунцзян, Парка технологий и услуг нефтяной промышленности, а также Парка экспортного производства интеллектуальных продуктов города Дацина. Правительством города Дацина
целевым образом были приняты нормативные акты «Замечания по развитию экспортного производства интеллектуальных продуктов в Дацине» и «Временные меры по содействию развития экспортного производства интеллектуальных продуктов в Дацине», закрепившие систему льгот и гарантий предприятиям, создающим программное обеспечение, занимающихся дизайном, расчетами и аутсорсингом. Народным правительством города был создан Фонд поддержки развития экспортного производства интеллектуальных продуктов в Дацине.
При государственной поддержке в этом городе были созданы 8 учебных центров для программистов и специалистов смежных специальностей, 2 бизнес-инкубатора имеющих статус «бизнес-инкубатор государственного уровня» и 2 специализированных бизнес-инкубатора провинциального уровня. Были установлены связи более чем со 100 внутрикитайскими предприятиями и научно-иследовательскими организациями, занимающимися разработкой программного обеспечения, а также предприняты организационные шаги к установлению международных
связей. В Дацине создана Ассоциация предприятий, занимающихся экспортным производством интеллектуальных продуктов. В итоге к 2007 году всех этих мер в городе был сформирован «костяк» предприятий, доходы трех из которых превысили 100 млн. юаней в год, еще 10 десять предприятий имели доходы более 10 млн. юаней
год. Считающееся образцовым предприятие «Хуато шума», например, в 2006 году произвело экспортной интеллектуальной продукции на сумму 63 млн. 500 тыс. юаней, и обеспечило занятостью 780 человек. Дацинские компании предоставляют услуги по сбору и расшифровке геологоразведочных данных, промышленному дизайну и
технологиям бурения, нефтедобычи и консервации скважин более чем 20 странам Средней Азии, Юго-Восточной Азии, Южной и Северной Америки, Ближнего Востока. Одновременно с предоставлением льгот предприятиям-разработчикам программного обеспечения, Департамент информатики провинции Хэйлунцзян и Ассоциация производителей программного обеспечения провинции Хэйлунцзян осуществляют ежегодный аудит предприятий и контроль
качества производимой ими продукции. В случае, если предприятие или его продукция не соответствует требованиям «Мер по контролю за программным обеспечением», то предприятие лишается льгот, определенных «Положением о предприятии-производителе программного обеспечения провинции Хэйлунцзян». С начала 2006 года наблюдается тенденция укрупнения предприятий-производителей программного обеспечения (это
осознанный и желаемый процесс), так как небольшие производственные фонды предприятий и недостаток специалистов требуемой квалификации препятствуют самостоятельным разработкам КНР в сфере программного обеспечения. В 2006 году доходы 60% предприятий производивших программное обеспечение были ниже 5 млн. юаней, и лишь 5 процентов предприятий имели доход более 100 млн. юаней. При этом производство программного обеспечения
во многих случаях является не единственным «профилем» предприятия. Значительные надежды в решении проблем создания экономики «инновационного типа», в КНР связывают с исследовательскими подразделениями ТНК, создаваемыми в Китае. К концу 2006 году зарубежными предприятиями и организациями в КНР было
создано 980 учреждений, занимающихся научными исследованиями и освоением новых и высоких технологий. Как отмечает исследователь Института мировой экономики и торговли Финансово-экономического университета провинции Аньхой Сюй Лэй в статье «Влияние процесса интернационализации исследовательских подразделений транснациональных корпораций на технологические инновации в нашей стране» опубликованной в журнале
«Внешнеэкономические связи и торговля провинции Хэйлунцзян», № 1, 2007 г., «Вследствие углубления процессов экономической глобализации, транснациональные корпорации оказываются не в состоянии в течение длительного периода поддерживать конкурентоспособность своих товаров, расширять рынки сбыта и получать научно-технические ресурсы, только за счет собственных технологических инноваций, разрабатываемых научно-исследовательскими подразделениями этих компаний на территории своих государств. Поэтому
научно-техническая стратегия некоторые транснациональные корпорации строится на переносе исследовательской деятельности в различные регионы за пределы государственных границ своих стран, использовании научно-технических ресурсов различных государств, создании мировых «сетей» для проведения исследований и внедрения технологических новшеств». Сюй Лэй отмечает, что к началу 2005 года в КНР уже имели
свои исследовательские структуры около 700 транснациональных компаний и корпораций. Средств, вложенных ими на территории Китая в сферу исследований и инноваций, к этому времени было накоплено до 4 млрд. долларов США. Эти инвестиции положительно повлияли на общее технологическое состояние производств и уровень инноваций. Однако, основными местами создания исследовательских подразделений корпораций на территории КНР
стали Пекин (около 20), Шанхай (14), Гуандун (6), то есть районы с высокой концентрацией интеллектуальных ресурсов, развитой, собственно китайской, научно-технической базой и хорошей инвестиционной средой. Свои особенности имеют и направления исследований и разработок иностранных корпораций в Китае. Например, исследовательский центр корпорации IBM в Китае концентрируется на разработках технологий и стратегий, имеющих
китайскую специфику, в том числе, голосовые технологии, технологии анализа и распознования письменных знаков, а также рукописных текстов. В отраслевом разрезе транснациональные корпорации создают свои исследовательские подразделения в КНР в основном в сферах и производствах отличающихся высокой технологической концентрацией, например, в сферах производства телекоммуникационного оборудования, электроники, создания
транспортных средств, фармакологии, химического сырья и химического производства товаров. По юридическому статусу создаваемые в КНР исследовательские подразделения корпораций в основном являются несамостоятельными подразделениями (более 3\4 от общего количества). Сюй Лэй считает, что это продиктовано потребностями коммерционализации разработок в максимально сжатые сроки. В то же время, статус самостоятельного юридического
лица имеют, как правило, те исследовательские подразделения, которые заинтересованы в сохранении технологических секретов или рассчитывающих на прямую выгоду от разработанных технологий. В последние годы наметилась тенденция к регистрации статуса самостоятельного юридического лица в связи с выходом акций компаний на инвестиционный рынок. Основная масса исследовательских подразделений в КНР создается корпорациями
из США, Японии и Западной Европы. Например, по состоянию на август 2002 года 65 транснациональных корпораций создали в КНР 82 своих исследовательских подразделения, 70 из которых были открыты корпорациями, штаб-квартиры которых расположены в США (32), Западной Европе (20), Японии (18). Рассматривая влияние транснациональных корпораций на инновационный процесс в Китае, Сюй Лэй отмечает следующие особенности: - Их исследовательская деятельность в КНР увеличивает возможности китайских предприятий в осуществлении технологического перевооружения и внедрения инноваций. Практика показывает, что транснациональные корпорации с целью захвата тех или иных рынков идут на передачу отдельных технологий китайским предприятиям, связанным с ними технологическими цепочками. Кроме того, создавая в своих исследовательских подразделениях на
китайской территории новые технологии, транснациональные предприятия ужесточением конкуренции стимулируют собственно китайских производителей к технологическому перевооружению или научным исследованиям. Активно способствует научно-техническому развитию Китая сотрудничество китайских университетов с научно-исследовательскими подразделениями транснациональных корпораций в КНР; - Исследовательские подразделения транснациональных
корпораций в КНР способствуют развитию людских ресурсов и подготовке китайских специалистов, обладающих опытом передовых исследований и управления научными разработками; - Создавая свои исследовательские подразделения в КНР транснациональные корпорации восполняют недостаток китайских фондов научно-технического развития. Правительством КНР в научные исследования и разработки в 1996 г. выделялось 0.6% ВВП, к 2002
году эта цифра выросла до 1.1% ВВП, в то время как развитые страны ежегодно выделяют на эти цели 2-3% их ВВП; - Создание транснациональными корпорациями своих исследовательских подразделений в КНР повышает уровень участия КНР в мировом разделении труда. Китай постепенно движется от участия в транснациональных производственных цепочках к участию в транснациональном научно-исследовательском процессе, что отвечает
задачам КНР перевода экономики на качественно новый уровень; Вместе с тем, деятельность исследовательских подразделений транснациональных корпораций способствует существованию некоторых негативных моментов: - Увеличивается зависимость отдельных секторов китайской экономики от инновационной деятельности транснациональных
корпораций, под контролем которых находится весь процесс выхода некоторых товаров на рынок от теоретической и технологической разработки до рыночной стратегии. - Исследовательские подразделения транснациональных корпораций привлекают специалистов из государственных НИИ и предприятий, чем ставят под удар вопросы национальной технологической безопасности. - Исследовательские подразделения транснациональных корпораций с их системой отбора и подготовки кадров являются механизмом организации каналов «утечки мозгов» из КНР за рубеж. Сюй Лэй считает, что правительство КНР должно активно использовать положительные стороны деятельности исследовательских подразделений транснациональных корпораций в КНР и минимизировать отрицательное
воздействие от их деятельности на процессы внутри Китая. Политика правительства должна быть направлена на: - Активное принятие мер по поощрению капиталовложений транснациональных корпораций в научно-исследовательскую деятельность на территории КНР. Надежно зарекомендовавшим себя инструментов является политика налоговых льгот, а также облегчения перемещения и трудовой деятельности иностранных научно-технических кадров
упрощения процедур по въезду и регистрации. - Полностью реализовывать возможности научно-исследовательских подразделений транснациональных корпораций по превращению в «локомотив» научно-технического роста территорий. Исходя из их специализации, планировать в привязке к ним создание научно-производственных зон мирового уровня, стимулировать их обмены с китайскими предприятиями, университетами, научно-исследовательскими
структурами, поощрять создание совместных с ними структур. - Практика показывает, что, чем больше капиталовложений осуществляют страны Востока в собственные научные исследования, чем выше их технологический уровень и способность к инновациям, тем активнее в эти страны приходят исследовательские структуры транснациональных корпораций и тем больше иностранных инвестиций вливается в научно-техническую сферу. В этой
связи правительство КНР должно увеличить объемы собственных капиталовложений в повышение общего уровня научных исследований и технологические инновации, для того, чтобы повысить способность страны к привлечению и усвоению передового технологического и инновационного опыта, что в конце концов приведет к освобождению Китая от технологической зависимости от транснациональных корпораций. - Продолжить курс на реформу
управления трудовыми ресурсами и повысить уровень подготовки китайских научно-технических кадров. В настоящее время количество подготавливаемых в стране научно-технических кадров растет быстрыми темпами, вместе с тем качественный разрыв с развитыми странами в уровне технологического мышления и способности к инновационному мышлению сокращается медленнее. Поэтому, усилия правительства должны быть направлены прежде всего на более глубокую реформу качества образования и систему подготовки специалистов. Разработать
отвечающую потребностям рыночной экономики политику привлечения кадров, стимулирующую студентов, обучающихся за рубежом к возвращению на родину, восполняющую недостатки научно-технических кадров. Существенный неиспользуемый в полной мере резерв правительство КНР видит в развитие сферы рискованных инвестиций. Получить
представление о том, каково состояние дел в этой области на Северо-Востоке Китая можно на примере провинции Ляонин. В 1991 году народное правительство г.Шэньяна учредило Фонд рискованных инвестиций, науки и техники в размере 20 млн. юаней. В июне 1992 года был создан Центр развития рискованных инвестиций, науки и техники города Шэньяна. За прошедшие годы был сформирован костяк предприятий, пользующихся средствами фонда и ориентирующихся в своей работе на производство высокотехнологичной продукции: «Синьсун роботикс», «Цзиньчанпу», «Континентал лазер», «Учэн электрикс», «Душитун», «Нью эйдж кэмиклс», «Ист-вест кибернетикс». Этими предприятиями проведена работа
по коммерционализации научных разработок научно-исследовательских организаций Шэньяна, в том числе, по созданию подводных роботов, создании моющих средств и отбеливающих веществ, сплавов металлов с новыми свойствами, полимеров и т.д. В 2000 года в Шэньяне был создан Фонд поддержки инициатив в области высоких технологий, науки и техники, который совместно с Фондом рискованных инвестиций, науки и техники города Шэньяна
поддерживает предприятия, действующие на территории «бизнес-инкубаторов»; финансирует проекты коммерционализации научно-технических разработок, помогает становлению мелких и средних предприятий, работающих в сфере новых и высоких технологий. По состоянию на 2004 год, рост объема производства предприятий, получавших помощь Фонда поддержки инициатив в области высоких технологий, науки и техники достигал
30% в год, обновление ассортимента выпускавшейся продукции достигало 50%. В 2004 году в Фонд поддержки инициатив в области высоких технологий, науки и техники города Шэньяна поступили заявки на финансирование 140 проектов, из которых было отобрано 70, в 2005 году количество заявок снизилось до 120, и из них вновь было отобрано 70 проектов. В ближайшее время планируется сформировать еще один Финансово-инвестиционный фонд специальных научно-технических проектов, задачей которого будет помощь шэньянским предприятиям в повышении конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках. Кроме того, народное правительство Шэньяна ведет работу с банками и финансовыми организациями с целью оживить их активность на рынке кредитования рискованных инвестиций. Сегодня, в КНР действуют две модели организации фондов, занимающихся рискованными инвестициями: «тяньцзиньская модель» (фонд формируется на акционерных началах народным правительством и организациями, работающими в сфере рискованных инвестиций и совместно ими управляется) и «шэньчжэньская модель» (средства фонда распределяются между управляющими организациями, которые отчитываются перед народным правительством за использование средств). В Шэньяне до сегодняшнего дня городское
правительство занимается прямым распределением средств фонда, сформированного целиком за счет городского бюджета. Такая форма управления средствами фонда рискованных инвестиций признается специалистами не эффективной. По мнению китайских экспертов, финансовые организации провинции Ляонин пока не готовы к активной работе в сфере высоко рискованных инвестиций. Отсутствуют необходимые знания и культура бизнес планирования
у местных предпринимателей. Нет достаточного опыта анализа бизнес-планов и проектов у местных инвесторов. Недостаточно количество средств, выделяемых на развитие инвестиционной деятельности в сфере высоко рискованных проектов. В Шэньяне зарегистрировано всего 10 организаций, работающих в сфере рискованных инвестиций. Объем зарегистрированного капитала самой крупной из них составляет 100 млн. юаней, самой малой –
100 тыс. юаней. По оценке председателя совета директоров регионального центра компании «Google», КНР, Ли Кайфу, шэньянские предприятия основное внимание уделяют технологическим инновациям, забывая о возможностях инноваций в организации бизнеса и предоставлении услуг. Результаты опроса специалистов, в ноябре
2006 года принявших участие в семинаре по рискованным капиталовложениям, в городе Шэньяне, показали, что 90% из представителей инвестиционных организаций, принявших участие в семинаре (всего участвовало более 40 организаций) никогда ранее не посещали этот город. Это говорит о необходимости активнее работать с организациями, имеющими опыт венчурных инвестиций, привлекать их специалистов, готовить проекты в соответствии с их требованиями, создавать на своей территории условия для того, чтобы сделанные такими компаниями
капиталовложения окупались и они делали их в Шэньяне снова и снова. Несмотря на предпринимаемые усилия, специалистами признается, что рискованные капиталовложения в провинции Ляонин составляют пока незначительную часть от общего объема инвестиций. Правительство Китая стараясь стимулировать инновации в стране значительное
внимание уделяет импорту высокотехнологичной продукции и технологий из-за рубежа. Так за первые 10 месяцев 2006 года в КНР было зарегистрировано 8692 контракта с зарубежными странами в области заимствования технологий, общей стоимостью 18.74 млрд. долларов США. Первое место по масштабам поставки технологий в КНР в 2006
году, как и на протяжении нескольких предшествующих лет, занимал Европейский союз (За 10 месяцев 2006 года было заключено 2124 контракта на импорт техники и технологий на сумму 7.78 млрд. долларов США), за ЕС следуют Япония и США. В 2006 году в основном заимствовались технологии, связанные с железнодорожным транспортом (3.98 млрд. долларов США), и промышленные технологии в области электронного и телекоммуникационного
оборудования (3.7 млрд. долларов США). В мае 2007 года китайская делегация Министерства коммерции и торгово-промышленных палат КНР и предпринимателей (369 представителей китайского бизнеса) во время визита в США подписала с американскими предприятиями 138 контрактов и соглашений о закупке и инвестициях на общую сумму 32.6 млрд. долларов США, в отношении самолетных двигателей, атомных технологий 3-го поколения, средств
связи и других видов высокотехнологичной продукции. Поездка являлась частью программы Министерства коммерции КНР по развитию внешней торговли КНР с США. Существенный научно-технический потенциал КНР сосредоточен в сфере оборонных исследований и производств. Доказательство этого является колоссальный рывок КНР в космической сфере, создание тактических ракет, показ которых осенью 2009 года наделал много шуму на Западе. По заявлению председателя Комитета научно-технических оборонных производств КНР, Китай уже обладает достаточными технологическими возможностями для организации собственного производства авианосцев. Согласно публикации в гонконгском журнале «Канва дефенс ревью» успехи КНР в разработке и изготовлении композитных материалов,
в принципе позволяет ему начать разработку боевых самолетов по технологии «Стэлс», в частности по данным журнала, в настоящее время китайские исследователи работают над применением технологии «Стелс» в новой версии китайского истребителя-бомбардировщика JH-7А. В Китае любят повторять, что культурная революция продолжается. Правительство КНР прилагает целенаправленные усилия для создания культуры
Нового Китая, главной составляющей частью которой будет «свободное творчество». Для обозначения этой культуры в КНР используют термин «Культура инноваций» (чуансинь вэньхуа) вкладывая в него несколько основных смыслов, подразумевая под Культурой инноваций дух творчества, смелое мышление, особую среду жизни и деятельности стремящегося к развитию человека. Именно на этом фундаменте в КНР будет создано демократическое общество. |
В избранное | ||