Я мама, жена и женщина

  Все выпуски  

ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ НЕПРИЛИЧНО


ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ НЕПРИЛИЧНО




Я отдаю себе отчет, что в современном мире цена вообще ничего не значит.

В том смысле, что цена - это не характеристика товара, а все, что угодно. Это заигрывание с определенной аудиторией, это отсечение ненужной публики, вопрос элитарности или массовости, личные амбиции того, кто продает.

Одни люди готовы заплатить за какую-то вещь... ну, 20 000 евро, а другие такую же купят за 50 евро. И все будут счастливы.

Но мне всегда казалось, что вещи могут стоить дорого, могут - дешево, но цена должна быть быть адекватной. То есть платье, которое стоит 10 000 евро, не должно продаваться за 50 000.

Но вот у меня есть приятельница, которая купила винтажную сумку Chanel втридорога. Я ее даже пожалела - и предложила ей выбрать, что она хочет, а я это ей привезу, например, из Испании. Она отказалась. Потому что нормальная цена такой сумки показалась ей подозрительно дешевой.

Тут даже не прокомментируешь. Но таких потребителей много. Особенно в России. Такое ощущение, что людям стыдно, что у них есть деньги - и они пытаются от них избавиться.

Они немного злят. Это как с домработницами. К тебе приходит скромная женщина, ты ей платишь, допустим, 1000 рублей, а потом кто-то ищет уборщицу, и ты хочешь сделать приятно всем, а вскоре они платят ей за ту же работу 3000 (потому что им неловко платить мало) - и она уже наглеет и вы с ней расстаетесь. То есть люди ломают рынок.

Один приятель так подставил сразу человек пять - всех тех, у кого убиралась наша Таня. Мы готовы были его избить.

Рынок, конечно, свободный. И спрос определяет цену. Хрестоматийный пример с сумкой Birkin от Hermes говорит нам, что вопрос не в том, сколько на свете крокодилов или коров, а в том, скольких людей ты убедил, что одна из миллиона похожих сумок лучше других без всяких на то причин. (при этом Биркин все равно будет сумкой высшего качества)

А вот когда, например, русский модельер N продает вещи из очень дешевых тканей по ценам Диор кутюр - это для меня нелепость. Я вижу, что производство такого платья при самом худшем раскладе стоит 3-4 тысячи рублей. (для понимания - это цена у частной портнихи с учетом розничной покупки нескольких метров ткани. все то же самое, но на производстве и оптом будет стоить где-то 1200 рублей) Такого имени, чтобы миллионы желали купить эту одежду, у дизайнера нет. Для европейского рынка эта цена запредельная для начинающего модельера. Вещи эти редко кто покупает - они годами висят в магазинах, но даже после последней уценки все равно слишком дороги.

Это напоминает такую старую деву, которая всю жизнь воротила нос от мужчин - этот слишком лохматый, этот недостаточно остроумный, а в результате постарела раньше времени и вагина у нее заросла мхом.

Сейчас времена довольно странные. Все дорогие вещи в производстве стоят, как дешевые - за очень редким исключением. Да, мы сюда добавляем талант автора, его известность, желанность, но само производство - оно не элитарное.

Ко всему прочему, производят дикое количество всего. Что вынуждает делать героем дня не качество, не красоту, а исключительно маркетинг и философию потребления. Покупай-покупай-покупай. Дешево покупай. Дорого покупай.

Но вот мне за тысячу евро продают платье. Типа ручная работа, натуральная ткань. Я вижу, что это за ткань (неплохая, но и ничего особенного), и я вижу, что аппликации - это готовые шаблоны. Я знаю, что платье обошлось в 2500 рублей. Наверное, я слишком придирчива, но я не буду это покупать. Даже если мне и нравится платье. И даже если я могу потратить на платье 1000 евро.

Возможно, в моей еврейской душе прячется унылый северный протестант, но мне кажется даже неприличным бессмысленно тратить деньги только потому, что они у тебя есть. Если человек совершенно не знает цену деньгам - значит, он их как-то некрасиво заработал. (мое субъективное мнение)

По-моему, все же есть некая потребительская этика. Люди, которые сорят деньгами, как безумные, и которые за все самое дорогое еще и нарочно переплачивают в десять раз - это непристойно. (вспоминаем золотые времена русского нашествия в Куршевель)

В нуворишестве есть что-то противное. Ведь обычно нувориши полагаются не на собственные пристрастия и вкус (ни того, ни другого просто еще нету), а на ценник - мы там, где дороже. И мы вам сделаем все еще дороже, потому что мы можем. Мы самоутверждаемся только за счет наших кошельков.

Конечно, тут тоже есть определенная логика - есть люди, которые находят прекрасные вещи, места, а есть те, кто делает их неприлично дорогими. Так устроен мир.

Но все же в наши дни ценовая политика в России - это, на мой взгляд, уже какой-то анахронизм. Время нуворишей прошло.

Конечно, нет такого продавца, который удержится от соблазна продать богатому лопуху что-нибудь втридорога (лопух сам этого хочет, ему нужно сааамое дорогое). Но это все скрытые движения, которые не очень сильно сдвигают рынок.

В дорогом Лондоне есть места для русской и арабской и любой другой денежной публики, которая не считает нули, а есть миллион лавок для нормальных людей.

В Москве же этого очень мало. Тут до сих пор всех пытаются ободрать как липку. Нет денег - езжай за тряпками в Лондон. И покупай там, как дурак, те же туфли в семь раз дешевле. Как-то так.

Я все понимаю, что у нас очень высокая аренда и так далее - то есть условия для торговли плохие, но все-таки, я думаю, должна быть у людей культура потребления. Человек должен разбираться в том, что он покупает. Он должен быть ответственным - хотя бы перед самим собой. Потому что, возможно, это не так приятно, как кажется, если тебя считают дураком.

Автор - Арина Холина


В избранное