Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Женская тема: вопросы и ответы #2. Возрастные личностные кризисы. Часть 1.


 

Женская тема: вопросы и ответы.

 

Выпуск 2

Возрастные личностные кризисы .

Здравствуйте, дорогие читатели!

Поскольку я имею второе высшее психологическое образование и большой опыт по специальности, в своей рассылке я буду освещать некоторые психологические моменты, касающиеся личности и отношений с окружающими. Это не сухая психологическая теория, которую можно найти в огромном количество. Знания не гарантируют умений. Я предлагаю именно те знания, которые, на мой взгляд, помогут лучше понять себя, мужа, детей, чтобы наладить хорошие отношения и с собой, и с окружающими.

Итак, сегодня предлагаю вашему вниманию тему – возрастные личностные кризисы.

Личностный кризис - это когда уже не хочешь ничего,
даже разобраться в себе и отношениях.
Фильм «О чем говорят мужчины»

Наука в целом констатирует драматический для нас, людей, факт: жизнь есть череда возрастных кризисов, столь же неизбежных, сколь необходимых для нашего поступательного развития. Человек развивается очень неравномерно. Особенно эта неравномерность ощутима в детском возрасте. Давно замечено, что есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические. Критические периоды сопровождают человека на протяжении всей жизни. То, что наибольшее внимание уделяют кризисам детского возраста понятно - кризисы происходят с детьми, но все трудности приходится расхлебывать взрослым. А все потому, что за время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется практически весь, в основных чертах личности. Это революционные, бурные перемены как по скорости, так и по смыслу совершающихся перемен. Кризисы у взрослых протекают менее бурно, но это не значит, что они менее важные и безболезненные. Просто взрослые научились скрывать происходящее с ними.

Для критических периодов характерны следующие особенности:

а) Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает максимальной силы и становится заметным со стороны.

б) Наблюдается асоциальность (не путать с антисоциальностью), которая проявляется в строптивости, падении работоспособности, возрастает количество конфликтов с окружающими. (Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их изучения.) Внутренняя жизнь человека в это время связана с мучительными переживаниями.

в) Во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается, скорее, разрушительная, нежели созидательная работа. Человек не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Но это только кажется, что в критические периоды происходят только разрушительные процессы. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. И то, что в быту, собственно, и называют кризисом, это, на самом деле, вторая, кульминационная фаза кризиса.

Итак, критические периоды состоят из трех этапов:

∙ Предкритическая фаза.

∙ Критическая (кульминационная) фаза.

∙ Посткритическая фаза.

Смысл и значение кризиса становятся более понятны, если рассматривать их, начиная с последней - посткритической фазы кризиса. В этот период человек оказывается как бы у разбитого корыта - большая часть того мировоззрения, что было ранее, разрушена, поэтому приходится создавать нечто новое. Это новое строится в срочном порядке, на обломках старого мира, сразу после его крушения. Пока это просто каркас будущего здания. Следующий затем период затишья посвящается облагораживанию этого каркаса теми знаниями и умениями, которые мы приобретаем день за днем. Так происходит до тех пор, пока эта конструкция не перестает вмещать все то новое, что появляется в жизни человека. Тогда и наступает предкритическая фаза - столкновение с мыслью, что в старые стены не втиснешь новую мебель. А коли так, значит надо снова все ломать. И мы опять оказываемся в кульминационной фазе кризиса. Круг замкнулся. И, хотя, ломать - не строить, ломать свое чертовски обидно. Тем обиднее, чем больше надежд возлагалось на то, что предстоит рушить.

Так что сила кризиса пропорциональна степени разочарования в разрушаемом мировоззрении.

Этим объясняется и то, почему кризисы взрослого возраста проходят более незаметно - взрослые не склонны полностью разрушать построенное здание. Они делают перепланировку. Дешево и сердито.

Зачем я вообще затронула тему кризисов?

В повседневной жизни мы сами их переживаем и часто сталкиваемся с людьми, их переживающими. Когда вы понимаете ,что происходит на самом деле, тогда становитесь психологами сами себе и близким. Вы можете помочь себе и близким пройти эти кризисы с минимальными потерями и максимальными плюсами.

Кризис - это некая точка, в которой человек оказывается растерян, приходится искать способ "выживания" в новых обстоятельствах.

Акцентирую ваше внимание на том, что кризис этот происходит в голове. Внешне человек может выглядеть относительно социально благополучно.

Из своего опыта могу сказать, что условно причины внутриличностного кризиса можно выделить две.

1. Не выполнены задачи возраста.

2. Произошли некие внешние события, которые повлекли за собой вынужденные перемены в жизни.

Засто эти две причины взаимосвязаны.

Что значит - не выполнены задачи возраста?

Психологами давно замечено, что в процессе взросления и социализации личность проходит некие этапы. При всей уникальности жизни каждого отдельного человека, все же можно выделить некие условные точки - возрастные периоды.

Например, наверняка, слышали - кризис среднего возраста. У кого-то он наступает в 40, у кого-то в 45. Кто-то круто меняет жизнь - разводится, а некоторые "проскакивают" незаметно и недоумевает о каком кризисе речь. Это как раз и можно объяснить тем - выполнены ли задачи возраста или нет. Станет более понятно, когда я приведу классификации возрастных кризисов.

Существуют разные подходы и классификации жизненных кризисов. Все они в чем-то схожи, но каждый психолог-исследователь добавлял что-то свое.

Сегодняшний выпуск получился довольно объемным. Надеюсь, вам есть, о чем подумать в ближайшие дни. Поэтому продолжение темы в следующем выпуске.

Любите, будьте любимы и счастливы!
Татьяна Цуркина
tsurkina.tatyana@mail.ru

P.S. Ваши письма могут быть процитированы в рассылке. Если вы этого не хотите, не пишите мне.


В избранное