С января по июль на российских дорогах погибло почти 13,5 тыс. человек. На общем фоне растет доля серьезных ДТП, связанных с плохим качеством дорог и неудовлетворительным техническим состоянием автомобилей. При этом количество тяжких аварий из-за нарушений водителями ПДД почти не уменьшается и по-прежнему остается доминирующим. Эксперты считают, что проблема кроется не в подготовке водителей, а в отсутствии у них уважения к закону.

За последние семь месяцев в России число погибших в ДТП достигло 13,5 тыс. человек, еще почти 133 тыс. получили серьезные травмы. Одной из главных причин, по которой число аварий с тяжкими последствиями не снижается, остается неудовлетворительное состояние дорог.

Согласно статистике ГИБДД России, в январе — июле этого года в общей сложности было зафиксировано 104 232 тяжких ДТП — это на 1,5% меньше, чем за этот же период прошлого года. Общий показатель улучшается, но пока незначительно, всего на 0,7% по сравнению с прошлым годом. Однако число погибших в этих авариях за первые семь месяцев года выросло на 0,3%, до 13 471 человека. Количество раненных в дорожных авариях по сравнению с 2013-м снизилось на 2,8%, но все равно остается пугающе высоким — 132 298 человек.

Тяжелая ситуация с аварийностью складывается в этом году в Москве. Здесь не только увеличилось число серьезных аварий — 6280 (+2% по сравнению с прошлым годом), но и заметно выросло количество жертв и пострадавших.

С января по июль на дорогах столицы погиб 471 человек (+13,5), еще 7176 получили ранения (+0,1%).

Примечательно, что в Подмосковье, где количество серьезных аварий оказалось заметно меньше (4812), на дорогах погибли вдвое больше людей — 860 (+10,7%). Кроме того, в рейтинге смертельности дорог Москву опережает Краснодарский край — 653 погибших, это на 6% меньше, чем в прошлом году.

Традиционно большинство ДТП в России происходит по причине нарушения водителями правил дорожного движения: 88,5% аварий за последние семь месяцев происходили именно из-за этого. Растет количество аварий из-за несоблюдения ПДД в Ленинградской (9,6% ), Тульской (16,3%), Курской (10,7%), Костромской (20,4%), Калужской (9,9%), Орловской (17,2%) и Тверской (17,1%) областях.

Среди всех причин аварий, которые фиксирует ГИБДД, наиболее заметная отрицательная динамика количества аварий прослеживается из-за неудовлетворительного состояния дорог.

Так, за январь — июль число серьезных ДТП по этой причине составило 32 324 — это на 5,7% больше, чем за тот же период 2013 года. На 2,5% увеличилось число погибших в таких авариях, на 3,8% — тех, кто получил различные травмы.

Несмотря на миллиарды рублей, которые уходят на строительство и ремонт магистралей, рост ДТП по причине плохих дорог происходит в большинстве российских областей. Например, в Сибирском федеральном округе показатель ухудшился на 12,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в Центральном — на 12,4%, в Южном — на 10,8%, а в Уральском — на 7,2%.

В Москве за семь месяцев неудовлетворительное состояние дорог привело к 1439 тяжким ДТП, что на 28,4% больше, чем за аналогичный период 2013 года. В Московской области было зафиксировано 1889 аварий — рост составил 1,6%.

Быстро продолжает увеличиваться число ДТП, происходящих из-за технически неисправных транспортных средств. За прошедшие семь месяцев было зафиксировано более тысячи таких аварий — это на 40,8% больше, чем годом ранее. Количество погибших в них составило 208 человек (+21,6%), полторы тысячи человек были ранены (+43,5%).

Количество ДТП по вине пьяных водителей, по сути, остается на прежнем уровне: за семь месяцев этого года было зафиксирована 7822 ДТП, что на 0,7% больше, чем годом ранее. В них погибли 1268 человек (-4,6%), еще 10 833 пострадали (-0,4%).

Больше всего тяжких ДТП с участием пьяных водителей происходит в Московской (320 ДТП, +19%) и Нижегородской (331 ДТП, +9,2%) областях и Красноярском крае (339 ДТП, +9,4%).

В этом году наметилась положительная динамика количества серьезных ДТП с участием детей. За прошедшие семь месяцев произошло 11 168 таких аварий, что на 4,1% меньше, чем в 2013 году.

Аварии, происходящие по вине пешеходов, составили 12,2% от общего количества ДТП.

Всего за январь — июль было зафиксировано 12 714 дорожных происшествий из-за нарушения ПДД пешеходами. В авариях погибло 216 человек, что на 2,9% больше, чем за этот же период 2013 года.

Гендиректор учебного центра «Автоволна» Владимир Галицкий рассказал «Газете.Ru», что новые программы обучения в автошколах не изменят в лучшую сторону уровень подготовки водителей. «В автошколах никогда не старались научить водителей не нарушать ПДД, — заявил Галицкий. — Тот, факт, что у нас огромное количество аварий происходит по этой причине, является отображением тех процессов, которые происходят в обществе: тотальное несоблюдение закона, отсутствие неотвратимости наказания. И теоретическая, и практическая подготовка водителей тут ни при чем».

Новые программы обучения, которые с 11 августа этого года должны использовать все автошколы, по словам эксперта, далеки от реальности. «Где вы найдете в России эксперта по конфликтологии на дороге? — говорит Галицкий. — У нас же все решается с помощью бейсбольных бит. Недаром ГИБДД недавно проводила рейд по выявлению водителей, которые возят их в багажниках».

«Надо делать экзамены в ГИБДД более объективными, чтобы водители, уверенные в своих навыках, не боялись их сдавать», — считает эксперт.