Анастасия Савиных (Нижний Новгород), Алексей Аронов

Программа утилизации автохлама продлится еще как минимум год. В 2011 году правительство потратит на поддержку отечественного автопрома 14 миллиардов рублей, заявил премьер Владимир Путин на региональной конференции "Единой России" по стратегии развития Поволжья в Нижнем Новгороде. Таким образом, общий объем программы обмена развалюх на новые авто российского производства перевалит за 30 миллиардов рублей. Нижний Новгород - одна из столиц отечественного автопрома, штаб-квартира группы "ГАЗ". Ей, как и всем российским автопроизводителям, есть за что благодарить правительство: программа утилизации резко повысила спрос на продукцию, предприятия смогли выбраться из кризисной ситуации.

Но, судя по всему, они пока еще не способны работать, опираясь только на свои силы.

Премьер сразу же пообещал, что правительство продолжит политику антикризисной поддержки высокотехнологичного сектора промышленности и будет это делать до полного восстановления рыночного спроса.

- Поэтому принято решение продолжить программу утилизации и в будущем году, - заявил он. - С переходящим остатком этого года объем программы составит 14 млрд рублей. Приличные деньги - думаю, на весь год хватит.

Напомним, программа обмена старых машин на новые отечественные автомобили в России пошла на ура. Желающих сдать своего престарелого (по правилам машине должно быть больше десяти лет) "железного коня" в утиль и купить потом с дисконтом в 50 тысяч рублей новую машину из списка, утвержденного Минпромторгом, нашлось немало. И когда первоначально отведенный лимит в 200 тысяч сертификатов закончился за четыре месяца, в правительстве решили реализовать еще столько же. На данный момент на руки гражданам в рамках второго этапа программы выделено чуть больше ста тысяч сертификатов. И поток желающих не спадает.

Другое дело, что, продлевая программу в третий раз, в правительстве скорее руководствуются другими соображениями. "Известия" уже не раз указывали на то, что автоконцерны сильны, пока есть господдержка - стоит прикрыть поступление средств, как тот же АвтоВАЗ может столкнуться с затовариванием складов и большими финансовыми трудностями.

Кстати, премьер в очередной раз похвалил "Калину", на которой совершил большое путешествие по дорогам Дальнего Востока и Сибири. А вот "Приора" ему не очень понравилась. "Я ездил по полигону на, уже забыл как называется, "Приора", по-моему. Произвела не очень хорошее впечатление: шумноватая внутри и двигатель какой-то слабоватый", - констатировал Путин.

КАК ВАМ ЭТО?

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:

- Это из разряда тех мер, от которых хуже не будет. Но ее положительное значение явно преувеличено. Доказывается это достаточно просто. Надо посмотреть, насколько выросли продажи легковых автомобилей и насколько - грузовых, где программа утилизации не действовала. Выяснится, что грузовых стали продавать больше. Так что мы переоцениваем акцию, потому что в первую очередь здесь работает эффект отложенного спроса. Была бы программа, не было бы ее - все равно продажи по сравнению с провальным кризисным 2009 годом были бы выше. Спрос нужно поддерживать, но более мощными мерами. Например, гораздо большими вливаниями в инфраструктуру - должно быть не 50 млрд рублей на строительство и ремонт автодорог, а значительно больше.

Севастьян Козицын, аналитик инвесткомпании "Брокеркредитсервис":

- Не стоит забывать, что постепенно из программ поддержки надо выходить. Я не исключаю, что третий этап станет последним. Хотя бы потому, что долго стимулировать рынок искусственными мерами неэффективно. Большая часть, порядка 80%, средств по программам утилизации тратится на покупку моделей АвтоВАЗа. Но не надо забывать, что в итоге порядка 6 млрд рублей будет потрачено на покупку иномарок российского производства. К тому же правительство облегчает АвтоВАЗу строительство новых конвейеров по выпуску моделей на платформе Renault.

Налог на грязные машины

Александра Пономарева

Минпромторг предложил с 2011 года ввести коэффициенты для каждого экологического класса автомобилей и привязать их к базовой ставке транспортного налога. Чем выше класс - тем меньше ставка. Таким образом чиновники хотят стимулировать покупку новых автомобилей. На деле это приведет к утяжелению налогового бремени, полагают эксперты.

Что делать с транспортным налогом правительство решает уже давно (см. справку). С очередной идеей выступил Минпромторг.

- Мы предлагаем ввести коэффициенты для дифференциации транспортного налога. Все это приправлено решением правительственной комиссии об общем снижении ставки транспортного налога в два раза, - объяснили "Известиям" в пресс-службе министерства.

Предполагают, что средства от сбора транспортного налога пойдут во вновь создаваемый Дорожный фонд. Коэффициенты будут вводиться на основании экологического класса автомобиля (см. инфографику). Понять схему, предложенную Минпромторгом, проще всего на примере. Представим, что у вас Nexia со стандартом "Евро-2" 2004 года выпуска. Сейчас ваш транспортный налог составляет 490 рублей в год. Если базовая ставка будет снижена в два раза, а предложения Минпромторга вступят в силу, то транспортный налог будет рассчитываться следующим образом. Сумма делится на два и умножается на коэффициент 1,6. Получается, что транспортный налог составит 392 рубля в год.

Радостную картину портит тот факт, что пока за регионами останется право повышать базовую ставку налога - максимум в десять раз - или снижать ее до нуля для машин мощностью менее 150 лошадиных сил. По мнению экспертов, маловероятно, что регионы пойдут на обнуление ставки. Хотя идея ввести экологический налог и не лишена смысла.

- То, что сейчас творится с экологией в крупных городах, находится за гранью добра и зла. На мой взгляд, такой налог мог бы повлиять прежде всего на коммерческий транспорт. С личными авто все не так страшно, примерно половина из них более-менее экологична. А вот с грузовиками совсем беда: 70 процентов из них не удовлетворяют никаким требованиям. Когда с их владельцев потребуют большие суммы, есть шанс, что ситуация с экологией изменится, - говорит президент агентства "Качалов и партнеры" Игорь Качалов.

Но вот введут ли новый налог - большой вопрос. У Министерства транспорта в этом вопросе своя позиция.

- Мы выступаем за отмену транспортного налога, но при этом предлагаем поднять акцизы на бензин. Деньги будут идти в Дорожный фонд, - рассказали "Известиям" в пресс-службе Минтранса.

Но окончательно принимать решение будет правительство. Но уже известно, что в Министерстве финансов идею коллег из Минпромторга не поддерживают.

- Это сложный вопрос, рассматривая который надо учитывать и социальный фактор, - заявил РИА Новости начальник отдела имущественных налогов Алексей Сорокин.

Он пояснил, что старые автомобили с низкими экологическими стандартами покупают чаще всего те, кто не может позволить себе новую машину. Соответственно вопрос налогового бремени на этих людей должен решаться в регионах, а не на федеральном уровне.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

В ноябре 2009 года депутаты подняли базовую ставку в два раза. Но после вмешательства администрации президента законопроект вернули обратно в Госдуму и базовую ставку оставили на прежнем уровне. Зато позволили регионам увеличивать транспортный налог не в пять, а в десять раз. Однако от перемены мест слагаемых сумма не изменилась.

В июне этого года министр финансов Алексей Кудрин на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме заявил, что вместо транспортного налога акцизы на бензин могут быть повышены на 3 рубля за литр в течение трех лет.