В ближайшее время должна быть создана переходная модель вступительных экзаменов

Очередная кампания по проведению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) практически ежедневно доставляет свежие горячие новости, живо интересующие всю страну. Оказывается, сотни тысяч школьников активно используют современные информационные технологии списывания в ходе экзамена. Расцветают разнообразные формы повышения результатов отдельно взятых экзаменуемых: сдача ЕГЭ студентами, профессиональное заполнение бланков после экзамена, переговоры в туалетных кабинках и т.д. Все это принято называть одним словом: скандалы.

На мой взгляд, ничего скандального здесь нет. Это обычные трудовые будни. Рутина, порожденная основополагающими принципами ЕГЭ. Поясню свою мысль.

Организаторы и вдохновители системы ЕГЭ мотивировали свои революционные предложения необходимостью объективного контроля и борьбой с коррупцией в образовании, характерной для нашего проклятого прошлого. Но для проведения 3-4 млн. «человеко-экзаменов» по единым процедурам необходим строжайший учет и контроль. Нужна целая армия «сторожей». Но кто сторожит сторожей? – Страх и Совесть. За отсутствием мало-мальски продуманных форм ответственности (де-факто тотальной безответственности и безнаказанности) фактор страха отсутствует.

С совестью дело обстоит еще хуже. ЕГЭ придан судьбоносный характер. От результатов двух-трех предельно формализованных экзаменов зависит судьба выпускника школы: поступит ли он в вуз? Совесть совестью, а судьба дороже. Так что система ЕГЭ – это постоянно действующая провокация и учеников, и их родителей на недостойные поступки. «Если нельзя, а очень хочется, то можно».

Хуже того. В жестокой битве за качество образования ЕГЭ – это чудо-оружие в руках Министерства образования и науки РФ. Оружие массового поражения. От результатов ЕГЭ зависит оплата труда учителя. Низкие результаты ЕГЭ – крайне плохой диагноз для директоров школ, работников органов образования, региональных начальников. А лоббисты ЕГЭ (в том числе весьма высокопоставленные) отнюдь не стремятся признавать даже очевидные собственные ошибки. Таким образом, все фигуранты по делу ЕГЭ (а это многие миллионы человек) заинтересованы лишь в одном: в получении высоких результатов любой ценой. Возможно, начальные намерения были благими. Но в реальности ЕГЭ оказывает развращающее влияние на всех, кто к нему причастен.

Нарастание коррупции в сфере образования фиксируется даже вполне официально. Но это, в конце концов, полбеды. Большая беда – превращение школы в институт натаскивания на два-три экзамена. В старших классах все силы уходят на подготовку к ЕГЭ. С введением аналогичной системы ГИА в девятых классах ситуация усугубится. Школа во все времена призвана воспитывать и приобщать к культуре. Де-факто сегодня цель школы – подготовка к сдаче ЕГЭ. Это новая система «воспитания» – пестование поколения малограмотных, ленивых и жуликоватых начетчиков.

Проводимая в последние десять лет спецоперация по принуждению к ЕГЭ должна быть срочно остановлена. Влиятельные апологеты ЕГЭ утверждают, что систему нужно лишь немного усовершенствовать – «углубить» и «улучшить». Оппоненты ЕГЭ убеждены в том, что неприемлема концепция в целом. Компромиссная (и трудноопровергаемая!) точка зрения такова: необходимо срочное объективное расследование всех обстоятельств, связанных с введением ЕГЭ. В ближайшие три-четыре месяца должна быть создана переходная модель вступительных экзаменов для 2012 года.

Надо ясно понимать, что доверие к современной школьной политике подорвано. Все-таки национальная система образования – не место для проведения экспериментов в особо крупных размерах. И не игра в рулетку: риски должны быть минимизированы.

Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент Российской академии образования.