Менеджеры «Роснано» в скором времени получат шанс озолотиться за счет удачного отбора проекта для государственных инвестиций. Госкорпорация разрабатывает новую опционную программу для менеджмента, которая будет одновременно привязана к прибыли госкорпорации и к успешности конкретных проектов. Факт разработки опционной программы и ее детали подтвердили в пресс-службе «Роснано». «Нас часто критикуют за то, что процесс выделения средств поставлен под очень жесткий контроль, что объясняется стремлением максимизировать эффективность расходования бюджетных средств. Опционная программа направлена на решение той же задачи», – заметили в пресс-службе.

Сегодня система вознаграждений в «Роснано» устроена довольно просто. Подчиненные Анатолия Чубайса получают зарплату и премии. Последние бывают единовременные, выплачиваемые за особые успехи в работе, квартальные и годовые, которые уже зависят от достижения плановых показателей. Размер годового бонуса зависит от занимаемой должности. Руководитель может рассчитывать на 90% годового оклада, менеджеру полагается 20–90%, рядовому сотруднику – 15–45%. Эффективность работы за год и квартал оценивается по количественным показателям: количеству проектов, прошедших набсовет госкорпорации, и объему продаж подопечных компаний.

Если новая опционная программа будет одобрена набсоветом, менеджмент компании получит право на два вида опциона: опцион А и опцион Б. Опцион А предусматривает, что менеджер может получить в виде бонуса часть средств, вырученных от продажи проектной компании частному инвестору. При этом размер выплаты может доходить до 50% дополнительной прибыли, полученной сверх базовой расчетной прибыли от продажи компании. В этом случае менеджер будет заинтересован в максимизации сверхприбыли госкорпорации на этапе продажи проекта частному инвестору. «При этом топ-менеджеры «Роснано» могут рассчитывать на получение какого-либо вознаграждения только при достижении проектными компаниями объемов продаж продукции, определенных госпрограммой развития наноиндустрии. К 2015 г. этот показатель должен составить 300 млрд рублей», – добавили в пресс-службе. 

Но поскольку, как говорят в «Роснано», получение прибыли не является единственной и главное задачей, разработан второй опцион – опцион В. Сотрудники «Роснано» получит право купить в среднем от 1% до 5%, а в некоторых случаях – и до 10%, акций проектной компании, над коммерциализацией которой они работают. Размер опциона будет зависеть от масштаба проектной компании: чем больше компания, тем меньшую долю акций сможет купить сотрудник «Роснано». Как правило, госкорпорация работает на проектом 3–5 лет, после чего выходит, продавая его частному инвестору или через IPO. К этому времени работнику придется определиться, продаст ли он свою долю вместе с долей «Роснано» или останется совладельцем компании.

Такая опционная система даст каждому сотруднику «Роснано» шанс сказочно разбогатеть, если он угадает с компанией. Ведь может так случиться, что подопечная компания вырастет до размера Apple или Microsoft. И хотя вероятность такого везения крайне мала, все равно венчурные проекты имеют свойство приносить не десятки, а сотни процентов прибыли. Обычно сливки снимает венчурный инвестор, который рискует, вкладывая деньги. Как показывает практика венчурных инвестиций, только одна компания из десяти способна принести огромную прибыль, которая окупит либо нулевые доходы, либо убытки от остальных девяти. Менеджеры «Роснано» смогут рассчитывать на сверхприбыль, практически ничем не рискуя: им будет достаточно принять решение выйти из проекта вместе с госкорпорацией, если динамика развития покажется сомнительной.