Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, который серьезно снижает штрафы для дальнобойщиков за неоплаченный проезд по федеральным трассам. Но представители профсоюзов на встрече с депутатами заявили, что настаивают на моратории на взимание платы как минимум на год.

Встреча состоялась в Охотном Ряду — кроме представителей протестующих дальнобойщиков в ней участвовали представители Минтранса, Росавтодора, СПЧ и депутаты Госдумы. Первый замглавы Комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков («ЕР») заявил, что целью неожиданного мероприятия является «недопущение провокаций, эскалации конфликта и перехода его в открытую фазу».

Глава думского Комитета по транспорту Евгений Москвичев («ЕР») напомнил, что плата за проезд берется с грузовиков в Европе везде, и деньги идут на содержание дорог. И у нас, сказал г-н Москвичев, в бюджете 2016 года (его как раз в этот день Госдума приняла в третьем чтении) заложено 39 млрд рублей, которые соберут с дальнобойщиков и которые пойдут на ремонт и строительство региональных дорог.

Да, в этом самом «Платоне» были первое время недостатки, продолжил глава комитета, но постепенно они устраняются. А ставка платежа уже снижена правительством до 1,53 рубля за 1 км. Пока, правда, снижена до 1 марта 2016 года, но депутаты полагают, что ее следует оставить такой и впоследствии. «Я встречался с главой Минтранса и вице-премьером Дворковичем, мы убеждали их, что 3,7 рубля — это очень дорого», — пояснил г-н Москвичев.

Еще не убедили. Кроме того, по словам главы Комитета по транспорту, прорабатывается вопрос о том, чтобы освободить дальнобойщиков от уплаты транспортного налога. Против того, чтобы отменить его для всех автовладельцев, выступают многие регионы, пояснил он.

Но координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко заявил, что снижение штрафов их абсолютно не интересует, а главным требованием остается мораторий на использование системы «Платон» хотя бы год и обкатка ее в тестовом режиме. А потом надо собраться, сверить расчеты и сделать выводы…

Г-н Войтко напомнил, что в 2011 году Минтранс обещал, что с каждой машины плата составит не более 4–12 тысяч рублей в год: «А при нынешних ставках получается 200–300 тысяч в год!». Водители считают систему «Платон» экономически неэффективной, и никто обратного не доказал. «Вы не представляете силы ненависти, которая копится», — сказал г-н Войтко.

Тут завязался спор о достоверности расчетов, на основе которых строилась вся схема. И оказалось, что те самые 39 млрд рублей регионы получат лишь в том случае, если плата будет взиматься весь год по ставке свыше 3 рублей за 1 км, что и подтвердила представитель Росавтодора Елена Семенова.

Другие представители дальнобойщиков были настроены радикальнее. Сергей Волощук (Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов) спросил: почему, если мы хотим, как в Европе, не делаем, как там? По его словам, в Германии аналогичная система в тестовом режиме работала два года. Мораторий, по мнению г-на Волощука, должен быть объявлен лишь для того, чтобы решить вопрос об отмене системы взимания платы вообще — в качестве альтернативы этого способа сбора денег на строительство дорог он назвал повышение акциза на топливо на 1 рубль. Игорь Пасынков («Дальнобойщик») заверил, что большинство выступает именно за мораторий с последующей отменой системы. Но вопрос закрытия проекта представители правительства обсуждать отказались.

Марина Озерова