По данным собкоров «Новой», уровень личной инфляции зависит от готовности есть что ни попадя

По данным Росстата, инфляция в этом году перешагнет уровень в 15%, и это случится впервые с 2002 года. Кроме того, рост цен происходит на уровне сокращения реальных доходов населения, чего в новом веке не наблюдалось вообще.

И бизнесу, и населению приходится в этой ситуации как-то адаптироваться. Производители и торговые сети ищут дешевые аналоги и ингредиенты тем товарам, которые явно окажутся не по карману покупателям. В результате, как недавно отметил в интервью «Новой» предприниматель Дмитрий Потапенко, вместо еды получается некий набор калорий. Граждане же делают все, чтобы и этот набор купить с наибольшей выгодой, ориентируясь в магазинах строго по ценникам (желательно, желтым, сигнализирующим об «акции» или «распродаже»).

Такой вот социальный договор: мы не спрашиваем, что вы продаете, главное — почем.

Мы проверили эту гипотезу при помощи наших собкоров, которые регулярно фиксируют цены в магазинах, где обычно покупают себе еду. Выяснилось, что в большинстве случаев рост цен коррелирует с данными официальной статистики, более того, отдельные группы товаров стоят в декабре даже дешевле, чем в январе. Исключения, бросающиеся в глаза: говядина, твердые сыры, отчасти рыба — явный плод продуктовых контрсанкций. Продукцию европейских партнеров заменить чем-то по адекватным ценам просто невозможно, а неадекватные таковы, что магазин бессмысленно посещать с задачами, отличными от чисто экскурсионных.

В следующем году и власти, и большинство независимых аналитиков обещают замедление инфляции. Логика тут есть: дальше задирать цены бессмысленно, потому что при нулевом уровне продаж будет и нулевая выручка, а вместо прибыли — убыток.