Россияне бросились открывать валютные вклады в белорусских банках: правда или нет?

Процентные ставки по валютным депозитам в Белоруссии действительно больше, чем в России. «Дочки» российских банков предлагают до 5% годовых при безотзывном вкладе на 12 месяцев в долларах или евро (в России — 2,5%). 10% — при вкладе в российских рублях. Особенностью белорусской банковской системы является также неограниченный размер страховки по вкладу. Если в России он составляет 1,4 миллиона рублей, то в Белоруссии государство обязуется возвратить вклад в полном объеме в случае банкротства или отзыва лицензии у банка. Кроме того, возврат происходит в валюте вклада. Если в России вкладчикам разорившегося банка компенсируют их вклады исключительно в российских рублях по курсу Центробанка на момент потери лицензии, то в Беларуси вкладчик должен получить свои доллары или евро в полном объеме и независимо от курса национальной валюты.

Возвратом вкладов занимается созданное в 2008 году Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Каждый банк или кредитно-финансовая организация, работающие стране, обязаны встать на учет в этом государственном учреждении (иначе лишение лицензии) и заплатить учетный взнос — 0,5 процента от нормативного капитала. А потом каждые три месяца банк обязан перечислять на счет Агентства 0,3 процента от суммы депозитов физических лиц. То есть эта структура — нечто вроде страхового агентства для банков и их вкладчиков, аналог АСВ в России.

5% годовых по валютному депозиту предлагают лишь несколько банков, и это — «дочки» российских кредитных организаций: «Альфа-банк», «БелВЭБ», «Белгазпромбанк». «БПС-Сбербанк» предлагает 4,45% годовых. Все остальные — не больше 4%.

При этом Нацбанк Беларуси не рекомендует банкам делать ставку по валютным депозитам выше 4%.

Конечно, официально это всего лишь рекомендации, а не приказ. Но де-факто они носят такой же рекомендательный характер, как и добровольное вступление в колхоз в двадцатые годы. Понятно, что только «дочки» российских банков могут позволить себе игнорировать рекомендации государства.

Правда, белорусские банкиры считают слухи о наплыве российских вкладчиков в белорусские банки сильно преувеличенными.

«Альфа-банк» и «БПС-Сбербанк» закрывают отделения в центре города — очевидно, для сокращения расходов. В «БелВЭБе» никакого увеличения количества вкладчиков за счет российских граждан не наблюдается.

О двукратном приросте валютных депозитов россиян, про который пишут российские СМИ, топ-менеджер одного из банков пошутил: «Если был один российский вкладчик, а недавно пришел второй, это и есть прирост вдвое».

Официальная статистика Нацбанка Беларуси вообще фиксирует отток валютных вкладов в стране — правда, доля российских вкладов здесь никак не выделена. Если в ноябре прошлого года объем валютных депозитов физических лиц в белорусских банках составил $8352,5 млн долларов, то в декабре — $8 310,3 млн, а в январе 2016 года — $8 212,8 млн.

Белорусы предпочитают забирать из банков вклады, потому что последние действия государства по ограничению финансовой свободы — ограничение на получение посылок из-за границы, ограничения на шопинг за границей, угрозы Александра Лукашенко запретить вывозить валюту из страны — все это должно заставить иностранного вкладчика трижды подумать, прежде чем разместить свои деньги на срочных вкладах в белорусском банке.

— Действительно, согласно статистике Нацбанка, валютные вклады физических лиц за последние три месяца сократились, — рассказал «Новой» старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб. — Но Нацбанк не приводит данных отдельно по вкладам резидентов и нерезидентов. Таким образом, статистика от банка к банку может меняться. В некоторых банках, к примеру, могут сокращаться валютные депозиты белорусов, но расти депозиты иностранных граждан. Тем более что недавно Нацбанк рекомендовал активнее привлекать вклады нерезидентов и даже учитывать результаты работы по привлечению средств нерезидентов при определении оплаты труда топ-менеджеров коммерческих банков.

(Действительно, перед банковской системой страны на 2016 год поставлена задача привлечь до 1,5 миллиарда долларов от нерезидентов. — И. Х.) Но на общую картину это пока не влияет: мы видим сокращение валютных вкладов в последние три месяца, а вкладов в национальной валюте — в последние шесть месяцев. Обратите также внимание на то, что в российских деловых изданиях не приводятся конкретные цифры: там говорят исключительно общими словами о росте активности вкладчиков из России. На деле ситуация может быть единичной.

Иосуб не верит, что, узнав из собственных СМИ о выгодных условиях в соседней стране, россияне кинутся открывать валютные счета в Белоруссии.

— Это невозможно по нескольким причинам. Во-первых, невозможно открыть счет в белорусском банке дистанционно, нужно приехать лично. И вряд ли каждый российский пенсионер поедет в Минск со своими сбережениями. Во-вторых, нужно напомнить о декрете №7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)», подписанном в ноябре прошлого года, который разделил вклады на отзывные и безотзывные. Процентная ставка по безотзывным вкладам действительно выше, но ни при каких катаклизмах вкладчик не сможет вернуть свои деньги до истечения срока возврата.

Так что, на первый взгляд, размещать валютные вклады в белорусских банках выгоднее, чем в российских. Но процентные ставки тоже не придумываются по личному вдохновению банкиров. Тут все просто: чем «крепче» экономика страны, тем ниже депозитные ставки. Чем хуже ситуация в экономике — тем выше проценты. В Швейцарии больше 1 процента вы не получите. Зато в Иране предлагают 20 процентов годовых по валютным вкладам. А в Зимбабве могут и 200 процентов посулить. Но почему-то бережливые европейцы, привыкшие считать деньги, не торопятся открывать вклады в иранских и зимбабвийских банках, а предпочитают свой малюсенький единственный швейцарский процент. И он их, надо признаться, не подводит.

Минск

Ирина Халип