Правительство всерьез рассматривает введение государственной монополии на производство спирта. Это якобы поможет увеличить сборы в бюджет. Эксперты против: цены на водку вырастут, возможно возникнет дефицит.

О возможном введении госмонополии на спирт министр финансов Антон Силуанов сообщил 17 марта в Финансовом университете, выступая перед студентами с лекцией. «В последние годы мы видим существенное сокращение легальных объемов реализации алкогольной продукции и, соответственно, снижение доходов бюджета от алкоголя. – пояснил свою мысль высокопоставленный чиновник. – У нас сейчас везде на спиртзаводах есть счетчики, есть система ЕГАИС, которая означает контроль на каждой стадии производства алкогольной продукции от спирта до бутылки. Но пока, к сожалению, без ряда мер, которые мы сейчас предусмотрели, и ужесточения ответственности и контроля за уплатой акцизов на спирт и на водку, система плохо работает».

Правда, напоследок, чиновник оговорился, что вопрос будет ли система работать хорошо, если останется единственный участник – государство, достаточно спорен.

Как бы то ни было, с акцизами, особенно на крепкий алкоголь, в России просто беда. В 2013–2015 годах акцизы ежегодно росли по 25–30%, что стало главной причиной увеличения теневого рынка, достигшего уже 55%. Огромные суммы идут мимо бюджета. По оценке экспертов, в 2015 году потери от продажи алкогольной продукции с поддельными марками составили около 200 млрд рублей. Минфин уже предложил приравнять подделку алкогольных акцизов к фальшивомонетничеству.

Коллеги Силуанова из Минэкономразвития выступили против ужесточения госрегулирования продажи алкоголя. В ведомстве считают, что приведет к закрытию розничных магазинов, торгующим алкогольной продукцией, к повышению цен и, возможно, к дефициту. Такого же мнения придерживается бизнес-сообщество, представители которого напомнили, что монополия на производство спирта в России уже существует де-факто. Государственное предприятие Росспиртпром сейчас производит на отечественном рынке почти половину этилового спирта.

Вообще, разговоры об усилении государственного контроля за алкоголем начинаются ровно в тот момент, когда возникают проблемы с наполнением бюджета. Например, в 2009 году тогдашний президент Дмитрий Медведев провел по этому поводу целое совещание. По его итогам дали поручение проработать вопрос введения «госмонополии на производство и оборот алкогольной продукции» с учетом опыта зарубежных стран. История закончилось ничем: чиновники и эксперты, изучив все за и против, отказались от затеи.

В конце 2013-ого в недрах комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы подготовили поправки в закон о регулировании алкогольного рынка, а также – о защите конкуренции. По замыслу инициаторов весь алкоголь должен был бы «уйти» в спецмагазины, где эксклюзивно продавался по правилам, установленным Росалкогольрегулированием. Это тоже не нашло поддержки, в том числе, из-за непонятного механизма реализации. На выкуп магазинов понадобились бы миллиарды рублей.

Эксперт «МК»:

Виктор Звагельский, заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:

«В России вопрос о введении государственной монополии на продажу алкогольной продукции остается актуальным.

К сожалению позитивные изменения, которые произошли за последнее время на алкогольном рынке России застопорились, и сейчас государство должно идти на более жесткие меры.

Более пяти лет назад, когда правительство стояло перед дилеммой, как привести к максимальной прозрачности и легализовать алкогольный рынок, предлагалось вводить либо механизмы госрегулирования, либо – госмонополию. Тогда остановились на первом более мягком варианте. К сожалению, пятилетняя практика показала, что количество контрафакта не только не уменьшилось, но и выросло, что свидетельствует о том, что контролирующие органы не способны действенно контролировать рынок, а принимаемые ими меры не решают проблемы, а только латают дыры.

Поэтому, я считаю, что единственной панацеей является введение элементов государственной монополии. Они должны распространяться в первую очередь на оптовый, а в дальнейшем на розничный сектор. Это исключит вложения средств из госбюджета с достаточно быстрым обратным эффектом возврата денег – собираемость налогов поднимется на 40% в целом, а с рынка крепкого алкоголя в казну будет поступать на 70% больше. Подобная концепция уже разработана и я ее в рабочем порядке представлял в Правительство. С учетом сложившейся ситуации растущего контрафакта и дефицита бюджета – это единственный выход и уже пора не терять время, а принимать меры для решения существующих проблем.

О полной госмонополии говорить пока рано, как юридической, так и экономической базы для контроля теневого рынка нет».

Леонид Беррес