Приходилось ли Вам когда-нибудь видеть плачущих мужчин? Я наблюдаю эту картинку постоянно. Если Вы думаете, что я уролог - Вы ошибаетесь. Более того, я - женщина. А мужчины в обычной жизни в моем присутствии ведут себя более сдержанно. Если бы Альфред Хичхок слышал истории из жизни моих клиентов, рассказанные в нашем офисе, он бы жил в нашем офисе, чтобы черпать все новые и новые сюжеты для своих фильмов-ужасов. Обычно первую половину встречи я сижу грустная (подобающая моменту), киваю и постоянно вставляю: "Как я Вас понимаю..." Хотя, на самом деле, все заранее известно, и какая будет развязка, я знаю наизусть. Причем бизнес, про который рассказывают, у всех разный, объем бизнеса не одинаковый. Проблема, из-за которой плачут, - одна и та же.

У каждого бизнесмена есть своя история о том, как задушили налоги, как трудно стало жить. Когда становится невмоготу, плачут об этом всем - а вдруг кто-то знает аптеку с волшебными пилюлями? Принял - и на утро НДС отменили! Кто-то из знакомых, которым мы помогли ранее и кто теперь спит спокойнее, дает наш телефон. И вот, этот плачущий мужчина у нас. После того как необходимое количество слез пролито, все дамские кружевные платки израсходованы, нужно сделать жизнеутверждающее заявление (иначе клиент не в состоянии выйти из комы и не способен в таком состоянии вести диалог): "У Вас все, как у всех. Вашему горю можно помочь. Мы знаем как. Иначе бы Вы нас не нашли". А дальше начинается самое интересное…

Сразу оговорюсь, нам легко работать с нашими клиентами, так как они приходят по рекомендации своих близких знакомых, у которых дела уже наладились. Не нужно преодолевать сопротивление бизнесмена всему новому.

Этап первый - мы просим предоставить нам данные управленческого учета. Что тут начинается! Удивительно, но факт - не все ведут учет! Многие ведут учет в таком виде, что просто не понятно. Кто является потребителем этих безумных таблиц в exсel? Налоговые органы? Вряд ли. Для них штатный бухгалтер сочиняет свои таблички и циферки. Как реальный владелец по этим данным будет анализировать ситуацию, в которой он находится?

Увы, но большинство владельцев даже не представляют масштабов бедствия. Есть оборот - деньги вынимаются из оборота. Дырки затыкаются кредитами. Уровень жизни пока не изменился, но есть внутренне ощущение, что скоро коллапс. Иногда не выдерживаю и задаю риторический вопрос: "А почему Вы раньше это не считали в цифрах"

Чаще всего нам приходится самим собирать данные. Невероятно, но сотрудники клиента в 99% случаев сопротивляются сбору данных! Для владельца этот процесс очень поучительный, у него расширяется представление о своем персонале. И, хотя я всегда подчеркиваю - я не консультант по видению бизнеса, моя тема - налоги, невольно появляются подсказки, о наличии которых я вынуждена просигнализировать: задвоение функций, лишний персонал, отсутствие коммерческой службы и т.д. и т.п.

Этап второй - анализируем собранные данные по группе компаний. Редко на сегодняшний день бизнес ведется в рамках одного юр.лица. Кто-то когда-то сказал им, что так безопасней. И вот, они на каждый чих открывают отдельное юр.лицо. А то, что владелец один и деньги из одного кармана? Что налоги из-за этого задваиваются-утраиваются? Что штат бухгалтерии разросся до невероятных размеров, и всем надо платить? Я спрашиваю таких горе-владельцев: "Вы филиал фонда занятости" А он опять плачет и опять искренне.

Пару лет назад к нам обратился теплоэнергетический холдинг, в составе которого было 23 компании! Обороты много миллиардные. Когда владелец предупредил сотрудников, что консультанты приедут собирать данные учета (а мы до этого просили предоставить их самостоятельно, но люди были так перегружены текущей работой, что просто не могли выполнить своевременно указания директора!), финансовый директор сначала заболел (обычно они всегда заболевают, и у них умирают родственники в других городах), а на следующий день (после беседы по телефону со своими подчиненными, обстановку разведывал) - прислал телеграмму об увольнении.

Когда мы пришли эту группу из 23 компаний обслуживали 17 человек: 12 бухгалтеров, главный бухгалтер, финансовый директор и 3 юриста. Сегодня, после нашего "вмешательства", это 3 компании, 2 бухгалтера и 1 юрист. То есть 9 высокооплачиваемых дипломированных воришек были не как пятое колесо в телеге, а как кровавый кол в спине героя.

Я устала слышать избитую фразу - ЗАДУШИЛИ НАЛОГИ. Лично у меня, с учетом моего жизненного и профессионального опыта, возникает вопрос : "А Вы их платите".

Не так давно разрабатывали схему оптимизации налогообложения для очередного клиента. Опять были слезы, текст - "налоговики трясут, менты приходят". Собрали данные управленческого учета за год (налоговая нагрузка рассчитывается по году, т.к. в течение года может наблюдаться сезонность). И оказалось, что клиент за прошедший год заплатил в бюджет всего 500 тыс. руб. налогов при обороте в миллиард!!! Почему у него есть ощущение, что его задушили налоги? Может, его какая-то другая жаба душит?

Я не "экстрасекс" и не психотерапевт. Голову я лечить не умею, это не моя специальность. Но помочь человеку хотелось. Он делает очень хорошее дело, обеспечивает рабочими местами большое количество людей, много средств тратит на благотворительность. Стали разбираться.

Небольшое отступление... На рынке консалтинговых услуг существуют якобы "аудиторские" компании, которые созданы при банках и "помогают" клиентам минимизировать налоги. Как они это делают, мы с Вами знаем - предоставляют компании-поставщиков за определенный процент от оборота (говорят "только для Вас - эксклюзив! Поэтому так дорого"). И уверяют клиента, что это – совершенно белая легальная схема ведения бизнеса. "Ведь все так делают, всех не посадят!" Но у нашего горя-владельца уже закрались смутные сомнения в правдивости этих речей. Ведь к нему в этом году приходили дважды!!! Приходили милиционеры, спрашивали про помойки. Банк тут же отморозился. Он ни при чем. "Аудиторы" трясут балансами "Мы все сдавали, это не из-за нас". Но почему клиент тогда платил так дорого? Ведь ведение учета и регистрация компании этими аудиторами не стоит процентов от Вашего оборота! А еще, в управленческом учете появилась запись - "обслуживание бизнеса - 100 000$" (то, что отдали ментам), "банковские комиссии - 560 000$". У меня возникает вопрос - А НАЛОГИ ЗАПЛАТИТЬ НЕ ПРОБОВАЛИ? Зачем содержать этих плохих людей? Ведь по году вы отдали им (100 000+560 000) *30 = 19 800 000 руб.! Даже грубая прикидка на коленке дает представление, что налоги заплатить выгодней! Если отдать в бюджет Родины 19 800 000 руб. в виде налогов, то на работу можно ходить с удовольствием и чистой совестью, заниматься любимым делом и не боятся вида припаркованных полицейских машин у офиса и склада. А главное - это сон, он становится крепче.

Этап третий - непосредственно сама схема оптимизации налогообложения. Мы не изобретаем велосипед. У нас давно уже все посчитано для разных видов бизнеса. Есть свои домашние заготовки. Но невозможно заранее учесть все нюансы ведения бизнеса. Поэтому каждый раз приходится корректировать расчет под конкретные задачи клиента.

Правда, иногда бывает и другая проблема. Клиент получает реальный инструмент ведения дел. Видит реальную выгоду, безопасность. НО!!!

У нас был клиент, бизнес которого заключался в том, что с помощью надомников и производственной линии он собирал "пуговицы" (условное название) в пакетики по 5 шт. Доходность бизнеса была сравнима с "торговлей наркотиками". Что мы увидели - бабушка-бухгалтер 70-ти лет, база 1С вся в красных цифрах (для тех, кто не в теме, так программа показывает ошибки учета), товарные остатки никогда не сверялись, инвентаризация не проводилась в течении 15 лет, по банку в базе отрицательный остаток и еще гора ужасов. Но ничего это владельцев не беспокоило. Единственная проблема - участились набеги силовиков. Раньше приходили раз в год, а теперь чаще. Раньше просили 10, потом 50, а теперь 100. Все знают, в каких это условных единицах. И угрожают уголовной ответственностью от 7 до 15. Звонки "другу" не помогают. Приходится платить. Знакомые посоветовали обратиться к нам.

Восстановить учет за прошедшие 15 лет уже невозможно. Это экономически нецелесообразно. Проще закрыть предприятие и открыть новое. Мы все проанализировали, посчитали. Экономия сумасшедшая! Клиент приезжал к нам великое множество раз. Я терпеливо, как доктор, все еще раз пересказывала. Как аутотренинг повторяла себе - я ведь тоже не всегда могу разобраться в анализах, которые мне врач выдает. Иногда Интернет перечитаешь, еще раз спросишь, а все равно ничего не поняла. Резюме клиента: "Мы тут подумали... С бабушкой расстаться не можем, мы с ней начинали, у нас социальная ответственность перед ней. Вести учет, конечно, прикольно, но очень уж хлопотно. Сразу столько забот! Персонал нужен, а где его взять? Мы пока по старинке - будет платить фискалам. Нервно, но что тут поделаешь..."

Я всегда говорю своим клиентам, что выбранное ими решение зависит от состояния их нервной системы. Прокурор нынче пошел другой, более грамотный, молодой, энергичный, с хорошим образованием. Ему за Державу обидно! Его не уболтать простыми разговорами за жизнь. Если в Вашем учете есть, что искать, найдет без особых усилий. Если я могу без дополнительной оперативной информации найти у Вас на 5-10 млн. руб., только взглянув на Вашу учетную базу в течение 10-15 минут, то фискалы, имеющие в своем арсенале много средств, найдут за это же время на 50 млн. А это уже точно от 7 до 15 строгого режима.

Обидно до слез, что владелец бизнеса тратит эти деньги не на себя, не на свою семью, а на "разных редисок", как внутри компании, так и за ее пределами, которые привыкли грабить, брать на лапу, а не создавать.

Я бы могла еще немного поразвлекать Вас разными примерами из моей практики, но дорога ложка к обеду. Ситуация на Родине такова: стало совершенно очевидно, что за исключением показательных порок, крупный бизнес будут так или иначе уговаривать. Мелкий и средний бизнес же будет выкарабкиваться сам. Очевидно так же, что за него тоже возьмутся в ближайшее время и не только полузаконными наездами, но и планомерно. Секретов ни у кого особых нет, все работают по одним и тем же схемам, так что придется либо уезжать (как сказал мне один клиент - "единственный выход - Шеремерьево-2"), либо меняться.

В первом случае, скажу честно, мне будет Вас сильно не хватать. Чтобы с Вами этого не произошло, хочется дать Вам лично несколько полезных рекомендаций прямо сейчас. А перед этим отмечу основные типичные заблуждения владельцев - почему бывает так больно и грустно:

1. Вера в бухгалтера и в его убедительные слова, что если заплатить за белую зарплату и белую таможню, то налоги превысят 110%.

2. Надежда на "звонок другу". А обычно это только увеличивает сумму претензий, т.к. "друг" добавляет свои комиссионные. Чаще всего их попросту удваивает.

3. Расчет на русский авось - все так делают, а вдруг пронесет. Раньше же проносило!

4. Банк будет нести ответственность за порекомендованную ими якобы "аудиторскую" компанию.

5. Вера в компании, которые предлагают выстраивать цепочки из 5-10-15 компаний-помоек-поставщиков. Вспомните знаменитое дело "Эльдорадо". Раскручивается все в пол-оборота. Даже на моей практике на запрос налоговой в Интерпол ответ приходил в течение 30 дней! Достают и за границей! Бендера читали все.

Поэтому:

1 Создайте реальный, прозрачный, понятный Вам управленческий учет.

2. Если у Вас есть знакомые, которые реализовали эту задачу, попросите у них помощи. Если им кто-то помогал это делать, попросите контакты. Прислушивайтесь только к тем, кто уже смог успешно наладить учет.

3. Узнайте, за что Вас могут посадить, а за что оштрафовать. Это важно! Две большие разницы - откупаться, чтобы не посадили, или работать над уменьшением штрафных санкций.