Строго говоря, никакого разделения на «онлайн» и «офлайн» в маркетинге нет. Ваше сообщение может с одинаковым успехом транслироваться как онлайн, так и офлайн — с поправкой формы на конкретный канал

Возвращаясь к истокам

Вспомним вездесущие 4P: продукт, площадка, цена и продвижение. «Онлайн», как правило, не меняет продукт и цену конкретного бизнеса, но меняется площадка: теперь вместо прилавка мы используем категории интернет-магазина, и продвижение товара: штендер в торговом зале вытесняется баннером на отраслевом портале.

Разобравшись с терминами, можем теперь приступать к разбору привычных и новых инструментов, изучать их симбиоз. В корне неправильно использовать только «старые добрые» методы продвижения вроде наружной рекламы, исключая из маркетингового рациона рекламу в интернете.

Как продвигать офлайн-бизнес в интернете с минимальными вложениями?

Допустим, я — владелец магазина женской одежды. Как я могу вывести свой бизнес в цифровую среду без потерь для бюджета?

Используйте купонаторы

Такие сервисы, как «Групон» или «Покупон», помогают привлекать много новых покупателей. Принцип работы скидочных порталов прост: магазин предоставляет скидку на товар, в то время как охотники за распродажами следят за акциями в их городе при помощи сервиса.

Следует отметить, что чаще всего много заработать на таких продажах не получится. Но зато, получив нового покупателя, можно «привязать» его к себе на многие годы (читай — повторные покупки) при помощи программ лояльности, персональных скидочных карт и т.п.

Отметьте магазин в Swarm и Google Maps

Swarm (бывш. Foursquare) — это социальная сеть, которая показывает интересные места реального мира на карте и позволяет пользователям «отмечаться» в этих заведениях. Владелец магазина может добавить свой магазин на карту, снабдив его интересным описанием.

Разместите свое предложение на онлайн-досках, порталах

Не каждому офлайн-бизнесу будет выгодно создавать полноценный интернет-магазин и заниматься лидогенерацией, но разместить товары на бесплатных досках объявлений (OLX, Aukro и т.п.) и порталах (например, Prom.ua) могут все.

Продавайте в социальных сетях

Этот совет хорошо сработает, в частности, для магазина одежды: создайте странички в социальных сетях и приглашайте в сообщества жителей вашего города.

Инструменты онлайн-маркетинга, которые требуют ресурсов

Если же вы готовы потратиться на более мощные онлайн-инструменты — учтите их особенности.

Классика жанра — создание сайта

Если говорить о примере с магазином одежды, то можно попробовать создать онлайн-магазин, однако следует приготовиться к конкуренции с крупными ecommerce-площадками. Привлечение целевого трафика в высококонкурентных нишах дилетантами — дело почти безнадежное, скорее всего придется привлекать специалиста или агентство со стороны.

Для других сфер бизнеса может быть полезным создание сайта-визитки, одностраничного сайта (т.н. landing page), корпоративного сайта.

Мобильное приложение

Самое главное, что следует знать бизнесу: приложение должно быть очевидно полезным для пользователя (читай — потенциального покупателя). Нельзя просто продублировать сайт компании в формате приложения и мотивировать клиентов устанавливать его ради чтения новостей компании, которые даже не всякому сотруднику этой компании интересны.

В чем заинтересован пользователь: возможность отслеживать посылку из магазина курьером, получать скидки на новые коллекции одежды, бронировать билеты онлайн и т.п.

Bluetooth-маячки

Этот инновационный подход только начинают осваивать лидеры рынка. В помещении (магазине, отделении банка и т.д.) устанавливается миниатюрное устройство. Оно при помощи Bluetooth посылает покупателям в зоне досягаемости уведомления на смартфон: сообщения о скидках, акциях, распродажах, розыгрышах. Для этого пользователю необходимо скачать приложение и разрешить отправку таких уведомлений. Каждый раз, когда клиент проходит недалеко от магазина, маячок отправляет сообщение, зазывая заглянуть на новую коллекцию.

Сеть кофеен Sturbuks увеличила средний чек за счет использования «яблочных» маячков iBeacon так: устройство фиксирует длительность пребывания клиента в кофейне и через некоторое время предлагает заказать еще что-нибудь.

QR-коды

Это зашифрованная графически веб-ссылка на сайт или приложение. Специальные приложение-декодеры распознают ссылку по изображению с камеры смартфона и переносят пользователя на нужную страницу.

Один из примеров внедрения: можно выдавать покупателям карточку программы лояльности с уникальным QR-кодом, чтобы предоставлять скидку при покупке онлайн.

Визуальные коды часто используют на конференциях и семинарах для организации голосований: в таких случаях QR располагают на бейджиках участников, чтобы они могли отдавать свой голос онлайн за понравившийся доклад.

Подытожим

Мы в WebFace совершенно уверены, что скоро перестанут разделять маркетинг на цифровой и «реальный», потому что границы между интернетом и жизнью сотрутся окончательно.

Старайтесь донести до потребителя нужную информацию — вот что первично, а канал коммуникации — «дело наживное».

Автор: Дмитрий Чайковский, Соучередитель маркетингового агентства WebFace, член "Украинской ассоциации маркетинга"