В старину хамами называли очень бедных людей. И даже тогда их было намного меньше, чем сейчас. Хамы могут встретиться вам на работе, в общественном транспорте и в ресторане. Вести себя неадекватно и грубо могут ваши муж или сестра. Люди одного с ними уровня даже не замечают эмоционального напряжения и оскорблений. Остальные страдают от невоспитанности хамов в силу корректности и хорошего воспитания. Можно ли контактировать с этой категорией людей без ущерба для собственного психологического здоровья?

Коллега-хам способен отравить ваши рабочие будни. Причиной офисных склок чаще всего становится банальная зависть. Неважно, чем вы не угодили пакостнику – купили дорогое платье или получили внеплановую премию. Его цель – вывести вас на скандал и получить удовольствие от унизительного диалога на глазах у любопытствующего окружения. Ваша – лишить его такого удовольствия. Отстаивайте свою позицию, не выходя при этом за рамки приличия. Вы должны завоевать симпатию толпы (в идеале и начальства) – так проще расквитаться с неадекватом. Если он и прежде не отличался примерным поведением, у вас есть шанс добиться увольнения неприятного субъекта.

Альтернативный метод ведения войны – юмор. Не стесняйтесь подшучивать над недостатками и неудачами оппонента – он ведь вас не жалеет. Несколько раз отбив «подачу» хама, вы вызовете у него стойкое нежелание связываться с тем, кто бьет по больному месту.

Интеллигентный ответ сам по себе станет для грубияна большой неожиданностью. Цивилизованное общение для него некомфортно, поскольку оно редко приводит к столь вожделенному хамом конфликту. Он стремится перевести разговор с «жертвой» в удобную ему плоскость резких слов и громких звуков. Самоконтроль и показное дружелюбие – ваши главные козыри. Не показывайте свою слабину ни в коем случае, смотрите скандалисту прямо в глаза, не опуская и не отводя взгляд. Принуждение к нормальному разговору само по себе слишком дискомфортно для хама, поэтому он поспешит ретироваться.

Часто тяга к хамству появляется вместе с административными и управленческими функциями. Особенно склонны страдать грубиянством работники фаст-фудов, салонов красоты и медицинских учреждений. По понятной только им причине они уверены в своей неоспоримой правоте. Если вам «посчастливилось» ввязаться в конфликт с такой разновидностью хама, не стоит тратить зря бесценные нервные клетки. Требуйте книгу жалоб и предложений или сразу пишите претензию в орган по защите прав потребителей.