Желание лидеров отдельных стран наказать целые отрасли экономики нашей страны, плюя нам в лицо фразами о слабости российского производства, развитие которого они сами и сдерживают, препятствуя нам в выходе на внешние рынки, невольно порождает протест в душе обычного человека, который ходит в магазин. Такое нынче протестное время.

Естественно, сейчас я стала интересоваться тем, на что раньше не обращала особого внимания – страной-производителем продукта, который собираюсь положить в корзину.

Не философствуя, рассмотрим беспристрастно, в каких областях нам реально показать западному производителю фигу, а где не стоит безосновательно размахивать шашкой, проанализировав основные направления наших расходов.

Покупка еды

Если со «сладким парнем» Порошенко все понятно, его продукции давно объявлен справедливый бойкот, то с остальными производителями дело обстоит сложней. К слову, на днях мне довелось слышать любопытный монолог папы, объяснявшего своему малолетнему сыну, почему следует бойкотировать продукцию фирмы Макдоналдс. Следуя его логике, деньги, заплаченные за фаст-фуд, пойдут на покупку оружия для банд. Это не совсем так. Отчасти.

Поясню. Все иностранцы, которые здесь что-либо производят, имеют налоговый статус постоянного представительства. Это значит – платят налоги в наш бюджет, с вытекающими. То же происходит, если они зарегистрированы как российское юридическое лицо (в основном, так и есть). В то же время прибыль, как результат работы, принадлежит собственнику компании. Обычному человеку непросто понять, кто у них там в собственниках и что у него на уме, правда?

Более того, производитель продукта может быть и отечественным, а вот торговая сеть, через которую идет реализация, принадлежать, к примеру, туркам. Поэтому я и сказала выше слово «отчасти». Что делать? Знать, не только что покупаешь, но и чье. И определиться со списком стран, подпадающих под твои персональные санкции. Будет ли включена в него, к примеру, Франция? На политический вкус и цвет...

Кстати, на фоне общей переоценки, на российском рынке активизировался качественный белорусский производитель продуктов питания.

Одежда

К счастью, с приобретением одежды проблем у нас нет. Даже капризное женское белье с «крюжавчиками» отечественный производитель освоил на пять баллов. Что касается детей, то в последнее время на нашем рынке появилась доступная продукция повышенной носкости, беспрецедентного качества и дизайна из Узбекистана. В последнее время я покупаю только ее.

Останавливаясь на детях подробней, скажу, что здесь сдерживаться практически не придется, ибо почти все игрушки родом из Китая. А вот молочного прикорма и высококачественных средств гигиены западного производства пока не избежать. Любая мать предпочтет английский набор для кормления малыша нашему, созданному в сотрудничестве с танковыми войсками.

То же касается школьных принадлежностей: не скупись, налетай – покупай Китай!

Красота и здоровье

Если в части лекарств мы вынуждены пользоваться тем, что доктор прописал, то российская косметическая отрасль активно развивается. А особым гурманкам следует обратить внимание на превосходную, экологически чистую продукцию израильского производства.

Спорт, мебель, интерьер

Несмотря на очевидный прогресс, эти отрасли в российской экономике проигрывают западным аналогам прежде всего в части соотношения цена-дизайн. То же самое с покупкой авто. Среди стран, поддержавших действия России, великих автопроизводителей нет. Можно приобрести монстра отечественного автопрома. Можно великолепный белорусский трактор.

Но человека, способного купить немецкую, американскую или японскую машину, на это не уломаешь. Если ему будет очень стыдно, он может украсить немецкую машину георгиевской ленточкой.

Есть отрасли западных экономик, которым россияне могут нанести сокрушительный удар. Это индустрия отдыха и развлечений, во-первых. Музыкальная и киноиндустрия, во-вторых. В первом случае вопрос решается с помощью глобуса. Во втором – беспрецедентным пиратством (странно слышать такое от пишущего человека, да?). Здесь важно понимать, что целью является не лишить людей отдыха и удовольствий, а предложить им равноценную альтернативу.

Как видно, не такие уж мы безобидные овечки в волчьей шкуре. Объявив «День без шпрот», можно существенно ухудшить благосостояние латвийского производителя. Дергая по ниточке, можно распустить свитерок. Помня об этом, западный производитель будет иначе беседовать со своим правительством.

Было дело, мы с подружками договорились не покупать в магазинчике иностранную зубную пасту детям. А покупать отечественную. Дешевле, по составу – то же самое. Разве что упаковка не такая развеселая и наклеек внутри у нее нет. Через месяц магазинчик иностранную пасту закупать перестал. На мой прямой вопрос прямо и ответили: «Не берут». Если бы у меня были усы, я бы смогла скрыть под ними улыбку. Так это работает.

Необходимо уяснить одну вещь: наши санкции лишь тогда будут действенны, если они приведут не к снижению денежного оборота в стране, а к его перераспределению. В сторону поддержки отечественного производителя. В ином случае – в сторону производителя из нейтральной страны. В сторону белорусов, сербов. Последние, кстати, очень преуспели в изготовлении посуды и не только.

Как бы там ни было, но «укол зонтиком» в виде западных санкций так или иначе в перспективе обернется благом для экономики страны в целом, способствуя ее диверсификации и, как следствие, подъему. В конце концов, у нас для этого есть абсолютно все. Такой стране, как Россия, давно пора составить собственную «вежливую» экономическую азбуку, чтобы потом начать преподавать. Стыдно столько лет жить только на то, что дают нам недра. В конце концов, «бассейн не резиновый».

Автор: Ирина Литновская