Ученые объяснили, почему выстраивание истории своей жизни в соцсетях стало приоритетной задачей пользователей

Что помогло России вернуть Крым? Что заставляет пользователей интернета строчить в блогах и выставлять в соцсетях миллиарды личных фотографий? Почему мы и американцы такие разные? Ответы на эти животрепещущие вопросы знает доктор психологических наук и профессор МГУ Вероника НУРКОВА. Хотя сфера ее научных интересов, а это все что касается автобиографической памяти, на первый взгляд имеет отдаленное отношение к этим проблемам.

- Почему автобиографическая память устроена так, что мы не помним себя с раннего детства?

- Потому что наше сознание оперирует только словами и для начала ребенок должен научиться говорить на каком-то приемлемом уровне. Кстати, нам трудно представить, но люди, которые жили еще полтора века назад, практически не имели автобиографической памяти в современном смысле. Они, например, не могли вспомнить как выглядели в детстве. Не могли вспомнить как выглядели их родители в молодости. Практически не помнили о своих дедушках-бабушках и об отдаленных родственниках. Например сестра, которая вышла замуж и уехала далеко, переставала существовать, как явление памяти.

- С чем это связано?

- С отсутствием визуальных средств фиксации воспоминаний, в первую очередь фотографии. Автобиографическая память появляется, когда возникает индивидуальный человек. И ты осознаешь себя не как часть социальной группы, а как самостоятельно значимую единицу. Только представьте в каких жестких рамках походила жизнь средневекового человека: его существование было полностью подчинено религиозным догмам, обычаям, нравам и суровым законам того времени...

- Чуть вышел за рамки - тебя тут же сожгли на костре?

- Скажем так, средневековый человек не ощущал себя свободной личностью. Что же происходит, когда общество начинает начинает состоять из свободных людей? Им самим приходится формулировать цели и задачи своей жизни. А для этого надо понять, кто ты такой. Ключ к этому лежит в автобиографической памяти. Взрывной характер интереса к самому себе связан с всеобщей грамотностью. Мемуары, личные дневники стали необыкновенно модным явлением. А у современного человека скапливается фантастическое количество воспоминаний о себе. Создание истории своей жизни в социальных сетях, блогах становится отдельной задачей. Это очень просто объяснить: чем более сложная у меня картина прошлого, тем шире у меня диапазон возможностей строить и планировать свое будущее

ДЛЯ ЯПОНЦЕВ МЫ ЭГОИСТИЧНЫЕ ЧУДОВИЩА

- Какие воспоминания играют ключевую роль для осознавания себя?

- Все, что связано с детством. Первый раз в первый класс, первый поцелуй, первая драка - это самоопределяющие воспоминания. Приведу пример, мы хорошо знаем тип женщин, зацикленных на своей внешности. Попросите такую девушку рассказать 10 самых ярких воспоминаний детства. Бьюсь об заклад, вы услышите шесть историй о том, как ей сказали, что она красивая, или как она куклу наряжала (тоже тема внешности). Два воспоминания о том, как ей подарили (или не подарили) то, что она хотела. Ну, и два случая, как другая девочка оказалась более красива, чем она. Из чего получилась такая личность? Так сложилось ее семейное воспитание, она запоминала все, что связано с ее внешностью. То что взрослые проговаривают, на что обращают внимание - то ребенком и запоминается.

- Выходит, будущее своего ребенка можно запрограммировать, если разговаривать с ним на нужные темы?

- Да, если вы этого не пугаетесь. Родительская стратегия построения автобиографической памяти почти на 100 процентов определяет какого типа личность получится из малыша во взрослом возрасте. Какая у него будет самооценка и система жизненных приоритетов.

- С какого возраста начинает работать автобиографическая память?

- «Техническая» возможность запоминать появляется около двух лет. А дальше зависит от того, в какой среде ребенок растет. Есть локальные культуры на островах Новой Зеландии, где люди себя помнят с двух лет. Европейцы и американцы начинают чуть позже. Японцы, китайцы, корейцы относят свои первые воспоминания к возрасту шести лет. А если ребенок попадает в детдом, у него автобиографическая память получается очень бедная. Вырастая он испытывает серьезные трудности с построением долговременных целей жизни. Поэтому детдомовцы с трудом в нормальной жизни адаптируются.

- Выходит, память имеет национальные особенности?

- Безусловно. У представителей разных культур совершенно разные воспоминания о детстве. В самом типичном русском воспоминании обычно фигурирует тема подарка. А стандартное американское воспоминание это с позиции вечности незначительное, но с точки зрения семьи - крупное достижение. Например, прочитал стишок стоя на табуретке или забил гвоздь и тебя за это похвалили.

- Как это повлияет на наш менталитет?

- В ситуации с подарком "зашита" модель, которая хорошо характеризует русское самосознание. Это жизнь, как ожидание подарка. Для нас характерен культ сильной матери. А что нужно делать, чтобы мама тебя полюбила? Ничего. Она тебя и так любит. Сиди спокойно, жди подарка, только не забывай время от времени проявлять ласку и канючить. А для протестантской Америки свойственен культ сильного отца. Его любовь надо еще заслужить, поэтому я буду хорошо работать, стану первым и многого добьюсь.

- Откуда в столь нежном возрасте возникает такая пропасть?

- А пропасти нет. Тип личности, который заложен в той или иной культуре, тиражируют родители за счет того, что обращают внимание детей на разные ситуации. Представьте, что русский и американский ребенок провели в детском саду одинаковый день. Вот малыша забирают и дома на вопрос «Что было в садике сегодня?» он начинает что-то бормотать. Это, как правило, несвязный лепет, потому что он еще не понимает, что важно, а что нет. Но американский родитель из этого рассказа возьмет историю, как ребенок что-то полезное сделал и похвалит его за это. Наш вытянет ситуацию приятного сюрприза. Допустим, кто-то поделился игрушкой. А японский родитель обратит внимание на эпизод, где ребенок выступает не сам по себе, а как часть социальной группы. Японцы и помнить себя начинают позже, потому что способность выстраивать отношения в коллективе проявляется у людей в более старшем возрасте. Поэтому мы друг-друга никогда не поймем. Мы для японцев и китайцев эгоистичные чудовища. А они для нас непонятные сетевые существа.

СЕКРЕТ ОПЕРАЦИИ «КРЫМ-НАШ»

- А есть у этой теории практическое применение?

- Изменяя воспоминания мы очень сильно можем влиять на личность. У нас была интересная работа с людьми, обладающими высоким уровнем тревожности. По настоящему высоко-тревожные люди не уверены в себе настолько, что боятся даже дорогу перейти. Это ужасно. Механизм фобии устроен так, что когда жизнь предлагает им тот или иной вызов, они каждый раз вспоминают, как в прошлом не справились с аналогичной ситуацией. Это дает им худший прогноз и они попадают в замкнутый цикл из которого самостоятельно выйти не могут. Мы попросили рассказать нам самые травматичные случаи из прошлого, а потом в гипнозе создавали им альтернативные воспоминания, где они с блеском справились с задачей. Эти внедренные воспоминания повысили им самооценку. В итоге мы сняли клиническую тревожность. Они ушли в норму и этот эффект держится уже полгода. Изменяя в нужную сторону события прошлого мы можем решить проблемы настоящего.

- Мы вообще живем в стране с непредсказуемым прошлым. Постоянно пересматриваем и переоцениваем собственную историю. Как это влияет на нашу самоидентификацию?

- В принципе исторические события, которые не стали фактом автобиографии, обычно игнорируются человеком. Мы изучали, как теракт в Нью-Йорке, разрушивший башни-близнецы, спустя пять лет отразился в памяти горожан. Просили привязать события их жизни к каким-то временным ориентирам. Лишь 1,5 процента поделили жизнь на «до» и «после» взрывов 11 сентября. Хотя, казалось бы, для американцев, особенно жителей Нью-Йорка, это событие исключительное. Наши исследования показывают, что для нескольких поколений россиян существует ограниченное число исторических событий, которые стали частью личной памяти, а не абстрактного знания. Это Великая Отечественная война, полет Гагарина в космос, Олимпиада-80 в Москве и распад Советского Союза. Переосмысление и переоценка этих ключевых событий практически невозможны. Как изменить отношение к Победе во второй мировой войне, если это значимое событие твоего личного прошлого? Это все равно, что вам или мне сказать: на самом деле ты маньяк-лунатик и по ночам идешь в город и убиваешь топором старушек. В это невозможно поверить потому что для этого нужно отказаться от самого себя. Кстати, и ситуация с Крымом очень показательна.

- Чем именно?

- Здесь получилось идеальное наложение исторического контекста и личной автобиографической памяти наиболее активного сегодня поколения, это те кому около сорока и выше. В 80-е годы их детство было связано с Крымом: «Артек», поездки на море с родителями... Многие пережили там первую влюбленность и первый поцелуй. И это абсолютно стало частью личной истории. Песочница, в которой ты играл в детстве, не может быть чужой. Случись ситуация с возвращением Крыма лет 10 лет позже, когда наше поколение играло бы менее активную роль, реакция общества стала бы другой. Потому что в свои права вступало поколение, для которого Крым это заграница. Ну, а для нас лозунг «Крым - наш» абсолютно естественный. Прошло только несколько месяцев, но уже трудно представить, что Крым был не наш. Есть четкое ощущение, что теперь, наконец, все стало на свои места. Западу сложно нас понять, потому что у них по определению не может быть таких личных воспоминаний о Крыме. Кстати, сравните историю Крыма с дискуссией о судьбе Курильских остров. Она ведь не не вызывает таких эмоций.

КАК ИНТЕРНЕТ ИЗМЕНИЛ НАШУ ПАМЯТЬ

- Как появление Интернета, изобретение фотографии и видео повлияли на формирование личности?

- Фотография произвела настоящую революцию. Появилось визуальное средство, чтобы выстраивать свою линию жизни. Фото это ключ к воспоминаниям. А Интернет очень сильно повлиял на тех, кому меньше 25 лет...

- У них мозги по-другому устроены?

- Ну, уж память точно устроена по-другому. Не автобиографическая, а та, что мы называем память знания, где хранятся сведения не о нас самих, а об окружающем мире. В эпоху до изобретения Интернета эта память устраивалась, как способность запомнить максимальное количество знаний, связанных между собой. А теперь, поскольку все время есть постоянный доступ к фактам, мы стали запоминать не сами факты, а источники, где они хранятся. Наше поколение находится еще в гибридном состоянии. Если выключат электричество, то я смогу подготовится к лекции и написать статью. Хотя в цифрах могу путаться. Но у меня есть общее представление о предмете. А для коллег на 10 лет моложе это будет катастрофа, они не смогут работать. У следующего поколения память устраивается, как система ссылок, а не как система содержаний. Одна из самых цитируемых статей по психологии это работа Спарроу «Как Google изменил нашу память». Там очень простой эксперимент. Студенты должны были запомнить фактические данные, например, какое расстояние разделяет Землю и Луну. А потом разложить данные по большому количеству папок. Дальше студентов проверяли. Молодые ребята практически не могли воспроизвести сами знания, но точно знали в какой папке найти ответ. Поэтому современные дети объективно не могут сдавать экзамены как раньше. Они не в состоянии запомнить 100 дат или фамилий ученых. Зато отлично играют в игру «Кто хочет стать миллионером», где нужно выбирать из готовых вариантов ответа. Им очень хорошо подходит тестовая система. Но породить из себя новое знание они не могут. Если мы хотим адаптировать образование под современного ученика. Необходимо кардинально менять систему обучения и оценки знаний. Но мы тупо себе говорим: нет, они должны сдавать экзамены как их отцы и деды. Хотя механизм запоминания у них устроен уже по другому.

ПОМНИТСЯ, ВЫХОДИЛА Я ЗАМУЖ ЗА БРЭДА ПИТТА...

- Подобный эгоцентризм к чему нас приведет в будещем?

- Возможно будет уже неважно, что со мной было на самом деле, если я могу конструировать любые воспоминания. Используя гаджеты можно представить, что я это лето не сидела в дождливой Москве, а провела на Мальдивах и наслаждалась дайвингом. И мне уже не надо тратить деньги на настоящий отпуск, поскольку я это уже помню...

- Работодатели тоже будут просто в восторге от этой идеи...

- Наверное, мы сможем покупать себе любые воспоминания. Возникнет бизнес по их продаже. Разработают технологию, чтобы эти воспоминания имплантировать в память, как настоящие. Это несложно. Есть вероятность, что люди уйдут из реальной жизни. Будут сидеть в нищете в хижине и грезить... Я к таким антиутопиям скептически относилась до недавнего времени. Но оказалось, что люди в принципе к этому готовы.

- ???

- У меня была недавно публичная лекция и я предложила аудитории небольшой эксперимент. Представьте, что у вас есть возможность реализовать свою самую удивительную, фантастическую мечту. Но после того, как вы эти эмоции переживете у вас ничего не останется в памяти. Есть другой вариант: реализовать не мечту всей жизни, а куда более скромное достижение «весом» в десятую часть тех эмоций. Но при этом вы будете помнить то, что пережили.

Представьте обезьянок: связку бананов здесь и сейчас или воспоминания об одном съеденном банане на всю жизнь? Для них ответ очевиден. А вот аудитория в 150 человек единодушно предпочла реальному удовольствию память о нем. Я сама не ожидала такого эффекта.

- Но уход в вымышленный мир это путь в никуда...

- Я не уверена, что это так уж плохо. Какую крайность мы имеем на другом полюсе? Что происходит, когда нет желания сохранить память? Самый яркий пример это наркотическая зависимость. Для наркомана важно любой ценой пережить кайф сейчас. Он не будет о нем помнить, он понимает, что его самого скоро не будет. Но это неважно по сравнению с интенсивностью сиюминутных переживаний. Другая крайность более разрушительна. Поэтому мне больше нравится то будущее, где мы память об удовольствии сможем без реального опыта получать.