Нет слабой России, есть скудные мозги. В экономике – как в медицине, футболе и сексе – разбираются все. Все согласны, что нужны работающие предприятия и зарплаты, дающие достаток. Что продажей нефти дальше жить нельзя, а промышленность надо модернизировать. Одним словом, нужны реформы. А какие? Тут начинается склока.

Глазьев давеча сморозил, что у ЦБ должно быть несколько ключевых ставок. Чтобы те, которые ниже стимулировали экономических рост и модернизацию. Никто ничего не понял, -- бред же понять невозможно, -- но звучит-то как умно!

Или антикризисный план правительства. Никто толком не знает, что в нем, но план – уже неплохо. Правительство поддержит производителей, регионы, малый бизнес…. Может, и еще кого. Главное, деньги найти. Найдем! Цена на нефть к полтиннику подбирается, от приватизации что-то капнет, можно от внебюджетных фондов отщипнуть, еще порцию пенсионных накоплений заморозить. Весь арсенал идей – собрать по сусекам и раздать. И все начнет колоситься, мычать, и блеять.

Тут другая новость – Алексея Кудрина назначили стратегию писать. Это хорошо или плохо? Для патриотов он либерал, для либералов – скряга. «Бухгалтер! Умеет только заначки на черный день создавать, -- так прямо мне в глаза сказала одна известная депутатка. – И вообще финансисты в развитии ничего не понимают. Стратегию должны писать промышленники и технологи!». Хорошо еще, что не сантехники…

Топтание на крохотном пятачке, точнее уже балет на кончике иглы. «Нефть-рубль-бюджет», «давать-не давать». Если давать – либеральная модель, если в загашник -- сильное государство.

В стране, 24/7 идут дебаты. Все так болеют за страну – у экранов и на экранах, -- что убожество идей буквально складывается в сериал. Оторваться невозможно, как от «Игры престолов». Либералы и государственники, патриоты и демократы, правые и левые готовы глотки друг другу перегрызть.

А жизнь идет своим чередом. В городе Пикалево в 2009 году Путин под угрозой утраты собственности лихо заставил Дерипаску снабжать за бесценок глиноземной пульпой цементные заводы. «Подойдите и подпишите», -- вот и весь сказ. Дерипаска уже семь лет их и снабжает. А что толку? Заводы теперь могут потреблять лишь 20% глинозема, потому что спрос на цемент упал. Объемы строительства сокращаются по всей стране.

Можно рассказывать, как продолжает падать ВВП. Как сжимается объем инвестиций в экономику. Как не работает красивое слово импортозамещение, а безработица демпфируется лишь снижением зарплат ниже прожиточного уровня. Много чего можно рассказать. Но арсенал идей -- «нефть-рубль-бюджет». Как собрать и кому раздать. Игра профанов.

Это для тонкого тюнинга уместны дебаты -- миллион туда или сюда. А когда в бюджете, где по всем статьям должны стоять плюсы от налогов, стоят минусы от раздачи – это совсем другая история. В стране заблокированы механизмы развития, доведены до карикатуры рыночные институты. Собственность эфемерна, а производство рушится отраслями. От мантры "диверсификация-модернизация", повторяемой 10 лет, уже тошнит. Тут не помогут ни мантры, ни тонкая подстройка. Кувалдой работать надо. Заново перезапускать экономический механизм.

Только кажется, что это нерально, уйдут века... А нужно лишь профессиональное знание "как" и политическая вола. Вместо дебатов и мантр.

Возрождение побежденной Германии, превращенной в пепелище, заняло менее 15 лет. «Немецкое чудо» любят объяснять помощью Америки. Да, в годы блокады Берлина в аэропорту Темпельхоф ежеминутно садились американские самолеты с консервами, кофе, хлебом и даже углем. Однако, все по плану Маршала Германия получила … аж 1,5 млрд. долл! Втрое меньше, чем репарации, которые она выплатила победителям. А кроме репараций еще и военные трофеи. Только СССР в виде трофеев демонтировал и вывез 45% промышленных мощностей страны.

«В то время в Германии… на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – по паре ботинок, раз в 50 лет – по костюму. … Только каждый пятый младенец мог быть завернут в собственные пеленки, и лишь каждый третий немец мог надеяться быть похороненным в собственном гробу».

Это слова Людвига Эрхарда. Финансиста-технократа, возродившего Германию. На посту министра экономики он за два года (1946-48), всего за два (!) подготовил хозяйственную реформу. Упразднил административное распределение ресурсов (читай «раздачу из бюджета»), ввел свободную конкуренцию, ликвидировал монополии, провел валютную реформу. Более 10 лет подряд экономический рост страны был наивысшим в Европе – 8% в год!

В 1953 году Эрхард выпустил книгу «Возвращение Германии на мировой рынок». Казалось, что это фантастика, и не факт, что научная. Но он последовательно и искусно маневрировал налоговыми инструментами, осторожно сдерживая конкурирующий импорт, поощряя экспорт и инвестиции в технологии. В 1963 году Эрхард стал канцлером Германии, а страна - доминирующим игроком на европейском рынке.

Был ли он либерал или консерватор? Он был технократ. Профессионал. Он знал, что рынок не может возникнуть сам собой. Его запуск – задача государства. Эрхард действовал далеко не всегда либеральными методами, часто совершенно внерыночными, административными. Но с их помощью запускал именно рыночные механизмы. Потому что других нет и быть не может, если не брать в расчет рабский труд в KZ или ГУЛАГ. Ему говорили: "круто берешь". Ему сопротивлялись оккупационные власти, либералы, христианские демократы. Он действовал им вопреки. И народ поверил Эрхарду, что есть истины, которые обойти невозможно. Технократ сплотил нацию.

Был ли он правым или левым? Он был реалистом. В послевоенной Германии были крайне сильны социалистические настроения. Эрхард убедил людей, что социальная функция «сильного государства» не в социальной помощи, а в том, чтобы свести к минимуму потребность в ней. «Задача государства -- обеспечить каждому необходимый минимум и создать условия, чтобы каждый мог достичь желанного максимума», -- написал он в следующей книге «Благосостояние для всех».

Алексея Кудрина я помянула лишь потому, что он тоже технократ. Убеждена, что главный дефицит России сегодня -- это сильные технократы, которые уверены в своей правоте, основанной на знании. Дефицит восполняют кухонные рецепты профанов. Их дебаты лишь отравляют мозг. Усиливают раздрай, разобщенность людей. Их агрессию. Люди устали от постоянной подмены понятий.

Одной рукой из бюджета поддерживают предпринимателей, другой травят их поборами, наездами и 159-й статьей УК. «Мошенничество», самый ходовой инструмент отъема бизнеса. Не нужны предпринимателям ваши бюджетные подачки. Дайте им неприкосновенность их прав собстенников и хозяйственников. Дайте им стабильную валюту. Они сами тут же вытащат из загашников деньги и вложат их в дело.

Знаете, за что в мире идет сама сильная конкуренция? Даже не за ресурсы. За инвестиции. Только в России от них обороняются. Почему не раздать в концессии неиспользуемые недры? "Так, китайцы-малайцы и прочие враги нас обманут и ограбят". Загадка, конечно, но другие страны инвесторы почему-то не грабят. Наверное, потому что там сильное государство. Способное «отвечать за свой базар», охраняя даденное и одновременно сводя к минимуму риски обмана и грабежа.

Дайте импортерам новых технологий серьезные налоговые льготы, возможно, даже субсидии на закупку дорогостоящих линий, которые позволят запустить принципиально новое производство. Будет вам модернизация.

Закройте тему войнушки, не будет вам санкций, для этого сейчас уже есть все предпосылки. Возьмите кредиты -- сильное государство, в экономике которой идет рост, не страшит внешний долг. Вложите эти деньги в инфраструктуру, это снизит транспортные издержки производителей. Не говоря уже о том, что это немедленно создаст рабочие места,и спрос. Даже на глинозем из Пикалева! Вложите деньги и в укрепление рубля. Пока тот дрыгается между 55 и 80 за доллар, предприниматель даже прибыль рассчитать не в силах. Какие уж тут инвестиции и развитие. Неужели и это непонятно?

Германии после войны было гораздо труднее, чем России сегодня. Страна без сырья и транспортной системы. «Интеллектуально искалеченная, морально уничтоженная нация, у которой голод и страх убили надежду»(с). И мир к ней был отнюдь не более добр, чем к сегодняшней России.

«Что немцу хорошо, то русскому смерть», -- скажет профан на любой урок истории. Не знаю, мыслит ли Кудрин масштабами Эрхарда, но это финансисты сравнимого калибра. Вопрос лишь в том, готов ли Алексей Кудрин и ему подобные профи-технократы преодолевать сопротивление бюджето-реформаторов, стоящих на раздаче, бреду, что у денег может быть разная цена, и безысходной безграмотности споров о том, как же модель экономики нам нужна.

Умение годами и десятилетиями наступать на грабли - предмет особой гордости великороссов. Главное, чтобы грабли были свои. Доморощенные.

Елена Котова