Малому бизнесу бесплатно помогут выйти на зарубежные рынки

Власти Москвы решили увеличить активность столичных предприятий на внешних рынках, открыв специализированный Центр поддержки экспорта. Он является структурным подразделением агентства «Малый бизнес Москвы» (МБМ) и охватывает четыре основных направления: консультирование, образовательные программы, помощь в поиске зарубежных партнеров, организация участия фирм в международных выставках и ярмарках.

Как отметила на церемонии открытия центра директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова, степень вовлеченности российских предприятий в экспорт сегодня крайне низка. Количество малых и средних компаний-экспортеров оценивается в 25—30 тысяч, при общей численности порядка 5 млн субъектов МСП в стране. По мнению Ларионовой, осваивать внешние рынки мешают страх предпринимателей, незнание, в том числе иностранных языков, неумение находить партнеров. «Центры поддержки экспортеров в регионах — это именно та точка приложения усилий государства, которая сможет изменить ситуацию», — уверена директор департамента.

«Наша задача — поддерживать высокотехнологичные инновационные компании. Открытие Центра поддержки экспорта — важный инструмент работы с целевой группой малых предприятий», — заявил и.о. заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов.

«Московский Центр поддержки экспорта поможет предпринимателям определить готовность компании к экспорту продукции, повысить квалификацию сотрудников, организовать бизнес-миссии в страны ближнего и дальнего зарубежья, проведя предварительную работу по поиску потенциальных контрагентов», — пояснил руководитель Агентства МБМ Дмитрий Молчанов. Услуги центра бесплатны, а клиентом может стать любая компания, являющаяся налоговым резидентом Москвы.

В ходе открытия Центра поддержки экспорта было подписано соглашение о сотрудничестве между агентством «Малый бизнес Москвы» и Эстонско-российской палатой предпринимателей.

Итоги первого квартала

В январе—марте 2013 года зарегистрированные в Москве организации и предприятия осуществляли торговые операции со 183 странами. Внешнеторговый оборот по итогам первого квартала сократился на 0,1% и составил $77,8 млрд.

Внешнеторговый оборот без топливно-энергетической составляющей в экспорте вышел на уровень $33,7 млрд (увеличение на 6,7% по сравнению с первым кварталом 2012 года). По итогам первого квартала 2013 года объем товарных поставок зарегистрированных в Москве предприятий, очищенный от нефтегазовой составляющей, составил $4,9 млрд, что почти на 10,9% ниже уровня, достигнутого в первом квартале 2012 года.

По ключевой для Москвы группе машинотехнических товаров зарегистрировано снижение на 17,5%. Доля продукции машиностроения в экспорте зарегистрированных в Москве организаций составила 34,7%, вклад зарегистрированных в столице предприятий в российский машинотехнический экспорт — около 29,3%.

Сокращение очищенного экспорта связано также с уменьшением поставок драгоценных металлов и камней, ювелирной продукции и сырья, продукции химической промышленности, каучука, продовольственных товаров и сырья.

Основные товарные группы в экспорте зарегистрированных в столице предприятий без учета продукции ТЭК по итогам первого квартала 2013 года: машинотехническая продукция ($1,7 млрд, снижение на 17,5%), жемчуг, драгоценные и полудрагоценные металлы и изделия из них ($1,6 млрд, сокращение на 27%), продукция химической промышленности, каучук ($647 млн, сокращение на 22,3%), продовольственные товары и сырье ($188 млн, уменьшение в 3,7 раза), металлы и изделия из них ($136 млн, увеличение на 46,5%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия ($73 млн, увеличение на 63,4%). Поставки производились в 129 стран мира. В список пяти основных стран — импортеров товаров вошли Венесуэла, Индия, Швейцария, Германия и Италия.

Ирина Петрова