Деликатность – редкое явление, особенно среди деток, которые редко думают, кому и что они говорят. За день обидчик и обиженный могут поменяться ролями много раз, при этом на следующий день основная масса детей и не вспомнят подробности случившихся конфликтов.

Но, если ребенок чересчур обидчив, – это мешает и ему, и всем, с кем он общается. Любое общение становится негативным из-за неадекватных реакций ребенка на все, что происходит. Справиться с данной болезненной реакцией довольно трудно.

Родителям нельзя отмахиваться от детских обид, как от своего рода глупости, которая не заслуживает вашего внимания. Хорошо уже то, что ребенок доверяет вам и рассказывает о своих переживаниях. Ведь такое встречается далеко не в каждой семье. Нельзя ни в коем случае высмеивать его чувства, даже легкая усмешка снисхождения может сильно усилить горечь от принесенной обиды. Стараясь подбодрить ребенка улыбкой, в действительности это будет выглядеть как абсолютное непонимание серьезности его волнений. А ведь ребенок обращается к родителям именно за пониманием и поддержкой.

Конечно, это совсем не значит, что любую обиду необходимо разбирать любовно, анализировать и часами обсуждать. Внимательно послушав ребенка, надо выразить ему свое понимание и сочувствие, а потом сменить тему на какую-нибудь приятную, чтобы в нем не сформировать привычку часами «плакаться в жилетку», либо такую черту характера, как мстительность.

Характерная особенность психики детей – легкость, с которой у них забываются обиды и огорчения. Поэтому, если увидите, что ребенок успокоился и переключился на что-то другое, не надо ему напоминать о неприятной ситуации такими вопросами типа «Уже все в порядке?».

В основном обидчивыми являются дети, у которых заниженная самооценка и, поэтому, основное, что обязаны делать родители в такой ситуации, – постоянно ребенку показывать, что он ими очень любим такой, какой он есть, не за его каике-то успехи и заслуги, а просто так.

Если спросить у обиженного ребенка школьного возраста, что бы он хотел сделать с обидчиком, если бы был волшебником, то, наверняка, можно услышать что-то вроде «побить, засадить в тюрьму», а может и еще более жестокие варианты.

Чтобы разбить уже сложившуюся у ребенка логическую цепочку «обида – месть», необходимо образ «врага» в его сознании понемногу видоизменять. Вначале можно предложить ребенку отыскать в обидчике что-нибудь смешное.

Потом постараться найти в обидчике что-нибудь, что вызывает жалость. С данным заданием детки младшего школьного возраста хуже справляются, чем старшие, потому что у маленьких детей способность сопереживать практически отсутствует и формируется позже. Для облегчения осуществления данной задачи можно ребенку напомнить, что необоснованная, неоправданная агрессия, - это, в основном, признак защиты, и, таким образом, обидчик пытается своими поступками уровнять ваши состояния, пробуждая в тебе чувства тревоги, страха или унижения.

Следующий шаг – надо попробовать найти в обидчике то, что вызывает симпатию. При появлении трудностей на данной стадии необходимо напомнить ребенку о том, что нет людей, которые состоят только из недостатков.

И последнее – надо сказать, чтобы ребенок попытался увидеть себя глазами обидчика, и осознать, по какой причине этот человек решил, что можно тебя обидеть. При этом родители также могут разобрать, не программируют ли они сами ребенка на роль жертвы, не устанавливают ли своим отношением к ребенку определенный сценарий его взаимодействий с людьми. Если в семье господствует неуважительное и пренебрежительное отношение к ребенку, к его детским проблемам и нуждам, то именно такого отношения и ребенок будет ждать от всех людей, интуитивно сводя любое общение к привычной модели.

Понятно, что детская обидчивость на пустом месте не вырастает, ее корни уходят в особенности воспитания. И если мы желаем, чтобы наш ребенок стал в будущем успешным и благополучным, то необходимо в нем укрепить уверенность в том, что он, как и абсолютно все люди, достоин уважения и любви.