Водная среда комфортна и естественна для ребёнка, так как до рождения он 9 месяцев рос и развивался именно в водной среде но, несмотря на это, занимаясь в воде с новорождённым ребёнком надо соблюдать основное правило – постепенность и систематичность.

Регулярные занятия в воде активизируют обмен веществ в организме малыша, кровообращение, пищеварение, улучшается функция лёгких, сбалансированно развивается опорно-двигательный аппарат и нервная система. В воде ребёнку легче осваивать основные движения, так как тело теряет часть своего веса, и движения получаются плавные и округлые. Дети обычно чувствуют себя комфортно в такой обстановке. Вода массирует тело и увлажняет кожу, что способствует хорошему сну и ускоряет развитие внутренних органов и систем.

Начинать заниматься с ребёнком в воде можно с 10-15 дней жизни при отсутствии противопоказаний. Противопоказания к занятиям в воде.

1. Открытая пупочная грыжа.

2. Плохое самочувствие, плаксивость ребёнка.

3. Острые респираторные и вирусные заболевания.

4. Общие противопоказания к проведению массажа и гимнастики.

Проводить тренировки в воде лучше всего через 40-60 минут после кормления или за 30 минут до еды. Если вы выполняете лечебную гимнастику или массаж на воздухе, то приступать к занятиям в воде лучше всего через 2-3 часа после тренировки. На первых занятиях температура воды должны быть 37-37,5 градусов. В течение месяца понижайте температуру до 34 градусов, а через 3 месяца регулярных занятий температура может быть уже 32 градуса. Первые тренировки пусть будут продолжительностью 10-15 минут. Задача на первые 3 месяца занятий – приучить ребёнка к такого рода тренировкам и постепенно увеличивать время, проводимое в воде. Оптимальный вариант через 3-4 месяца проводить 5- 6 занятий в воде за неделю, продолжительностью 20-25 минут каждое.

Рекомендуемые упражнения для занятий в воде с грудными малышами.

1. Аккуратно погружаем ребёнка в воду, даём ему время освоиться и начинаем тренировку. Левой рукой поддерживаем голову ребёнка сзади, а правой поддерживаем малыша в области груди спереди. В таком положении переводим ребёнка в горизонтальное положение (спина внизу, грудь вверху) надо стремиться, чтобы он максимально раскованно и свободно двигал ногами и руками. Следите, чтобы над поверхностью воды была только голова – так ребёнок быстрее научится плавать. Со временем уменьшаем поддержку, стимулируя развитие навыков самостоятельного плавания у ребёнка.

2. Упражнения аналогичные первому. Только теперь поддерживаем ребенка, чтобы он учился плавать на груди.

3. Через некоторое время при плавании на спине поддерживаем только голову ребёнка сзади, в районе затылка, обеими руками, а при плавании на животе поддерживаем одной рукой подбородок малыша.

4. При выполнении этих упражнений перемещайте ребёнка по ванне в разные стороны, пусть он отталкивается от бортов.

5. Когда заметите, что ребёнок стал рефлекторно выполнять плавательные движения руками и ногами, уменьшайте силу поддержки и способствуйте самостоятельному плаванию малыша.

3. Примерно через 3-4 месяца регулярных занятий можно приступать к тренировке задержки дыхания у ребёнка. Сначала поливайте голову ребёнка в течение нескольких секунд водой из своих рук, когда он стоит в ванной. Когда ребёнок привыкнет к этому упражнению, надо при проводке его на груди погружать лицо ребёнка на несколько секунд под воду, постепенно увеличивая время ныряния до 4-5 секунд.

4. Усложняем задержку дыхания: ребёнок стоит в ванной, взрослый на счёт «раз, два, три ныряй» погружает ребёнка вертикально в воду до уровня носа на 3-5 секунд. Выполнив несколько таких движений, и при комфортном самочувствии ребёнка, можно погружать его в воду до уровня глаз, а в дальнейшем и с головой на 4-6 секунд, но за одно занятие выполнять не более 5 погружений.

5. Ещё одно упражнение на задержку дыхания: раскладываем яркие игрушки на дне ванны и просим ребёнка достать их руками и подать нам.

6. Когда все вышеперечисленные упражнения освоены, и ребёнок их выполняет с удовольствием, можно уменьшать поддержку во время плавания до минимума, чтобы ребёнок уже максимально самостоятельно плавал и погружался в воду.

Тренировки в воде полезны и интересны ребёнку и разнообразят занятия на свежем воздухе. Очень важно, чтобы первое знакомство с водой было комфортным для малыша. Обратите внимание на температуру воды и продолжительность занятия. Если ребёнку не понравится первое занятие, это может надолго «поссорить» его с водой.

Автор: Александр Кузнецов