До переезда в Канаду мы были наслышаны о том, что в «их» школах можно выбирать предметы на свое усмотрение. Наши представления об этом ограничивались вариантами выбора либо гуманитарных, либо точных дисциплин. Но оказалось, что это еще не все.

Если рассматривать минимальное количество дисциплин, необходимых для изучения в 10–12 классах той школы, в которую попала моя дочь, то 13 из 20 предметов – обязательные, соответственно остальные 7 – на выбор. Желающие могут выбрать и больше.

Итак, как мы и ожидали, есть выбор между гуманитарными и точными дисциплинами – с этим все понятно. Выяснилось, что некоторые из предметов предусматривают еще и «внутреннюю» выборность: например, по степени сложности.

Так, математика подразделяется на два уровня – базовый (Foundations) и углубленный (Pre-calculus). Кстати, здесь она не разбивается на отдельные уроки по алгебре и геометрии. Базовый уровень обычно выбирают ученики с гуманитарными наклонностями, более углубленный – будущие «технари». Если в 10–11-х классах математика является обязательным предметом, то в 12-м классе она переходит в категорию выборных, а также дополняется еще одним, третьим уровнем сложности – введением в математический анализ (Сalculus).

Другим примером возможности выбора внутри одной и той же дисциплины является физкультура. Ученики, которые предпочитают спортивные занятия в помещении, ходят на уроки физкультуры в основном в спортзал. Те, кто любят проводить больше времени на свежем воздухе, выбирают другую группу – «уличную». В этом случае они всегда занимаются вне стен школы, независимо от погоды, в снег и дождь. Надо заметить, что дожди здесь идут часто. Для «уличной» программы по физкультуре предусмотрены бег, лыжи, скалолазание и т.д., а также обучение некоторым бойскаутовским азам, таким как разведение костра под дождем, установка палаток, действия при пожаре в лесу и даже трехдневный поход с ночевкой. К моему не очень большому восторгу дочь выбрала именно эту группу...

Еще немного о физкультуре. Этот предмет является обязательным только до 10-го класса. В случае если с 11-го класса ученик решил больше не посещать уроки физкультуры, то перед окончанием школы он должен предоставить документ, подтверждающий, что за последние два года он потратил как минимум 80 часов на занятия в спортивных секциях или танцевальных группах за пределами школы.

Предметов на выбор достаточно много. Среди них есть как традиционные предметы для школы (физика, биология, история и т.д.), так и необычные, на мой взгляд, – право, бухгалтерия, журналистика, психология, маркетинг, актерское мастерство, кинематография. Есть и такие предметы, которые напоминают различные кружки в Доме Пионеров: кулинария, живопись, работа по дереву, работа по металлу, текстиль и даже компьютерная графика. Одним словом, каждый ученик может подобрать для себя профильные предметы для будущего или просто то, что ему интересно.

Обучение на дому

Из-за того, что моя дочь начала ходить в 10-й класс канадской школы только с апреля месяца, то есть со второй половины второго семестра, у нее оказалось полно хвостов за прошедший год. Тем не менее, с этой осени ее зачислили как ученицу 11-го класса – с условием, что она попробует за оставшиеся два года одолеть школьную программу трех классов (с 10-го по 12-й).

Казалось бы, как это возможно? Ах да, ведь есть индивидуальное расписание. Но, как оказалось, возможность уместить все необходимые предметы в нужный промежуток времени становится реальной и благодаря обучению на дому (по Интернету).

Для обучения на дому нужно зарегистрироваться в какой-нибудь из онлайн-школ, которых в Канаде великое множество. Так, этим летом моя дочь прошла курс онлайн-математики за 10-й класс, и ей это очень понравилось. Половина материала ей была уже знакома, а другая половина оказалась в новинку. Но самое главное – она сказала: «Я вдруг начала понимать, для чего нужны все эти формулы, как их можно применять в жизни».

Во время занятий учебник дочери не понадобился, весь материал был преподнесен в виде презентаций со звуковым сопровождением, которые можно было повторять для просмотра столько раз, сколько нужно. Учитель из онлайн-школы проводил консультации как в школе, так и по скайпу или по электронной почте. Дочь регулярно сдавала домашние задания и тесты, учитель проверял, оценивал, а потом помогал с работой над ошибками. После успешного окончания курса она решила зарегистрироваться еще на два предмета.

Как правило, учебу на дому выбирают ученики, которые вынуждены пропускать много занятий из-за болезни, спорта или других очень важных дел, как это сделал, например, Джастин Бибер. Есть и такие, кто просто предпочитает изолированное обучение. Также в онлайн-школы обращаются те, кто в основной школе уже прошел определенный предмет, но не доволен итоговой оценкой и хочет ее улучшить путем повторения материала. Немало там и взрослых учеников, которые по разным причинам не закончили школу в свое время и теперь наверстывают упущенное.

Как рассказал на днях завуч основной школы моей дочери, к ним регулярно приезжают ученики из Германии по программе обмена. Один из них уже после завершения года обучения признался: «Я сначала думал, что выбор предметов – это здорово. Но теперь мне кажется, что в вашей школе этого выбора слишком много».

Наверное, этот мальчик имел в виду то, что можно ошибиться, выбрать не те предметы, а потом пожалеть. Если так, то я с ним согласна, но не до конца. Действительно, любому человеку нелегко понять и решить, чем же он хочет заниматься в жизни, тем более если это надо сделать за два-три года до окончания школы. Но с другой стороны, ведь вся наша жизнь – это большой и сложный выбор, и необходимость продумывания своих действий на несколько лет вперед, возникающая уже в школе, – это своего рода тренировка и подготовка к другим жизненным ситуациям, где принимать решения будет еще труднее.

Ну, а что касается моей дочери, то она в полном восторге от своей новой школьной программы, особенно от ежедневных уроков по актерскому мастерству. Трудно сказать, изменится ли ее мнение к концу года, как у того ученика из Германии. Но мне кажется, гораздо важнее то, что она каждый день идет в школу и обратно домой в приподнятом настроении. Поэтому любые сомнения, которые еще иногда вдруг закрадываются в мою голову, тут же отступают.

Автор статьи: Лидия Карпич