Ребёнок пошёл в первый класс. Письмо ему даётся с большим трудом. Учитель даже говорит, что, может, у него дисграфия. Почему одни дети пишут красиво, а другие царапают как курица лапой. В чём тут дело?

Отвечает директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, академик РАО, профессор Марьяна Безруких:

—  По нашим подсчётам, 60% детей испытывают трудности при обучении письму и чтению. Причины трудностей разные.

У кого-то к школьному возрасту ещё не сформировалась скоординированность движений руки. И это ни хорошо, ни плохо. Это индивидуальная особенность развития. Среди первоклассников таких детей примерно треть.

У кого-то с моторикой всё в порядке, движения, в которых участвуют мелкие мышцы, он выполняет легко, но почерк плохой, потому что ребёнок не может сконцентрировать внимание на том, что он делает, даже на минуту, — так бывает с гиперактивными детьми.

А у третьего прекрасная моторика, хорошая концентрация внимания, но зрительно-пространственное восприятие ещё не развито. Такая особенность наблюдается у 35% поступающих в школу малышей. Созревать эта функция будет до 9–10 лет: у кого-то — быстрее, у кого-то — медленнее. Дети с неразвитым пространственным восприятием хуже запоминают конфигурацию букв, чем их ровесники, поэтому и траектория письма им даётся труднее.

Теперь представьте, что с такими детьми мы будем учить по несколько букв за урок. У них сразу ухудшится почерк и появятся ошибки.

Исследования физиологов показывают, что в начале обучения ребёнок может непрерывно писать только 3 минуты. Дальше наступает утомление. Но это не учитывают ни учителя, ни родители. Родители, глядя, как их первоклашка делает уроки, обычно говорят: «Первую строчку он старался писать, а дальше не старался». А ребёнок не «не старался», он не мог! Утомление привело и к нарушению почерка, и к ошибкам.