85% выпускников школ поступают в вузы. Но только 50% выпускников вузов устраиваются работать по профессии. А ведь многие из них дорого заплатили за своё высшее образование. Стоило ли оно того?

Берут всех!

В эти дни решается судьба многих выпускников школ. Станут ли вчерашние школьники студентами? Но главное — какое образование стоит того, чтобы в него вкладываться?

Чтобы получить высшее образование, сегодня не надо быть семи пядей во лбу. На бесплатные бюджетные места большинство абитуриентов и не претендуют. А на платное обучение можно поступить даже с минимальным количеством баллов ЕГЭ, особенно в частный вуз. И многие родители несут туда свои кровные, только чтобы пристроить своё чадо на ближайшие годы.

А где такой вуз?

В здании Уральского института экономики, управления и права есть парикмахерская, копировальный центр, представительство косметической фирмы, мастерская по ремонту часов и телефонов — словом, проходной двор. Приёмная комиссия на 4-м этаже.

Для того чтобы стать студентом УИЭУиП, достаточно предъявить сертификат ЕГЭ с минимальными баллами. Корреспондент «АиФ», якобы пристраивающий племянника средних способностей, поинтересовался, велик ли конкурс. «Если у вашего племянника достаточные проходные баллы, он будет зачислен, не волнуйтесь. Если вдруг абитуриентов будет больше, чем мест, всё равно всех возьмут», — ответили ему. На жалобу, что племянник балбес, родители платят, а он вылетит после первого же курса, в ответ услышал: «Не, преподы здесь лояльные. Некоторые студенты вообще не показываются на занятиях, а сессии нормально сдают».

«Этот институт я окончил 2 года назад, — рассказывает житель Екатеринбурга Данил Белозёров. — В государственный вуз поступить не смог, баллов не хватило, а туда взяли без проблем. Платили родители (в районе 60 000 руб. за год). Через 4 года получил специальность “управление предприятиями торговли и общественного питания”, но по специальности не работал. Не берут никуда. Везде спрашивают: ой, а где это такой вуз?»

В июне 2016 г. Рособрнадзор лишил госаккредитации Казанский институт предпринимательства и права. А 4 года назад корреспондент «АиФ» пришёл туда и обнаружил в самом центре Казани подворотню, где и находился вуз. С первого взгляда всё было как и во всех вузах: двери с надписями «библиотека», «медкабинет», «учебный отдел», на стенде указана стоимость обучения: 32 500 руб. на очной форме и 24 000 — на заочной. Однако ни одного студента не нашлось. Вахтёрша с ходу заявила, что они на практике. Выяснилось, что очного обучения просто нет, на занятия тоже ходить не надо — для каждого составляется «индивидуальный график». Главное — платите деньги. По­сле публикации руководство института звонило в редакцию и обещало крупные проблемы. Ну а мы написали жалобу в прокуратуру. Прошло целых 4 года, пока вуз не закрыли. Сколько же неучей за эти годы успело обзавестись его корочками юристов и эконо­мистов?

В Международном институте экономики и права в Петрозаводске получить диплом о выс­шем образовании можно, сдавая тесты на 4 и 5 за более короткий срок. Именно тесты, потому что сессий с классическими экзаменами здесь нет. Все задания, курсовые и учебные материалы студенты получают по Интернету. Приехать надо только на защиту диплома. При этом для экономистов даже не предусмотрены гос­экзамены. Стоит обучение за семестр 16 500 руб. Если не сдали сессию, не отчислят... пока платите деньги. В вузе признались, что институт пользуется спросом у тех, кто получает второе высшее образование или приходит за дипломом после колледжа.

Вкладывать в себя

Да, вузы, где образование сомнительного качества, по­степенно закроют. Но учиться надо уже сегодня. Мальчику надо спастись от армии, а девочке — не отстать от мальчиков. Куда идти, если ребёнок на олимпиадах не блистал, высоких баллов на ЕГЭ не получал?

«Я бы рекомендовал выбирать профессии, связанные с науками о человеке, — говорит Владимир Зернов, глава Ассо­циации негосударственных в­узов России, ректор Российского нового университета, — наряццду с модными сейчас IT-технологиями. Либо получить просто естественно-научное образование. Надо поступать в университет, который входит в нормальные рейтинги и в котором есть активная студенческая жизнь».

«Спрос на хороших экономистов превышает предложение, — ответил Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, д. э. н., на вопрос, надо ли гнаться за модной профессией. — То же самое с юристами и менеджерами — управленцами высокой квалификации. У них нет проблем с трудоустройством. Однако в 90-е годы технические и прочие вузы наоткрывали экономические, юридические факультеты, факультеты менеджмента, не имея для этого преподавателей, программ, опыта. Понятно, что профессиональных экономистов и юристов они не производят».

Планируйте заранее

Репетиторы, ЕГЭ, годы учёбы в вузе, мамы-папы тянут чадо из последних сил, и... диплом хранится в дальнем ящике, а человек работает менеджером по продажам. Как помочь ребёнку выбрать правильную профессию?

— В идеале родителям стоит озаботиться этим вопросом не в 10-11-х классах или при поступлении в вуз, а намного раньше, — считает Кирилл Хломов, психолог Городского психолого-педагогического центра в Москве, к. п. н. — Речь, конечно, не о том, что ребёнок уже в 5-7-х классах должен определиться с будущей профессией.

Нужно попробовать понять, что интересно, получается, приносит удовольствие. Многие родители по привычке годами водят детей в музыкальную школу или спортивную секцию. Но профессиональными музыкантами и спортсменами становятся единицы.

Чем шире у ребёнка возможность выбора различных кружков и секций, тем больше вероятность, что какая-то деятельность его зацепит по-настоящему.

Сами родители могут организовать практику для детей, договорившись с местом своей работы. Это возможность увидеть профессию в жизни. Дочка моих знакомых мечтала стать следователем, как папа. Закончила юрфак, устроилась по специальности. Увидела, что в реальной жизни работа оказалась совсем не такой, как она представляла себе по книгам и фильмам, и ушла из следственных органов.

Обязательно обсуждайте с ребёнком его будущее, помогите сформулировать цели: чего он хочет в жизни, как мечтает её прожить, какое образование и профессию надо для этого получить? Но не навязывайте детям насильно свои карьерные идеи.

А как в вузах за рубежом?

— Я преподавал в США в 4 разных университетах почти 20 лет и могу сказать, что там существует большая конкуренция между частными и государственными вузами, — говорит Александр Сидоркин, директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ. — В принципе каждый желающий может выбрать заведение по своим возможностям, не сомневаясь в его компетенции.

Да, практически все высшие заведения у них платные, но малоимущий студент может получить скидку или кредит на образование. Кроме того, там студенты могут совмещать и очную форму обучения, и работу. В России вы с одной и той же группой студентов учитесь все 4-5 лет. У них такого нет. Из общего расписания занятий студент сам составляет себе расписание, которое ему подходит.

Американские университеты тоже проходили, как и мы, процесс массовизации, но он начался у них ещё в 70-х годах, и они постепенно научились принимать у себя студентов не только продвинутых, но и тех, кого надо доучивать. У них сложилась целая система переобучения студентов, которые не дотягивают до уровня первого курса.

Главное — стать профессионалом

Позиция «За»

Антоний Швиндт, руководитель комиссии по вопросам качества образования Совета Мин­обрнауки РФ по делам молодёжи:

Качественное высшее образование открывает перед людьми практически все двери.

— Стремиться к получению высшего образования нужно по максимуму. Во-первых, выс­шее образование значительно повышает шансы на трудо­устройство, а в дальнейшем и повышение карьеры. Не секрет, что ряд работодателей отдают предпочтение выпускникам вузов, даже если на вакантную должность требуется специалист со средним профессиональным образованием. Во-вторых, качественное высшее образование формирует определённую систему мышления, владея которой можно в будущем переучиться по любым направлениям.

Раньше говорили: «Выс­шее образование учит людей учиться». И это правда. Сложно сегодня сказать, какие профессии будут востребованы через 5-10 лет. А высшая школа даёт самое главное — набор навыков, с помощью которых можно освоить любую новую профессию. Это в дальнейшем обеспечит устойчивость всем выпускникам вузов, даже если им придётся освоить другую специальность. Для них это не станет катастрофой. Они умеют учиться, добывать знания и применять их. В-третьих, ключевая задача сегодня в нашей стране — построить высокотехно­логическую экономику. Для перехода от сырьевой экономики к экономике знаний нужно большое количество выпускников, обладающих высокой квалификацией. Если мы хотим развивать нашу страну и не отставать от Запада, ни в коем случае нельзя уменьшать долю людей с высшим образованием.

Позиция «Против»

Евгений Колчев, пресс-секретарь Российского движения по повышению престижа рабочих профессий и развития проф­образования («Ворлдскиллс Р­оссия»):

Надо отучать людей от мифа, что успех в жизни обеспечивает «корочка» о высшем образовании.

— У российских родителей сложился стереотип, что выс­шее образование — счастливый билет, без которого их дети успеха в жизни не добьются. А успех обычно связывается с карь­ерой и зарплатой. Так вот и то, и другое высшее образование уже не всегда гарантирует. По данным нашего последнего исследования, средняя зарплата сварщика по стране 54 тыс. руб., начинающего экономиста или менеджера — 30 тыс. Да и карьеру на предприятии быстрее сделает специалист с опытом (во многих колледжах практика на предприятиях обязательна). Не престижно на завод идти? А разве лучше закончить экономический факультет никому не известного вуза и потом работать продавцом в супермаркете?

Молодёжь тратит 5 лет, думая, что получает профессию. А на самом деле ничего не получает, кроме «корочки». Есть примеры, когда люди, получив одно или два высших образования тех самых юристов-экономистов, не проработав и года, бросали всё и шли учиться на парикмахе­ра или повара, а потом открывали собственную сеть салонов красоты и ресторанов. Неправда, что работодатели предпочитают брать на работу людей с высшим образованием даже на специальности, где оно не требуется. Придёт сварщик, который умеет варить 4 вида сварки, — такого с руками оторвут и про диплом не вспомнят. Такие нужны везде. А зачем в каком-нибудь небольшом городе десятки экономистов и юристов с высшим образованием?