Согласно сообщению агентства Bloomberg, страны G7 предварительно определили предельные цены на российские нефтепродукты. Потолок цен на продукцию наших НПЗ должен вступить в силу 5 февраля, одновременно с европейским эмбарго. При этом стоимость дизельного топлива не должна превышать 100 долл. за баррель, мазута — 45 долл. за баррель.

Но уровни предельных цен еще не утверждены окончательно, очередной раунд обсуждения намечен на 27 января, для чего Еврокомиссия уже внесла проект решения всем странам ЕС. «Предложение было направлено правительствам ЕС, представители которых обсудят его на встрече в пятницу днем», — сообщило агентство Reuters. Согласование осложняется трудным нахождением баланса между «ограничением доходов России и предотвращением скачка цен или дефицита ключевых продуктов на мировом рынке».

Дизельное топливо является основным экспортным товаром России в категории «нефтепродукты», более 50% от общего производства дизеля мы продаем на внешних рынках. За 2021 год от общего экспорта нефтепродуктов, по данным ЦБ, Россия получила 70 млрд долл.

«В целом механизм потолка цен не вписывается в рыночные правила торговли, — поясняет эксперт фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финуниверситета при правительстве РФ Станислав Митрахович. — Поэтому оценивать обсуждаемые уровни как приемлемые или нет, справедливые или нет, нельзя.

Относительно конкретных цен понятно, почему обсуждается сразу два потолка. Мазут стоит дешевле сырой нефти, а дизель является готовым нефтепродуктом, он стоит существенно дороже. Возможно, по предельным ценам будет целая таблица с разными нефтепродуктами.

Обсуждаемый уровень в 100 долл. за баррель для дизтоплива и 45 долл./баррель за мазут примерно сопоставим с текущими рыночными ценами. Формально стоимость продаж российских нефтепродуктов впишется в этот потолок, реально мы продаем даже чуть дешевле. Но потолок же через какое-то время могут опустить! Поэтому нам в любом случае нужно пройти сейчас переходный этап и переключиться на альтернативных западных перевозчиков и страховщиков, чтобы экспортировать нефтепродукты без оглядки на потолок цен».