Донецкая и Луганская народные республики ввели внешнее управление на украинских предприятиях, расположенных на территории ДНР и ЛНР. Эксперты подсчитали: из-за этого Киев недополучит как минимум 2% ВВП.

В ночь на 1 марта истек срок ультиматума, предъявленного Киеву самопровозглашенными республиками Донбасса. На крупнейших промышленных предприятиях, которые были остановлены или находятся на грани остановки из-за устроенной украинскими националистами транспортной блокады, вводится внешнее управление. Слова «национализация» в ЛНР и ДНР, впрочем, избегают. Пока.

У кого что отберут?

Окончательный список того, что подпадёт под внешнее управление, ещё не обнародован. Но уже ясно, что речь идет о ведущих предприятиях Донбасса. В первую очередь, это активы украинского олигарха Рината Ахметова: Енакиевский металлургический завод, Макеевский филал ЕМЗ (бывший Макеевский металлургический комбинат), Енакиевский коксохим, Харцызский трубный завод, Докучаевский Флюсо-Доломитный комбинат, Комсомольское рудоуправление, Краснодонуголь, Свердловантрацит, шахта «Комсомолец Донбасса», Зуевская ТЭС, Донецкоблэнерго. Также речь идет об активах Виктора Нусенкиса (Донецксталь) — это Донецкий метзавод, Макеевский и Ясиновский коксохимы. Наконец, под управление попадают предприятия Индустриального союза Донбасса (ИСД): Алчевские меткомбинат и коксохим.

Несмотря на непримиримый конфликт между Киевом и мятежным Донбассом, до сих пор все эти заводы и шахты платили налоги в украинский бюджет. В 2016 г. с территории ЛНР и ДНР в казну Незалежной ушло более 1,2 миллиарда долларов налогов и сборов. Уплачивался в том числе и так называемый «военный налог». Эти средства шли на продолжение АТО — вооруженной операции против ополченцев. Кроме того, через крупнейшие предприятия Донбасса на украинский рынок поступает валютная выручка, что поддерживает курс гривны. При этом бюджеты республик не получали от данных предприятий ни копейки. Это перестало устраивать Луганск и Донецк. Блокада националистов, которые уже два месяца не позволяют нормально работать шахтерам и металлургам, только усугубила ситуацию.

«Полный крах украинской экономики»

Самый ощутимый удар Киев получит от перехода под внешнее управление экспортно ориентированных металлургических заводов и связанных с ними коксохимических производств. «Потеря металлургических предприятий приведет к сокращению валютных поступлений от экспорта металлопродукции и дальнейшей девальвации гривны уже в середине марта», — считает украинский экономист Виктор Скаршевский.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко прогнозирует, что урон экономики составит не менее 2% ВВП. «Мы можем потерять более миллиарда долларов только из-за падения экспорта металла. В любом случае, все это будет негативно сказываться не только на курсе гривны, но и на целом ряде бюджетных программ. Если бюджет будет невозможно выполнить, то будет урезаться социалка. Прибавьте сюда массовые сокращения рабочих мест, инфляцию и очередное снижение уровня жизни», — пояснил он АиФ.ru.

Кроме того, под удар из-за срыва поставок коксующегося угля подпадают металлургические заводы, расположенные на территории, подконтрольной Киеву. Мариупольские заводы, кстати, из-за этого уже страдают и говорят об угрозе остановки. «Если встанут металлургические предприятия Мариуполя, Украина потеряет и вовсе 12% ВВП. Потеря Мариуполя — это полный крах украинской экономики», — уверен политолог Вадим Карасев.

Убытки уже более 3,5 млрд долларов

Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький назвал конкретные последствия для казны пока только от блокады: «Убытки страны нарастают как снежный ком — от каждого вагона, не пропущенного через линию разграничения. В страну не придет как минимум 2,5 млрд долларов валютной выручки».

Президент объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александр Каленков на заседании правительства Украины озвучил ещё более впечатляющие цифры. Он уверен, что из-за блокады Донбасса Украина потеряет половину годовой валютной выручки, а без работы останутся 75 тысяч человек. «Суммарные последствия блокады для украинской промышленности — 3,5 миллиарда долларов по году, — объяснял министрам Каленков. — Нужно понимать, что в прошлом году украинский горно-металлургический комплекс снизил валютные поступления, но все равно давал 6,5 миллиарда долларов. Это половина всех валютных поступлений». По словам Каленкова, Украине грозит «потеря до 75 тысяч рабочих мест, недополучение поступлений в бюджет порядка 4 миллиардов гривен, снижение железнодорожных перевозок и так далее».

Вот так неожиданно выясняется, что две охваченные гражданской войной области Украины давали в бюджет страны львиную долю валютных поступлений. Более того, на специальном совещании с металлургами премьер-министр Украины Владимир Гройсман признался: блокада, которую упорно продолжают националисты, вынуждает украинские предприятия тратить валютную выручку на импорт угля из России, которую нынешние власти в Киеве иначе как «страной-агрессором» не называют. А это уже полная потеря лица.